Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа) на тему

Филоненко Юлия Александровна

Рабочая программа 1 младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1_ml_gr.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принята                                                                              Утверждаю:

на педагогическом совете                                                Заведующий МБДОУ ___________

№ ____   от __________2015 г.                                        «___»______________2015  г

Рабочая образовательная программа

первой младшей группы «Росинка»

МБДОУ ДС №14

на 2015 /16 учебный год.

                                                                                                 Воспитатели: Егорова С.А.

Филоненко Ю.А.

г. Урай, 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел………...…………………..…….…………………….………..…………..…3

1. Пояснительная записка…..…………………………………………...….....…..………….…3

2. Возрастные особенности детей первой младшей группы…...…………………………......5

3. Планируемые результаты освоения программы………………………………………...….6

II. Содержательный раздел……………………………………………………………....……...7

1. Формы, способы, методы и средства реализации программы…………………………..…7

1.1 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик……7

1.2. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………….....9

1.3. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………………....10

1.4. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности первой младшей группы……………………………………………………………………………..…13

1.5. Непосредственная образовательная деятельность педагогов с детьми I младшей группы «Росинка» на 2015-2016 учебный год………………………………………….…….13

2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет по образовательным областям……………………………………………………………….……………………...…14

3. Национально-региональный компонент в первой младшей группе…………..………….19

III. Организационный раздел………………………………………………………..…………23

1. Организация режима пребывания детей первой младшей группы в детском саду….….23

2. Организация адаптационного периода…………………………………………………..…25

4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе……………………………………………………………………………...…25

IV. Краткая презентация программы (дополнительный раздел)…………………………....28

1. Комплексно-тематическое планирование в первой младшей группе «Росинка»……….28

2. Перечень оборудования, обеспечивающего реализацию программы в первой младшей группе……………………………………………………………………………………………30

1.        Перечень нормативных, нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке программы……32

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

     Настоящая рабочая программа разработана на основании основной образовательной программы ДОУ, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2010г, требований нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13.

     Цель рабочей программы:

     - обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

     - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

     Задачи рабочей программы:

     1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

     2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

     3)  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

     4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

     5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

     6) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

     7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

     8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     Программа направлена на:

     - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

     - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Актуальным является внедрение деятельностного подхода к оценке качества системы дошкольного образования. Именно через умения педагога создать условия для раскрытия потенциала ребенка в разных видах деятельности, мы сможем полноценно реализовать целевые ориентиры

     Принципы и подходы к формированию рабочей программы:

     - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

     - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

     - отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);   

     - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    

     - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  

     - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.   

     - учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

     Основная цель работы с детьми первой младшей группы:

     - формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка

     - создание комфортных условий пребывания в детском саду каждого ребенка и детского коллектива в целом.

  1. Возрастные особенности детей первой младшей группы

          В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному
желанию. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.           Активно развивается речь ребенка.

          В этом возрасте ребёнку важно:

- Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

- Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

- Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов, всегда меньше, чем количество понимаемых.

- Игратьпоскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции - восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

- Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

- Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

- Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

- То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

  1. Планируемый результат освоения программы

     Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

     К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

     Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действие с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использовать специфические, культурно фиксированные   предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими.

- владеет простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявить самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общении; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек;

- стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движении и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

       

 

  1. Содержательный раздел

  1. Формы, способы, методы и средства реализации программы

1. 1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

     Особенности образовательной деятельности разных видов.

     Развитие ребенка в образовательном процессе д/с осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.

Особенность организации образовательной деятельности по Программе - ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенность образовательной ситуации – появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия педагога и ребенка: материальный (рассказ, рисунок, поделка, коллаж); нематериальный (новое знание, образ, идея, отношение). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

     Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

     Образовательные ситуации используются в процессе НОД, с целью формирования у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

     Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, проявления ребенком активности, самостоятельности и творчества.

     Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми.     Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведения дневников.

     Непосредственно образовательная деятельность (НОД) - основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС ДО.

     Игровая деятельность - ведущая деятельность ребёнка, в организованной образовательной деятельности выступает в качестве основы для интеграции других видов деятельности дошкольника. В младшей и средней группах д/с игровая деятельность - основа решения образовательных задач. В сетке НОД игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, т.к. является основой для организации других видов.

     Игровая деятельность представлена в формах: д/игры и сюжетно-дидактические, развивающие, с/р игры; п/игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. Обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием НОД. Организация с/р, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется в режимных моментах (утром и во 2-ой половине дня).

