Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»
    материал на тему

    Жирова Екатерина Николаевна

    Родительское собрание способствует повышению компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_temu.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему: «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»

    Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. 

    Ход собрания

    1. Ознакомление  родителей с темой и целью собрания. 

    Гендер - что это такое?

    Может, это мандарины?

    Может, это чья – то шляпа?

    Или чей – нибудь зверек?

    И зачем нам нужен гендер?

    Чтобы разводить цветочки?

    Рассадить их по горшочкам

    Или посадить в чулок?

    Гендер – это мама с папой,

    Это милые детишки

    Это платья и штанишки,

    Гендер – это наша жизнь!

    Это сила, это храбрость,

    Это нежность и отважность

    Очень разных двух миров.

    Гендерное воспитанье

    Важно для образованья.

    Важно, чтобы быть счастливым

    Гендер – это наша жизнь!

    В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер»(от англ. «род») и «гендерное воспитание».

    В педагогике термин «гендер» позволяет избавится от характерного биологического понятия слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных способностей.

    Очень долго, начиная с советских времен, на эту проблему внимания никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды: дети –младенцы, дети- дошкольники, дети – школьники и т. д.

    В той семье, где есть мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по- разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.

    1. Опрос родителей

    Воспитатель. Прежде чем перейти к раскрытию темы я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:  

    • с какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола;
    • нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему;
    • испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания;
    • какие черты характера следует формировать у девочек;  
    • какие черты характера следует формировать у мальчиков;
    • считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему.

    1. Психологическая разминка «Кто же они? Девочки и мальчики».

    Воспитатель. Уважаемые родители, давайте подведем итог нашему опросу, определим что же для вас означает такие слова как «мальчик» и «девочка».. Сделаем психологическую разминку.  Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я пущу по кругу клубок, вы отвечаете, разматывая клубок и передаете следующему. Когда клубок пройдет по кругу и вернется к первому участнику, ответьте, пожалуйста на вопрос, что по вашему мнению не должны делать девочка и мальчик.

    Звучит детская музыка. 

    1. Сообщение воспитателя о гендерном воспитании детей в семье

    Уважаемые родители!

    В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

    Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

    Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

    В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

    И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

    В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.

    Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи.  По-разному происходит и полоролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

    Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

    Поэтому именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния.

    Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

    • От отношения родителей к ребенку,
    • От характера родительских установок,
    • От привязанности матери к ребенку,
    • От привязанности ребенка к матери,
    • От роли отца в воспитании ребенка,

    Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

    Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек — в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

    Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

    У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

    Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

    Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

    По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

    Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.

    Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует полоролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

    1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

    2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

    3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

    Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.

    1. Подведение итогов собрания

    Воспитатель. В конце собрания давайте выделим основные рекомендации по гендерному воспитанию детей:

    • Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».
    • Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
    • Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты, так как воспитывают не словом, а делом.
    • Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.
    •  Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
    •  Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.
    • Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
    •  Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ.

    Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. Поэтому необходимо учмтывать индивидуальные различия мальчиков и девочек ...

    Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

    Советы для родителей о подходе к воспитанию девочек и мальчиков....

    Методические рекомендации для родителей " Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье"

    методические рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек в семье...

    Сценарий родительского собрания в старшей группе «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»

    Сценарий родительского собрания в старшей группе«Родителям о воспитании девочек и мальчиков»...

    Родительское собрание на тему: «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»

    Родительское собрание   по направлению "гендерное воспитание" на тему "ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ"...