Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

 Твердова Лидия Григорьевна

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира. Национальный состав педагогов и детей в нашем дошкольном учреждении  разнообразен. Воспитываются дети разных национальностей, поэтому научить детей понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soprovozhdenie.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Воспитание толерантности

у детей дошкольного возраста

посредством использования музейной коллекции

«Куклы народов мира»

– как часть поликультурного воспитания».    

 

                                                                                   

Воспитатель МБДОУ № 18 «Детский сад  комбинированного вида«Полянка»:     Твердова Л.Г

                                              Содержание

 1. Обзор теоретических взглядов на проблему приобщения детей к культуре разных народов

1.1.   Коллекционирование кукол – как часть поликультурного воспитания

         по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

         с культурой народов мира.

  1.2. Проблемы ознакомления детей с культурой народов мира

              в современном   ДОУ.

               

 2.  Практическая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре народов мира

  1. Актуальность
  2. Ведущая педагогическая идея
  3. Задачи и условия реализации опытно – практической работы
  4. Диапазон опыта
  5. Процесс ознакомления дошкольников с культурой народов мира в разных видах детской деятельности
  6. Результативность  

Заключение

Библиографический список

Приложение


«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

                                                                            Э. К. Суслова

1.1. Меняется современный мир. Реальностью становится наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях, поэтому педагогу приходится учитывать их национальные интересы, культуру и традиции. Отечественный исследователь Л. Боровиков отмечает, что «при отсутствии должного внимания к решению задач поликультурного воспитания в полиэтнических условиях могут возникать достаточно острые кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма» - тенденции судить о других культурах только по своим национально ориентированным стандартам».

По мнению профессора Джеймса Бэнкса  (одного из самых цитируемых в мире ученых-педагогов, исследователя проблем поликультурного образования): «Смысл поликультурного образования в том, чтобы обеспечить равные возможности для всех общественных групп вне зависимости от их пола, расы, исповедуемой религии, этнической или социальной принадлежности» [17].  

Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.

Поликультурное воспитание — это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризованном мире [19].  

Поликультурное воспитание (multicultural education) – это воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному и расовому признаку [19].  

Нас интересует культура разных народов мира через коллекционирование кукол в национальных костюмах.  

Цель данной методической разработки – описать опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира. Воспитать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей   через коллекционирование кукол  из разных стран мира.

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека» М.Е. Салтыков-Щедрин. Мир кукол необъятно многообразен. Существуют куклы авторские, коллекционные, театральные, сувенирные, антикварные, игровые, народные…  Но есть нечто общее в восприятии куклы во все времена и у всех народов. Кукла – это всегда знак в культуре (в самом широком смысле), это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: здоровье, любовь, общение, труд и т.д.  Сегодня кукла может быть универсальным  «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям. Востребованность куклы может быть весьма разнообразной:

- психологи разработали целое направление, названное  «куклотерапией», в основе которой лежит проективный метод: человек-кукла-человек.

- в медицине стал весьма распространён «энтнотерапия», в которой народная кукла занимает почётное место.

- фольклористы включают знания о кукле в сценарии праздников, развлечений.

- педагоги используют куклу в целях воспитания детей и формирования мировоззрения, ведь через  игру с  куклой ребёнок учится выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.

Наше желание использовать куклу в качестве средства педагогического воздействия является далеко не праздным интересом и вовсе не случайно.

Современный ребёнок – это ребёнок, у которого наряду с чувством патриотизма формируется глобальное мышление. Сегодня дети  и взрослые путешествуют по всему свету. Меняются горизонты путешествий – привычные поездки к Черноморскому побережью сменились отдыхом на Красном, Средиземном морях, стран ближнего и дальнего зарубежья.  Для всех детей группы ровесник, побывавший в отпуске, становится носителем новых необычных знаний. Вернувшись из поездок, дети приносят в детский сад фотографии, домашние видеофильмы, сувениры, связанные с путешествиями в другие страны. Чаще всего такими сувенирами и были национальные куклы. Интерес детей и взрослых к этим сувенирам подтолкнул коллектив нашего  детского сада № 18 «Полянка» под руководством Суворовой Е.А. к увлекательному занятию – сбору коллекции кукол из разных стран и республик в национальных костюмах. Получился своеобразный, многонациональный «Дружный хоровод», который пользуется популярностью в детском саду. В нашем понимании  термин «хоровод» символизирует взаимодействие, общность единения, определённую замкнутость, которая имеет способность к расширению при конструктивном партнёрстве.

Каждая кукла нашей коллекции содержит в себе дидактическую изюминку и при этом удивляет и забавляет детей, открывает новые горизонты познаний и  игровых действий. Так с куклой Молли можно отправиться к берегам Великобритании, а с негритянской куклой  в знойную Африку на сафари…  

Начав своё существование в нашем детском саду «Дружный хоровод» пополняется новыми куклами из разных стран и рукотворными куклами, изготовленными  взрослыми в сотворчестве с детьми. Такое необычное пособие мы используем во всех видах деятельности: на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности детей. Оно стало неисчерпаемым ресурсом для

        ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира

 

       – как частью поликультурного воспитания.

       

В исследовании Г. М. Коджаспировой поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств» и оно решает следующие задачи [14]:

  1. адаптация человека к ценностям многонациональных культур.
  2. формирование понимания равноценности культур разных народов и

          наций.

  1. обучение взаимодействию между людьми и разными традициями.
  2. ориентация на диалог культур.

А. Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание:

  1. воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных

          качеств.

  1. воспитание для сосуществования социальных групп различных рас,

           религий, этносов.

         3.    воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

В настоящее время зародилась сравнительно молодая отрасль научного знания – поликультурная педагогика. Эта новая педагогическая отрасль привлекает внимания не только специалистов, но и широкие слои общественности, так как является педагогической реакцией острые проблемы глобализация в современном мире (межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия) [19].  

Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинств и прав каждого человека.

Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов.  

Основываясь на принципах природосообразности, последовательности и культуросообразности можно представить процесс интеграции личности в культуру следующими этапами:

  1. изучение культуры своего народа.
  2. интериоризация (усвоение) культуры своего народа.
  3. сравнение культуры с культурой других народов.
  4. интеграция в мировую и национальную культуру.

Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества должны стать:

  1. знание основных понятий поликультурного образования и воспитания.
  2. умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы.
  3. умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур [4].  

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

  1. Материальная культура:
  • Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
  • Одежда (национальный костюм), украшения;
  • Национальные кушанья;
  • Транспортные средства;
  • Орудия труда;
  • Труд с учетом специфики.
  1. Духовная культура:
  • Народные обычаи, обряды, праздники;
  • Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
  • Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);
  1. Нормативная культура:
  • Общечеловеческие нравственные качества;
  • Правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры. Лишь человек,  глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

  • Национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно – историческое достижение;
  • Ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
  • Сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально – положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.

Задачи нашей работы конкретизированы следующим образом:

  1. Сделать обзор о разных странах мира.
  2. Представить результаты практической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира.
  3. Предоставить методические материалы, сопровождающие ознакомление детей с культурой разных народов.

 

1.2. Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Каждому человеку необходимо идентифицировать себя в многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать, откуда он сам. Отношение к своему «я» играет важную роль в формировании целостной личности. Знание своего этнического «я» необходимо не только из праздного любопытства, но и для успешной интеграции личности в полиэтническую, поликультурную среду [20].    

Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении.

Общие подходы к проектированию работы в современном ДОУ по воспитанию этнотолерантности у дошкольников базируются на следующих принципах:

  • интегративность, то есть интеграция образования средствами поликультурной среды, освоение детьми, как самобытности различных культур, так и их внутреннего существенного сходства;
  • вариативность, то есть учет особенностей интересов, уровня компетентности всех участников образовательного процесса;
  • практикоориентированность, как направленности на освоение ребенком разных видов деятельности и элементарных способов межкультурного взаимодействия [2].

Ведущие средства поликультурного образования предоставляются разными видами культуры и искусства. Наиболее доступными из них для дошкольников являются: народная игровая культура, устное народное творчество разных видов, декоративно – прикладное искусство, поликультурное пространство музея, коллекционирование и других культурных учреждений.  

Результаты образования детей в поликультурной среде могут быть сформулированы в следующих накоплениях:

  • Освоение основ патриотических и гражданских чувств.
  • Развитие этнической идентичности ребенка.
  • Становление этнотолерантных и общих толерантных установок у дошкольников.
  • Накопление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей.
  • Накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

  1. информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);
  2. эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
  3. поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [2].  

Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э. К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие средства:

  • общение с представителями разных национальностей;
  • устное народное творчество;
  • художественную литературу;
  • игру, народную игрушку и национальную живопись;
  • декоративно – прикладное искусство, живопись;
  • музыку;
  • этнические мини- музеи, коллекции.

Результаты обучения должны найти свое отражение, прежде всего, в поведении детей, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения.

  1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
  2. Такт в общении с людьми другой национальности. Тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить человека другой национальности, осмеивать традиции, обычаи его народа. Но результаты многих исследований говорят о том, что и этот принцип далеко не всегда реализуется даже в поведении детей дошкольного возраста.
  3. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным.
  4. Вступая в обсуждение национально – этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу.
  5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению [2].  

Не надо запоминать сотни других правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Содержание и понятие «этика межнационального общения», которую необходимо формировать у детей включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости. Проявление заинтересованного отношении к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально – положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

Один из важнейших аспектов культуры межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнационального общения. В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятие» [2].  

Современные педагогические исследования и реальный опыт педагогов ДОУ вскрывает проблемы ознакомления детей с культурой народов мира. К ним относятся:

  1. недостаточная подготовленность  педагогов ДОУ в этой области знаний;
  2. отсутствие заинтересованности педагогов в приобретении знаний о культуре народов мира;
  3. исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно;
  4. не в полной мере используются возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с культурой народов мира;
  5. отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды ДОУ;
  6. недостаточное использование современных средств и методов обучения дошкольников;
  7. отсутствует взаимосвязь в реализации поликультурного воспитания между  родителями – детьми – педагогами.

Таким образом, перед дошкольными учреждениями встает важная задача совершенствования учебно-воспитательного процесса по ознакомлению детей с национальными ценностями, как средством формирования нравственных ориентаций в полиэтнической среде на основе диалога культур. Необходимо  внедрять помочь детям – представителям разных национальностей сблизить свои мировоззренческие, нравственные, эстетические взгляды, увидеть то общее в традициях, обычаях друг друга, что будет способствовать более глубокому взаимопониманию людей независимо от их национальной принадлежности.


 Глава 2.

Теоретическое рассмотрение опыта реализации поликультурного воспитания дошкольников стало для нас основой для осмысления и корректировки  опыта работы в данном направлении в МБДОУ №18 «Полянка»  Талнаха.

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над данной проблемой, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира. Национальный состав педагогов и детей в нашем дошкольном учреждении  разнообразен. Воспитываются дети разных национальностей, поэтому научить детей понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.

  1. Актуальность работы

Культура народов мира является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности  видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Поэтому одним  из приоритетных направлений нашей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности к его социализации.

Нас привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, коллекционирование и изготовление кукол в национальных костюмах, мы старались всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания. Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, толерантного богатства личности, а также  просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

Дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление, поэтому при ознакомлении дошкольников с культурой народов мира мы считаем, что необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, коллекцию кукол в разных национальных костюмах, видеоматериал, макеты, а лучше создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в ту атмосферу, о которой будет рассказано.

  1. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами разных народов. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей и рас. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

      2. 3. Задачи и условия реализации практической работы

Задачами, обеспечивающими реализацию практической работы, являются:

  • привитие интереса к культуре, традициям и обычаям разных народов;
  • воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей и рас;
  • знакомство детей с представителями разных национальностей и рас;
  • ознакомление детей с костюмами разных народов через коллекцию кукол из разных стран мира;
  • обогащение словарного запаса детей.