     Коммуникативная деятельность - направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке НОД она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

     Познавательно-исследовательская деятельность - включает широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и др. странами), ОБЖ, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

     Восприятие художественной литературы и фольклора - процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение организуется, как непосредственно чтение (рассказывание сказки) педагогом вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

     Конструирование и изобразительная деятельность детей - представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и связана со знакомством с ИЗО-искусством, развитием способности художественного восприятия, что обогащает личный опыт, обеспечивает интеграцию м/у познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

     Музыкальная деятельность - организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОУ.

     Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, в соответствии с правилами действующего СанПиН.

     Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов – выстроена посредством особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

     Образовательная деятельность, осуществляемая утром включает:

- наблюдения (в уголке природы); за деятельностью взрослых (сервировка стола);

- индивидуальные игр, игры подгруппами (д/игры, развивающие, с/р игры, п/игры);

- создание игровых, проблемных ситуаций, ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в д/с, проявлений эмоциональной отзывчивости;

- трудовые поручения (сервировка столов, уход за комнатными растениями и пр.);

- беседы и разговоры с детьми по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов;

- индивидуальную работу в соответствии с задачами образовательных областей;

- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в 1-ой половине дня;

- работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

     Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:

- п/игры, упражнения, направленные на оптимизацию режима двиг. активности;

- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

- экспериментирование с объектами неживой природы;

- с/р и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

- элементарную трудовую деятельность детей на участке д/с;

- свободное общение педагога с детьми.

     Культурные практики.

     Во 2-ой половине дня организуются разнообразные культурные практики с целью проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности; педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества. Организация культурных практик носит подгрупповой характер.

- Совместная игра педагога и детей (с/р, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Ситуации реально-практического характера: педагог обогащает представления детей об опыте разрешения проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей (оказание помощи малышам, старшим). Ситуации условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений): дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов»). Имитационно-игровые ситуации. Ситуации могут планироваться заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению проблем.

- Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый для отдыха и развлечения (досуг «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги).

- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы

     Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в д/с могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности: - самостоятельные с/р, режиссерские и театрализованные игры; - развивающие и логические игры; - музыкальные игры и импровизации; - речевые игры; - самостоятельная деятельность в книжном уголке; - самостоятельная ИЗО и конструктивная деятельность по выбору детей; - самостоятельные опыты и эксперименты и др.

     Общие требования развития детской инициативы и самостоятельности:

- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.

Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу.

- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.

Своевременно обращать внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу.

- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Взрослый тактично сотрудничает с детьми: не старается всё сразу показывать и объяснять, не преподносит сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Создаются условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников

     В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

     Основной целью взаимодействия с родителями мы считаем: открытый характер воспитательно - образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников

     Задачи:

● непосредственного вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

Месяц

Тема

Форма

Ответственные

Сентябрь

Давайте знакомиться –

«Страна Детсадия»

Возрастные особенности детей первой младшей группы, ознакомление с режимными моментами, «Как облегчить адаптацию», «Для вновь поступивших родителей», «Адаптируемся вместе»», «Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду»

Информационный стенд, советы медсестры, консультация, оформление информации на стенде

Воспитатель

Егорова С.А.

Воспитатель

Филоненко Ю.А.

Медсестра

Григорьева Д.М.

Октябрь

«Читаем детям – читаем вместе с детьми»

«Уроки светофора»,

«Читаем детям – читаем вместе с детьми»,

«Все о нас!», «Профилактика простудных заболеваний», «Здоровье всему голова»(профилактика гриппа)

Информационный стенд, выставка детских книжек, Консультация,

оформление информации

 в    «Уголке   здоровья»

Воспитатель

Егорова С.А.

Воспитатель

Филоненко Ю.А.

Медсестра

Григорьева Д.М.

Ноябрь

«День за днем говорим и растем»

Родительское собрание на тему: «День за днем говорим и растем»,

Анкетирование родителей,

«Развитие речи детей раннего возраста в семье»,

«Развиваем речь детей»,

«Мои пальчики расскажут»,

«Как развивать речь ребенка во время прогулки»,

«Фольклор для маленьких»,

«Формирование правильного звукопроизношения»

Родительское собрание, памятка для родителей, картотека пальчиковых игр, информационные листы, презентация для родителей, рекомендации

Воспитатель

Егорова С.А.

Воспитатель

Филоненко Ю.А.

Медсестра

Григорьева Д.М.

Декабрь

«Я -  сам!»

«Роль семьи в формировании навыков самообслуживания», «Я сам!», «Формирование гигиенических навыков и привычек»,

«Раннее детство: у истоков развития личности», «С Новым годом, с новым счастьем!»

Консультация, дискуссия, оформление праздничной газеты.

Воспитатель

Егорова С.А.

Воспитатель

Филоненко Ю.А.

Медсестра

Григорьева Д.М.

