Главные вкладки

    Сценарий родительского собрания в старшей группе «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»
    материал (старшая группа) на тему

    Соловьёва Светлана Дмитриевна

    Сценарий родительского собрания в старшей группе

    «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx26.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий родительского собрания в старшей группе

    «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»

    Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

    Форма проведения: встреча.

    Участники: воспитатели, родители.

    Необходимое оборудование: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для записей, библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков.

    План проведения:

    1.Вступительная часть.

    2.Задания для родителей

    3. Памятка «Чем отличаются мальчики от девочек»

    4. Советы по воспитанию мальчиков и девочек

    5. Решение собрания

    Ход мероприятия

    Уважаемые родители!

    Наше собрание посвящено воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшнего собрания «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».
    Прежде чем перейти к раскрытию темы я предлагаю ответить на следующие вопросы:
              1. Нужно ли чтобы дети этого возраста взаимодействовали с противоположным полом?

    2. Что рассказывает ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?

     Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

     Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик .

    Каждая возрастная группа детей по -  разному осваивает гендерные роли.

    Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

     Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

    Ребенок 3 лет имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическе и т.д.).

    В 4 – 5 лет ребенок способен обозначать свою гендерную принадлежность, аргументировать ее по ряду признаков («я мальчик, я ношу брючки, а не  платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын,  внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина.

    В 5 – 6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование отдельных ее сторон уже гораздо менее эффективны.

    В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление от своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления, эмоций, чувств, специфика гендерного поведения).

    В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин.

    К 7 годам дети определяют перспективы взросления в связи с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

    Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.

    Задание № 1 - "Ладошки".
    Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.

    Задание №2 - "Девочки это:, мальчики - это:".
    Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики – это… мальчики должны быть….; а родителям девочек - "девочки это - …, девочки должны быть….".

    Задание № 3 - "В Детском мире".
    Не печенье, не ватрушки,

    Не сметану, не кефир-
    Покупаем мы игрушки

     В магазине "Детский мир".

     Тут машинки, зайки, мишк

    Вот мячи. А вот шары-

    Мамы, папы выбирайте

    Вашим милым шалунишкам,

    Все что нужно для игры.
             Представьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор. 
    Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи. 

    Задание №4 «В гостях у сказки».

    Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.

    Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему. 
    Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: 

       -"мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;

    -"женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;

    -"смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

    Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические познавательные процессы развиваются по – разному.

     Задание №5

    Я хочу предложить Вам небольшую игру. Разделимся на 3 группы (группа родителей девочек, группа родителей мальчиков и  группа родителей имеющих оба пола детей - эксперты).

    Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам:

    Нежность    Ласковость     Мужественность    Застенчивость

    Смелость     Находчивость     Отзывчивость      Забота

    Решительность     Стеснительность      Красота

    Стремление помочь

    Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек.

    Чем отличаются мальчики от девочек:

    Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;

    Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;

    Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой иперетянув через голову;

    Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;

    Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;

    Девочки – ладонью;

    Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;

    Девочки поворачивают только голову;

    У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;

    Девочки дышат грудью;

    Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;

    Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;

    Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;

    Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;

    Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.

    Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;

    Пояс на халате завязывают ниже пупка;

    Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии;

    Уши затыкают ладонями;

    Уши затыкают пальцами;

    Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;

    Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;

    Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;

    Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;

    Исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.

    Советы по воспитанию мальчиков и девочек:

    Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

    Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.

    Используйте различные головоломки для девочек.

    Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

    Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

    Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям  обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

    Итог собрания:

    Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?

    Итак, мы с Вами рассмотрели важные вопросы гендерного воспитания,  надеюсь, что информация была полезна  в этом направлении.

    Решение собрания:

    1.Уделять внимание гендерному аспекту в вопросах воспитания девочек и мальчиков.

    2.Принять во внимание содержание памятки.

    3.Прислушаться к  советам по воспитанию девочек и мальчиков.

    Литература:

    1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. — М., 1986.
    2. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб. Питер, 2005.
    3. Введения в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов. М.: Аспект Пресс, 2005.
    4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. — СПб.: Тускарора, 2000. — 180 с.
    5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004.
    6. Попова Л.В. Гендерная социализация в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике : теория и практика / под ред. Л.В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001 . С. 40—47.
    7. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.- 160 с;
    8. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: « Воспитание самостоятельности у младших дошкольников»

    В групповой комнате оформлен стенд с фотографиями детей в процессе различных режимных моментов:»Посмотрите, мама, папа, я уже большой»Сценарий родительского собрания в младшей группе на тему: « Воспит...

    Родительское собрание в старшей группе "Родителям о воспитании мальчиков и девочек"

    Материал к родительскому собранию по гендерному воспитанию дошкольниковРекомендации  родителям: "Воспитание и обучение ребёнка с учетом пола"    ...

    Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)

    Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...

    "Старшая группа, что это значит" - сценарий родительского собрания в старшей группе

    Предлагаю вашему вниманию сценарий родительского собрания в старшей группе на первый квартал учебного года. Одной из главных задач считаю - содействовать эмоциональному сближению всех участников образ...

    Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему "Семья-основа воспитания"

      Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников содействует сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность детского сада, по...

    Сценарий родительского собрания в средней группе «Б» «Особенности воспитания и обучения детей 5-го года жизни»

    Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

    конспект родительского собрания в старшей группе "Обучение и воспитание детей в старшей группе"

    конспект родительского собрания в старшей группе "Обучение и воспитание детей в старшей группе"...