Для успешной реализации поставленных задач нами выделены следующие условия:

  • творческий подход к отбору содержания образования, а также к организации занятий, бесед, игр с детьми;
  • инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;
  • оформление коллекции кукол народов мира;
  • создание в дошкольном учреждении  информационного блока по ознакомлению детей с культурой народов мира;
  • включение дидактических, подвижных, музыкальных и театрализованных игр определенной тематики и содержания, отражающих быт и культуру разных народов;
  • создание и оформление информационной среды для родителей;
  • организация праздников и развлечений в дошкольном учреждении;

                                           2. 4. Диапазон работы  

В разработке представлены:

  • годовой перспективный план приобщения детей  к культуре народов мира для старшей группы; подготовительной группы;  
  • перспективный план работы с родителями по культуре народов мира;
  • конспекты занятий;
  • конспекты интегрированных и комплексных занятий;
  • консультации, анкеты для родителей и педагогов;
  • наглядная информация по каждой стране;
  • художественная литература для чтения, стихи для чтения и заучивания;  
  • конспекты игр, развлечений, досугов, викторин для дошкольников;  
  • видеоматериал;

Система работы включает разнообразные формы занятий.

Мы рассматриваем ознакомление детей с культурой разных народов как органическую часть всей воспитательно – образовательной работы с детьми. Для этого используются разнообразные средства, позволяющие включить ребенка в разные виды деятельности.

Представляем направления развития ребенка, которые могут осуществляться через использование разнообразных форм разного национального творчества.

                                               

                             

 

                   

 

                       

                   

     Реализация данных направлений работы осуществляется через включение детей в следующие формы работы:

        

        

                                                                               

                

        

                

       Мы считаем, что данные формы работы объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

2. 5. Процесс ознакомления дошкольников с культурой народов мира в разных видах детской деятельности.

        

Ознакомление дошкольников с культурой народов мира осуществляется в детском саду комбинированного вида №18 «Полянка» Талнаха. Знакомство детей с культурой народов мира проводилось согласно поставленным задачам  и требованиям    комплексной программы ««Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой)», на основе которой  составлена основная общеобразовательная программа ДОУ.

Младший дошкольный возраст

Знать:

народные песни, потешки, сказки;

узнавать народные мелодии;

название своего родного города;

название нашей страны, республики и ее столицы.

Уметь:

играть в народные игры;

дружить со всеми детьми, независимо от национальности.

Старший дошкольный возраст

Знать и понимать:

что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них;

что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете;

что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;

что такое страна, сходства и различия разных стран;

песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран;

знать некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.

Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:

наличие людей с разным цветом кожи;

почему важно изучать разные языки;

почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов;

почему человек любит свою родину.

При знакомстве детей с культурой народов мира мы использовали следующие формы работы: 

  • Занятия познавательного характера (беседы с детьми, рассказы с показом наглядного материала).  

Определено количество занятий, составлены конспекты занятий, определены структура и требования по проведению занятий, определены условия проведения занятий.

  • Занятия практического характера (изготовление поделок и рисунков, совместная практическая деятельность воспитателя и детей – изготовление макетов).
  • Игры (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, настольно – печатные).  
  • Ознакомление с художественной литературой (стихи, рассказы и сказки  отечественных и зарубежных писателей).
  • Устное народное творчество (песенки, считалки, прибаутки, потешки разных народов).
  • Информационное насыщение детей  через посещение музея краеведческого характера.

Работа с родителями:

  • Проведение родительского собрания на тему: «Великолепная семерка».
  • Показ открытого занятия на тему: «Богатыри земли русской».
  • Консультации
  • Создание банка игр по поликультурному воспитанию
  • Анкетирование
  • Совместная работа (родители – дети): мини – отчеты путешествий.

В работе с педагогами (коллегами): мы разработали и провели консультации для педагогов, анкетирование.

Ознакомление детей  с культурой разных народов прослеживается во всей воспитательно – образовательной работе дошкольного учреждения:

  1. К праздникам дети разучивают вместе с музыкальными руководителями музыкальные и танцевальные номера разных стран мира.
  2. Для формирования художественно – эстетического вкуса у дошкольников в ДОУ большую работу проводят воспитатели. Педагоги знакомят детей с разной техникой и приемами работы, разными видами росписи.

Руководитель физической культуры знакомит детей с подвижными играми  разных народов мира.  

Через музыкально – театрализованную деятельность приобщаем детей к культуре разных народов:

  • Знакомим с литературными произведениями (также с авторами произведений).
  • Знакомим с музыкальными инструментами и музыкальными произведениями  (также с композиторами произведений).
  • Рассказываем и показываем разные виды театра.

Дети активно участвуют в показе сказок, сценок, спектаклей, инсценировок.

Для успешного усвоения знаний  проводим занятия в игровой форме,  с показом наглядных пособий, материалов. Дети принимали участие в изготовлении поделок, макетов.

  1. 2.6. Результативность разработки

Одним из важнейших путей оптимизации процесса формирования личности, является его диагностическое сопровождение. Диагностическая работа проводилась в муниципальном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №18 «Полянка» города Норильска.

В настоящее время проблема подбора качественного диагностического материала остается для педагогов актуальной, а по данной проблеме его практически не печатают. Мы сумели найти лишь несколько методик, представленных учеными Государственного педагогического университета им. А.Н.Герцена в Санкт-Петербурге.

При проведении и выборе диагностики,  придерживались следующих требований:

  • Системность, т. е. учет логики процессов.
  • Доступность, т. е. возможность ее использования.  
  • Надежность, т. е. способность предоставлять субъекту диагностики максимально обоснованные выводы.
  • Информативность, т. е. результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов.
  • Экономичность, т. е. использование минимума времени и усилий для получения оптимального результата.  
  • Наглядность, т. е. возможность фиксировать полученные результаты и выводы в виде таблиц.

Всего нами в рамках проведенной опытно-практической работы  было отобрано 2 процедуры:

  1. Индивидуальная беседа с ребенком №1. Цель: изучение особенностей представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях Людей, выявление интереса к обсуждению вопроса о расах и этносах.
  2. Индивидуальная беседа с ребенком №2. Цель: определение своеобразия представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «Ближнего зарубежья», а так же  изучение интереса дошкольников к этническим проблемам.  

Первая и вторая процедура диагностики этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась по  адаптированной методике Е. Н. Николаевой, М. Л. Поведенок (Приложение 1).