Январь

«Растим детей здоровыми»

«Здоровая семья – здоровый малыш»,

«Режим дня и его значение», «Развитие двигательных навыков и двигательной активности», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Будь здоров, малыш!», «Посмотрите, как стараемся, вместе закаляемся», «Правильное питание – основа здоровья»

Информационные листы, консультация воспитателя, фотовитрина  о закаливающих мероприятиях,

советы медсестры

Воспитатель

Егорова С.А.

Воспитатель

Филоненко Ю.А.

Медсестра

Григорьева Д.М.

Февраль

«Движение + движение»

«Подвижные игры для детей младшего возраста», «Дети -  наша общая забота»,

«Одежда детей в помещении и на прогулке», «Профилактика детского травматизма», «С любовью, для папы!»

Подборка игр,

Консультация,

советы родителям,

подготовка информации в «Уголке здоровья», оформление праздничной газеты для пап

Воспитатель

Егорова С.А.

Воспитатель

Филоненко Ю.А.

Медсестра

Григорьева Д.М.

Март

«Игра – школа развития»

«Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики), «Ребенок и игрушка», «Игры для детей  раннего возраста в группе и в семье», «Полезные игрушки», «Игрушки своими руками», «Рисуем с папой мамин портрет»

Форма проведения: деловая игра,

консультация,

праздничная газета

 к 8 Марта

Воспитатель

Егорова С.А.

Воспитатель

Филоненко Ю.А.

Медсестра

Григорьева Д.М.

Апрель

«Чудесный мир красок»

«Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста», «Сотворчество. Плюсы и минусы», «Мы растем»

Консультация

Воспитатель

Егорова С.А.

Воспитатель

Филоненко Ю.А.

Медсестра

Григорьева Д.М.

Май

«Наши успехи»

«О первых успехах малышей», "Итоги работы за год", "Организация летнего отдыха",

 «Как закаливать ребенка на   даче»

Заметки воспитателей,

консультация,

оформление информации в «Уголке здоровья»

Воспитатель

Егорова С.А.

Воспитатель

Филоненко Ю.А.

Медсестра

Григорьева Д.М.

  1. Перечень основных видов организационной образовательной деятельности первой младшей группы

Виды организованной деятельности

Кол-во в мин.

Ознакомление с окружающим миром.

10

Развитие речи.

10

Формирование элементарных математических представлений

10

Лепка.

10

Рисование.

10

Физкультурное

20

Музыкальное

20

Общее количество

90

  1. Непосредственно образовательная деятельность педагогов с детьми

I младшей группы «Росинка» на 2015-2016 учебный год

Понедельник

9: 00 - 9:10

Ознакомление с окружающим миром

 

15:45 - 15: 55

Музыкальная деятельность

Вторник

9:00 - 9:10

Развитие речи

16:00 – 16:10

Физическая культура

Среда

9:00 - 9:10

Формирование элементарных математических представлений

15:45 – 15:55

Музыкальная деятельность

Четверг

9:00 - 9:10

Лепка

16:00 – 16:10

Физическая культура

Пятница

9:00 - 9:10

Рисование

  1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет по образовательным областям

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная область

Содержание работы

Физическая культура

Физическое развитие

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячём (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, поклевать зёрнышки и попить водичку, как циплята и т.д.).

Музыкальная деятельность

Художественно-эстетическое развитие

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чём (о ком) поётся, и эмоционально реагировать на содержание.

Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идёт). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Рисование

Художественно-эстетическое развитие

Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их, рисовать разные линии (длинные, короткие, горизонтальные, вертикальные, наклонные), пересекать их уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.

Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка

Художественно-эстетическое развитие

Вызывать у детей интерес к лепке, знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить дошкольников отламывать кусочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать кусочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов округлой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладоней (лепёшки, печенье, пряники и др.); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и др.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеёнку.

Ознакомление с окружающим миром

Познавательное развитие

Вызывать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны; сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования. Раскрывать разнообразные способы использования предметов.

Способствовать реализации потребности ребёнка в овладении действиям с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий.

Напоминать детям название города, в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия. Рассказывать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре и на картинках, в игрушках домашних животных и их детёнышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме, подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи и фрукты.

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой.

Развитие речи

Познавательное развитие

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со взрослыми и сверстниками. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях; показывать на картинках состояние людей и животных.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги.

Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы.

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказать о изображённом на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.  

Формирование элементарных математических представлений.

Познавательное развитие

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один-много).

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи.

Учить различать предметы по форме и называть их по форме.

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях тела.

Учить двигаться за воспитателем в определённом напрвлении.

  1. Национально-региональный компонент в первой младшей группе

Месяц, неделя

Тема

Форма работы

Цели

Сентябрь –

1-2 неделя

Огород

Рассматривание картинок с изображением фруктов и овощей, растущих на огороде в родном крае.

