Проблема воспитания толерантности в дошкольном возрасте.
статья (старшая группа) на тему

Петрова Наталья Андреевна

Россия издавна является многонациональной страной, каждый из народов самобытен, имеет богатую историю и свои традиции. Важно принять признанную во всем мире систему ценностей, в основе которой лежат такие понятия как согласие, взаимопонимание, терпимость, сочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.odt19.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №114

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга.

Тема:    Проблема воспитания толерантности

              в  дошкольном возрасте.            

                             Воспитатель:  Петрова Наталья Андреевна


    В последнее время словам толерантность, толерантный мир, мир без насилия и жестокости, в котором главная ценность – это человеческая личность, можно услышать очень часто как из уст простых людей, так и из средств массовой информации.

Толерантность – понятие сложное и многоаспектное. Толерантность – это признание права других людей жить и быть, не мешая друг другу.  

Страна, в которой мы все живем - Россия - это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых самобытен и имеет богатую историю и традиции.

Президент В.В.Путин подчеркивает: «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И поэтому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

Очень важно принять признанную во всем мире систему ценностей, в основе которой лежат такие понятия как согласие, компромисс, взаимоприемственность, терпимость, сочувствие, понимание и т.д. Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования толерантности с самого детства.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию. Дошкольный возраст очень важен в развитии личности ребенка. В дошкольном периоде у детей интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательной деятельности. Поэтому именно в этом возрасте необходимо формировать у детей навыки уважительного и доброжелательного поведения, умение воспринимать окружающий мир путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Мир разнообразен и все мы разные, но именно это и ценно в жизни. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся, чтобы все дети без исключения почувствовали, что живут в светлом, добром, теплом мире, чтобы каждый ребенок почувствовал свою индивидуальность и ценность, а также индивидуальность и ценность окружающих его людей (сверстников и взрослых).

Конечно, в формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Необходимо познакомить детей с принципами уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

До детского сознания мы хотим донести, тот факт, что все мы разные, и что это очень хорошо, что все мы разные. Было бы скучно и неинтересно, если бы мир был однообразным и одинаковым. Для этого детям можно предложить следующие задания:

Ответить на вопросы:

- Назови свое любимое животное.

- Назови свой любимый цветок.

- Как называют тебя дома и т.д.

Прослушав ответы детей, сравнить, насколько разное нам нравится, задать следующие вопросы:

- Хорошо или плохо, что нравятся разные вещи?

 - Приятно ли человеку чувствовать, что он отличается от других людей?

Предложить детям обсудить эти вопросы вместе с родителями. Представить, что было бы, мы все стали бы совершенно одинаковыми, что могло произойти?

Предложить творческие задания на дом совместно с родителями. Рассмотреть разнообразный мир и нарисовать:

- люди разные

- животные разные

- разнообразный мир

После разбора этих заданий подвести к выводу, что однообразие  - скучно.

Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение – необходимое условие его создания.

 Однако, трудно представить формирование толерантного сознания и поведения ребенка без семьи. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, впрочем, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье существенно влияет на формирование толерантности у ребенка.

Наше общество постоянно меняется, а вместе с ним меняется и семья. На современно этапе возникают проблемы, которых не было раньше. Одна из таких проблем – нарушение толерантности у родителей и детей, т.е. понимание взрослых и детей друг другом.

Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным, успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения. Но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформировал еще К.Д.Ушинский, и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер характером.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями – собрания, консультации, совместные праздники, фотостенды, развлечения, индивидуальные беседы с родителями, творческие задания, которые помогают объединиться родителям и детям. Также очень большую роль в воспитании толерантности у детей имеют взаимоотношения родителей друг с другом. Из опыта работы я поняла, что существует закономерность. Если родители в группе умеют и хотят общаться друг с другом, если их отношения построены на толерантности, если они способны идти на компромисс и уступать друг другу, то результатом такого общения является дружный детский коллектив, дети более открытые и добродушные, умеющие «ладить» друг с другом. В этой работе важна роль воспитателя (педагога). На родительских собраниях очень важно максимально настроить родителей на общение друг с другом.

Хочу вам предложить следующие игры – тренинги, которые помогут в работе с родителями, настроить их на положительное общение:

Мы разные.

Цель: гармонизация осознания разнообразного мира.

Разделить на 3 команды, каждой команде дать по одному листику от одного дерева. Предложить каждой группе обсудить и представить свой листик. После представления команд листочки забираются, перемешиваются. От каждой команды выходит игрок и пытается найти свой листочек. Задается вопрос: «Почему нашли?».

Итог игры: Если листочки с одного дерева разные, то насколько разные мы – люди и внешне и внутренне. Мир разнообразен и тем самым интересен. Сила нашего общества в разнообразии.

Комплимент:

Цель: развитие чувства близости, доброжелательности.

Скажи комплимент своему соседу справа.

Рисунок на память.

Цель: умение понимать настроение окружающих, чувство доброжелательности.

Каждому участнику выдается чистый лист и предлагается начать рисовать картину, нарисовать один предмет из задуманного. Передать рисунок соседу (по кругу), получив рисунок соседа посмотреть и дополнить его рисунок и снова передать и т.д., пока к вам не вернется ваш лист. Порадоваться подарку! Обсудить, получилось ли задуманное?

Ток.

Цель: взаимопонимание, умение чувствовать, понимать друг друга.

Две команды встают цепочкой за руки напротив друг друга. С одной стороны цепочки стоит стул, на котором лежит мячик, с другой стороны ведущего все игроки, кроме первых смотрят на мяч. А первые игроки смотрят на ведущего, и ждут команды от ведущего. «Ток» передается пожатием руки, команда ведущего «орел» на монетке.

Когда первые игроки видят сигнал («орла») начинают передавать ток, если ток передали верно, последний игрок берет мяч. Если ошибся, команда меняется местами. Первый становиться последним. Выигрывает та команда, которая меньше передвигалась.

После игры обсудить: Что чувствовали?

Таким образом, предложенные виды игровых тренингов позволяют активизировать интерес родителей и дошкольников вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу. Способствуют воспитанию толерантности, а также обеспечивают базу для развития нравственной и правовой культуры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Анализ подходов к проблеме воспитания толерантности у детей и взрослых"

Опыт работы по проблеме формирования личности ребенка, совмесно с родителями....

Конспект нетрадиционного родительского собрания из опыта работы:«Проблемы воспитания детей раннего возраста»

Цель:  Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.Задачи: - способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции;-...

Родительское собрание на тему "Проблемы воспитания детей раннего возраста"

Вступительное слово воспитателя, игры с родителями, обсуждение с родителями, подведение итога собрания....

Актуальные проблемы воспитания детей раннего возраста

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста явл...

Нетрадиционное родительское собранияе «Проблемы воспитания детей раннего возраста»

Цель: Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.Задачи: - способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции;- содействовать а...