В ходе проведения обследования детям предлагались две индивидуальные беседы, которые  содержат ряд вопросов для детей старшего дошкольного возраста и определяют уровень знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей. Методика выявляет когнитивный и эмоциональный компоненты этнотолерантности.  

В обследовании принимали участие 10 детей старшей группы.

Срок проведения обследования: май 2012 года.

Результаты обследования этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста зафиксированы в таблицах (Приложение 2).

Полученные результаты обследования позволяют сделать следующие выводы.

На конец года у детей выявился оптимальный уровень этнотолерантности. У детей проявляются установки на когнитивном и эмоциональном компонентах этнотолерантности. Знания у этих детей о национальных, расовых и культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем осознанно. Познавательный интерес к людям другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети ориентируются на внешние этнические различия. Дошкольники настроены на общение и взаимопонимание с детьми других рас и национальностей, хотят «дружить» и «играть» с ними.  

Дети имеют представления о России: знают народный фольклор: песенки, потешки, прибаутки, узнают народные мелодии; знают название родного города, страны, столицы. Играют в народные игры. Имеют представление, что на Земле – нашей планете много стран, где живут разные народы.

За период  2010 – 2012 гг. дети познакомлены со странами и их жителями, культурой народов ближнего зарубежья: Украина, Белоруссия, народами Крайнего Севера, Казахстана,  Армении,  Болгарии, Испании и др.

Дети называют людей разной национальности, которые живут в России. Они четко определяют свою национальную принадлежность. Дети имеют представления о других народах: японцы, индусы, китайцы, африканцы, американцы, белорусы, украинцы, казахи, долгане, ненцы.   Определяют по внешнему облику людей разных этносов и национальностей. Но у некоторых детей прослеживается отсутствие знаний о национальном составе жителей России; национальностях своих родственников; национальном составе друзей.

Отношение дошкольников к другим народам проявлялось в интересе, позитивности, внимании, чуткости к детям и взрослым, толерантном отношении к людям других национальностей и культур. Позитивное отношение к людям разных рас и национальностей воспитывалось в процессе усвоения знаний о местожительстве народа (стране, области, столицах), о труде, быте, сказках, играх, песенках, праздниках, традициях, обычаях, о высоких нравственных качествах того или иного народа.

Это выражается в желании больше знать о разных людях: узнать игры разных народов; узнать о профессии родителей; об обычаях и традициях разных народов; национальной еде; какие праздники отмечают и любят; национальные танцы и песни; виды спорта; промысел.

Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных этносов и национальностей. Но по результатам диагностики имеет место и проявление иного отношения: смех, недоумение при рассказе и показе информации, отказ от «общения» с людьми других национальностей и этносов. Причинами этого является детская непосредственность, весьма ограниченный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и этносов и культуры общения с ними.

         Таким образом, положительные  результаты  проведенной работы позволяют в дальнейшем воспитывать в детях поликультурную и этнотолерантную личность. В нашем дошкольном учреждении необходимо продолжить дальнейшую работу с дошкольниками по поликультурному воспитанию. Необходимо продолжать знакомить детей с культурой разных народов, учитывая внимание и заинтересованность детей. Важно расширить, уточнить, углубить знания и представления детей. В частности, более подробно познакомить детей подготовительной группы со следующими станами: Узбекистаном, Италией, Францией, Китаем, Америкой, Грузией, Бразилией, Великобританией, Индией. Мы будем придерживаться перспективного плана, используя разные формы работы с детьми, родителями, педагогами. Для обследования детей в конце учебного года мы будем использовать диагностику Е. Н. Николаевой, М. Л. Поведенок, которая позволяет выявить имеющийся у детей уровень знаний и отношений к людям других национальностей, а главное, увидеть новые горизонты работы, позволяющие учитывать индивидуальные возможности именно наших воспитанников.  


Заключение

Приобщение детей к культуре народов мира является основой формирования у них толерантных отношений к людям разных национальностей и рас, а так же основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа.

Поликультурное воспитание – основной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.

Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.

Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Отсюда, чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно – содержательным будет и культура мира детства.

В ходе практической работы было установлено, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов позволяет воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность. Культура народов мира является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Мы использовали такие формы работы как занятия, игры, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, трудовую и самостоятельную деятельность.

Опытным путем мы доказали, что ознакомление детей с культурой разных народов можно органически включить во всю воспитательно – образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста:

  • игровая деятельность (дидактические и настольные игры);
  • речевое развитие (художественная литература, пословицы, поговорки, составление рассказов);
  • изобразительная деятельность (художественные промыслы, рукоделие, национальные костюмы);
  • музейная педагогика (коллекционирование кукол и предметов из разных стран мира);
  • музыкальное воспитание (слушание, песни, заклички, попевки, праздники и развлечения);
  • физическое развитие (игры разных народов, физкультурные праздники и развлечения);
  • социальный мир (история своей страны, города, традиции);
  • театрализованная деятельность (инсценирование сказок); 
  • продуктивная деятельность (изготовление украшений, атрибутов к играм праздникам).

Эта работа дает возможность нам и нашим воспитанникам осмыслить и изучить информацию о культуре разных народов.

 


Библиографический список

  1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур//Педагогика.-2000.№2.
  2. Гуров В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М., 2004. – 240с.
  3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. – 200с.
  4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М., 1999.
  5. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика. – 2000. - №10.
  6. Детям о разных народах. Журнал. Дошкольное воспитание. №11, 1967г., стр. 70 – 72.  
  7. Интернациональное воспитание дошкольников. Журнал. Дошкольное воспитание. №8, 1972г., стр. 38 – 44.
  8. Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №5, 1977г., стр. 21 – 24.  
  9. Интернациональное воспитание дошкольников. Журнал. Дошкольное воспитание. №2, 1981г., стр. 20 – 22.
  10.  Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №7, 1969г., стр. 22 – 23.
  11. Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №4, 1963г., стр. 18 – 19.  
  12. Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №10, 1978г., стр. 16 – 22.
  13. Иванова Н, Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. - №1.
  14. Коджаспирова Г. М., Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
  15. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).
  16. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. - №4.
  17. Менская Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М., 1993.
  18. Панкеев И. А. Русские народные игры – М.: Яуза, 1998. – 240с.
  19. Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред. Б. М. Бим – Бад. М.: Больш. Российская  энциклопедия, 2002.
  20.  Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научное издание, пособие: В. 3 ч. 2. : педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. – 2 – изд., стереотип – СБб.: Изд. – во РГПУ им. А. И. Герцена, 209. – 383с.
  21. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с.: ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).
  22. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Magister.  – 2000. - №3.
  23. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе// Педагогика. – 1999. - №2.

