Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры
консультация (младшая группа) на тему

Шагарова Наталья Николаевна

Статья говорит о необходимости воспитания детей в нравственно-патриотичеком поле, о важности использования богатства народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры

Как и вся Россия, дошкольное воспитание начиная с 90-х гг. ХХ в. вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на «вещизме» или пессимистический, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. В этой ситуации в работе с детьми стал всё очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал культурных традиций. Велико искушение свести её принципы к простой сарафанно-матрёшечной декорации. Гораздо труднее в основе работы детского сада следовать этим великим традициям в их вневременном содержании, которое и сегодня, и завтра будет актуально, так же, как и 100, и 500 лет назад.

Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве, для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по данной проблеме включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о России, её столице;

- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д., т. к. воспитывает в ребёнке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с её многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим

.

.

Художественная литература, также как и декоративно-прикладное и изобразительное искусство служит могучим средством воспитания детей. Она оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Национальная художественная литература включает информацию о родном крае, культуре народа, что побуждает детей наблюдать, размышлять и рассуждать. Ценность фольклора состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Услышанные детьми произведения фольклора вызывают реакцию детей, что оказывает значительное влияние на их понимание: ребёнок быстрее и лучше усваивает и запоминает наиболее яркое, впечатляющее, какими и являются жанры фольклора. Целенаправленное и системное использование малых форм мордовского фольклора в работе с детьми помогает как углублению знаний детей, так и приобщению к национальной культуре, к произведениям устного творчества мордовского народа.

Одной из форм народного творчества является игра. Это одна из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обрядами, с народной педагогикой и эстетическими взглядами, игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства. Участие детей в народных праздниках и обрядах, когда они включаются в различные виды игровой деятельности, способствуют воспитанию их в духе гуманистических идеалов, как носителей нравственно-эстетической культуры.

Всё вышесказанное говорит о том, что знание о культуре других народов является основой воспитания интереса и доброжелательного отношения к другим национальностям. Знание традиций, обычаев, понятий и идеалов, которые выработало человечество за сотни лет, наравне с социально-эстетическими условиями формирует общественное сознание, взгляд, убеждения. Возрождение национальной культуры способствует введению в повседневную жизнь детей элементов традиционной культуры: декоративно-прикладного искусства русского, мордовского и татарского народов, уместное использование фольклора, его пропаганда и распространение.

Всё это поможет сформировать у дошкольников первые нравственно-патриотические чувства: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры

Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.    Как и вся Росси...

Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»

Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению  нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.Проект содержит персп...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями».

Краткосрочный проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями»....

Презентация (отчет) к проекту "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры"

Отчетная презентация к проекту "Нравственно-патриотческое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры" к иоговому педсовету. Презентация содержит фотоматериалы, проводимых дос...

"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры"

laquo;Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»...