Первые помощники на пути к науке
опыты и эксперименты на тему

В условиях ФГОС ДО дети любого дошкольного возраста становятся экспериментаторами, а родители и педагоги - первые помощники в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зоя Прокаева, воспитатель                                                                                                    СП «Детский сад «Василек»  ГБОУ ООШ №20

Первые помощники на пути к науке или  эксперимент для  ребенка.

Уважаемые  взрослые! Слово «эксперимент» ассоциируется с наукой. Так и есть, только в условиях ФГОС ДО  дети любого дошкольного возраста становятся экспериментаторами, а педагоги и родители – первые помощники в совместной и самостоятельной деятельности детей. Рассмотрим  с вами  случаи,  когда  ребенок  выступает  в  роли  экспериментатора.  Костя, как  зачарованный,  остановился  возле  лужи.  Прежде  всего,  он  попытался  измерить  ее  глубину.  Разумеется,  самым  примитивным  способом:  постепенно  погружая  ботинки  с  пятки  на  носок,  все  дальше  и  дальше  удаляясь  от  "берега".  К  восторгу  Кости,  лужа  оказалась  не  только  огромной,  но  и  глубокой.  Далее  в  ход  были  пущены  такие  измерительные  приборы  как  прутик  и  палочка.

Когда  "море"  было  изучено  вдоль  и  поперек,  маленький  исследователь  принялся  бросать  камешки,  наблюдая  за  всплеском  воды  и  кругами,  превращающимися  возле  "берега"  в  настоящие  волны.  

Наконец,  и  этот  эксперимент  был  завершен.  А  что, если  теперь  забросить  мяч  на  самую  середину,  а  затем  при  помощи  все  тех  же  камешков  пригнать  его  к  противоположной  стороне  лужи?

Костя  так  и  сделал.  Но  его  опыт  дал  совершенно  неожиданный  результат:  мяч  сам  каким-то  чудом  возвращался  назад.  

- Что  такое?  Отчего  бы? – размышляет  мальчик. – Ах  вот  она,  разгадка!

Появившаяся  рябь  на  воде  подсказывала,  что  это  ветер  гнал  мяч  прямо  к Косте.  Опыт  повторялся  еще  и  еще  все  с  тем  же  результатом.  

Однако  почти  все  открытия  сопряжены  не  только  с  победами… Костю  ждала  неудача. Мяч  неподвижно  застыл  в  самой  середине лужи.  Ветер  утих,  а  камушки,  как  нарочно,  пролетали  мимо!

Стоит  ли  описывать  Костино  смятение!  наконец,  мужественный  экспериментатор  ринулся  за  мячом  в  самую  пучину  прямо  в  ботинках.  Когда  он  был  уже  у  самой  цели,  во  дворе  появилась  мама… Взрыв  гнева  последовал  мгновенно:  мать  отшлепала  сына.

- Несносный!  Что  натворил!.. Погоди  у  меня!  Дома  я  тебе  добавлю!

Сын  плакал…

Уважаемые  взрослые,  давайте  подумаем,  какие  особенности  появились  в  действиях  ребенка.  Можно  ли  оправдать  действия  матери?  Как  вы  поступили  бы  на  месте этой  матери?

Игры,  которые  содержат  в  себе  элементы  экспериментирования,  как,  например,  в  описанном  примере,  особенно  увлекают  ребенка,  особенно  увлекают  ребенка,  он  невольно  может  забыть  о  наставлениях  и  запретах  взрослых. Это  и  случилось  с  Костей.  Будучи  в  роли  экспериментатора,  он  выглядел,  с  точки  зрения  взрослого,  злоумышленником:  залез  в  лужу,  промочил  ноги.  В  данном  случае  мальчиком  руководствовало  стремление  к  узнаванию  нового.  Задача  взрослого – предоставить  детям  возможность   открывать  мир,  но  не  стихийно,  а  целенаправленно,  предупреждая  тем  самым  рождение  экспериментов  с  отрицательными  последствиями.  Важно  предвидеть,  основываясь  на  знании  своего  ребенка,  в  каких  пределах  допустимо  предоставлять  ему  самостоятельность.

Физические  меры  воздействия  в  любом  случае  недопустимы.  В  данном  же  случае  наказание  вообще  не  оправдано:  ребенок  не  допустил  ничего  аморального.  Достаточно  было  ограничиться  строгим  внушением.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая ступень на пути социализации или адаптация к детскому саду

«Я понимаю, что наш малыш еще не готов к поступлению в детский сад, но мне срочно нужно выходить на работу» - говорят одни родители.« Мы целенаправленно готовили нашего ребенка к  детскому саду, ...

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

«ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ»

Консультация для родителей «ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ»...

Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"

В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....

Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"

В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....

"Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста - первая ступенька на пути формирования толерантного сознания"

Программа направлена на формирование толерантности у детей дошкольного возраста, т.е. регулирование взаимоотношений детей, воспитание нравственного отношения к другому, формирование гуманных способов ...

Закаливание или первый шаг на пути к здоровью

Рекомендации по закаливанию детей...