Организация развивающей среды в группе раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ермилова Ольга Владимировна

Здравствуйте уважаемые коллеги! Рады видеть вас в группе раннего возраста. Надеюсь, что переступив порог нашей группы, вы оказались в ярком, неповторимом мире детства, в котором созданы все условия для насыщенной и интересной жизни малыша. Основа развивающей среды нашей группы – это условия приближенные к уютной домашней обстановке. Здесь всё доступно для ребёнка, и его развития, в том числе и самостоятельного. Дети раннего возраста очень любознательные и их привлекает абсолютно всё. И мы стремимся не только удовлетворить его познавательный интерес, но и развить его. Поэтому вы можете увидеть в нашей группе все разнообразие развивающих центров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_2_gruppa_1.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды

в группе раннего возраста № 2 в соответствии с ФГОС ДО

Ольга Владимировна Ермилова, воспитатель группы № 2 МОУ Центра развития ребенка № 11

Здравствуйте уважаемые коллеги! Рады видеть вас в группе раннего возраста. Надеюсь, что переступив порог нашей группы, вы оказались в ярком, неповторимом мире детства, в котором созданы все условия для насыщенной и интересной жизни малыша. Основа развивающей среды нашей группы – это условия приближенные к уютной домашней обстановке. Здесь всё доступно для ребёнка, и его развития, в том числе и самостоятельного. Дети раннего возраста очень любознательные и их привлекает абсолютно всё. И мы стремимся не только удовлетворить его познавательный интерес, но и развить его. Поэтому вы можете увидеть в нашей группе все разнообразие развивающих центров.

Но педагог должен суметь спровоцировать интерес ребёнка и выстроить развивающую среду, чтобы она постоянно побуждала ребёнка к действию.

Например, на этой неделе тема - Птицы. И так как для маленьких детей самая узнаваемая птица – курочка и петушок, то их мы и проводим через все центры. С самого утра детей встречает в приёмной петушок.  Обыгрывая встречу, сообщаю детям, что петушок пришёл познакомиться с ребятками. А чтобы им было интересно, принёс в подарок много интересных вещей. Дальше, пройдя в группу, дети в каждом центре замечают птиц.

В художественно-эстетическом центре их ждут раскраски с цыплятами, (таким образом есть возможность использовать информационные ресурсы- компьютер), тут же можно слепить зёрнышки для птиц.

В музыкальном центре можно проиграть песенку на металлофоне «Вышла курочка гулять», а в театральном – обыграть сказку «Курочка Ряба».

В центре развития речи выставлено много разных книг, но ближе всех к детям в этот день мы выставляем книги с иллюстрациями птиц. У нас в группе много музыкальных книг, где так же есть песенки про курочку.

В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета.  И тут тоже их встречают птицы, но уже водоплавающие- утята, с которыми детям будет интересно поиграть. Малыши любят такие игры.

В центре природы подобраны растения в соответствии с возрастом детей, которые размещены на уровне роста детей. Это позволяет детям наблюдать за тем, как ухаживают за комнатными растениями взрослые, а также помогать им, протирая листочки и поливая растения.

Аквариум с рыбками, отражает хоть и маленький, но мир живой природы, вызывает желание заботиться об обитателях аквариума, кормить их.

Здесь же, в центре природы, представлены в большом количестве настольные игры, детская познавательная литература с красочными иллюстрациями, но в самом ближайшем доступе к ребёнку, на передний план выложены дидактические пособия с изображением птиц, а также предметные картинки различных серий.

Ведущей игровой деятельностью в раннем возрасте является предметная, но в группе, как видите, имеется игровое оборудование для развития предпосылок к сюжетно-ролевым играм.

Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, кухня, кресла, диванчик, на которых могут сидеть и куклы, и дети.

Кровать, набор столовой и чайной посуды, коляски для кукол. Центр игровой деятельности расположен так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. На первоначальном этапе, играя с детьми в ту или иную элементарную ролевую игру («Покормим куклу Машу», или «Кукла Маша заболела») и, принимая на себя главную роль в игре, побуждаю детей к расширению круга участников игры: у куклы Маши есть не только мама, но и папа, бабушка. Так, побуждая малышей, действовать в развивающей игровой среде, мы способствуем их социально-коммуникативному развитию, формируем умение уступать друг другу, договариваться, воспитываем желание играть вместе со сверстниками.

Чтобы предметная среда была постоянно привлекательна  и интересна для детей, используем принцип её вариативности и трансформируемости. Добавляя или заменяя атрибуты игровой среды, переставляя игровые модули, видоизменяем её. Дети сразу замечают изменения в группе, и снова пробуждается интерес даже к тем игрушкам и играм, которые, казалось бы, им уже надоели и перестали интересовать.

Вот, например, на полке стоит кровать для кукол– это кукольная спальня. Но стоит эту кроватку накрыть белым чехлом, выложить  рядышком чемоданчик доктора, как эта спальня превращается в больничку. И вот уже ребёнок пытается надеть белый халатик и стать доктором.

Для мальчиков характерно желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т.д.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой.

И вот уже кто-то из них заметил в модельно-конструктивном центре – петушка, который выглядывает из-за кубиков. Спрашиваю, обращаясь к детям: «Почему петушок не на своём обычном месте?» А петушок нам с детьми отвечает: «Помните, ребята, как лиса меня из дома выгнала. Вот я пришёл к вам группу, хотел себе домик из кубиков построить, да ничего не получается. Помогите мне, пожалуйста!» На мой вопрос «Поможем петушку?» получаю единодушный одобрительный ответ. И вот мы уже вместе строим домик для петушка.

В жизни детей раннего возраста важную роль играет продуктивная деятельность, поэтому мы постарались оборудовать центр для игры разными видами строительного материала (деревянный, пластмассовый),  машинки и мелкие игрушки для обыгрывания построек. Конструкторы размещены в коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв коробку, устроиться с конструктором на ковре.

Реализация потребности в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В спортивном центре имеются «дорожки здоровья», массажные коврики, мячи большие, средние, маленькие, гимнастические палки, обручи, кольца, мешочки с песком, горка, туннель, пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики, атрибуты для проведения подвижных игр, самостоятельной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых; она содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна и решает задачи пяти образовательных областей: познавательного развития, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического.

Малыши очень много времени проводят в групповом помещении, поэтому мы – взрослые постарались создать такую обстановку, где детям

находиться интересно и познавательно. Надеюсь, что и вам у нас понравилось, мы были рады поделиться опытом организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

Организация развивающей среды в группе раннего возраста

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Организация развивающей среды в группе раннего возраста в области художественно-эстетического развития

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду в раннем возрасте в области художетсвенно-эстетического развития....

Брошюра "ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей по тому...

Реализация возрастного и гендерного подхода в организации развивающей среды в группе раннего возраста

Реализация возрастного и гендерного подхода в организации развивающей среды в группе раннего возрастаКак бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возрастных особенност...

"Организация развивающий среды в группах раннего возраста."

Развивающая среда в группах раннего возраста....