Приложение 1

Диагностика этнотолерантности старших дошкольников

Индивидуальная беседа с ребенком №1. (адаптированная методика Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок)

Цель: изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.

Стимульный материал: глобус, карта мира с изображениями жителей земли.

Задания:

  1. Посмотри на глобус (карту мира) – как много на земле разных морей, земель, рек, гор… Знаешь, на планете есть несколько континентов – огромных территорий, которые называются: Африка, Америка, Евразия, Австралия… На них расположено множество стран, в которых живут люди, похожие друг на друга внешне. Например, у них кожа отличается по цвету.
  • Людей, с каким цветом кожи ты знаешь? Где они живут – назови, а я покажу на карте (глобусе).  (Если ребенок не может ответить на вопросы, то взрослый дополнительно спрашивает у него):
  • Какого цвета твоя кожа? Все называют нас людьми белой расы. На каких континентах, в каких странах еще живут люди белой расы?
  • А ты знаешь, что в Африке живут негры? Мы называем их  людьми черной расы.
  • А в Азии живут люди с желтым цветом кожи.
  • Ты бы хотел(а) бы поиграть с детьми другой расы? Какой?
  1. Знаешь ли ты, что на земле живут люди разных национальностей?
  • Какие национальности ты знаешь?
  • Хотел(а) бы т поиграть с детьми других национальностей? Каких?
  • Как ты думаешь, в какие игры играют эти дети? В какие игры вы бы играли?
  1. Знаешь ли ты, что в разных странах люди по – разному отмечают праздники?
  • Ты бы хотел(а) узнать как отмечают праздники дети в других странах?
  • А как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех национальностей?

Индивидуальная беседа с ребенком №2.

Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.

Вопросы к детям:

  • Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?
  • Какие национальности (расы) ты знаешь, которые живут в России?
  • Кто ты по национальности (расе – цвету кожи)?
  • Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?
  • Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности (расы)? Какой?
  • Что ты можешь рассказать о них?
  • Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
  • Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы)? Почему?
  • В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)?  

Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы беседы №1 – 2.

В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…)

1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.

2 балла – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.

3 балла – представления более полные, но достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.

  1. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).  

1 балл – интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно – негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностранными детьми.

2 балл – отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

3 балла – интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.

Уровни этнотолерантности

Дети с низким уровнем этнотолерантности, который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, то есть они ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожие на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно – негативное отношение к другим.

Дети с допустимым уровнем проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне, что выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошкольников показывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся   на стадии первичного становления. В конфликтной ситуации дети не стремятся наладить диалог самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.

У детей с оптимальным уровнем этнотолерантности  (в условиях систематической работы) проявляются установки на перцептивном, когнитивном и эмоционально – оценочном уровнях и в элементах поведенческого компонента. Знания и у этих детей о национальных, расовых  культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться со взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматриваю картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети это подгруппы ориентируются в основном на внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведении. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание,  хотят «играть» и «дружить» с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.  


Приложение 2

Индивидуальная беседа с ребенком №1.

Методика Е. Н. Ермолаевой, М. Л. Поведенок.

Цель: изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.

     

    Задание

                                                                   Ответы детей

Саша Б.

Никита К.

Слава М.

Влад О.

Маша П.

Даша С.

Влад С.

Влад Х.

Лиза Ч.

Аня Ш.

1.

Людей с каким цветом кожи ты знаешь?

Африканцы,

Русские.

Русские, японцы.

Русские, африканцы.

Японцы, русские, африканцы.

Русские, африканцы.

Русские, негры.

Русские.

Африканцы, индусы, японцы, русские, украинцы.

Русские, африканцы.

Негры, японцы, русские.

2.

Какого цвета твоя кожа? В каких странах живут люди белой расы?

Белая. В России, на Украине, Белоруссии.

Белая. На Украине, Белоруссии.

Белая. В России, на Украине, В Америке.

Белая. Люди живут в России, Белоруссии, Украине.

Белая. Украина, Белоруссия.

Белая. Россия, Украина, Белоруссия, Америка.

Белая. Люди живут в России, на Украине, Белоруссии.

Белая. В России, Белоруссии, на Украине, Прибалтике.

Белая. В Белоруссии, Украине.

Белая. Люди живут в России, на Украине, Белоруссии.

3.

Кто живет в Африке?

Африканцы.

Негры.

Африканцы.

Негры, у них черная кожа.

Африканцы.

Африканцы.

Негры.

Негры – у них темная кожа.

Негры.

Африканцы.

4.

В Азии живут люди, с каким цветом кожи?

Желтым.

---------------

---------------

Желтая.

---------------

Желтая.

--------------

Желтым.

--------------

Желтым.

5.

Ты бы хотел (а) поиграть с детьми другой расы? Какой?

Да. Африканцами.

Да. Неграми.

Да. Африканцами.

Да. Неграми.

Да. Японцами.

Да. Африканцами.

Да. Украинцами.

Да. Африканцами.

Да. Украинцами.

Да, японцы.

6.

Какие национальности ты знаешь?

Русские, китайцы, африканцы.

Американцы, армяне.

Русские, белорусы.

Русские, украинцы, белорусы, грузины.

Грузины, русские, украинцы.

Русские, украинцы, латыши, эстонцы.

Русские, украинцы.

Грузины, американцы, украинцы, чукчи, белорусы.

Грузины, китайцы.

Армяне, русские, украинцы, американцы, белорусы, латыши.

7.

Хотел (а) бы ты поиграть с детьми другой национальности?

Да.

Со всеми.

Да.

Да, со всеми.

Да.

Да.

Да.

