Консультация для родителей
консультация на тему

Тер-Аванесова Мариэтта Робертовна

Раннее детство очень важный период в развитии ребёнка, период

ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку

возможность получить как можно более разнообразный и полезный

чувственный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx332.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие ребёнка»

Раннее детство очень важный период в развитии ребёнка, период

ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку

возможность получить как можно более разнообразный и полезный

чувственный опыт.

От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его

умственное развитие. В основу обучения как нормально слышащих детей

раннего возраста так и детей с нарушением слуха, должно быть положено, в

первую очередь, развитие таких способностей, как подражание

воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать,

сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для

приобретения определённых умений знаний жизненного опыта.

Без достаточного развития восприятия невозможно познать

качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих

явлениях окружающего.

Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не

будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже

неверным.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний,

который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития

сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких

психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важно

развивать у ребёнка ориентировочно-познавательную деятельность и умение

воспринимать.

Познание окружающего мира малышом начинается с «живого

созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия,

представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для

возникновения более сложных познавательных процессов (памяти,

воображения, мышления). Формирование многих способностей (например,

музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений,

восприятия. В раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы

развиваются особенно активно. Этому способствует усвоение ребёнком

сенсорных эталонов как системы мерок. Только с помощью нас, взрослых, он

овладевает и начинает самостоятельно пользоваться сенсорными эталонами

цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный и др.), звуковысотной шкалой

музыкальных звуков (до, ре, ми...), геометрических форм и др. Развитие

сенсорики в этот период в значительной степени определяется и

сформированностью у детей обобщённых способов обследования предметов.

Важно научить ребёнка перцептивным действиям, умению рассматривать

предметы, ощупывать их, выслушивать и т. д.

Какие же условия наиболее благоприятны для сенсорного развития

дошкольника? Наиболее успешно сенсорное развитие осуществляется в

процессе содержательных видов деятельности (манипуляции с предметами, в

бытовой, игровой, конструкторской, музыкальной, изобразительной

деятельности). Так, зрительное восприятие, глазомер ребёнка

совершенствуется в конструкторской деятельности, когда он подбирает

нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины так,

чтобы её хватило для лепки всех частей предмета (иначе лиса может остаться

без хвоста!), всей композиции (не только для деда Мазая, но и зайчат, лодки и

т. д.).

Разнообразны приёмы и методы, помогающие развить сенсорику

ребёнка. Среди них особое внимание и интерес вызывает метод

опосредованного моделирования, которым могут воспользоваться и

родители. Суть его заключается в том, что ребёнка учат моделировать

свойства и отношения определённых объектов с помощью других предметов.

Так, например, с целью развития звуковысотного слуха детям можно

предложить игру-драматизацию, в которой участвуют игрушки, издающие

соответственно своему размеру звуки разной высоты (самые низкие звуки —

самый большой медведь-папа, более высокие звуки — медведица-мама,

самые высокие — их сынишка медвежонок).

В дошкольном возрасте активно развиваются основные виды

чувствительности (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная и др.).

Формируется в этот период и восприятие ребёнком пространства, времени,

движения.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.

Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным

путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке

малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка

воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц,

шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов,

пресной зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем

больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте,

явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На

основе таких представлений возникают мыслительные процессы,

воображение, формируются эстетические чувства.

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает

формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах,

объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с

готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки

для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное

развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у

детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете,

форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и

материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды

восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной

деятельности.

Игры для развития детей

"Мисочки - вкладыши" и "Башенки"

Цель: знакомство с величиной при выполнении практических

действий со специальными игрушками, знакомство с понятием "самый

большой".

Ход игры:

Сначала вместе с ребёнком разберите "башенку" или "мисочки-

вкладыши". Рассмотрите детали, обратите внимание, что все они разного

размера. предложите малышу самостоятельно собрать башенку или спрятать

все мисочки.

