Главные вкладки

    Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
    статья (младшая группа) по теме

    Чуфенева Марина Александровна

    Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.

    Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.

    Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.

    Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

    Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

    • игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
    • монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
    • сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
    • рисование фломастерами, маркерами, красками;
    • слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);
    • заняться смехотерапией.

    Практически любой ребёнок в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.

    Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.

    Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавесочка, пижамница, фитоподушечка, сделанные мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома.

    Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.

    Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.

    Хорошо, если в группе имеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть понравившуюся книжку или просто отдохнуть. Желательно рядом с уголком «тишины» расположить живой уголок. Зеленый цвет растений благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека.

    Для родителей были разработаны игры для детей.

    Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы.

    Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:

    • сюжетные;
    • игры с водой;
    • игры с песком;
    • пальчиковые игры;
    • игры с дидактическими игрушками;
    • игры-забавы.

    В направлении «Играем и строим» отражается деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.

    В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» можно включать:

    • чтение стишков;
    • рассказывание сказок;
    • пение песенок;
    • слушание музыки;
    • рассматривание игрушек, книжек, картинок;
    • наблюдение за объектом природы;
    • рисование картинок для детей.

    Планируя раздел «Развитие ребенка», педагог подбирает:

    • игровые упражнения;
    • подвижные игры;
    • музыкальные игры.

    Для того чтобы адаптация проходила успешно, был разработан план работы (таблица).

    Таблица 2 -  Примерный план работы на две недели

    адаптационного периода

    Неделя

    Игровое взаимодействие

    Играем и строим

    с малышами

    Формируем эмоциональную отзывчивость

    Развиваем движения

    1 неделя

    Сюжетная игра «Катаем куколку на лошадке»

    Игра с дидактической игрушкой матрешкой

    Строительная игра «Башенка из кубиков для матрешки»

    Рассматривание новой игрушки «Здравствуй, кукла Маша»

    Чтение отрывка из стихотворения А.Барто «Машенька»

    Игровое упражнение «Иди к лошадке»

    Подвижная игра «Лошадка»

    Сюжетная игра «Испечем булочку, накормим куколку»

    Игра с песком «Печем пирожки»

    Строительная игра «Башенка из кубиков для птички»

    Чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»

    Рассматривание иллюстраций к стихотворению

    Игровое упражнение Подвижная игра «Догони птичку»

    Сюжетная игра «Наряжаемся, собираемся в гости»

    Игра-забава «Ловись, рыбка»

    Строительная игра «Построим поезд, поедем в гости» (мягкие модули)

    Рисование картинок для малышей «Цветы для малышей и куклы Маши» Наблюдение «Цветы на нашей клумбе»

    Игровое упражнение «К куклам в гости» Подвижная игра «Веселые платочки»

    Сюжетная игра «Уложим куколку спать»

    Игра с пальчиками «Встали пальчики» игрушкой матрешкой

    Строительная игра «Домик из кубика и призмы»

    Пение колыбельной «Баю, баю, баю! Куколку качаю» Чтение потешки «Катя, Катя маленька»

    Игровое упражнение «Пройди по дорожке» Подвижная игра «Собери мячики и шарики»

    Игра-забава «Плыви, кораблик»

    Строительная игра «Домик из двух кубиков и призмы»

    Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ветер по морю гуляет»

    Танцы под музыку «Танцуй, моя куколка»

    Игровое упражнение «Найди кораблик»

    Подвижная игра «Карусели»

    2 неделя

    Сюжетная игра «Медвежонок в гостях у ребят в детском саду»

    Дидактическая игра «Собери шишки в корзинку»

    Строительная игра «Маленькая башенка»

    Рассматривание новой игрушки «Здравствуй, мишка-топтыжка» Чтеиие потешки «Ладушки»

    Игровое упражнение «Мишка косолапый» Подвижная игра «Догони мишку»

    Сюжетная игра «Накорми медвежонка оладушками» Игра с пирамидкой

    Строительная игра «Большая башня»

    Чтение потешки «Гойда, гойда, люленьки»

    Игровое упражнение «Отнеси оладушек медвежонку»

    Подвижная игра «Ладушки-оладушки»

    Сюжетная игра «Покатай медвежонка на машине»

    Игра с водой «Вымоем машину»

    Строительная игра «Дорожка для машины»

    Рисование картинки для малышей «Разноцветные мячи»,

    Чтение потешки «Поехали, поехали...»

    Игровое упражнение «Скати с горки» Подвижная игра «Поймаю, поймаю» (с заводной игрушкой)

    Сюжетная игра «Уложим машину спать»

    Строительная игра «Кроватка для маленького медвежонка»

    Чтение стихотворения А. Барто «Мишка»

    Слушание колыбельной песенки

    Игровое упражнение «Иди к лошадке»

    Подвижная игра «Привет, дружок - пока, дружок».

    Игра-забава «Нежно гладим мы зверят»

    Строительная игра «Медвежонок идет в гости к зайчику по дорожке»

    Рассматривание предметных картинок «Друзья плюшевого медвежонка»

    Чтение стихотворения «Зайка» А.Барто

    Игровое упражнение «Найди медвежонка» Подвижная игра «Поймай воздушный шар»

    При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

    Рассмотрим основные характеристики предметной среды для групп раннего детства.

    1. Разнообразие. Наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.
    2. Оптимальная насыщенность. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду. Тезис «много - значит хорошо» в данном случае неверен. Не допускайте перенасыщения, калейдоскопичности среды, это вредно для развития ребенка, как и скудность среды.
    3. Стабильность. Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия, маркеры игрового пространства должны иметь постоянное место.
    4. Доступность. Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы).
    5. Эмоциогенность. Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции).
    6. Зонирование. Построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста - играют не вместе, а рядом).

    Педагоги оформляют пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности малышей: от активных до требующих сосредоточенности и тишины.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

    Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

    Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

    Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

    Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...

    Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»

    Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....

    Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

    Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

    Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Цель Программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.Задачи Программы: - Создать условия для организац...