Главные вкладки

    Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
    методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

    Замятина Ирина Геннадьевна

    Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего дошкольного возраста №1, воспитатель Замятина И. Г. Актуальность проекта: Дети мало знакомы с народным творчеством, как в устной форме (сказки, потешки), так и с прикладной (народные промыслы). Современные сказки и мультфильмы не дают детям реального героя (доброго, умного, смекалистого), которому хотелось бы подражать. Сказка – это одно из самых древних средств нравственного воспитания. Дети любят слушать сказки, небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ни одно развлечение не обходится без сказочного персонажа, как интересно самому превратиться в сказочного персонажа и побывать в волшебной стране.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sankt.docx12.65 КБ
    Файл proektnaya_deyatelnost.docx24.42 КБ

    Предварительный просмотр:

                               Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

                                                  Детский санаторий «Пионер» (Психоневрологический)

                             

    Проект на тему: Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

                                                                                                  Воспитатель СПБ ГБУЗ

                                                                                                           «Детский санаторий «Пионер»

                                                                                                   (психоневрологический)

                                                                               Замятина И.Г.

    2018



    Предварительный просмотр:

    Разработка проекта

    По теме:

    «Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников»

    Вид проекта: познавательно-игровой

    Тип проекта: информационно-творческий

    Продолжительность: краткосрочный

    Участники проекта: дети 1 группы, воспитатель Замятина И. Г.

    Актуальность проекта:

    Дети мало знакомы с народным творчеством, как в устной форме ( сказки, потешки), так и с прикладной ( народные промыслы). Современные сказки и мультфильмы не дают детям реального героя ( доброго, умного, смекалистого), которому хотелось бы подражать. Сказка – это одно из самых древних средств нравственного воспитания. Дети любят слушать сказки, небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ни одно развлечение не обходится без сказочного персонажа, как интересно самому превратиться в сказочного персонажа и побывать в волшебной стране. Познавая окружающий мир посредством устного народного творчества дети осваивают словесные образные обозначения предметов и явлений наряду с этим идет важная часть занятий по развитию речи, работа над формированием словаря.  

    Интеграция образовательных областей в ходе проекта:

    - художественно-эстетическая

    - познавательная

    - социально коммуникативное

    - речевое

    - физическое

    Цели

    - выявить значение устного народного творчества в системе воспитания  детей;

    - приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами, сказками;

    - обогащать чувства детей, воображение, речь, фантазию;

    - воспитывать чуткое отношение к народному творчеству в любых формах.

    Задачи

    - развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать, отвечать на вопросы;

    - воспитывать интерес к художественному слову;

    - разучивать потешки;

    - подготовить инсценировку по сказке «Заюшкина избушка»;

    - провести викторину по знакомым сказкам и потешкам;

    - инсценировка сказки «Заюшкина избушка»;

    - игры «Гори-гори ясно», «Зайцы и волк».

    Направленность развития деятельности

    комплексная, познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная.

    Критерии оценки эффективности проекта

    - участие всех детей

    - выполнение всех задач

    Предварительная работа

    - подбор и выставка книг с известными русскими сказками

    - подбор материала по теме ( сказки, потешки, загадки, иллюстрации, дидактические игры, пазлы, аудио-видео диски, настольный театр)

            

    Практическая часть проекта

    Виды детской деятельности

    1. Познавательно-речевое развитие:

    - слушание, просмотр сказок

    - обсуждение главных героев, ответы на вопросы по тексту

    - заучивание потешек, рифмовок, закличек

    - рассматривание, описание иллюстраций к сказкам

    - отгадывание загадок

    - разучивание игр со словами

    - инсценировка сказок в настольном театре

    - собирать пазлы на тему сказок.

    2. Художественно-эстетическое развитие

          - лепка сказочных героев

          - аппликация «Колобок»

    3. Физическое развитие

          - разучивание игр со словами и действиями «Гори-гори ясно», «Зайцы  

            и волк»

          - эстафета «Собери сказку»

    4. Музыкально-игровая деятельность

          - хороводы

          - инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

    Практическая значимость

    - обобщение знаний

    - развитие умений отгадывать загадки, викторины

    - развитие умения слушать, сопереживать

    - развитие артистических способностей

    - развитие слуховой, зрительной памяти

    - развитие речи

    - воспитание интереса к устному народному творчеству.

