Сообщение из опыта работы
методическая разработка на тему

Модернизация системы работы музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Работа над совместным проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2083 «Родники» ДО  «Семицветик»

Сообщение по теме:

«Модернизация системы работы музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.

Работа над совместным проектом»

Музыкальный руководитель – Лукьянова О.Е.

Инструктор по физическому воспитанию – Лукашева С.В.

На современном этапе организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду предполагает изменение привычных форм и методов работы всех педагогических работников, в том числе таких специалистов, как музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию.

Осуществляя поиск оптимальных форм реализации современного образовательного стандарта, обеспечивающего равные возможности для развития каждого ребенка, мы руководствовались пониманием того, что необходимо:

- выстраивать новые схемы взаимодействия междисциплинарной команды специалистов, структура которых будет зависеть от состава детей группы, их индивидуальных особенностей;

- преобразовывать предметно-пространственную, развивающую среду (в соответствии с учетом возраста воспитанников и особенностей их развития), которая позволит  обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства (зала, групповой ячейки), материалов и оборудования.

В детском саду, мы выстраиваем свою работу совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом, используя помимо традиционных форм взаимодействия, проектную деятельность, которая строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО и с учетом задач Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Что позволяет, с одной стороны, апробировать новую для нас модель сотрудничества,  с другой – дает возможность создать равные условия для развития детей, имеющих различные стартовые возможности.

Нами был разработан практико-ориентированный проект «Мы танцуем. Мы играем. Мы здоровье укрепляем», рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством совместной игровой деятельности на основе  комплексного взаимодействия междисциплинарной команды специалистов.

Задачи проекта:

1.        Изучение состояния проблемы.

2.        Определение основных направлений деятельности специалистов (специфика, содержание работы), преобразования предметно-развивающей среды.

3.        Разработка программы интегрированных игровых сеансов.

4.        Организация музыкально-оздоровительной работы с детьми, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника.

5. Проведение мониторинга эффективности проектной деятельности.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед,  родители.

Проект, реализуемый на протяжении одного учебного года (октябрь – май) предусматривает три этапа.

На подготовительном этапе были определены общие цели и задачи проекта. А нам, изучение и анализ научно – методической и психолого – педагогической литературы позволили отметить, что уникальное сочетание физических упражнений и музыки развивает ритмическое чувство, координацию движений, речь, вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Благодаря этому, была намечена стратегия совместной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в рамках художественно-эстетического и физического развития.  Анализ условий  реализации проекта выявил достаточную материально-техническую базу. В детском саду имеются:

- два музыкальных зала, физкультурный зал, оснащенные необходимым музыкально-дидактическим и спортивным оборудованием;

- средства ТСО: мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, микрофон, светильник светодиодный.

Вместе с тем обозначились трудности, связанные с организацией совместных круглых столов для обсуждения этапов работы, связанные с особенностями графика работы специалистов – участников проекта. Впоследствии эта проблема была решена путем гибкого планирования и благодаря личной заинтересованности  каждого члена команды.

На основном этапе была разработана программа взаимодействия  междисциплинарной команды по реализации проекта:

- проведен начальный мониторинг индивидуальных особенностей развития детей группы. Выяснилось, что необходимо развивать творческие способности детей такие как: уметь придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец, художественное воображение, музыкальную и двигательную память. 

- определена мера участия каждого специалиста, например в октябре – ноябре приоритетными были коррекционно-развивающие задачи, в декабре-феврале музыкальные и физкультурные.

Исходя из этого, выстроилась общая логика планирования Программы работы с детьми, ее корректировка в ходе осуществления, своевременное выстраивание адекватного изменяющемуся состоянию ребенка образовательного маршрута и предметно-развивающей среды.

Занятия по Программе представлены в виде трех блоков: осеннее, зимнее, весеннее путешествие. Каждый блок является логическим продолжением предыдущего и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков. Занятия проводятся один раз в месяц по 30 минут, в подгруппах не более 15 детей.

Цели программы:

- развитие эмоционального и социального интеллекта;

- речевое развитие;

- формирование у ребёнка активного, творческого восприятия музыки и умение выразить её содержание в движениях.

Занятия включают в себя определенные ритуалы-повторения, которые способствуют ощущению безопасности в группе, позволяют участникам и ведущему быть в рамках психологических и временных границ занятий. Это помогает тревожным детям справиться со сложным состоянием вхождения в группу, обнаружения себя в ней, а детям, например, с проявлением гиперактивности, научиться попадать в контекст занятия и оставаться там достаточное количество времени. К таким  ритуалам относятся: приветствие, прощание, разминка,  оформление пространства зала, повторяющиеся сезонные песенки, «игрушка-проводник» Ежик, сезонное дерево.

Результативность программы выявится по итогам мониторинга музыкального и физического развития, наблюдений, диагностических методик учителя-логопеда и педагога-психолога в конце года.

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

- обеспечение гармоничного психо-физического развития детей;

- совершенствование двигательных умений и навыков;

- развитие музыкальных и творческих способностей детей;

- повышение уровня речевого развития;

- получение опыта совместной проектной деятельности;

- накопление методического материала.

Ожидаемые результаты музыкальной и физкультурной деятельности:

- развитие музыкальности;

- развитие двигательной активности;

- развитие эмоциональной сферы;

- способность запоминания музыки и движений;

- способность сосредотачиваться на движении;

- быстрота реакции;

- гибкость, пластичность;

- координация движений.

На данный момент по результатам проведенной работы мы можем отметить положительную динамику развития детей:

- малоподвижные дети стали более активно принимать участие в музыкальной и физкультурной деятельности;

- совершенствуются основные танцевальные элементы;

- дети быстрее включаются в образовательную деятельность вне проекта;

- лучше воспроизводят заданный ритмический рисунок;

- свободней и ярче проявляется выразительность движений, творчество;

- дети проявляют себя эмоционально ярче, отмечено расширение спектра эмоций;

- у подвижных детей увеличивается способность к волевым усилиям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....