Беседа на тему «Огород».

Развивать у детей интерес к родной природе. Формировать представление о фруктах и овощах, выращиваемых в родном крае.

Сентябрь –

3-4 неделя

Осень

Рассматривание иллюстраций на тему: «Осень золотая».

Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте. 

Октябрь –

1-2 неделя

Детский сад

Беседа на тему: «Что такое детский сад?». Прогулки по детскому саду. Знакомство с помещениями и работниками детского сада.

Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить. Развивать любовь к своему детскому саду.

Октябрь –

3-4 неделя

Достопримечательности родного города

Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в городе.

Знакомить детей с достопримечательностями города.

Воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.

Ноябрь –

 1 неделя

Фрукты, овощи

Беседа на тему «Фрукты, овощи». Лепка на тему «корзина с фруктами». Рисование на тему «овощи».

Дать детям представление о фруктах и овощах, выращиваемых на территории родного края. Развивать интерес к природе родного края.

Ноябрь –

2 неделя

Игрушки

Рассматривание народной игрушки «Матрёшка».

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

Рассматривание изделий с вышивкой «Традиции моей прабабушки».

Дымковские игрушки.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Познакомить детей с русскими народными инструментами, вызывать желание играть на инструментах.

Знакомить детей с видами рукоделий, воспитывать любовь к своему народу.

Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Ноябрь –

3-4 неделя

Культурно-гигиенические навыки

Чтение потешек, пословиц, поговорок, стихотворных произведений для воспитания культурно-гигиенических навыков по направлениям «Доброе утро», «Умывание». «Расчёсывание», «Приятного аппетита», «Уход за вещами», «Спать пора».

Знакомить детей с правилами приличия. Учить следить за собой, прививать любовь к гигиене.

Декабрь –

1-2 неделя

Зима

Зима на участке детского сада (прогулка).

Лепка на тему «Снег идет».

Зима в родном городе.

Познакомить детей с первыми признаками зимы в России.

Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой.

Декабрь –

3 неделя

Птицы города

Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы нашей области». Наблюдение за птицами на прогулке.

Познакомить детей с зимующими птицами средней полосы.

Январь –

 2 неделя

Профессии

Игра «Кто, где работает?».

Рассказать о профессиях людей в родном городе, месте их работы.

Январь –

3 неделя

Транспорт

Рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт родного города»

Наблюдение за транспортом на прогулке.

Учить различать виды транспорта, формировать представление о том, что такое малая родина.

Январь –

4 неделя

Домашние животные

Беседа на тему «Домашние животные нашего края». Рассматривание картинок с изображениями домашних животных.

Дидактическая игра – лото «Домашние животные».

Дать детям представление о домашних животных нашего края.

Февраль –

1 неделя

Дикие животные

Беседа на тему: «Кто живёт в   лесу?».

Рассматривания картинок с изображением диких животных.

Дать детям представление о животных, населяющих леса родного края.

Февраль –

2-3 неделя

Моя семья

Чтение стихотворений о семье. Беседа на тему «Члены семьи». Рисование на тему «Моя семья».

Формировать понятие «семья». Развивать у детей любовь к родной семье.

Февраль –

4 неделя

Папин праздник (Международный день защитника отечества)

Беседа на тему «Мужской праздник».

Совместный труд на тему «подарок папе (дедушке)».

Рассказать о празднике «Международный день защитника отечества». Формировать преставление о праздниках в России.

Март –

1 неделя

Мамин праздник (Международный женский день)

Беседа на тему «Женский праздник». Совместный труд на тему «Подарок маме (бабушке)».

Рассказать о празднике «Международный женский день». Формировать представление о праздниках в России.

Март –

2 неделя

Мой город

Беседа на тему: «Мой любимый город».

Рисование на тему: «Моя улица».

Учить называть город, в котором живут дети.

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, улице.

Воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.

Март –

3-4 неделя

Мой дом

Беседа с детьми на тему: «Мой адрес».

Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу».

Учить детей запоминать свой домашний адрес.

Закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.

Апрель –

1 неделя

Весна

Весна на участке детского сада (прогулка).

Рассматривание иллюстраций на тему «Весна».

Рассказать об изменениях в природе весной, признаках весны в России.

Апрель –

2 неделя

Деревья

Рассматривание иллюстраций с изображениями деревьев, растущих на территории России. Беседа на тему «Деревья нашего края».

Прививать детям любовь к природе родного края. Дать детям представление о названиях деревьев, растущих на территории России.

Апрель –

3 неделя

Цветы

Совместное рисование на тему «Цветочная поляна». Чтение стихотворений на тему «Цветы». Рассматривание иллюстраций.

Формировать у детей представление о цветах, Растущих на территории России. Прививать любовь к природе родного края.