Да, со всеми.

Да, со всеми.

Да.

8.

В какие игры играют дети других национальностей?

«Нади, где спрятано», «Кто как говорит?»

Игры с мячиком.

Собирают пазлы, конструктор.

Игры с разными предметами: мяч, палочки, обручи.

«Третий лишний», «Бездомный заяц».

«Сбей кеглю», «Пожарные на ученье».

Настольные игры.

«Смелые оленеводы», «Поймай рыбку», «Третий лишний». Строят замки из строителя.

«Поймай рыбку», «Узнай, чей наряд?»

«Догонялки», игры с мячом.

9.

Ты бы хотел (а) узнать, как отмечают праздники дети всех национальностей?

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

10.

А как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех национальностей?

Новый год, день рождения, 8 Марта.

День Победы, Новый год, 23 Февраля.

Новый год, День Победы, День рождения.

Новый год, День рождения, День Победы, 23 Февраля.

Новый год, День рождения.

Новый год, День защиты детей.

Новый год, День рождения.

Новый год, 1 сентября, 8 Марта, 23 Февраля.

Новый год, 8  Марта, 23 Февраля, Начало весны.

День рождения, Новый год, День защиты детей, 8 Марта.

Индивидуальная беседа с ребенком №2

Методика Е. Н. Николаевой, М. Л. Поведенок.

Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «Ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.

     Задание

                                                                    Ответы детей

Саша Б.

Никита К.

Слава М.

Влад О.

Маша П.

Даша С.

Влад С.

Влад Х.

Лиза Ч.

Аня Ш.

1.

Знаешь, ли ты, что в России живут люди разных национальностей?

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

Нет.

Да.

Нет.

Да.

2.

Какие национальности (расы) ты знаешь, которые живут в России?

Грузины.

Армяне.

Армяне.

Армяне, грузины, украинцы, негры.

Армяне, украинцы.

Дагестанцы.

------------

Грузины, таджики, украинцы.

----------

Армяне, украинцы.

3.

Кто ты по национальности (расе – цвету кожи)?

Русская.

Русский.

Русский.

Русский.

Русская.

Русская.

Русский.

Русский.

Русская.

Русская.

4.

Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?

Нет.

Нет.

Нет.

Нет.

Да. Поляк.

Нет.

Нет.

Да. Украинцы.

Нет.

Нет.

5.

Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности (расы)?

Нет.

Да. Украинцы.

Нет.

Нет.

Да. Поляки.

Да. Украинцы.

Нет.

Да. Украинцы, поляки.

Нет.

Нет.

6.

Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности (расы)? Какой?

Нет.

Нет.

Нет.

Да. Армяне.

Да. Армяне.

Да. Украинцы.

------------

Нет.

Нет.

Нет.

7.

Что ты можешь о них рассказать?

-----------------------

----------------

---------------

Мой друг Асен, он вежливый, трудолюбивый, никогда не обижает меня.

Моя подружка Сюзанна. Мы играем во дворе дома. Она скромная, мы не ссоримся.

Оксана – моя подружка. Мы вместе играем не ссоримся. У нее дома бабушка всегда угощает нас пирогами.

--------------

-------------

-----------

-------------

8.

Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?

Какие танцы танцуют?

Каким спортом занимаются?

Да. Что любят кушать по праздникам.

Да. Хочу узнать, в какие подвижные игры играют.

Да. Хочу узнать, чем занимаются их родители?

Как любят отдыхать?

Да. Хочу узнать, в какие игры играют в детском саду?

Да. Что интересного могут рассказать о своей семье?

Как помогают родителям?

Да. Какие праздники отмечают?

9.

Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы)? Почему?

Да. Я хочу научить танцевать танцы, которые танцуем мы.

Да. Вместе веселее.

Будет интересно вместе играть.

Да. Чтоб дружить.

Будет интересно.

Чтоб дружить.

Да. Чтоб дружить.

Научу их играть в наши игры.

Чтоб дружить.

Они научат меня новым играм.

10.

В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)?

«Удочка», «Парикмахерская», «Больница».

Подвижные игры.

Рисование.

Мастерить поделки и играть строителем.

Будем играть в игру «Семья».

Рисование.

Лепить из пластилина и глины.

Мы бы вместе строили замки.

В настольные игры.

В подвижные игры.

И. Ф. ребенка

                                                                  Компоненты    этнотолерантности

                                  Когнитивный (представление)

                    Эмоциональный (интерес)

О расовых, национальных и культурных особенностях людей мира

О национальном составе жителей России

Представления о национальностях своих родственников и друзей

К представителям разных этносов

К совместной деятельности с детьми разных наций

1.

Саша Б.

             3

                2

               2

                 3

                  3

2.

Никита К.

             2

                3

               3

                 2

                  3

3.

Слава М.

             2

                2

               3

                 3

                  3

4.

Влад О.

             3

                3

               2

                 3

                  3

5.

Маша П.

             2

                2

               3

                 2

                  3

6.

Даша С.

             3

                3

               3

                 3

                  3

7.

Влад С.

             2

                2

               2

                 2

                  3

8.

Влад Х.

             2                      

                3

               3

                 3

                  3

9.

Лиза Ч.

             3

                2

               2

                 3

                  3

10.

Аня Ш.

             2

                3

               3

                 3

                  3

 


План работы по поликультурному воспитанию

/подготовительная группа/.

                                             Сентябрь

Тема: «Россия»

1 неделя.

  1. Занятие на тему: «Широка страна моя родная».

Закрепить знания детей о флаге, гербе, гимне нашей страны, о том, что нашу страну населяют множество народов и народностей, национальностей. В стране много красивых городов, мастеров – умельцев. Россию воспевают в песнях и стихах. Воспитывать толерантное отношение к разным народам, населяющим страну.

Материал: фигурки кукол или картинок в национальных костюмах; иллюстрации и фото городов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока /по выбору/.

  1. Аппликация на тему: «Украшение русского национального костюма» /использование русских символов в украшении костюма/.
  2. Народная игра «Чижик», «Гуси- лебеди».

2 неделя.

  1. Рассказ – беседа о второй столице России – Петербурге.

Материал: слайды, фото, художественная  литература.

