Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Ларина Татьяна Валентиновна

Формирование экологической культуры у детей старшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_ekologii_.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование.

«Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой».

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

        Цели: 

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

2.Воспитание гуманного отношения детей к природе.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  • Провести открытое занятие для педагогов детского сада по теме: «Путешествие с медвежонком в весенний лес». 

Предполагаемый результат:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Этапы самообразования:

  1. Подбор и изучение методической литературы.
  2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.
  3. Формирование опыта по теме.
  4. Внедрение в практику.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Природа окружает ребенка с ранних лет. Общение  

 с природой положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. И наша цель - научить детей бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи - как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

В старшей группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

                                Отчет по самообразованию

     Воспитателя старшей группы детского сада № 73 Лариной Т.В.

    По теме: « Экологическое воспитание дошкольников в процессе  

                         ознакомления с природой »

В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников,  мною были проведены следующие мероприятия: проводилась работа в повседневной жизни в форме дидактических игр: «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает»?, «Загадки на узнавание деревьев,  цветов, животных». отчётное занятие в конце года «Путешествие с медвежонком в весенний лес».

Мною проводились наблюдения за природными объектами, а также используется в  работе систематическое наблюдение детей за ростом растений на подоконнике.

В процесс экологического воспитания организовывались прогулки и занятия, на которых дети рассматривают растения, наблюдают за жизнью животных, птиц, насекомых, оценивают их.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики". Через игры они научились определять силу и направление ветра.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

Привлекала внимание дошкольников с помощью загадок, сказок, потешек, поговорок, которые легко входят в жизнь ребенка. Широко использовалась специально подобранная литература, содержание которой сочетается с сочетанием других видов деятельности; знакомила детей с произведениями различных авторов, которые ярко отражают события в природе. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг.

Организуется регулярная и разнообразная деятельность на участке детского сада, познавательное – проведение наблюдений, практическое – создание и поддержание необходимых условий для содержания живых существ, зимняя подкормка птиц в кормушках. На территории детского сада имеется экологическая площадка обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Во время таких занятий используется эмоционально-доброжелательное взаимоотношение с живыми существами.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживают за цветами: рыхлят, поливают, опрыскивают,  удаляют сорняки.

Проводились праздники, досуги, такие, как; «Праздник осени»,  где у детей формируются широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, вызывающие яркий эмоциональный отклик.

Проводились занятия по рисованию: «Солнышко»,  «Птички»,  «Деревья зимой» , «Осенние листочки», « Деревья весной», « Бабочка – красавица»  по аппликации  «Елочка»,  «Божья коровка»,  « Ледоход – на реке »  по лепке «Гусеница»,  «Зайка»,  «Уточка»   и другие.

Ежегодно осенью проводится конкурс на тему: «Осенние поделки», где принимают участие дети и родители.

.Весной проводился конкурс « Весеннее настроение » , в котором так же принимали участие   дети и родители. Были выполнены различные работы: рисунок, аппликация, поделка.

Литература по самообразованию.

 1. Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» // Дошкольное воспитание, 2003, № 12.

2. Зебзеева  В.А. « О формах и методах экологического образования дошкольников»  // Дошкольное воспитание, 1998, №  7. – С. 45-49.

3. Зенина  Т.  «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»  // Дошкольное воспитание, 2000, № 7. – С. 58.

4.Молодова Л.П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию», Интерпрессервис, Современная Школа,» 2005

5. Николаева С.Н.  «Совместная деятельность взрослого и детей»  // Дошкольное воспитание, 2000, № 5. – С. 36.

6. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада 4-5 лет. М. 2014

7.Рыжова  Н.А. «Наш дом  - природа», –  М., 1996

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

Статья для педагогов детского сада на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой в соответствии с ФГОС ДОУ».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:·         воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспита...

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Борского района

Экологическое воспитание - достаточно новое направление работы непосредственно связанное с наукой экологией и ее ответвлениями....

"Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой"

Как сформировать у детей бережное отношение к природе....