Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей.
консультация (подготовительная группа) на тему

Никифорова Оксана Юрьевна

Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей.

 

      За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошкольных учреждений. Повсеместно стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости, творчества многих поколений.

        Народное искусство – это глубокий, незамутненный источник художественных образов, доступных пониманию детей. Действительно, умелое использование народного искусства является важным средством для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного края. Решению этой задачи способствуют беседы, посещение музеев народного творчества, специальные занятия и, конечно, праздники.

    Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Дети не только знакомятся с народными традициями, но и вносят полученные знания, опыт в свою повседневную жизнь. Мудрость народной культуры делают и их более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни. В дошкольном возрасте это только первые встречи, первое знакомство детей с истоками отечественной культуры. Праздники и развлечения на фольклорном материале несут радость и духовную красоту в жизни ребёнка, воспитывают в нём любовь к родной природе, уважению к культурному наследию народа, формируют  гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу.

     Фольклорные праздники связанны с различными сезонными обрядами:

                   - Слава хлебу на столе,

                   - Осенняя Ярмарка,

                   - Зимние святки,

                   - Колядки,

                   - Веснянки и т. д.

   В работе с детьми мы используем:

       - народные песни для слушания ( в исполнении взрослых, аудиозаписи) и разучивания;

       - хороводы, танцы;

       - народные игры;

       - мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций;

       - народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

       Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем.

       - Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.

       - Способствует развитию памяти: в произведениях устного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

       - Влияет на оздоровление организма в целом. Многие потешки выполняются с движением рук, что доставляет детям радость и помогает самостоятельно делать массаж кистей рук, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук.

      - Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

      - Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух. Некоторые из них можно инсценировать, при этом передавать содержание только движениями.

      - Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность.     

           Главное, не нужно забывать, не только приобщить детей к народному творчеству, но и доставить радость и вызвать желание у детей проявить свои творческие способности на фольклорных праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnoe_tvorchestvo.doc31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей.

      За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошкольных учреждений. Повсеместно стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости, творчества многих поколений.

        Народное искусство – это глубокий, незамутненный источник художественных образов, доступных пониманию детей. Действительно, умелое использование народного искусства является важным средством для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного края. Решению этой задачи способствуют беседы, посещение музеев народного творчества, специальные занятия и, конечно, праздники.

    Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Дети не только знакомятся с народными традициями, но и вносят полученные знания, опыт в свою повседневную жизнь. Мудрость народной культуры делают и их более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни. В дошкольном возрасте это только первые встречи, первое знакомство детей с истоками отечественной культуры. Праздники и развлечения на фольклорном материале несут радость и духовную красоту в жизни ребёнка, воспитывают в нём любовь к родной природе, уважению к культурному наследию народа, формируют  гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу.

     Фольклорные праздники связанны с различными сезонными обрядами:

                   - Слава хлебу на столе,

                   - Осенняя Ярмарка,

                   - Зимние святки,

                   - Колядки,

                   - Веснянки и т. д.

   В работе с детьми мы используем:

       - народные песни для слушания ( в исполнении взрослых, аудиозаписи) и разучивания;

       - хороводы, танцы;

       - народные игры;

       - мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций;

       - народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

       Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем.

       - Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.

       - Способствует развитию памяти: в произведениях устного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

       - Влияет на оздоровление организма в целом. Многие потешки выполняются с движением рук, что доставляет детям радость и помогает самостоятельно делать массаж кистей рук, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук.

      - Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

      - Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух. Некоторые из них можно инсценировать, при этом передавать содержание только движениями.

      - Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность.    

           Главное, не нужно забывать, не только приобщить детей к народному творчеству, но и доставить радость и вызвать желание у детей проявить свои творческие способности на фольклорных праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Народное творчество в музыкальном воспитании детей»

План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ....

Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.  Малые формы фольклора являются первыми художественными...

«Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

                                 Устное народное творчество является для детей дошкольного возраст...

Приобщение детей к народному творчеству в музыкальном воспитании дошкольников

Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благородная задача. Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре и искусству. Поэто...

Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество является для детей дошкольного возраста одной из форм познания мира и природы, помогает ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, посте...

Консультация для родителей: «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, ...

Консультация для родителей «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

«В произведениях народного творчестваособая воспитательная ценность,влияющая на формирование духовных и...