  1. Экскурсия в Талнахский музей. Знакомство с малой родиной.
  2. Чтение стихов и слушание песен оНорильске.
  3. Выставка рисунков на тему: « Мой родной город».

3 неделя.

  1. Посещение музея на экспозицию по теме: « Русь мастеровая». / или оформить выставку в детском саду/. Показать красоту изделий, выполненную умелыми руками: народно – прикладное искусство. /Городец, Дымка, Палех и др./
  2. Занятие по декоративному рисованию: «Мастерская «Умелые руки».
  3. Народная игра « Краски», « Горелки».

4 неделя.

  1. Рассказ воспитателя о богатстве земли русской. Дать знания о полезных ископаемых, находящихся в недрах нашей земли. Закрепить названия профессий, занимающихся добычей ископаемых: нефтяник, шофер, золотоискатель, геолог, шахтер и др.
  2. Чтение сказок Бажова /по выбору/.

Работа с родителями: информация: «Что должен знать дошкольник о своей родине?»

                                                                 Октябрь

Тема: «Кавказ»

1 неделя.

  1. В уголке познания оформить выставку иллюстраций и книг на тему: «Кавказ», отображающих природу, быт, труд /внесение кукол /картинок/ в национальных костюмах.
  2. Чтение стихотворения Я. Акима «Чудесный край, цветущий край».
  3. Лепка кувшина с нанесением рисунка отпечатками от карандаша, стеки, колпачка, стержня, ручки и т. п.

2 неделя.

  1. Чтение Цыферова « 15 сестер», глава «Грузия». Предложить послушать грузинскую песню «Сулико».
  2. Внесение костюмов для  обыгрывания грузинской народной сказки «Спесивый ученый».
  3. Рисование: «Виноград».

3 неделя.

  1. Народная игра «Джигитовка».
  2. Слушание грузинской музыки и пения, познакомит с грузинскими музыкальными инструментами: барабан.  
  3. Разучивание народных поговорок. /Хочешь себе добра – не причини другому зла. Обещал – сделал. Дал слово – выполни. За храбрым счастье гонится/.

4 неделя.

  1. Итоговая беседа о жизни людей на Кавказе с использованием слайдов, видео, музык. сопровождения.
  2. Аппликация: «Барашки» /использование ниток  или комочков бумаги/.

Работа с родителями: библиотека на тему: «Какая художественная литература поможет узнать больше о Кавказе?»

                                            Ноябрь

Тема: «Армения»

1 неделя.

  1. Рассказ воспитателя об Армении с использованием книги Цыферова «15 сестер», глава «Армения».
  2. Внесение кукол в национальных костюмах, рассматривание орнаментов.
  3. Рисование узора на тюбетейке.

2 неделя.

  1. Рассматривание картины «Сбор хлопка». Чтение народной сказки «Коробочка»
  2. Дидактическая игра «Что из чего сделано?»/хлопок, шерсть, лен/.
  3. Ткачество « Ковер».

3 неделя.

  1. Оформить ширму на тему: «Армения» /быт, труд, жилье, природа/.
  2. Чтение В. Берестов «Армения», /стр. 106 – 110, кн. «Наша родина».
  3. Дидактич. игра «Подарки разных стран».

4 неделя.

  1. Рисование на тему: «Девочка –армянка».
  2. Вечер творчества: песни, танцы, игры, соревнования.

Работа с родителями: консультация «Как познакомить ребенка со страной Армения?»

                                                          Декабрь

Тема: «Италия» 

1 неделя.

  1. Просмотр мультфильма по сказке Джанни Родари «Чиполлино».
  2. Чиполлино предлагает познакомиться со страной Италией: рассматривание карты; иллюстраций /или фотоальбом/, отражающих  быт, природу, костюмы народа, кухню /.Использовать слайды, музыкальные записи, мелодику речи/.
  3. Рисование «Чиполлино».

2 неделя.

  1. Знакомство с крупным городом – Ватикан /см. кн. «Все обо всем»,стр. 193/.  
  2. Чтение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»
  3. Конструирование на тему: «Дворцы и соборы».

3 неделя.

  1. Знакомство с Венецией /см. энциклопедия «География» стр. 132, «Все обо всем» стр. 196/.
  2. Оригами «Гондола».
  3. Народная игра /см. диск «150 народных игр»/.

4 неделя.

  1. Викторина «Что мы знаем об Италии?»
  2. Изготовление венецианских карнавальных масок.
  3. Обыгрывание эпизодов из сказки Джанни Родари «Чиполлино».  

Работа с родителями. Фотоотчет о поездке в Италию. Предлагаемый перечень художественной литературы: Карло Коллоди «Приключение Пиноккио»; Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», « Сказки по телефону», « Лежебока». Народные сказки: «Златовласая девушка», «Дочь алхимика», «Принц Буль – Буль», «Сказки бабушки про чужие странушки».

                                                         Январь

Тема: «Франция»

1 неделя.

  1. Выставка книг со сказками Ш. Перро с внесением портрета. Викторина по сказкам.
  2. Знакомство с новой страной – Францией с помощью героя сказки, флагом, бытом, языком, костюмом, музыкой.  

2 неделя.

  1. Знакомство со столицей Франции – городом Париж через фотовыставку.
  2. Рисование: «Эйфелева башня» / в ночное время/.
  3. Конструирование: «Эйфелева башня» / пластмассовый, металлический конструктор/.

3 неделя.

  1. Знакомство с малыми народными формами: песенки, считалки, потешки /см. кн. «Писатели мира детям» - хрестоматия/.
  2. Аппликация: «Новые сапоги для кота».

Работа с родителями: ширма «Народные игры Франции».  

4 неделя.  

  1. Народная игра /см. диск «150 народных игр»/.                                                    

                                                            Февраль

Тема: «Китай»

1 неделя.

     1. Знакомство с климатическими и природными условиями Китая.    Знакомство с картой. Составление и разучивание загадок о растительном /бамбук, пион, гранат, чай/, и животном мире Китая. Знакомство с китайским календарем /изображение животных по годовому циклу/.

     2. Лепка: «Животные Китая».

     3. Дидактич. игра «Составь журавля», «Обведи тигра», «Составь животное» / внести трафареты животных для обводки/.

