"Анализ подходов к проблеме воспитания толерантности у детей и взрослых"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Опыт работы по проблеме формирования личности ребенка, совмесно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_3.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

"Анализ подходов к проблеме толерантности у дошкольников"

       «Толерантность делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Актуальность воспитания толерантности у подрастающего поколения обусловлена спецификой современной ситуации, которая характеризуется динамичным развитием общества, высокими темпами нарастания информации, противоречивостью точек зрения на одно и то же явление, наличия в коллективах представителей разных религий и культур, с разным цветом кожи, говорящих на разных языках.

       В современных исследованиях под толерантностью (в переводе с лат. tolerantia — терпение) понимается уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, формирование самовыражения и проявления человеческой национальной и религиозной индивидуальности, активное отношение к действительности, признание универсальности прав и свобод человека.

     В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
   
Современное дошкольное образование призвано помочь ребенку освоить общечеловеческие ценности, среди которых выделяются: права человека, свобода и уважение человеческого достоинства, забота о людях, умение сострадать, принимать другого таким,  каков он есть. Ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности  уже в первые семь лет жизни. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Помочь ребенку усвоить эти ценности должен непосредственный носитель информации и передатчик знаний детям в дошкольном учреждении – воспитатель, в семье – родители. Итак воспитание толерантности, приобщение к этнокультурным ценностям должно осуществляться через постижение, переживания и деятельность.

     Таким образом воспитание толерантности у дошкольников должно осуществляться в трёх направлениях:

- информационные насыщения;

- эмоциональное воздействие (отклик в душе ребёнка, воздействия на его чувства);

- поведенческая стабилизация ( закрепление знаний в собственном поведении).

     На начальном этапе решения проблемы необходимо осуществление анализа уровня развития толерантности всех участников педагогического проекта. Успешная реализация этой предельно сложной задачи во многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагогов интегративной образовательно-воспитательной системы. Так как современный педагог-воспитатель ДОУ должен знать, как организовать развитие, образование и воспитание всех детей, не зависимо от их этнической принадлежности, встает вопрос о сформированности толерантности у самих педагогов.

     Проведенные психологическим центром "Диалог" эспресс-опрос  "Индекс толерантности" - позволил определить уровень толерантности педагогического коллектива.

     Из 13-ти человек участников, 9 человек обладают (69% от 73-99 баллов) для них характерно сочетания толерантных и интолерантных черт, 4 человека (31% 104 балла) обладают толерантностью на высоком уровне. Так же педагогам был предложен тест "На сколько Вы терпимы" см. прил. 2 автор О.А. Тушкалова. По результатам от 0-4 баллов данные отсутствуют, от 5-12 баллов 4 человека, от 13-18 баллов 9 человек. Можно сказать , что педагоги способны работать с коллективом детей и их родителей. Тест на коммуникативную толерантность подтвердил наши надежды, так как   показал, что педагоги- участники будущего проекта в целом обладают качествами , необходимыми в воспитании толерантности дошкольников. Однако выяснили, что актуальность работы над культурой общения, овладения современными технологиями, социально-нравственного , патриотического воспитания существует. Решение этой задачи было возложено на методиста ДОУ и психолога совместно с психологическим центром "Диалог". Был проведен ряд мероприятий таких как: консультации: "Многоаспектность толерантности", " Формы организации методической работы в ДОУ по формированию толерантных отношений участников педагогического процесса"; деловые игры; тренинг "Толерантность - основа безконфликтного общения" автор Фёдорова С.Н.

     Были разработаны: консультационный материал для педагогов и родителей по проблеме воспитания толерантных качеств у детей, организована  психолого-педагогическая служба в помощь родителям по содержанию проблемы толерантности. Проведено родительское собрание по проблеме "Формирование толерантности" где были введены в проблему все члены педагогического процесса. Актуальность проблемы развития толерантности у дошкольников ДОУ и необходимость сотрудничества ДОУ с семьёй  подтвердилась. Так как именно в семье берет начало актуализация личностной этнической идентичности, ведь здесь издревле выполняется функция приобщения детей к семейным традициям, национальной культуре. Именно семья является и стартовой площадкой для формирования этнической толерантности детей, понимаемой как способность проявлять терпимость и уважение к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, языку и др. отличиям.