Апрель –

4 неделя

Реки

Беседа на тему «Река».

Рассматривание иллюстраций. Сюжетно – ролевая игра «Пойдём купаться», «Ловим рыбу». Совместное рисование на тему «Волны».

Дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных, приспособившихся к жизни в воде.

Май –

2 неделя

Насекомые

Чтение стихотворений и потешек о насекомых. Рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых.

Формировать у детей представление о насекомых родного края.

Май –

3 неделя

Лето

Беседа на тему «Лето».

Рассматривание иллюстраций.

Рассказать об изменениях в природе летом, признаках лета в России, развивать у детей интерес к красоте родной природы.

Май –

4 неделя

Времена года

Беседа на тему «Времена года».

Рассматривание иллюстраций «Времена года»

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России.

III. Организационный раздел

  1. Организация режима пребывания детей первой младшей группы в детском саду

Холодный период года

Время

Режимный момент

7:00 – 8:15

Утренний приём, игры, общение, ежедневная утренняя гимнастика

8.15 – 8.30

Подготовка  к завтраку, завтрак

8:30 – 9:00

Игры, самостоятельная деятельность детей, свободное общение детей

9:00– 9:10

Непосредственно  образовательная

 деятельность

9:10 – 10:00

Игры, совместная деятельность педагога и детей

10:00 – 11:20

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд, экспериментирование, общение по интересам)

11:40 – 12:10

Подготовка к обеду, обед

12:10 – 12:30

Закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры

12:30 – 15:00

Подготовка ко сну, дневной сон

15:00 – 15:15

Организованная образовательная деятельность

15:15 – 15:30

Подъём, закаливающие  мероприятия.

бодрящая гимнастика

15:30 – 15:40

Подготовка  к полднику, полдник

15:40 – 16:00

Игры, досуги, общение и деятельность по интересам, театрализация, совместная деятельность педагога и детей

16:00 – 17:00

Подготовка к прогулке, прогулка

17:00 – 17:25

Подготовка к ужину, ужин

17:25 – 19:00

Игры, прогулка, уход детей домой

Тёплый период года

7:00 – 8:15

Утренний приём, осмотр, игры, общение, ежедневная утренняя гимнастика

8.15 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8:30 – 9:00

Игры, самостоятельная деятельность детей, свободное общение детей

9:00– 11:40

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам)

Организованная образовательная деятельность, развивающие образовательные ситуации на игровой основе

Игры, самостоятельная деятельность детей

11:40 – 12:10

Подготовка к обеду, обед

12:10  - 12:30

Закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры

12:30 – 15:00

Подготовка ко сну, дневной сон

15:15– 15:30

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15:30 – 15:50

Подготовка к полднику, полдник

15:50 – 17:00

Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, труд, экспериментирование)

Организованная образовательная деятельность

Игры, досуги, общение и деятельность по интересам, театрализация, сюжетно-ролевые игры, инсценировка с игрушками, выбор самостоятельной деятельности

17:00 – 17:25

Подготовка к ужину, ужин

17:25 – 19:00

Прогулка, игры, уход детей домой

  1. Организация адаптационного периода.

     Адаптационный период организован так, чтобы обеспечить безболезненное вхождение ребёнка в новые условия. Задача педагога: создать атмосферу доброжелательного общения в группе в целом и с каждым ребёнком, поддерживать тесную связь с родителями. В группе создаётся для ребёнка атмосфера психологического и физиологического комфорта.

     Условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ:

- информированность педагога о семье, о состоянии здоровья, индивидуальных особенностях развития, привычках, увлечениях и предпочтениях ребёнка (любимые игры);

- постепенность вхождения в новый коллектив: плавное увеличение времени пребывания и уменьшение времени повышенного внимания, мягкое отвлечение от «вредных» привычек (сосание соски и т.п.), нивелирование ситуации «расставание с мамой»;

- установление доверительного контакта с окружающими ребёнка взрослыми;

- вовлечение ребёнка в интересные для него виды деятельности;

- положительное эмоциональное подкрепление режимных моментов (дневной сон).

     Новая ситуация для ребёнка (переход из группы в группу, перевод ребёнка из группы в группу, смена педагога, долгое отсутствие по причине болезни и др.) рассматривается, как адаптационная с соответствующей организацией общения с данным ребёнком и его семьёй. Педагог проявляет повышенное внимание к ребёнку и его семье с учётом конкретной ситуации. При организации жизни детей в течение всего времени их пребывания в д/с (а особенно в адаптационный период) учитываются возрастные и гендерные особенности, состояние здоровья и возможности, специфику каждого этапа дошкольного детства (кризисные и сензитивные периоды развития, ведущий вид деятельности, потребности, пр).