Ребёнок будет использовать доступный для него способ

примеривания, реже зрительного соотнесения. Если он не может спрвиться с

задачей и не понимает, что следует учитывать величину деталей, спокойно

объясните, что каждый раз необходимо брать самый большой вкладыш и

ставить его на предыдущий.

Важно: Начните с 2 - 3 деталей, постепенно увеличивая их

количество.
                             

"Пирамидка"

Цель: учить сравнивать предметы по величине способом

наложения.

Важно: Лучше начинать с пирамидок у которых три кольца

одинакового цвета, чтобы малыш не отвлекался на цвет. Постепенно

количество колец увеличивать.

Ход игры:

Обратить внимание на собранную пирамидку, она гладкая.

Попросите ребёнка снять колечки, рассмотрите их: найдите самое большое и

самое маленькое, обратите внимание на разный размер.

Объясните рбёнку, что надо всё время выбирать самое большое

колечко. Сначала активно помогайте, постепенно помощь сведите на нет.

"Почтовый ящик" "Доски Сегена" "Рамки - вкладыши"

"Геометрические столбики"

Цель: учить подбирать нужную форму, раскладывать фигуры,

учитывая форму.

Важно: целесообразно подключать данные игры, после того, как

ребёнок научится соотносить 1 - 2 фигуры с прорезями.

Для этого Вы сами можете подготовить материал: пустые железные

коробочки из под молочной смеси с пластиковыми крышками. На крышке

одной коробочки вырезать отверстие в форме круга, а в другой - в форме

квадрата (размер должен соответствовать деталям, которые у Вас есть дома -

шарики, кубики).

Сначала Вы учите малыша опускать только шарики в коробочку с

круглым отверстием, затем - кубики в коробочку с квадратным отверстием.

Когда малыш справится с заданием самостоятельно, следует

предложить сразу две коробочки и кубики с шариками вместе.
                                 

«В песочнице»

Цель: определять количество сыпучего материала.

Ход игры:

Предложить ребёнку насыпать песок в два одинаковых ведра, и

сравнить количество песка в них. Постепенно отсыпать песок из одного

ведра, обращая внимание. что в синем ведре песка много, а в красном мало;

также аналогично наоборот - досыпать песок.

Затем предложить насыпать песок в два разных по размеру ведра и

сравнить количество песка путём зрительного соотнесения: высыпать в две

кучки: одна кучка большая - в ней песка много, а другая маленькая - в ней

песка мало.

"Игры с водой"

1 вариант

Цель: определять количество жидкости или сыпучего материала

(если вместо воды взять фасоль, гречку, рис), практическое знакомство с

понятиями "много", "мало", "пусто".

Ход игры:

Перед ребёнком стоит пустой кувшин. Взрослый зачёрпывает

кружкой воду и наливает в кувшин. Обратить внимание, что кувшин уже не

пустой, в нём вода, но её мало.

Затем ребёнок самостоятельно доливает в кувшин воды до краёв.

Теперь в кувшине много воды.

Попросите малыша полить из кувшина на игрушку (если в ванной)

или на цветочки (если на даче). "Ты вылил всю воду и теперь в кувшине

опять пусто".

2 вариант.

Цель: та же.

Ход игры:

Взрослый наполняет пластиковые бутылки водой (воду можно

подкрасить): Одну бутылку до краё, вторую - на треть, третью - на половину.

Вместе с ребёнком сравните количество воды: где много, где мало,

где полная бутылка, где половина бутылки.

Потом попросите малыша самостоятельно налить заданное

количество: много, мало, половину.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком

заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми

темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

Вопросы родителям:

1.Как часто вы дома садитесь с ребенком играть(пирамидкой, собиранием матрешки)?
2. Какие выводы для себя вы сегодня сделали?

Задание для родителей:
Выполнить в домашних условиях игрушку по сенсорному развитию, и показать как правильно играть с этой игрушкой.


 Список используемой литературы :

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от

рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение,1978. - 96с.

3. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного

дошкольного образования / Под ред. Т.Н. Дороновой., Т.И. Ерофеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...