Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.
статья (старшая группа) на тему

Бутенкова Светлана Рудольфовна

 

Устное  народное творчество в нравственном воспитании детей.

В своей статье автор отмечает,что привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о будущем жизненном пути. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Устное  народное творчество в нравственном воспитании детей.

Подготовил: воспитатель

Бутенкова С.Р.

      Устное  народное творчество в нравственном воспитании детей.

           Важнейшей задачей всех образовательно-воспитательных учреждений является воспитание ребенка духовно-богатой и физически здоровой личностью. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их физического здоровья, но не менее важно заложить основы и здоровья духовно-нравственного. Привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о будущем жизненном пути. Наши дети интуитивно отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Ко всему этому очень важно сохранить особенности характера, которые присущи человеку русской культуры. В основе ее синтез народности и православной культуры, суть – желание активного, творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим людям.

      О роли культурного наследия России в воспитании детей говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский в статье: «О народности в общественном». Он писал: «… воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

     Народная педагогика – это та сфера духовной и материальной жизни народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Наиболее ярко она проявляется в фольклоре – устном народном творчестве. Знакомство с фольклорными произведениями укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. Фольклор учит любить родную землю, природу, воспитывает трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и черт характера, расширяет кругозор детей.

       До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. В них содержится полный нравственный кодекс человека: любовь к родителям, Родине, верность и справедливость, любовь к труду и презрение к бездельникам, ненависть к угнетателям и бесстрашие перед врагами и грозными силами природы, чуткое и вежливое отношение к старым и старшим.

     Человек – украшение вселенной, человек – лучшее «злато». В словах произведений устного народного творчества – призыв быть достойным человеческого имени. Этот призыв по существу общечеловечен. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

         Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу можно проводить как на занятии, так и в свободное время. С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на спокойный, гармоничный, музыкально-поэтический лад. В разные режимные моменты можно использовать фольклорные произведения. Во время умывания-потешку«Водичка-водичка…»;                                                               во время причесывания-«Расти, коса, до пояса»;                                                

 во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки».

         Если петь малышам колыбельные песни, они их не только слушают, но и сами потом поют своим куклам «дочкам» и про кота - воркота и про гулей.

 Подрастая, дети погружались в мир народных сказок, песен, былин. Причем воспитательные средства, связанные с формированием определенных черт личности, очень дифференцированы. Основная цель загадок – умственное развитие, пословиц и песен – нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга. Детям можно много раз повторять одно и тоже нравственное поучение, но они останутся к нему равнодушны. Если же рассказать им сказку, проникнутую той же самой мыслью, дети будут взволнованы и потрясены ею. Многие сказки являются средствами убеждения в нравственном воспитании, они указывают на естественные последствия дурных поступков, убеждают в важности хорошего поведения. Сказки отражают мысли народа, его лучшие черты, культивируют эти черты в подрастающем поколении. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Во всех сказках страдания положительного героя и его друзей преходящи, за ними приходит радость, как результат борьбы, результат совместных усилий. Образность сказок облегчает их восприятие детьми. Сказки способствуют развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения.

        Загадки развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления действительности, сопоставлять их свойства и качества, позволяют увидеть красоту и богатство окружающего мира. Очень хорошо, с успехом можно использовать загадки,как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, необходимо учитывать их возраст. Это загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода.  Малышам можно предложить загадки,в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида(цвет, форма, величина),отмечающие те качества, которые дети хорошо знают(голос животного, повадки, чем питается), например:

             На заборе сидит  « Ку-ка-ре-ку» - кричит.

 Или

         Под полом таится, кошки боится.

  Или

        Маленькая, серенькая, живет в норке, любит корки.

          Пословицы и поговорки – общественное мнение народа: житейские советы, пожелания, поучения о добрых нравах, правилах хорошего тона, воспитании. Люди чаще употребляют пословицы и поговорки по одной, украшая ими мысль или комментируя факт. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы и поговорки, которые понятны современному ребенку. Причем дошкольнику надо вначале доступно донести смысл пословицы, затем провести беседу по содержанию и выучит её. Лучше всего дошкольники запоминают пословицы и поговорки о добре, дружбе, труде, о Родине, временах года. Пословицы и поговорки можно использовать в процессе повседневного общения с детьми.

- Робкого подбодрить: «смелость города берет».

-Если ребенок ленится: «Люди жать, а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки».

-Во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем».

-Во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут».

 -А если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь».  

 -Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, можно сказать: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой роботун».          

       В процессе  нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества можно использовать следующие формы, методы и приемы:

-«Сложные ситуации» (дошкольникам предлагают сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом; спасение главного героя.)

 -«Словесный портрет» (предлагается составить нравственный портрет героя народной сказки и  объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет)

 -«Волшебные слова» (после просмотра или прослушивания отрывка из сказки детям необходимо отгадать «волшебное  слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом)

 -«Отгадай» (детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает)

  -«Книга сказок» (составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков)

-«Путешествие по маршруту добрых дел» (дети отправляются  на специальной машине в путешествие, во время которого они останавливаются и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения).

           Для закрепления знаний об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные игры и упражнения: «Путаница» (дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают карточки с изображением животного и складывают их в два ряда: справа - диких, слева - домашних).

«Похож не похож» (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать правильность своего ответа).

 «Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одру, которая отражает несколько иную идею, чем все остальные).

  «Изобрази пословицу с помощью пантомимы» (чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют).

          Первой школой для ребенка являются русские народные игры – это уроки жизни, которые учат ребенка общению с другими людьми, готовят к труду, к взрослой жизни. Посредством игры прививается уважение к существующему порядку вещей, к правилам поведения. Игры требуют много движения, находчивости, смекалки, оказывают большое влияние на развитие ума, характера, воли, воспитывают нравственные чувства, создают позитивный духовный настрой. В процессе игры дети очень рано включаются в процесс самовоспитания, которое происходит стихийно, цели же возникают в процессе игры, в соответствии с результатом и достижениями.

             Таким образом, устное народное творчество играет большую роль в формировании личностной культуры каждого человека.  Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки - исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли: их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений, фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.

Библиография:

  1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. - 400с.
  2. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. - 159с.
  3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957 -240с.
  4. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
  5. Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. :

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput57.htm