     Цель - оптимизация факторов, способствующих адаптации к ДОУ, минимизация факторов, замедляющих её, мешающих адекватному приспособлению к новым условиям.

      Задачи:

- показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения;

- предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери;

- создать условия для успешного включения ребёнка в новую социальную среду;

- устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды;

- продумать алгоритм совместных действий с родителями;

- раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

     Направления работы:

      1. Работа с родителями:

- Подготовительный этап. Задачи: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское ДОУ; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия.

- Основной этап. Задачи: помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в ДОУ; побуждать родителей выбирать педагогически целесообразные методы воздействия на ребёнка; обеспечить процесс усвоения ребёнком опыта общения и совместной деятельности.

      2. Работа с детьми:

- Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым. Задачи: удержание внимания на новом взрослом, поддерживать контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

- Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде. Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых модулей, учить ориентироваться в новых условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек и занятий.

- Формирование положительных контактов с ровесниками. Задачи: стимулировать доброжелательное внимания к ровесникам, отклик на эмоции - сорадование, формирование умения действовать сообща, обучение обмену действиям, как способу общения.

  1. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Развитие культурнодосуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Отдых. Развивать культурно-досуговую деятельность по интересам. Обеспечивать ребенку отдых, эмоциональное благополучие. Формировать умение занимать себя игрой.

Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр м/ф. Проводить развлечения разной тематики. Вызывать интерес к новым темам, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре (Новый год, «Мамин день»). Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.

Самостоятельная деятельность. Побуждать заниматься ИЗО-деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разные игры; разыгрывать сказки. Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с муз. игрушками. Создавать среду для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей.

4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе.

- разнообразие (наличие всевозможного вариативного игрового и дидактического материала, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами);

- доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребёнка), а также доступность по показателям возрастного развития;

- эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия) - среда яркая, красочная, привлекающая внимание и вызывающая  положительные эмоции; позволяет ребёнку проявить свои эмоции;

- гибкое модулирование пространства по направлениям деятельности (построение не пересекающихся друг с другом модулей, параллельность: играем не вместе, а рядом);

- взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов из одного модуля в другой;

- удовлетворение естественной детской активности.

     Безопасность развивающего пространства обеспечивает правильное расположение мебели и оборудования; мебель (без острых углов) закреплена, радиаторы закрыты накладками. Игрушки расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую игрушку, самостоятельно убирать ее на место по завершению игры.

      Организация пространства помещения группы посредством создания модулей: перегородки, ячейки, ниши - обеспечивают возможность ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

      В помещении созданы модули предметно-развивающей среды: физическое развитие; с/р игры; строительные игры; игры с транспортом; игры с природным материалом; творчество; музыкальные занятия; чтения и рассматривания иллюстраций; релаксации.

      Способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога: коврики, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации; уголок релаксации (уединения), где ребенок может отдохнуть (после п/игр), чтобы избежать нервного перенапряжения.

IV. Краткая презентация программы (дополнительный раздел)

  1. Комплексно - тематическое планирование

Интегрирующая тема периода

Педагогические задачи

Развернутое содержание работы

Мероприятия

1-ая младшая группа (2 - 3 года).

Детский сад

(4-я неделя августа - 1-я неделя сентября)

Адаптировать детей к условиям д/с. Познакомить с д/с, как ближайшим соц. окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к д/с, воспитателю, детям.

Адаптация (режимные моменты, игры).

Осень

(2-я - 4-я недели сентября)

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке д/с). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Собирать на прогулках разноцветные листья, рассматривать их, сравнивать по форме и величине. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

Праздник «Осень».

Выставка творчества.

Сбор листьев и создание кол-ой работы – панно из листьев.

Я в мире человек

(1-я - 2-я недели октября)

Формировать представления о себе, как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни.

Создание коллективного плаката с фото детей.

Игра «Кто у нас хороший?».

Мой дом

(3-я неделя октября - 2-я нед. ноября)

Знакомить с родным городом: названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, полицейский).

Развлечение «Мои игрушки».

Выставка тв-ва.

Новогодний праздник

(3-я неделя ноября - 4-я неделя

декабря)

Организовывать все виды детской деятельности

(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Новогодний утренник.

Зима

(1-я - 4-я недели января)

Формировать представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке д/с). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

Праздник «Зима».

Выставка творчества.

Мамин день

(1-я неделя февраля - 1-я неделя марта)

Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Мамин праздник.

Народная игрушка

(2-я - 4-я недели марта)

Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Игры-забавы.

Праздник народной игрушки.

Весна

(1-я - 4-я недели апреля)

Формировать представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке д/с). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

Праздник «Весна».

Выставка творчества.

Лето

(1-я - 4-я недели мая)

Формировать представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке д/с). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с животными жарких стран.

