Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"
консультация на тему

Соврасова Светлана Геннадьевна

В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №16 «Кораблик»

Консультация

 «Влияние устного народного творчества на нравственное

 воспитание детей»

                                       Подготовила:

воспитатель: Соврасова С.Г.

Саров, 2013


Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни - это неоценимое богатство каждого народа, показатель способностей и таланта народа. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа.

Устное народное творчество имеет огромное воспитательное значение. Поэтому знакомить детей с ним нужно начинать как можно раньше.

Огромной любовью пользуются у детей сказки. С ней ребенок встречается,  начиная с раннего детства, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.

Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.

В русской народной сказке заключено богатое содержание.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи.

Сказка, по мнению Л.В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения  - способности, без которой не возможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого».

Все это указывает на большие возможности сказки в нравственном воспитании дошкольников.

В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в поле «здравствуй, кумушка, хлеб да соль»)

Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, известный исследователь И.А. Ильин пишет: «сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка

Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах, поговорках, загадках и колыбельных песнях.

В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное отношение народа к окружающей действительности.

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитывавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу:

«Мал золотник, да дорог», «В Тулу со своим самоваром не ездят»,

« Волков бояться - в лес не ходить», «Долг платежом красен» и др.

Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорят: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании маленьких детей, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного и безобразного, т.е. способствовать развитию эстетических представлений детей, через установление внутренних связей между предметами, явлениями противоположными, разнородными, не имеющими, на первый взгляд, ничего общего между собой, сформировать эстетическое видение мира.

Например: «Родимая сторона - мать, чужая мачеха», «Кто в Москве не бывал - тот красоты не видал», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Птица радуется весне, а младенец матери».

Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирование активного, здорового образа жизни детей: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Пей воду - вода ума не мутит», «Здоровье всему голова, всего дороже», «Живи с разумом так и лекарей не надо».

Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения детей дошкольного возраста.

Значительное воздействие на развитие воображения у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок.

Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формируют у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений.

Велико эстетическое значение загадок. Загадывание и отгадывание загадок является своеобразной проверкой человека на его способность мыслить образами, мыслить поэтически. Соприкосновение с загадкой вызывает определенные эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью, созданных в ней образов, например:

«Я, как песчинка мал,  Я землю покрываю,  Я из воды, я с воздуха летаю,   Как пух лежу я на полях  И, как алмаз, блещу при солнечных лучах»

Тонкий юмор загадок, также вызывает восхищение:

Выпуча глаза сидит,

По-французски говорит,

 П-блошьи прыгает,

 По-человечьи плавает.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слова. Таким образом, ценность загадки в образовательной работе с детьми дошкольного возраста неоспорима.

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее близка такая форма народного творчества, как колыбельная песня, по мнению народа - спутник детства. Колыбельные песни играют громадную роль в ознакомлении ребенка с окружающей жизнью, традициями и обычаями, бытом собственного народа. Они несут пожелание добра, благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем широко использовать в семейном воспитании колыбельные песни. Дети, внимательно слушая их, быстрее засыпают, становится спокойнее, уравновешеннее. Колыбельные песни оказывают определенное терапевтическое воздействие, создавая у детей положительный эмоциональный настрой.

Таким образом, можно сделать вывод, что в семье возможно и просто необходимо использовать сказки, пословицы, поговорки, загадки и колыбельные песни. Тогда наши дети вырастут чуткими, добрыми и справедливыми детьми.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бударина        Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством., С - П., 1999 г.
  2. Комарова Т.А., Ротанова Т.А. Народное искусство в воспитании детей., М., 1997 г.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры., С -П., 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.

Устное  народное творчество в нравственном воспитании детей.В своей статье автор отмечает,что привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, по...

Консультация для воспитателей «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, ...

Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.  Малые формы фольклора являются первыми художественными...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа....

Консультация для родителей: «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, ...