    Вывод

     Во время проекта дети познакомились с русскими народными сказками, научились распознавать положительных и отрицательных героев, выучили много потешек, а так же приняли участие в народных играх, хороводах, в инсценировке сказки, закрепили навыки и умения в лепке, аппликации.

    Материалы для знаний

    1. Викторина «Продолжи, отгадай».

    Кто помог зайцу в лесу

    Выгнать хитрую лису?

    Кто заставил ее испугаться?

    И из домика быстро убраться?                        «Заюшкина избушка»

    Побежала Машенька братца догонять

    Печке, речке яблоньке пришлось ей помогать.            «Гуси-лебеди»

    Мамой притворился

    Знал в обмане толк

    Всех козляток съел он

    Злой, зубастый….. волк.                                «Волк и козлята»

    Посадили в огороде

    Холили, лелеяли

    А потом тащили дружно

    И, конечно ели                                           «Репка»

    За грибами в лес пошла

    Маленькая Маша

    Случайно заблудилась

    Избушку нашла                                           «Три медведя»

    В этой избушке

    Жили зверюшки:

    Мышки-подружки,

    Лягушка-квакушка,

    Зайка-побегайка

    Только Мишка жить не смог

    Этот домик – Теремок.                                    «Теремок»

    Потешки для заучивания

     

    Ваня, Ваня простота,

    Купил лошадь без хвоста,

    Сел задом наперед,

    И поехал в огород.

    Скок поскок, сколочу мосток,

    Серебром замощу,

    Всех ребят пущу.

    Ходит кот по лавочке,

    Держит кошку за лапочки,

    Топы, топы по лавочке,

    Цапы, цапы за лапочки.

    Мыши водят хоровод,

    На лужайке дремлет кот,

    Тише мыши, не шумите,

    Кота Ваську не будите,

    Вот проснется Васька кот,

    Разобьет Вам хоровод.

    Тили, тили, тили бом,

    Загорелся Кошкин дом.

    Кошка выскочила,

    Глаза выпучила,
    Бежит курица с ведром,

    Заливает Кошкин дом.

    - Кисонька – мурысонька, ты где была?

    - На мельнице

    - Кисонька – мурысонька, что ты там делала?

    - Муку молола

    - Кисонька – мурысонька, что из муки пекла?

    - Прянички

    - Кисонька – мурысонька, с кем пряники ела?

    - Одна

    - Не ешь одна

    - Не ешь одна

    - Не ешь одна

    - Не ешь одна

    Посылали молодицу

    Под горушку по водицу

    А водица далеко

    А ведерко тяжело

    Наша Катя подрастет

    Катя силы наберет

    Будет по воду ходить

    Ведра красные носить.

    Наша-то хозяюшка

    Сметлива была

    Всем в избе работушку

    К празднику дала

    Кошечку собачка лижет язычком

    Мышка собирает крошку под столом

    По столу котище лапою скребет

    Половичку курочка веничком метет

    3.  Иллюстрации к потешкам

    4.  Игры-хороводы «Гори-гори ясно». «Паучок», «Волк и зайцы». Песня «Веснянка»

    5.  Инсценировка «Заюшкина избушка»

    6.  Сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят»,

        «Гуси-лебеди»

    7.  Дидактическая игра «Наши сказки»

    8.  Сказки на DVD «Гуси-лебеди», «Теремок», «Волк и семеро козлят»

    9.  Пазлы «Колобок», «Курочка Ряба»

    10. Подбор книг и иллюстраций по теме.

    11. Игра «Волк и заяц»

       1. Восп: «Скачут зайцы весело под елкой. Вот они пустились в пляс ( дети ходят хороводом ( волк в середине круга или за кругом на стульчике))

                  Эй, зайчишки, не боитесь волка?

          Зайцы: - Он поймать не сможет нас

                - Серый волк выходи…

          Волк: - Шапку надеваю.

    1. Восп: « Скачут зайцы весело под елкой. Вот они пустились в пляс ( руки на поясе, выставляют пятку_

    Эй, зайчишки не боитесь волка?