Праздник «Лето».

В летний период д/с работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня - 3-я неделя августа).

  1. Перечень оборудования, обеспечивающего реализацию программы в первой младшей группе

Материалы и оборудование для игровой деятельности.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Бусы-шнуровки, бусы «Геометрические фигуры»

Вкладыши в ассортименте

Домино в ассортименте

Игровое поле для построек

Игра-тренажёр «Шнуровка»

Кукольный дом (макет) для кукол среднего размера; кукольный дом (сборно-разборный макет) для мелких персонажей

Комплект игрушек-забав и народных игрушек

Куклы в ассортименте; кукольная кровать, коляска

Конструктор; конструкторы с соединением по принципу задвигания выступа на одной детали в паз другой

Кубики с рисунком, узором-мозаикой

Комплекты сезонной одежды и обуви для кукол

Комплекты постельных принадлежностей

Лото в ассортименте

Логический куб

Мозаика в ассортименте

Мебель для куклы

Музыкальные игрушки в ассортименте

Набор дорожных знаков

Набор «Шнуровки»

Набор для уборки

Набор для стирки

Набор посуды (столовая, чайная, кухонная)

Наборы «Овощи», «Фрукты»

Объёмные или силуэтные мелкие деревья на подставках для ландшафтных макетов

Одежда для куклы

Пазлы в ассортименте

Пирамиды в ассортименте

Развивающий куб

Рамки-вкладыши

Разрезные картинки в ассортименте

Тематические наборы: «Домашние животные с детёнышами», «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные Африки»

Тематический набор кукол: семья

Тематический набор кукол: профессии

Транспорт и «технические» игрушки

Телефон детский

Шнуровка «Разноцветные пуговицы»

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

Альбомы для рисования в ассортименте

Доска для работы с пластилином

Карандаши, мелки, фломастеры в ассортименте

Краски гуашевые в ассортименте

Краски акварельные в ассортименте

Кисточки в ассортименте

Конструкторы: деревянные, пластмассовые, мелкого, среднего и крупного размера

Конструктор «Лего»

Набор кубиков разных цветов для строит. игр

Мозаика в ассортименте

Разноцветные деревянные кубики

Разрезные картинки в ассортименте

Строительный набор

Стаканчики (баночки)

Пазлы в ассортименте

Перчаточные куклы

Палитра

Пластилин для детского творчества

Цветная бумага и картон в ассортименте

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.

Головоломки в ассортименте

Детский садовый инвентарь

Игровые наборы для песка и воды

Логическая игра-конструктор

Лабиринт «Прокати шарик»

Набор «Водный мир»

Магнитный лабиринт

Стержни на платформе с набором цветных колец, шаров, катушек, полусфер для нанизывания

Юла-волчок

Материалы и оборудование для двигательной активности.

Баскетбольное кольцо

Гимнастические палки

Дорожка для подлезания

Кольцебросс

Комплект мягких модулей

Мячи

Обручи

 

  1. Перечень нормативных, нормативно-методических документов и

научно-методических литературных источников,

используемых при разработке программы

     Нормативные и нормативно-методические документы.

1. Декларация прав ребёнка. Права ребёнка. Основные международные документы. -М.,1992.

2. Государственная программа «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства РФ).

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761).

4. ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

5. ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении» от 17 октября 2013 года № 1155).

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении» от 30 августа 2013 года № 1014).

7. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Минобрнауки РФ «Об

утверждении» от 20 сентября 2013 года № 1082).

8. Методические рекомендации по реализации полномочий органов гос. власти субъектов РФ и финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (Письмо Минобрнауки РФ от 1 октября 2013 года № 08-1408).

9. План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (Письмо Миниобрнауки РФ и Департамента гос. политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10).

10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26).

     Научно-методологические источники.

1. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.

2. Выготский Л.С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. - М., 1987.

3. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. - М., 1984.

4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1966. - № 2.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.

6. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. - М., 1984.

7. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М., 2004.

8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3.

9. Давыдов В.В. Последние выступления. - М., 1998.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

11. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 10.

12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., 1986.

13. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. - М., 1965. - № 10.

14. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психол. тр.: в 2 т. Т. I. - М., 1986.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 2005.

16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.; Воронеж, 1997.

17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

18. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - СПб., 2009.

19. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 14.

20. Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. - М., 2002.

21. Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр //Дошкольное воспитание-1997-№ 3

22. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа Я в раннем возрасте // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 3.

23. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. - 2004. - № 1.

24. Эльконин Б.Д. Опосредование, действие, развитие. - Ижевск, 2010.

25. Эльконин Б.Д., Зинченко В.П. Психология развития (по мотивам Л. Выготского). Интернет-ресурс: http: //www. psychology.ru/library/00073.shtml.

26. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

27. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.

