Роль народного творчества в нравственном воспитании детей
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.
Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и кости, вышивка, ковроткачество, плетение кружев и т.д. В семье, так же как в детском саду желательно при любом удобном случае использовать малые фольклорные формы, которые по словам К.Д.Ушинского раскрывают живописность русского и мордовского языка. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Особое значение имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живое разговорное слово.
В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку, родители также могут использовать к месту потешку, загадку, прибаутку. Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят – народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок.»
В детском саду планируются занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о народной вышивке, рассматривание и описание изделий народного промысла.
В нашем детском саду организован «Музей мордовской избы», который дети с удовольствием посещают. Исследование педагогов доказали, что знакомство с произведениями народного искусства оказывают глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим удовольствием и вниманием слушают рассказы о народных умельцах, с удовольствием рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров декоративного искусства. Дети знакомятся с пословицами и поговорками. Взрослые рассказывают, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие. Также дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством других народов.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к родному краю, ее народу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.
Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и кости, вышивка, ковроткачество, плетение кружев и т.д. В семье, так же как в детском саду желательно при любом удобном случае использовать малые фольклорные формы, которые по словам К.Д.Ушинского раскрывают живописность русского и мордовского языка. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Особое значение имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живое разговорное слово.
В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку, родители также могут использовать к месту потешку, загадку, прибаутку. Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят – народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок.»
В детском саду планируются занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о народной вышивке, рассматривание и описание изделий народного промысла.
В нашем детском саду организован «Музей мордовской избы», который дети с удовольствием посещают. Исследование педагогов доказали, что знакомство с произведениями народного искусства оказывают глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим удовольствием и вниманием слушают рассказы о народных умельцах, с удовольствием рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров декоративного искусства. Дети знакомятся с пословицами и поговорками. Взрослые рассказывают, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие. Также дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством других народов.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к родному краю, ее народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"
В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника...

Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.В своей статье автор отмечает,что привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, по...

Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей.
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить. Малые формы фольклора являются первыми художественными...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа....

Консультация для родителей: «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, ...

Консультация для родителей «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»
«В произведениях народного творчестваособая воспитательная ценность,влияющая на формирование духовных и...

