Главные вкладки

    Консультация для родителей «Воспитание основ толерантности у дошкольников»
    консультация

    Несытова Анна Николаевна

    Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_tolerantnost_doshkolnikov.docx24.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

    «Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска

    Консультация для воспитателей

    «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

    Подготовил воспитатель:

    Несытова Анна Николаевна

    город Рубцовск, 2018 г

    Воспитание основ толерантности у дошкольников

    Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

     Определение слова «толерантность»:

     В испанском языке - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

    Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

     В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

    В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

    В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

     В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

    Идеи, взятые за основу:

     Относиться к окружающим с уважением.

    Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.

     Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.

     Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия).

    Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

     В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели , должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

    Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

    Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

    I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

    1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

     2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

     3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;                                                                                                     4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

     5) формирование умения определять границы толерантности.

     II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

     1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

    2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

     3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

    4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

    Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей .

    Основные принципы:

     1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

    2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

    3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

    4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

     5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

     Принципы содержания работы:

      Комплексно-тематический подход к планированию.

     Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.

      Интеграция образовательных областей.

      Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.

     Обеспечение эмоционального и практического компонентов этно толерантности.

      Построение предметно-развивающей среды с учетом современных требований.  

    Формы воспитания толерантности:

    Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

     Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

    1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

    2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

    3) русские народные подвижные игры;

     4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

    5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

    6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

    7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

     8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

    9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

    Конечно, формирование толерантности происходит  постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

    На занятиях использовать  разнообразные методические приёмы:

     1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

    - развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

     - развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

     - развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

     - гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по- разному», «Угадай, кто это?»;

    - развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

    - развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

     - регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

    - проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

     2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

    3. Этюды и упражнения направленные на:

     -  воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

    - воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

     4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. 5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

     6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

     7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

    Работа с детьми:

      Беседы

     Проекты

      Конструирование

      Видеопросмотры

      Экскурсии

     Целевые прогулки

      Фольклорные и тематические праздники

      Театрализованные представления

     Работа с родителями.

     Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовать  разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фото стенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

    Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

    Мероприятия с родителями:

     - круглый стол;

     - тренинги, семейные игротеки;

     - тематические дни в ДОУ;

     - консультативный пункт;

     - «Школа для родителей»;

    Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание основ толерантности у дошкольников (Статья)

    Воспитание основ толерантности у дошкольников....

    Консультация "Воспитание основ толерантности у дошкольников"

    В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человече...

    Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников

    Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников....

    Воспитание основ толерантности у дошкольников

    В презентации освещается тематика - воспитание толерантности у дошкольников через различные спектры мероприятий и разные виды деятельности....

    Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

    Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...