     Способы, которыми обладает семья в этнической социализации детей:

- воспитание (комплекс воспитательных средств);

- обучение (языку, нормам поведения, хозяйственным приемам, традиционному искусству, религиозным догмам);

- личный пример, отбор контактов, оценка поведения других лиц не относящихся к семье;

- изготовление предметов материальной и духовной культуры, семейные праздники и т.д.

     Поэтому проанализировав , мы определили для себя в качестве одной из приоритетных задачу установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и объединения усилий для развития и воспитания детей. Фундаментом для такого взаимодействия выбрана проблема толерантности в развитии детей, формирование их этнической идентичности. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей. Принятие и признание этнических сообществ можно считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества. Воспитание толерантности является одним из важнейших аспектов личностного развития ребенка, в противном случае это приводит его к проявлению социально-культурной нетерпимости и враждебности в окружающим.

     Наиболее действенным фактором формирования личности ребенка является его социальное окружение и семья. Влияние последних может быть и положительным и отрицательным. Было проведено исследование по выявлению отношения самих родителей к представителям других национальностей и их заинтересованности в развитии толерантных характеристик детей. Было предложено анкетирование для родителей. Исходя из одного доминирующего вопроса анкеты "Какие рекомендации о взаимоотношениях с представителями других национальностей вы даете детям?". 31% родителей дали ответ "быть с ними осторожными", 29% "Быть терпимыми к их национальным особенностям и 40% не дают никаких рекомендаций. Далее перед педагогами встала задача стимулирования мотивации родителей, установление делового сотрудничества. Для этого использовались диагностические данные об уровне сформированности представлений детей о своей семье, родном крае, о своей родине. Родители порой узнавали, что их дети не знают элементарных вещей: названий предметов быта, легендарных героев, народных сказок и т.д. Исследование предусматривало и анализ отношения детей к определённой национальности. Результаты показали что у 31% детей положительное отношение ко всем этническим коллективам, у 25% выражено негативное отношение, а у 44% негативное отношение к двум и трём этническим коллективам. По методике "Сестренки" (Суслова Э.К. 124, с44) на основе творческих заданий, удалось определить отношение дошкольников к сверстникам более отдаленных национальностей, с которыми они не имели контакта (с черным цветом кожи). На основе полученных результатов зафиксировано доброжелательное отношение у 14% детей, индифферентное - у 36%, не доброжелательное у 36%. Это убеждало родителей о необходимости совместного  воспитания толерантных качеств у детей. На начальном этапе совместной  деятельности осуществлялась работа по ознакомлению детей с культурой своего народа. В ДОУ с помощью родителей был создан мини-музей, где дети знакомились с предметами быта, фольклора, произведениями декоративно-прикладного искусства, учились традиционному ремеслу. А так же были организованы "уголки дружбы", где были представлены предметы национальной культуры других народов. При обучении детей педагоги уделяли основное внимание коммуникативности, прививая навыки общения во время игровой, театрализованной, художественно-творческой деятельности.    В ДОУ были созданы условия для адекватного использования подходов к проблеме. В частности были оформлены групповые и коридорные помещения в направлении толерантности, отражающие художественные ценности и эстетические нормы народов, посещающих ДОУ.

     Модель формирования толерантного поведения разрабатывается педагогическим коллективом, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий, согласовывается с родителями. Были поставлены задачи:

1. Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.

3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке.

5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.

      Были выбраны основополагающие принципы воспитания толерантности дошкольников:

- межнациональное соавторство;

- патриотизм;

- взаимоуважение народов;

- культуросообразность;

- диалог культур;

- креативность;

- деятельностный подход;

- интеграция искусств;

- гуманизация;

- природосообразность;

- взаимодействие с семьей как механизмом передачи этнокультуры.  

Модель Воспитательно-образовательного комплекса толерантности у дошкольников.

