Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников.
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Лапшина Татьяна Ашотовна

Воспитание дитей посредством дидактических игр и включение их в разные виды деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»

                                             Выполнил: Лапшина Т.А.

                                             Воспитатель МДОУ ЦРР  д/с№18  

                                             «Рябинка»  

                 

                          Южноуральск 2014

 В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектах.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.

В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию и развитию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются
дидактические игры.

Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что  неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

                                                        Слайд 2

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

Анализ специальной литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста и собственная практика натолкнули меня на мысль обратиться к данной проблеме.

Дидактическим играм предъявляются следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры возможно поощрение выдумки, инициативы дошкольников, отмечается доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Дидактические игры используются не только в свободной деятельности воспитанников, но включаются в занятия:

- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок);

- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания);

- по ознакомлению с окружающим;

- по физическому развитию;

-по художественно – эстетическому развитию.

                                                   Слайд 3

В ходе игры  дошкольники, при контакте с природным объектом (наблюдение, прикосновение к растению, животному и т.д.) могут рассказывать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ними, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

Дети в дидактической игре учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто необходимо объяснять свои действия, а это способствует развитию речи .

Процесс игровой деятельности, в котором дошкольники ощущают повышенную заинтересованность, позволяет:

- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;

- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;

- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;

- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

 Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи ). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Я назову, а ты покажи».Хочу подробнее рассказать о некоторых играх, например игра «Сварите вкусный борщ».

                                                     Слайд 4

Сначала мы с детьми рассматриваем посуду «русского быта», потом я предлагаю детям сварить блюдо - борщ. Дети выбирают посуду, в которой они будут варить, потом несколько детей выбирают среди положенных перед ними овощей  и фруктов нужные овощи  для борща и складывают их в горшок, а остальные дети знаками показывают да или нет. В этой игре развиваются логическое мышление, внимательность.

  И ещё одна игра   «Отгадайте на вкус».                                          

                                                     Слайд 5

Я приношу овощи или фрукты в группу, режу на кусочки, потом прошу детей закрыть глаза и попробовать на вкус и угадать, что это, а потом назвать овощ это или фрукт. В этой игре развивается речь, внимание ,поднимается настроение , дети очень эмоциональны.

В предметных играх уточняются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки «Лето в деревне», «Зоологическое домино», разрезные и парные картинки «Овощи», «Растения», «Подбери листок». В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих.

                                        Слайд 6

Например, игра «Парные картинки». Я даю детям картинки с изображением домашних животных. Животные потерялись и просят найти им пару. Я спрашиваю детей , кого они нашли, побуждая их называть животное. В этой игре закрепляются знания домашних животных, умение их различать.

                                        Слайд 7

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей. Эти игры просты в организации и применяются практически везде: на прогулке, в совместной деятельности. В своей практике использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...»

                                     Слайд 8

Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве».

                                         Слайд 9

Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое», «Кто где живёт?» Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.

 Дидактические игры чаще всего — это совместные игры, которые требуют 2-3-х, а то и большего количества участников. Все совместные игры развивают в ребёнке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, мы должны  помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, способность использовать багаж имеющихся знаний. Детей заинтересуют игры с природными материалами. Гуляя в лесу, дети с удовольствием собирают шишки, желуди, веточки, семена клёна, репейник. Всё это материал для ручного труда. С помощью фигурок, которые изготовили с детьми, можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.) Такие занятия развивают в детях творческие способности конструктивного и литературного характера.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические игры, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

                                                  Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Моделирование, наблюдение и дидактические игры в экологическом образовании дошкольников"

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы вос...

Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников

Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников...

Сборник дидактических игр по экологическому образованию дошкольников

Сборник дидактических игр по экологическому образованию дошкольников...

Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»

Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»...