Организация развивающей среды в группе раннего возраста в области художественно-эстетического развития
методическая разработка по теме

Верхоглядова Александра Леонидовна

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду в раннем возрасте в области художетсвенно-эстетического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация развивающей предметно-пространственной  среды в группах раннего возраста»

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

 Особенности организации развивающей предметно-пространственной  среды для игровой деятельности в группах раннего возраста

Развивающая предметно-пространственная  среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.

Развивающая предметно-пространственная  среда в группах детей раннего возраста должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей. С точки зрения полноценного образования и воспитания развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования,  систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эстетического развития ребенка (развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
- формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями)

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами: 
- полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. 
- трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
- вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

- безопасность среды

- доступность среды
Развивающая предметно-пространственная  среда в соответствии с ФГОС ДО должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами:

  • материалами для изобразительной деятельности и конструирования,
  • оборудование общего назначения.

Набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для конструирования включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Требования к среде развития ребенка раннего возраста определены в Государственном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства образования Российской Федерации N448 от 22.08.96).

  • Во-первых, в группах должен быть игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками).
  •  Во-вторых, должен быть игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани).
  • В-третьих, предметно-развивающая среда должна быть наполнена игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиовизуальные средства: проигрыватель с набором пластинок или магнитофон).
    Для развития продуктивной и творческой деятельности детей должны быть в наличии материалы и оборудование (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды). Все материалы должны быть пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.
    Для игр во время прогулок требуются игрушки (ведерки, лопатки, формочки, совочки и пр.).

Игрушки в помещении расположены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе и не мешал сверстникам. В помещении должно быть выделено место для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.).
В группах должен быть оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр).
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель - всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям детей. Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.

Игровая комната оформляется в одной цветовой гамме (желтой, зеленой, голубой).

Модель организации развивающей предметно-пространственной  среды в группе детей раннего возраста по разным видам деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Организация развивающей предметно-пространственной  среды в группе детей раннего возраста

Под-

пространства

Содержание развивающей предметно-пространственной  среды

«Игрового развития»

Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей. 
Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок, (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т.п.
Куклы: имитирующие ребенка 2-3 лет (40-50 см), с подвижными частями тела, имитирующие ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья. Животные и их детеныши, выполненные в реалистическом образе из разного материала. Коляски для кукол.
Уголок «Ряженья» - стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в народном стиле, зеркало (в рост или в полроста ребенка).
Парикмахерская (Салон красоты) - трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы.
Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватки с постельными принадлежностями, люлька-качалка. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды, пеленки, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.
Кухня (для игровых действий, игры с куклами): мебель, техника, набор кухонной посуды, набор овощей и фруктов.
Ванная комната (для игровых действий, игры с куклами): ванна с душем или ванночка для купания кукол, полотенце, заместитель мыла, пеленальный столик, веревка для белья, прищепки, веничек, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос, гладильная доска, утюжки.
Магазин: весы; баночки, бутылочки разных  размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов; муляжи - продукты (булочки, пирожки), сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые)
Поликлиника: кукла-доктор (медсестра) в профессиональной одежде с символом (медицина - красный крест), фонендоскоп, градусник.
Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг

«Интеллектуального развития и творчества»

Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров. 
Напольный конструктор (крупный строительный материал): крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, насекомые, сказочные персонажи.
Настольный конструктор (мелкий строительный материал, ЛЕГО): мелкие транспортные игрушки и сюжетные фигурки

Центр воды и песка (рядом с уголком природы): ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфины, лягушки (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет)

Книжный уголок: 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания; иллюстрации (ламинированные); сюжетные картинки.
Театр: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, би-ба-бо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек»
Музыкальные игрушки (музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; плоскостные балалайка, пианино); народные игрушки; музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики

Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки

«Экологического развития»

Уголок природы: картины - пейзажи по времени года; цветы с характерным выделением листа, стебля, цветка; широколистные, с плотной поверхностью листа, обильноцветущие (фикус, бегония, бальзамин, фуксия, герань, гибискус)

Таким образом, развивающая  среда является необходимым условием для реализации игровой и других видов деятельности ребенка.

Модель развивающей предметно-пространственной  среды для группы детей раннего возраста

Направления и образовательные области

Моделирование Центров активности
в  группе  детей раннего возраста

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественное творчество

  • Центр «Построй-ка»
  • Центр «Театрики»
  • Центр «Веселые нотки»
  • Центр «Веселый карандаш»

Музыка

Чтение художественной литературы

  • Центр литературы «Почитай-ка»

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Переступив порог нашей группы, вы окажетесь в ярком, неповторимом мире детства, в котором созданы все условия для насыщенной и интересной жизни малыша. Теплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация педагогического процесса в ДОО в области "Художественно-эстетическое развитие","познавательное развитие".

В ходе открытого занятия были прослушаны следующие материалы:Мастер класс на тему "Наши добрые дела"Презентация на тему "Лего-конструирование как средство развития творческой личности в...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада  по рисованию, лепке, аппликац...

Статья. Организация совместной деятельности с детьми первой младшей группы по образовательной области "художественно - эстетическое развитие"

В статье рассматривается использование педагогом разных видов технологий для развития коммуникативности детей первой младшей группы на примере организации досуга "прогулка в осенний лес"...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с интеграцией областей: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. На тему: «День Матери»

Воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери. Выполнение поздравительной открытки для мамы с элементами оригами....