Консультация для воспитателей "Знакомим детей с народным творчеством".
консультация на тему

Петрова Татьяна Александровна

В данной статье раскрывается цель, задачи и основные направления работы воспитателя по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             «Знакомим  детей с народным творчеством»

    «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,  имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях,  или заимствованных у другого народа».          

                                                                                                                     К.Д. Ушинский

    В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.

    В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа проводится огромная работа. Она  способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников  с обычаями, традициями, трудом русского народа по народным календарям,  знакомит с народным творчеством. Так же работа  направлена  на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания, формирование нравственности, воспитание  любви  к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Знакомство детей с народным творчеством осуществляется путем  формирования  у детей «базиса личностной культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, традициями, особенностями культуры;

развития  художественно - творческих способностей у детей на основе усвоения народного искусства;

 создания единого образовательного пространства по реализации ООП (основной образовательной программы) ДОУ;

приобщения детей к народной культуре  посредством создания музея «Русская изба», проведения народных праздников.

Знакомство детей с народным творчеством решается через следующие задачи:

Выявить уровень знаний детей, педагогов и родителей о народных праздниках, традициях.

Знакомить  детей с культурными и духовными ценностями русского народа, его бытом, традициями.

Знакомить с празднованием народных  праздников.

Развивать познавательный интерес к истории народа.

Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

 Создавать  условия  для приобщения детей к декоративно- прикладному искусству.

Формировать у детей основы гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Направления работы по знакомству  детей с народным творчеством:

Создание предметно - развивающей среды.

Создание комнаты-музея «Русская изба ».

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Знакомство с декоративно- прикладным искусством.

Знакомство с русскими народными играми.

Театрализация русских народных сказок.

Результатом проводимых мероприятий является:

• Сформированная предметно - развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.

• Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.

Выпускник детского сада:

• самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;

• эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

• использует в речи русский фольклор;

• знает былинных и сказочных героев, умеет сопереживать им;

• знает историю русского костюма;

• Различает изделия разных народных промыслов;

• знает и умеет играть в русские народные игры;

• знает особенности русских песен, плясок, народные праздники

• знает историю своего города, семьи.

Формы работы с детьми по ознакомлению с народным творчеством:

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки в комнате -музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

Экскурсии;

Дидактические игры;

Экспериментирование с различными художественными материалами;

Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: 

Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

 Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

 Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

 эвристический (развитие находчивости и активности);

 Частично-поисковый;

 Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

 сотворчество;

 мотивационный (убеждение, поощрение).

Взаимодействие с родителями строится на следующих принципах:

-общность взглядов, средств и методов;

- взаимное доверие;

- открытость;

- целенаправленность.

Таким образом, успешность работы по знакомству детей с народным творчеством возможна только при участии родителей в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Консультация о развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное  влияние на развитие и обогащения речи ребенка...

Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"

Консультация на тему:«Использование устного народного  творчества в развитии связной речи детей дошкольников»        Воспитатель:Мачкалян...

Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"

В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Речь - чудесный дар природы  -не дается человеку от рождения. Должнопройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложитьнемало усилий, чтобы речь ребенка развивалась...

Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь до­статочное дыхание, нормальный темп...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения!...