Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников.
презентация к занятию (старшая группа) на тему
Воспитание дитей посредством дидактических игр и включение их в разные виды деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_rasprostraneniyu_opyta_po_teme_avtosokhranennyy.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»
Выполнил: Лапшина Т.А.
Воспитатель МДОУ ЦРР д/с№18
«Рябинка»
Южноуральск 2014
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектах.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию и развитию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.
Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Слайд 2
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
Анализ специальной литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста и собственная практика натолкнули меня на мысль обратиться к данной проблеме.
Дидактическим играм предъявляются следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры возможно поощрение выдумки, инициативы дошкольников, отмечается доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Дидактические игры используются не только в свободной деятельности воспитанников, но включаются в занятия:
- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок);
- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания);
- по ознакомлению с окружающим;
- по физическому развитию;
-по художественно – эстетическому развитию.
Слайд 3
В ходе игры дошкольники, при контакте с природным объектом (наблюдение, прикосновение к растению, животному и т.д.) могут рассказывать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ними, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.
Дети в дидактической игре учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто необходимо объяснять свои действия, а это способствует развитию речи .
Процесс игровой деятельности, в котором дошкольники ощущают повышенную заинтересованность, позволяет:
- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи ). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Я назову, а ты покажи».Хочу подробнее рассказать о некоторых играх, например игра «Сварите вкусный борщ».
Слайд 4
Сначала мы с детьми рассматриваем посуду «русского быта», потом я предлагаю детям сварить блюдо - борщ. Дети выбирают посуду, в которой они будут варить, потом несколько детей выбирают среди положенных перед ними овощей и фруктов нужные овощи для борща и складывают их в горшок, а остальные дети знаками показывают да или нет. В этой игре развиваются логическое мышление, внимательность.
И ещё одна игра «Отгадайте на вкус».
Слайд 5
Я приношу овощи или фрукты в группу, режу на кусочки, потом прошу детей закрыть глаза и попробовать на вкус и угадать, что это, а потом назвать овощ это или фрукт. В этой игре развивается речь, внимание ,поднимается настроение , дети очень эмоциональны.
В предметных играх уточняются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки «Лето в деревне», «Зоологическое домино», разрезные и парные картинки «Овощи», «Растения», «Подбери листок». В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих.
Слайд 6
Например, игра «Парные картинки». Я даю детям картинки с изображением домашних животных. Животные потерялись и просят найти им пару. Я спрашиваю детей , кого они нашли, побуждая их называть животное. В этой игре закрепляются знания домашних животных, умение их различать.
Слайд 7
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей. Эти игры просты в организации и применяются практически везде: на прогулке, в совместной деятельности. В своей практике использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...»
Слайд 8
Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве».
Слайд 9
Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое», «Кто где живёт?» Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.
Дидактические игры чаще всего — это совместные игры, которые требуют 2-3-х, а то и большего количества участников. Все совместные игры развивают в ребёнке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, мы должны помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, способность использовать багаж имеющихся знаний. Детей заинтересуют игры с природными материалами. Гуляя в лесу, дети с удовольствием собирают шишки, желуди, веточки, семена клёна, репейник. Всё это материал для ручного труда. С помощью фигурок, которые изготовили с детьми, можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.) Такие занятия развивают в детях творческие способности конструктивного и литературного характера.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические игры, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Слайд 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по экологическому образованию
Для родителей и воспитателей...
Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в экологическом образовании дошкольников"
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов ДОУ "Моделирование, наблюдение и дидактические игры в экологическом образовании дошкольников"
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы вос...
Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников
Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников...
Сборник дидактических игр по экологическому образованию дошкольников
Сборник дидактических игр по экологическому образованию дошкольников...
Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»
Статья на тему: Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников»...