Главные вкладки

    Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Жданова Татьяна Петровна

    Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_14_oktyabrya_2016_g.docx25.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

                                                                                          Утверждаю

                                                                                                    Заведующий МБОУ № 8

                                                                              «Зоряночка»

                                                                                                  _________ С.Ю. Месикова

             «14»    октября        2016 г.

    Родительское собрание

    в группе раннего возраста № 1

    по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

    с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»

    Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период.

    Задачи:

    1. Установить контакт между родителями и педагогами.

    2. Дать знания о проблеме и вариантах адаптации к условиям детского сада.

    3.Разработать совместно с родителями рекомендации, направленные на их помощь ребенку в адаптации к ДОУ. 

    4. Вызвать у родителей потребность к психолого-педагогическим знаниям.

    Роли участников:

    - гости кафе (представители администрации, воспитатели, педагог – психолог, родители воспитанников)

    - команда дизайна – группа людей, оказывающая фасилитатору помощь в - подготовке и проведении мероприятия.

    - хозяин кафе – фасилитатор или группа ведущих, организующих процесс обсуждения.

    Ход мероприятия.

    Вступительная часть.

    Фасилитатор объединяет участников в группы, формулирует вопросы для обсуждения, объясняет правила работы кафе.

            Система работы кафе:

    1 – й этап – группы из 3 – 4 человек занимают свои места и выбирают «хозяина стола».

    2- й этап организуется 3 – 4 раунда обсуждения каждого из вопросов встречи с переходом участников за разные столики. При этом хозяева остаются за своими столами. Их задача знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.

    3 – й этап – участники возвращаются за столик своей группы, «хозяева стола» организуют обобщение идей.

    4 – й этап – выработанные идеи систематизируются, осмысливаются и презентуются фасилитатором.

    Правила работы кафе:

    - Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном;

    - Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления;

    - Говорите открыто и от всего сердца;

    - Слушайте, чтобы понимать;

    - Связывайте и соединяйте идеи;

    - Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов;

    - Играйте – не сидите на «трибуне»;

    - Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!

    - Получайте удовольствие.

    Основная часть.

    Фасилитатор: - Хочу начать с высказывания В.М. Бехтерева  « Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…» 

     

      И поэтому считаю важным вопрос адаптации ребенка к ДОУ.  При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом  уровне.

    Фасилитатор предлагает вниманию участников собрания вопросы, сформулированные в качестве проблемных на этапе подготовки к мероприятию.

    Вопрос 1.  А какие ассоциации вызывает у вас слово «адаптация»?

    Резюме по вопросу: Известно, что адаптация  ( от лат. «приспособляю» ) – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптивные возможности ребенка дошкольного возраста не безграничны. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могу привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. 

    Вопрос 2. Какие трудности в адаптационный период испытывают дети?

    Резюме по вопросу: Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду, он будет негативно относится к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя. Ребёнок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, а с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.

    Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней, малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы. 

    Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. 

    Вопрос 3. Что могут сделать родители для того, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к условиям детского сада?

    Резюме по вопросу: Чем может помочь мама

    Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

              В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.

              В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

              Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

              Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

              Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

              Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

              Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

    Спокойное утро

    Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

      И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

              Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

              Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

              У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

    Вопрос 4.  Какие серьезные ошибки затрудняющие адаптацию ребенка совершают иногда родители?

    Резюме по вопросу: Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

              Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

      Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

              Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

    Заключительная часть.

    Участники встречи возвращаются за свои столики. Фасилитатор предлагает на основе выработанных идей (родители получают электронную версию или распечатку принятых участниками мероприятия рекомендаций) составить индивидуальные программы родительских действий, направленных на их помощь ребенку в адаптации  в течение первого года посещения ДОУ. 

    Фасилитатор: - Уважаемые родители! Чтобы вы могли вспомнить некоторые рекомендации, которые вы получили на нашей встрече, мы для вас приготовили памятки. 

    В конце родительского собрания фасилитатор предлагает его участникам поделиться идеями, рассказать о возникших затруднениях, сформулировать вопросы присутствующим на мероприятии специалистам.

    Фасилитатор: - Скажите, пожалуйста, была ли тема нашей встречи для вас познавательной, и если да, то, что вы взяли для себя из полученной информации. Скажите свои пожелания.

    Намечаются пути совместной работы семьи и ДОУ по помощи детям успешно адаптироваться к условиям ДОУ.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

    1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

    2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

    3.По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

    4.Не обманывайте ребенка, забирайте домой во время, как пообещали.

    5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

    6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

    7.Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

    8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.

    9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.

    10.Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

    11.Не скупитесь на похвалу.

    12.Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

    РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

    Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...

    Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

    P { margin-bottom: 0.21cm; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка ...

    Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

        Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей ранне...

    Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».

    Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»....

    Статья по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждению"

    Данная статья разработана в помощь родителям, а так же педагогам дошкольного образовательного учреждения.В статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкол...

    Статья на тему :"Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

    Введение.Задачи:1. Определить сущность понятия "адаптация"2. Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольно...

    Доклад на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Выступление на секцииработников дошкольного образования«Перспективные направления работы в системе дошкольного образования в рамках реализацииУказа Президента РФ»...