Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в экологическом образовании дошкольников"
консультация по теме

Скареднова Ирина Самсоновна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Роль дидактических игр в экологическом образовании дошкольников

Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры (А. И. Сорокина, В. Н. Аванесова, В. А. Дрязгунова, А. К. Бондаренко, З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова и др.). Все исследователи признают важную обучающую и развивающую функцию дидактической игры. А. К. Бондаренко подчеркивает: такая игра может рассматриваться как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка. Исследователь выделяет структуру игры: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.

В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе. Они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), гербарии, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления в природе.

В младших группах игра занимает обычно все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т.д.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке», «Узнай, что в руках». Для первой из этих игр воспитатель заранее готовит мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, морковь, луковицу, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно давать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Например, в ходе игры «Узнай, чей лист» дети сравнивают предложенный лист с листьями, имеющимися у растений.

В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описывать, сделать обобщение.

Словесные дидактические игры, например, «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это» или «Кто это?», организуют на знакомом материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире. Так, например, в игре «Приготовь лекарство» дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах, которые заложены в определенных его частях. Детям, таким образом, предлагаются различные игры, преследующие одну цель: отработать знания детей о строении растения, его особенностях и пользе для людей.

Дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Список использованной литературы

  1. Веретенникова, С. А., Ознакомление дошкольников с природой. -   М.; Изд. Просвещение.1980 г.
  2. Николаева, С.Н., Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:  Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.
  3. Павлова, Л. Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников.

Воспитание дитей посредством дидактических игр и включение их в разные виды деятельности детей....

Консультация для педагогов ДОУ "Моделирование, наблюдение и дидактические игры в экологическом образовании дошкольников"

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы вос...

Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников

Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников...

Консультация для воспитателей ДОУ «Игра в экологическом образовании дошкольников».

В консультации представлены и подобраны игры, направленные на экологическое образование дошкольников. Игры классифированы по: специфическим характеристикам, тематическому распределению содержания, фор...

Сборник дидактических игр по экологическому образованию дошкольников

Сборник дидактических игр по экологическому образованию дошкольников...

Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»

Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»...