2 неделя.

     1. Знакомство с внешним обликом китайцев. Чтение китайских сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Отмечать особенности черт лица, одежды, прически, украшений. Изучать походку /мелкие шажки/, жесты, речь.

     2. Аппликация: «Укрась костюм китаянки».

     3. Рисование: «Роспись веера».

     4. Дидактич. игра «Одень китайца в современную и старинную одежду».

3 неделя.

  1. Знакомство с бытом и трудом китайцев, народными традициями /чаепитие/.
  2. Разучивание пословиц о труде, чтение сказок /обратив внимание на трудовые действия/.
  3. Конструирование из бумаги: «Фонарик».
  4. Психологические этюды: «Труд китайцев», «Угадай, что я делаю?», «Изобрази тигра, дракона, змею, журавля, иволгу».

4 неделя.

  1. Знакомство с архитектурой, религией Китая. Рассматривание иллюстраций о постройках. Китайская стена, жилая постройка, культовая /пагода/. Чтение мифов. Рассказать о священной птице – журавле. Знакомство с символами.
  2. Конструирование: «Журавлик» /оригами/.
  3. Дидактич. игры: «Построй пагоду», «Символы», «Священное животное».

Работа с родителями: консультация: «Китайский костюм». Оформление стенда: «Китайская одежда». Помощь родителей в оформлении стенда: «Природа Китая». Конкурс: «Лучший рисунок – архитектура Китая». Фото – выставка: «Прикладное искусство Китая».

                                                        Март

Тема: «Америка»

1 неделя.

  1. Внесение портрета Христофора Колумба – первооткрывателя Америки. /см. кн. «Все обо всем», стр. 161/. Знакомство с Америкой – чтение отрывка из кн. Е. Перехвальской «Мир, который открыл Колумб», «Америка на карте и глобусе».
  2. Занятие: «Внешний облик индейцев» /знакомство с жилищем и предметами быта/. Рассказ воспитателя об основных видах деятельности индейцев /охота, земледелие, рыболовство, собирательство/. Рассказать о религии: поклонении духам.
  3. Подвижная игра «Попади в цель на бегу».
  4. Рисование: «Индеец».

2 неделя.

  1. Знакомство с растительным /картофель, кукуруза, фасоль и др./ и животным миром /бизон, олень, медведь, муравьеды, броненосцы, ленивцы/.  
  2. Загадывание загадок о травах, ягодах, овощах.
  3. Дидактич. игры «Найди клад», «Угадай, что я сказал?», «Вылечи больного» /лечебные травы/.

3 неделя.

  1. Знакомство с трудом людей, населяющих Америку /животноводство, машиностроение, химия/. Знакомство с ковбоем. Изготовление макета ранчо.
  2. Разучить танец ковбоев.
  3. Подвижные игры «Лассо», «Поймай лошадь».
  4. Рисование: «Лошадь».

4 неделя.

  1. Знакомство с современной Америкой – небоскребы, статуя свободы.
  2. Развлечение «В гостях у Микки Мауса» /приглашение в Макдональдс/.
  3. Выставка игрушек из диснеевских мультфильмов.

Работа с родителями: помощь родителей в подборе материала для изготовления макета на тему: «Америка». Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Индейцы».                                                                                                                                    

                                              Апрель

Тема: «Африка»

1 неделя.

  1. Рассказ воспитателя о новом государстве – Африка. Внесение кукол в костюмах. Рассказать о расах /см. энциклопедия «Хочу все знать», гл. «Мир человека»/. Знакомство с жилищем и предметами быта, религией /поклонение духам/. Внесение макета.
  2. Рисование: «На острове Чунга – Чанга».
  3. Слушание африканской музыки.

2 неделя.

  1. Знакомство с климатическими условиями, растительным /тропические леса, баобабы, пустыня, каучуковые деревья/  и животным миром /слоны, антилопы, львы, обезьяны и др./ Африки.
  2. Оформить стенд «Природа Африки».
  3. Оригами «Животные Африки».
  4. Дидактич. игра «Зоопарк», «Что животное рассказывает о себе».
  5. Чтение про африканских животных.  

3 неделя.

  1. Рассказать о видах деятельности африканцев /кофе, какао, сахарный тростник, каучук, пальмовое масло, плетение, рыбная ловля/ с использованием слайдов и видео.
  2. Ширма: «Богатство Африки».
  3. Игра «Поймай рыбку», «Кто первый поймает льва?»
  4. Дидактич. игра «Кто первый построит шалаш?»

4 неделя.

  1. Обобщающая беседа «Что мы знаем об Африке?»
  2. Конкурс африканского танца.
  3. Аппликация: «Маски».
  4. Дидактич. игра «Узнай по описанию».  

Работа с родителями: сбор иллюстраций, слайды об Африке. Помощь в изготовлении макета.

                                                                 Май  

Тема: «Египет»

1 неделя.

  1. Внесение макета «Природа Египта».
  2. Игры с использованием макета «Природа Египта».
  3. Дидактич. игра « Узнай животное по описанию».
  4. Использовать игры – пантомимы «Животные Египта».
  5. Аппликация: «Лотос».

2 неделя.

  1. Знакомство с внешним обликом египтянина. Рассматривание иллюстраций / одежда, прическа, косметика, украшения/.
  2. Дидактич. игра « Составь египетский узор».
  3. Подвижные игры с мячом и обручем.

3 неделя.

  1. Знакомство с архитектурой Древнего Египта / чт. кн. «Древние цивилизации»/.  
  2. Дидактич. игра «Человек и архитектура», «Пирамида», «Составь колонну».
  3. Рисование: «Пирамида».

4 неделя.

  1. Рассказ воспитателя о символах Древнего Египта / пирамида, сфинкс, лотос/. Рассматривание иллюстраций, слайдов.
  2. Музыкально – театрализованная деятельность  «Однажды в Египте» /жесты, мимика, танцевальные движения/.
  3. Дидактич. игра «Составь узор», «Спиши предмет».
  4. Чтение народной сказки: «Бату»; чтение мифов.

Разгадывание кроссвордов по теме: «Египет».

Работа с родителями: подбор фотографий, иллюстраций о Египте.