"Совместная детельность педагога и детей" методические рекомендации.
методическая разработка на тему

Cтепанова Лариса Николаевна

Совместная деятельность взрослого с ребенком, прежде всего, - это деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности взрослого с детьми, педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается в непосредственно организованной образовательной деятельности. Постановка проблемных задач здесь носит ситуативный характер. Ребенок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_pedagoga_i_detey.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Новохоперский муниципальный район

МКДОУ «Елань-Коленовский Детский сад общеразвивающего вида №1»

Методические рекомендации

«Совместная деятельность   педагога и детей».

Старший воспитатель:

Степанова Лариса   Николаевна

I квалификационная категория.

Совместная деятельность педагога и детей.

Совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения.

При этом необходимо учитывать, что совместная деятельность может осуществляться в любом помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма - создание и поддержание необходимых условий для сотрудничества.

Необходимо остановиться на одном важном явлении - педагогическом общении, которое всегда сопровождает взаимодействие педагога с детьми. Педагогическое общение, как правило, осуществляется в форме диалога, но психологи считают, что овладение диалогом - это формирование способности слышать и понимать собеседника, быть заинтересованным соучастником деятельности. Такое умение формируется через образцы ведения диалога, которые ребенок получает в общении со взрослым.

Совместная деятельность взрослого с ребенком, прежде всего, - это деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности взрослого с детьми, педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается в непосредственно организованной образовательной деятельности. Постановка проблемных задач здесь носит ситуативный характер. Ребенок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

В организации образовательной совместной деятельности используются три её формы:

- закрытая совместная деятельность, когда цель мотивируется педагогом, он продумывает её содержание; основным является усвоение знаний, умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину детей. Как правило, эта форма преобладает в раннем и младшем дошкольном возраста;

- обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы, комментарии детей. Как правило, эта форма преобладает в среднем и старшем дошкольном возрасте;

- открытая совместная деятельность, когда цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с детьми. Как правило, эта форма преобладает в старшем дошкольном возрасте, и выступает как паритетная, равноправная.

В открытом совместном действии возникают партнерские отношения, субъект-субъектное взаимодействие. Открытость означает, что ребенок не только участвует, но и влияет на происходящее, например, не просто выбирает из предложенного взрослым, преобразовывает, реконструирует, но и способен выступить со своей инициативой, предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе, сценке, эксперименте и т.п. построение открытого совместного действия обеспечивается:

- ситуациями детской инициативности, экспериментирования, взаимодействия с другими детьми в разных видах деятельности;

- децентрализованным, динамичным пространством;

- направленность на развитие сопереживания, эмоциональный отзывчивости, конструктивных способов взаимодействия (договор, обмен, распределение действий) умения планировать, контролировать и оценивать собственные действия. Выделение совместной образовательной деятельности в дошкольном учреждении означает смещение основных акцентов с учебной деятельности на образовательную; с формальных признаков совместной деятельности на ее сущностные характеристики; с преобладания закрытого совместного действия на организацию разных видов совместного действия: закрытого, обращенного и отрытого. Важно обустроить смещение названных акцентов соответствующим организационно-методическим обеспечением, чтобы оно стало не просто желаемым, а реальным.

Роль воспитателя в организации совместной деятельности педагога с детьми огромна. Например, при организации совместных дидактических и сюжетно-дидактических игр в рамках совместной деятельности воспитателя и ребенка, педагог выполняет ряд условий.

1. Отбор знаний, полученных в непосредственно организованной образовательной деятельности для последующего отражения их в играх дошкольников. Воспитатель определяет возможность применения знаний в детских играх (дидактических, сюжетно-дидактических и т.д.), обеспечивает преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельность, а также включает в игры специфические действия, направленные на актуализацию знаний и умений.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую входят знания и умения, полученные в непосредственно организованной образовательной деятельности.

3. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей. Воспитатель обогащает игры по тематике, сюжетам,

игровым ролям, взаимоотношениям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переноситься уже в другие игры и с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширятся. Педагог готовит вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры - одно из увлекательнейших мероприятий образовательного процесса. В совместной деятельности педагога с детьми у дошкольников появляется интерес к содержанию игры, применению будущих ролей и развертыванию сюжета игры.

Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, и выполняет, наряду с детьми игровую роль. Беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность:

- естественно (изнутри) видеть всю игру;

- контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с использованием знаний и умений, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т.п.;

- влиять на распределение ролей;

- подсказывать и создавать новые ситуации игры;

- подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива;

- вызывать положительное эмоциональное настроение;

- стимулировать инициативу и творчество.

4. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

Целенаправленное содействие воспитателя поведению ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения игровыми умениями, культурой игры.

С этой целью воспитатель вместе с детьми подбирает роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам; предлагает решение посильных для ребенка задач, приводя их к развитию уверенности в своих силах, проявлению активности и самостоятельности; обсуждает игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска; удивляется и даже шокируется догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей дошкольного возраста.

Одним из инновационных вариантов организации совместной деятельности воспитателя и детей может быть проблемный подход.

Задача как единица педагогического процесса требует от ребенка не только знаний, умений и навыков, но, и развитие способности применять их, анализировать и оценивать результат предложенного решения. Решая проблемные ситуации, дети воспринимают информацию не разобщенно, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.

Сущность ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. В её решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Преимущество ситуационных задач заключается в возможности интеграции в одной задачи разнообразного содержания. Современные дошкольники обладают очень развитой способностью и стремлением комбинировать разнообразные проблемы, ситуации, они мыслят вариативно и широко.

Ситуационная задача выглядит следующем образом: ознакомление-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.

Основой задачи является проблемный вопрос, решая который ребенок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей и полностью отражает специфику субъективности дошкольника. Самое важно, чтобы задача была интересна ребенку, вызывала эмоциональную реакцию, удивление.

Ситуационные задачи могут быть разных типов.

Возможно построение задач на основе программного содержания по разделам.

Возможно создание практико-ориентированных задач, требующих от дошкольников экспериментирования и прикладных действий.

Задачи могут возникнуть из реальной жизни, из условий происходящего с детьми на улице или дома.

Применение речевых клише, которые озвучиваются воспитателем и становятся началом ситуационной задачи для ребенка, при этом учитываются особенности психологии детей дошкольного возраста и их познавательной деятельности.

Классификация:

Ознакомление:

-назови основные части тела человека, основные моменты режима твоего дня и т.д.;

-составь классификацию (разложи, объедини)…;

-расположи в определенном порядке…;

-перескажи…;

Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…;

Понимание:

-объясни причины того, что…;

-что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)…;

-как ты думаешь , что будет дальше…;

-приведи пример того, что…;

-покажи связи, установи связи…

Применение:

-изобрази, как это будет…;

Предложи способ, позволяющий…;        

-сравни и объясни разницу или общее…;

-давай проведем эксперимент, попробуем узнать…;

-объясни кому-нибудь, как себя вести в данной ситуации…

Анализ:

-разложи по группам, по ячейкам…;

-сравни …;

Найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке)…;

-чьё мнение правильное, больше тебе понятно, с кем согласен

Синтез:

-предложи свой вариант (зарядки, правила).

-найди необычный способ для того, чтобы научить маленького ребенка мыть руки, умываться, не бежать по лестнице, не толкаться и т.д.;

-придумай игру, которая…;

Оценка:

-какое решение из предложенных на твой взгляд самое лучшее (выскажи свое мнение);

-что в этом решении тебе не нравиться, не понятно, заставляет задуматься;

-проверь, как ребята убрали игрушки и т. д…;

-как узнать, правильно ты сделал или нет?

Предложенная классификация ситуативных задач может быть использована с детьми разного дошкольного возраста.

Таким образом, совместная деятельность педагога с детьми характеризуется диалоговой школой взаимодействия и сотрудничества, где происходит развитие личности, как педагога, так и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе совместно с родителями "Путешествие на Остров Радости"разработан совместно с педагогом - психологом

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста , совместно с родителями "Путешествие на остров Радости", разработан вместе с педагогом - психологом.Интересное занятие, получило выс...

Конспект совместной детельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием песочной игротерапии

Дети совместно с воспитателем совершают увлекательное путешествие в Песочную страну, чтобы помочь маленькой Фее, попавшей в беду. Дети  выполняют различные задания в игровой форме....

Конспект совместной детельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием песочной игротерапии

Дети совместно с воспитателем совершают увлекательное путешествие в Песочную страну, чтобы помочь маленькой Фее, попавшей в беду. Дети  выполняют различные задания в игровой форме....

Конспект совместной детельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием песочной игротерапии

Дети совместно с воспитателем совершают увлекательное путешествие в Песочную страну, чтобы помочь маленькой Фее, попавшей в беду. Дети  выполняют различные задания в игровой форме....

Конспект совместной детельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием песочной игротерапии

Дети совместно с воспитателем совершают увлекательное путешествие в Песочную страну, чтобы помочь маленькой Фее, попавшей в беду. Дети  выполняют различные задания в игровой форме....

План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое

Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...