Консультация для родителей: «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»
консультация (младшая группа)

Селиверстова Светлана Николаевна

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnogo_tvorchestva.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 55 комбинированного вида»

Консультация для родителей:

«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

                                                                                  Подготовила и провела:                

воспитатель высшей кв.кат.

                                                                       Селиверстова С.Н.

Саранск, 2023

             Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

 Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом.

 Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и кости, вышивка, ковроткачество, плетение кружев и т.д.

В семье, так же как в детском саду желательно при любом удобном случае использовать малые фольклорные формы, которые по словам К.Д.Ушинского раскрывают живописность русского и мордовского языка.

Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего.

 Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Особое значение имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живое разговорное слово. В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку, родители также могут использовать к месту потешку, загадку, прибаутку.

 Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят – народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок».

 В детском саду планируются занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о народной вышивке, рассматривание и описание изделий народного промысла. В нашем детском саду организован «Музей русской избы», который дети с удовольствием посещают.

Исследование педагогов доказали, что знакомство с произведениями народного искусства оказывают глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим удовольствием и вниманием слушают рассказы о народных умельцах, с удовольствием рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров декоративного искусства. Дети знакомятся с пословицами и поговорками. Взрослые рассказывают, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие. Также дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством других народов.

 Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к родному краю, ее народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Именно в семье зарождаются основы духовно-нравственного воспитания....

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей»

В нравственном воспитании детей дошкольного возраста велика роль детской литературы.«Книга – важнейший фактор воспитания»Художественная литература оказывает ...

Консультация для родителей Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогичес...

Консультация для родителей "РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ"

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....