Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Солодягина Надежда Сергеевна

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития дошкольников.

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности. Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия детей. Постепенно с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненным явлениями. У детей старшего возраста восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки.

Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески-проектировочную среду. Для того чтобы у ребенка дошкольного возраста шло полноценное развитие его творческих способностей, чтобы у ребенка появилось любимое дело на всю жизнь, очень важно искать способы организации творческой деятельности, сформировать эмоционально-положительное отношение к красивому, возбудить интерес к окружающему миру, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.

Развитие творческого потенциала у ребенка - это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий:

восприятие, мышление, воображение, память.

Для создания условий самореализации необходимо заботиться о впечатлениях, которые должны носить разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы, тем ребенок более любознателен, что способствует возникновению увлеченности, которая в свою очередь, обладает самоценностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.docx29.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                      Детский сад №114 «Василёк»

                Статья на тему:

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

                                        Подготовила музыкальный руководитель

                                                Солодягина Надежда Сергеевна

                                              Г.Дзержинск

                                                           2016

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития дошкольников.

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности. Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия детей. Постепенно с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненным явлениями. У детей старшего возраста восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки.

Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески-проектировочную среду. Для того чтобы у ребенка дошкольного возраста шло полноценное развитие его творческих способностей, чтобы у ребенка появилось любимое дело на всю жизнь, очень важно искать способы организации творческой деятельности, сформировать эмоционально-положительное отношение к красивому, возбудить интерес к окружающему миру, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.

Развитие творческого потенциала у ребенка - это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий:

восприятие, мышление, воображение, память.

Для создания условий самореализации необходимо заботиться о впечатлениях, которые должны носить разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы, тем ребенок более любознателен, что способствует возникновению увлеченности, которая в свою очередь, обладает самоценностью.

Парциальная программа «Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста» направлена на создание ребенком субъективно нового (прежде всего, для него самого) продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности, а также проявлении им инициативы во всем, придумывании разных вариантов изображения, ситуаций, мелодий песен, движений к танцам, игр и т. п.

Основу программы составили теоретические положения Л.А. Венгера, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и Н. А. Ветлугиной.

Актуальность создания программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания, использованию новых подходов к содержанию, формах проведения музыкальных занятий, конечной цели - в продуктивной деятельности. В основе программы лежит раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категорических обращений на основе самовыражения ребенка, его саморазвития. Методика программы строится так, чтобы в процессе ее усвоения ребенок преломлял новые знания, умения через призму своего жизненного опыта, неповторимого и уникального, чтобы познанное ребенком творчески сформировалось и приобретало свой колорит, особенности и индивидуальность.

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

Задачи программы:

- воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру, потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми;

-развивать музыкально-эстетическое восприятие;

-развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);

-развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);

-развивать у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя мукзыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения и переживания.

Основной формой реализации программы являются занятия, которые проводятся 2 раза в неделю.

Кроме того, непременным условием для реализации программы является предметно-развивающая среда. Очень важно, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях (слушание знакомых музыкальных произведений, игры-путешествия, игры-сказки, тематические музыкальные вечера, театральные постановки, беседы-концерты, праздничные утренники, развлечения).

Помимо этого, в программе предусматривается новый подход к процессу подготовки и проведения праздников, где основной груз ложится на плечи взрослых-педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности и получают удовольствие, участвуя в празднике. Радуясь непринужденной атмосфере, у каждого ребенка и взрослого есть своя игровая роль, и, что особенно важно, зрители, как таковые, отсутствуют.

К программе разработано перспективное планирование, конспекты занятий, занимательные игры и задания для развития творчества, консультации для воспитателей и родителей по теме развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В приложении представлены детские творческие работы и фотоматериал по работе с детьми.

Для активизации творческих проявлений детей в программе использованы методы поисково-творческого характера и творческие задания:

  • метод драматизации - способствует раскрытию личных качеств ребенка, дает возможность активизировать его деятельность, развивать навыки ролевого поведения;
  • метод интонационного постижения искусства - применяется как способ постижения художественного образа в процессе эмоционально-образного мышления;
  • метод ассоциативного сравнения - позволяет на основе образующихся ассоциаций сравнивать различные интонации произведений, чтобы в результате ощутить их контрастность, либо тождество;
  • метод творческого диалога – выражается в стремлении педагога путем постановки вопросов (наводящих, ставящих перед выбором, неожиданных) создавать поисково-творческую ситуацию, в которой ребенок приходит к совместному решению проблемы в процессе диалога;
  • метод эмпатийного познания – выражается в интенсивном проживании ребенком самого процесса обучения в роли его активного участника.

Помимо методов поисково-творческого характера для активизации музыкально-творческих проявлений в программе используются творческие задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности при помощи установки: сочини, придумай найди, измени; задания, вызывающие целенаправленные действия, поиски решений. Ребенок в процессе выполнения заданий попадает в постоянно меняющуюся ситуацию, начинает искать новые комбинации в совместной деятельности со взрослым; задания, предполагающие самостоятельные действия детей: обдумывание замысла, выявление художественных средств, возможность применения своей продукции.

На музыкальных занятиях дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие способности.

Список литературы

 

  1. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей дошкольного возраста – М:Просвещение2004г.-223с.
  2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и средних учеб. Заведений-3-е изд.,стереотип,-М: Издательский центр «Академия»-2000г.-240с.
  3. Радынова О.П., Груздова, И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных педагогических заведений. -М: Издательский центр «Академия»1999г.-176с.
  4. Новикова Г.П.   Эстетическое воспитание развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и муз. руководителей.-2-е изд. -М: АРКТИ, 2003г.-224с.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1997г.-240с.
  6. Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников:-М: Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010г.-210с.
  7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и муз. руководителей.-М: Просвещение,1974г-235с.
  8. Дормидонтова Л.П. Развитие творческих способностей дошкольников: Науч.- метод. пос. Ульяновск: Ул ГТУ,2008г-175с.
  9. Дормидонтова Л. П. Музыкальные ступеньки детского творчества: программа музыкального образования и развития дошкольников: Науч.- метод. пособие Ульяновск:Ул ГТУ,2009г.-145с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для  музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...

Стендовый доклад«Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

laquo;Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы». В.А.Сухомлинский...

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста"

Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств.Дошкольники ярко проявляют творческое начало,легко воспринимают образное содержание сказок,музыкальных пьес.Творчество акт...