Микросоциум

Я Ребенок

Образовательное пространство

"Творец" - мир искусства и вдохновления (словотворчество, изо, музыка, живопись, театр)

- диагностика интересов и способностей детей;

- развитие нестандартного мышления;

- самореализация детей и взрослых в процессе сотрудничества;

- включение детей в творческий процесс

 разнообразных видов деятельности.

"Радуга" - мир народного творчества, национальных традиций

- создание условий для развития ребенка, как субъекта культуры и собственного жизнетворчества в процессе сотрудничества со взрослыми;

- формирование интереса к истории культуры своего народа, к истории народной мудрости и традициям.

"Родник" - мир рукотворных творений человека, мир труда, ремесел

- развитие навыков труда;

- включение в разнообразную трудовую деятельность;

- знакомство с миром профессий.

"Общение" - мир дружбы, человеческих отношений

- формирование умений понять других людей;

- накапливать знания о человеке, обществе, о самом себе;

- формирование отношений детей и взрослых на принципах сотрудничества, сотворчества.

"Берегиня" - мир здоровья

- физическое развитие ребенка на основе народных подвижных игр;

- возрождение традиций народной медицины.

"Радость" - мир игр, игрушек, праздников

- организация содержательной досуговой деятельности детей, в целях развития творческой личности;

- изучение истории возникновения народных игр и праздников;

- использование развивающих дидактических, ролевых игр.

"Познание" - мир мудрого, доброго, вечного

- введение детей в мир мудрых мыслей, добрых чувств, общечеловеческих ценностей, помощь в осмыслении этого мира, самореализация.

"Источник" - мир мудрого, доброго, вечного

- возрождение духовных ценностей семьи и дома;

- объединение детей и их родителей на основе общего интереса к миру семьи, её родословной;

- возвращение семье "канала трансляций" национальных ценностей;

- закрепление связей поколений.

"Росток" - мир живой природы, экологии человека

- углубление знаний о природе, учиться дружбе с природой, формирование культуры общения с ней.

 

"Забота" - мир добра, милосердия

- воспитание в детских душах любви и сострадания к ближнему, гуманного отношения к людям, отзывчивости, чуткости и доброты;

- включение в посильную деятельность по оказанию помощи своим престарелым родным, близким, ветеранам войны и труда;

- включение в благотворительную деятельность.

"Человек" - правовое воспитание

- знакомство с документами по правам человека;

- способствовать формированию чувства ответственности;

- разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

      Благодаря таким подходам к проблеме воспитания толерантности дошкольников родители стали активно участвовать в создании этнопедагогической среды, выступали инициаторами различных мероприятий, становились членами кружков и клубов, таких как "Искусство и мы" - основными задачами которого были развитие творческих способностей детей на основе использования национальных произведений разных народов, повышения культуры общения, формирование этнопатриотических чувств всех его членов. Стараниями участников постоянно проводились инсценировки по сказкам народов мира и тематические досуги. Так же в клубе действовали кружки: "Волшебный лоскуток" и "Народные промыслы". В процессе работы было предложено многодетной мамой организовать клуб "Бабушкин сундучок", задачей которого является формирование уважительного отношения к старшему поколению, как основному источнику сохранения и передачи народных традиций и мудростей всех народов. Так же активно проходили развлекательно-познавательные игры с участием детей, родителей и близких родственников : "О, счастливчик", "Колесо истории", "Путешественник", "К.В.Н." и т.д. Были организованы выставки совместных работ. Коллектив сплотился, стал относится с уважением  друг к другу, дружить семьями, оказывать помощь многодетным семьям. В конечном счете такие подходы содействовали эффективной реализации задач воспитания толерантности у дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано понятие "толерантность". Определены цели и задачи воспитания толерантности. Подходы к воспитанию: личностно-ориентированный и деятельностный....

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Современные подходы к проблеме развития двигательной сферы детей дошкольного возраста

Движение - это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье.Хорошее здоровье - один из основных источников счастья и радости человека,его неоценимое богатство,которо...

Проблема воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

Россия издавна является многонациональной страной, каждый из народов самобытен, имеет богатую историю и свои традиции. Важно принять признанную во всем мире систему ценностей, в основе которой лежат т...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

"Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...