          Зайцы: - Он поймать не сможет нас

                - Серый волк выходи

          Волк:  - Шубу надеваю.

    1. Восп: «Скачут зайцы весело под елкой. Вот они пустились в пляс ( дети ходят хороводом ( волк в середине круга или за кругом на стульчике))

          Эй, зайчишки, не боитесь волка?

          Зайцы: - Он поймать не сможет нас

                - Серый волк выходи…

          Волк: - Всех поймаю я сейчас.

    Итоговое занятие.

    1. Мы с вами, дети, знакомились целых две недели с русскими народными сказками, читали, смотрели мультфильмы, обсуждали героев сказок, учили потешки, собирали пазлы с этими сказками, инсценировали некоторые из них: «Репка», «Колобок» и др. И сейчас мы проверим, как Вы запомнили эти сказки.
    2. Формирование интереса и потребности в чтение сказок: «Лисичка-сестричка и волк», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди».

    П. - Викторина.

    1. Сейчас я вам буду называть сказочных персонажей, а вы будите говорить какие они, называть их качества: лиса, заяц, волк, коза, Манечка, петух, кот, медведь.
    2. Все эти сказки написал и придумал народ (дедушки, бабушки, мамы, папы). Когда-то давным-давно книг не было, а если и были, то они были не доступны простым людям, детям, поэтому люди сочиняли волшебные сказки, потешки, часто выходили на улицу, водили хороводы, пели песни, частушки, играли в игры, прыгали через костер. И сейчас мы с вами сыграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно», «Волк и зайцы», «Паучок».
    3. На выставке у нас висят картинки с потешками, давайте вспомним их (потешки по картинкам).
    4. Эстафета «Собери сказку»
    5. А сейчас ребята покажут Вам сказку «Заюшкина избушка»

    П. - У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, а у зайки стоит по старому. Захотела лиса у зайчика погреться, да его и выгнала. Сидит зайка под кустом и плачет. Идет (собака, волк, медведь, петух)

       8. Заключительная часть.

            Все ребята принимали участие в нашем проекте, играли, рассказывали потешки, танцевали, отгадывали загадки. Теперь они сами могут рассказывать

          сказки своим друзьям и маленьким сестренкам и братишкам. Они теперь знают, что добрых, отзывчивых, смелых все любят, а злых, хитрых нет.

    Темна ноченька – не спится,

    Моя Танечка боится.

    Ты собачка, не лай

    Мою Таню не пугай!

    Улитка, улитка!

    Покажи свои рога,

    Дам кусок пирога,

    Пышки, ватрушки.

    Сдобной лепешки.

    Не плачь, не плачь –

    Куплю калач.

    Не плачь. Дорогой –

    Куплю другой.

    Не плачь, не кричи –

    Куплю тебе три.

    Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Масляна головушка,

    Шёлкова бородушка,

    Что ты рано встаешь,

    Голосисто поешь,

    Ване спать не даешь?

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша,

    Как у котика усы

    Удивительной красы,

    Глаза смелые

    Зубки белые.

    Огурчик, огурчик!

    Не ходи на тот конечик-

    Там мышка живет,

    Тебе хвостик отгрызет.

    Сидит белка на тележке

    Продает она орешки:

    Лисичке-сестричке.

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому.

    Заиньке усатому.

    Кому в платок,

    Кому в зобок,

    Кому в лапочку.

    Ай. Ду-ду, ду-ду, ду-ду!

    Сидит ворон на дубу,

    Он играет во трубу

    Во серебряную.

    Труба точеная,

    Позолоченная,

    Песня ладная,

    Сказка складная.

    Божья коровка,

    Черная головка,

    улети на небо,

    принеси нам хлеба,

    Черного и белого,

    Только не горелого.

    Баю-бай, баю-бай,

    Ты, собачка, не лай,

    Белолапа, не скули,

    Мою Таню не буди!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества»

    Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фол...

    "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

    Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

    Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

    В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

    Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

    Описание педагогического опыта посвящено теме нравственного воспитания в течение всего периода дошкольного возраста....

    ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

    Произведения народного фольклора - источник народной мудрости, нравственная проповедь, формирующая православное мировоззрение. Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Это богатс...

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

    Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства  (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...