28. Юдина Е.Г. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 2002.

Научно-методические источники.

1. Авдеева Н.Н, Князева А.А, Стеркина Р.Б. Безопасность: учеб. пособие по основам ОБЖ детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство-пресс, 2004.

2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие. - М.,2006.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - 3-е изд. - М., 2000.

4. Амонашвили Ш.А. Антология гуманной педагогики: улыбка моя, где ты? - М., 2003.

5. Бабушкина Т.В. О щедрой радости детства. - СПб., 2009.

6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей: новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в ОУ: руководство для врачей. - М., 2008.

7. Белобрыкина О.А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998.

8. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. - М., 2008.

9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.

10. Борошина Е.Г. Музыкальный фольклор как комплексная программа приобщения детей 5 - 7 лет к традиционной народной культуре // Искусство и образование. - 2006. - № 4 (42).

11. Брыкина Т.И. Творчество в работе детей с различными материалами. - М., 2002.

12. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М., 1985.

13. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 2000.

14. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ ЗОЖ у малышей. - М., 2008.

15. Головина М.Ф. Детский сад, живущий жизнью детей, или Опыты переходов за границы известного. - СПб., 2013.

16. Горская А.В. Правила - наши помощники: учеб.-нагл. пособие. - СПб., 2006.

17. Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по ИЗО-деятельности дошкольников. - М., 2001.

18. Дёмина Е.С. Развитие элементарных математических представлений: анализ программ дошкольного образования. - М., 2009.

19. Дополнительное образование детей / под ред. О.Е. Лебедева. - М., 2003.

20. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. - М., 2003.

21. Дрездина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. - М., 2007.

22. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: учеб. пособие. - М.,2007

23. Жданова Л.А., Нежкина Н.Н., Бобошко И.Е. и др. Система оздоровления детей в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие. - Иваново, 2008.

24. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка: практическое пособие для работников ДОУ / авт.-сост. Е.В. Соловьёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, Н.М. Степина. - 4-е изд., испр. и доп. - М., 2005.

25.Казакова И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников//Обруч-№6.-2004

26. Казакова И.С. Учимся рисовать и лепить животных. - М., 2006.

27. Князева О.Л. Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: учеб.-метод. пособие для воспитателей ДОУ. - М., 2004.

28. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: практ. пособие для работников ДОУ. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2004.

29. Козлина А.В. Уроки ручного труда: конспекты занятий. - М., 2004.

30. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребёнка к социальному миру. - М., 2000.

31. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. - М., 2006.

32. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М., 2003.

33. Копцева Т.А. Природа и художник. - М., 2001.

34. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М., 2007.

35. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины у дошкольников. - М., 2002.

36. Куликовская И.Э., Чумичёва Р.М. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира: учеб. пособие. - М., 2002.

37.Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников-М.2008

38. Макарова В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: метод. пособие. - М., 2007.

39.Маркова Т.А. Приучайте маленьких детей к домашнему труду:книги родителям-М.1987

40. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. - М.,2010.

41. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

42. Никитина С.В. Оценка результативности и качества ДО: науч.-метод. рекомендации и информационные материалы. - М., 2008.

43. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М., 2010.

44. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования \ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г. – 356 с.

45. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

46. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. - М., 1999.

47. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника: ближние и дальние горизонты / Н.Н. Поддьяков. - М., 2013.

48. Ривина Е.К. Герб и флаг России: знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: метод. рекомендации для работников ДОУ и учителей начальных классов. - М., 2002.

49. Рудаков А.С. Прогулки с детьми и изучение всего на свете: советы воспитателям и родителям дошкольников: сб. - СПб.; М., 2011.

50. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в д/с: пособие для педагогов ДОУ, преподавателей и студ. педвузов и колледжей. - М., 2000.

51. Савенков А. И. Одарённые дети в д/с и школе. - М., 2000.

52. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». - М., 2004.

53. Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» // Вестник образования России. - 2008. - № 7.

54. Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 2007 – 140 с.

55. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; СПб., 2005.

56. Торшилова Е.М. Шалун, или Мир дому твоему. - М., 2001.

57. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи…: творческое музицирование, импровизация и законы бытия. - М., 2003.

58. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. - М., 2000.

59. Чеботарёв А.В. Диагностика физического здоровья: методическое пособие. - М., 2007.

60. Школяр Л.В. Ребёнок в музыке и музыка в ребёнке // Дошкольное воспитание. - 1992.

61. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: безопасность для малышей. - М., 2003.

62. Штанько И.В. Воспитание искусством в д/с. Творческий центр «Сфера». - М., 2007.

63. Яворский Б.Л. Воспоминания. Статьи. Переписки. Т. 1. - М., 1972.

64. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно ориентированного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 3.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...