Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
    опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

    Крисанова Лариса Алексеевна

    В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_na_temu.docx17.87 КБ

    Предварительный просмотр:


              Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

             Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

    Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

    Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно-образные способы познания. Игровая экспериментальная деятельность позволяет создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Игры – эксперименты как социально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающей действительности.
    Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, в своей работе с детьми мы регулярно организуем игры эксперименты,  используя следующею структуру:

    - постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

    - выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

    - проверка гипотезы;

    - подведение итогов, вывод;

    - фиксация результатов;

    - вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников чаще всего используем различные стимулы: - внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

    - тайна, сюрприз;

    - мотив помощи;

    - познавательный мотив (почему так?);

    - ситуация выбора.

    В нашем дошкольном учреждении имеется большое количество литературы по данной теме. В своей работе мы используем разработки многих авторов: И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование», А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», О.В. Дыбина «Ребёнок в мире поиска», Т.В. Григорьева «География в занимательных экспериментах», Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» и т.д.
    Дети с удовольствием  принимают участие в играх – экспериментах, таких, как:

    - игры – эксперименты с песком: « Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
    - игры - эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
    - игры - эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт» и т. д.

    В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка и  магнита, воздуха и водыи т. д.
    После проведения игр – экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
    После проведения игр - экспериментов со звуком мы создаём с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Дети принимают участие в создании коллажей по различной тематике.

    По этому виду деятельности мы  проводим  большую  работу с родителями. Для родителей наших воспитанников создаются «Рассуждалки» детей на различные темы, в которых в виде домашних заданий детям совместно с родителями предлагается решить те или проблемы (Почему снег тает на ладони? Почему дует ветер? Как очистить грязную воду?). Большую помощь родители оказывают в оснащении  нашей лаборатории «Интересных открытий»

    Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, что немало важно как  в повседневной жизни, так и в учебном процессе будущих школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

    Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

    Проект" ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – простые опыты с бумагой"

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.ЗАДАЧИ...

    Сообщение из опыта работы на тему: " Детское экспериментирование - одна из наиболее эффективных форм работы с младшими дошкольниками"

    Сообщение из опыта работы на тему: "Детское эксперименторование - одна из наиболее эффективных форм работы с младшими дошкольниками"...

    Сообщение из опыта работы на тему: "Детские игры зимой"

    В сообщении даны рекомендации родителям как гулять с ребенком зимой и какими играми и занятиями его увлечь во время прогулки...

    Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»

    Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»....

    Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

    Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

    Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

    Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности...