Методическая разработка. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Как Иван Змея Горыныча победил» или «Сказка о дружбе».
методическая разработка (подготовительная группа)

Веденская Марина Анатольевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 «СКАЗКА» Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

                                                                     Заведующий МАДОУ № 35 «Сказка»

                                                                             г. Южно-Сахалинска

                                                                                ___________

 

Методическая разработка.

 

По теме:

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

 по средствам театрализованной деятельности»

Сценарий сказки «Как Иван Змея Горыныча победил» или

«Сказка о дружбе».

                                 Составила: Веденская Марина Анатольевна

воспитатель первой квалификационной категории

 

2023

 

Аннотация.

Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена. Сказка о дружбе и взаимопомощи.

Разработка может быть рекомендована педагогам для использования в образовательных учреждениях, в дополнительных кружках, театрализованных студиях.

Введение

Актуальность.

Толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в культурном и этническом обществе. Рассматривая театрализацию как пространство толерантного воспитания у детей старшего дошкольного возраста и используя методы и приемы этой деятельности позволят сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал. Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости.

Новизна.

Из сказки дети узнают, что люди разных народов живут как соседи в одном доме, говорят и поют на одном языке дружбы и всегда готовы прийти на помощь друг к другу в случае беды. В радостные минуты играют в народные игры.

Цель:

воспитание основ толерантности у дошкольников с помощью сказок, расширение кругозора.

Задачи:

- Воспитание нравственно-эмоциональных качеств: сочувствие, сопереживание, терпимость.

- Воспитание миролюбия – принятие и понимание других людей.

- Развитие навыков работы детей в коллективе.

      - Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию

Условия применения:

- Желание педагога, родителей и детей.

- Использование национальных костюмов.

- Педагог при желании может заменить одну народность на другую, в зависимости от места расположения ОУ и программных задач.

- Можно использовать различные песни про дружбу и народные игры.

Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Ожидаемый результат: спектакль повысит знания по толерантному воспитанию детей, научит доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Предварительная работа:

- Беседы.

- Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов

- Чтение художественной литературы.

- Рассматривание иллюстраций.

- Дидактическая игра.

- Театрализованные игры и драматизация.

- Подвижные игры разных народов.

- Работа с родителями

- Приготовление декораций, разучивание ролей, изготовление костюмов.

Основная часть. Сценарий.

«Сказка о дружбе» или

 ««Как Иван Змея Горыныча победил»

 

Декорации: дом Ивана, башня Змея, облака, огненная стена, кипящая река, национальные предметы быта Узбекистана, Таджикистана, Армении, Киргизии, меч, лук и стрела, конь, кирпичики для моста.

Действующие лица: Автор, Рассказчик 1, Рассказчик 1, Иван, Любавушка, УЗБЕК Урман, ТАДЖИЧКА Азиза, АРМЯНИН Тагир, КИРГИЗКЫ Фатима и Али, Змей Горыныч.

 Действие:

Ведущий: - Уважаемые зрители! Сказку посмотреть не хотите ли?

Сказок много в мире,     сразу – не прочтёшь,

Но такой как наша сказка, в книжке не найдёшь.

Многому нас учит сказка

Доброте, терпенью, ласке.

Сказка мудрость, знанья свет!

Сказочный вам шлет привет!

Рассказчик 1: - Давно это было. В те времена, когда люди своим трудом жили. Руками себе пропитание добывали. Разводили скот, землю обрабатывали. 

Рассказчик 2: - На Русь-Матушку тогда со всех сторон враги ходить повадились.

    Но страшнее всех, другая напасть – Змей Горыныч. Боялся его народ.   

(Звучит музыка)

Рассказчик 1: - И вот, однажды, налетел лютый Змей, пожег земли,

                      а девицу, прекрасную, Любавушку, с собой забрал.

Змей Горыныч: - Прилетел я на землю русскую, все сожгу, все спалю дотла!

      Никто меня не остановит! И Любаву с собой заберу!

                       (Змей кружит, увидел Любаву и забирает ее с собой)

Рассказчик 2: - Загоревал народ, кто поможет им, от беды спасет.

Рассказчик 1: - Но не перевелись на Руси богатыри. Собрался Иван – крестьянский сын       помочь людям и сразиться со лютым Змеем. Был он сильным, храбрым и добрым.

Рассказчик 2: - Стал Иван думу думать, как освободить народ свой от злого Змея.

Иван: - Нужно освободить и Землю – Матушку, чтобы сады цвели и птицы пели, а народ в радости жил, но одному мне не справиться с силой темною.

Рассказчик 1: - И решил Иван обратиться за помощью к своим друзьям. Послал он им голубей с весточкой. Узнав о беде Ивана, друзья поспешили к нему на помощь. Первым прибыл друг узбек Урман.

(Фоновая узбекская национальная мелодия)

УЗБЕК Урман: Что, друг Иван, за беда приключилась?

Иван: Помоги, Урман, одолеть Змея лютого. Пожег он деревню нашу, Любаву заточил в   темнице и засел в башне высокой с огненными стенами, окруженной кипящей рекой.

Урман: - Не печалься, друг, помогу горю твоему.

              -  Построю тебе я каменный мост через кипящую реку.

(Строит мост из кирпичей и говорит)

УЗБЕК Урман:  Добрым быть совсем-совсем не просто,
                              Не зависит доброта от роста.
                              Доброта приносит людям радость
                              И взамен не требует награды.

Рассказчик 2: - Сказано, сделано. Построил Урман мост.

Иван: - Спасибо тебе, друг Урман!  (прощаются)

Рассказчик 1: - Перешел Иван реку и остановился – перед ним стена огненная.

        Ходил –   ходил он вокруг да около, да высока стена огненная. Пошел Иван коня искать.

Рассказчик 2: Видит, спешит к нему подруга Азиза из Таджикистана.

(Фоновая. таджикская национальная мелодия, Азиза въезжает на коне).

ТАДЖИЧКА Азиза - Узнала, друг мой Ваня, о беде твоей

              и сразу поспешила на помощь. - Чем помочь тебе?

Иван: - Приходил узбек Урман, построил мост каменный через реку кипящую, а стена   огненная так высока, не могу до верха добраться.

(ТАДЖИЧКА Азиза читает стих о дружбе на таджикском языке)

Азиза: - Не печалься, друг Иван, дам тебе коня, он перенесет тебя через огненную стену.

Рассказчик 2: - Сказано – сделано.  

Иван: - Спасибо тебе Азиза!

Рассказчик 1: - Попрощалась Азиза с Иваном, с конем своим и пошла своей дорогой. Иван сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену.

Рассказчик 2: - Скачет дальше – видит башню до облаков,

                          а под ней Змея Горыныча о трех головах.

Иван: - Да, голыми руками такого не одолеть.

(Фоновая Армянская национальная мелодия)

Рассказчик 1: - Тут показался невдалеке Тагир, друг из Армении, бежит, руками машет, кричит, радуется встрече. Обнялись они.

АРМЯНИН Тагир - Узнал. Ваня, о беде твоей, рад помочь буду.

(читает стих о дружбе) Пусть будет небо голубым,
                                         А солнце будет ясным!
                                         Пусть человек не будет злым,
                                         И станет мир прекрасным.

   - Не печалься, друг, дам я тебе меч богатырский, вмиг им Змея одолеешь.

Рассказчик 2: - Сказано – сделано.

Иван: - Спасибо тебе друг, Тагир! (прощаются)                     (Фоновая музыка)

 Рассказчик 1: - Сел Иван на коня, взял меч и поскакал к Змею Горынычу головы рубить.

Рассказчик 2: - А в башню – то попасть не может: нет в ней дверей, только окошечко под самыми облаками. Стоит Иван растерянный и не знает, как ему дальше быть. Вдруг слышит, будто зовет его кто-то. Оглянулся вокруг, а это его друзья, Фатима и Али.

(Фоновая Киргизская национальная мелодия)

Кричат оба: - Иван, мы спешим к тебе на помощь!

Рассказчик 1: - Встретились, обнял он своих друзей из КИРГИЗИИ – Фатиму и Али.             

Фатима: - Возьми эту веревку.

Али: - Да луг тугой, привяжи веревку к стреле да пусти её в небо.

           Как зацепится стрела за башню, влезешь по веревке в окошечко.

Рассказчик 2: Сказано – сделано.

Иван: - Спасибо Вам друзья за помощь!                                    (Фоновая музыка)

 Рассказчик 1: - Сел Иван на коня, взял меч и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.

(Иван сражается со Змеем Горынычем)

Рассказчик 1: - День бился Иван с Горынычем. Ночь бился. Одолел он Змея Лютого.         

     - Стало светло и мирно на земле. И выщла на встречу Ивану его Любавушка, поклонилась ему в пояс и молвила.

Любава: (поклон) - Спасибо, Ваня, за смелость и храбрость твою.

- Не побоялся Змея лютого, освободил всех от беды страшной! За это благодарствую!    (целует в обе щеки)

Иван: - Я бы один не справился, спасибо друзьям моим за помощь в беде!

Все герои выходят, строятся в ряд и кланяются в пояс.

Рассказчики вместе: - Всех друзей пригласил. И был пир на весь мир!

                                     - Тут и сказочке конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!

Дети водят «Большой хоровод» (муз. А. Хайт, сл. Е. Жигалкина)

Ведущий: - По русскому обычаю принято гостей угощать! Выходите гости дорогие на угощения!

Исполняется игра «Повар-булочка»

Литература.

  1. Алтарева С.Г. Календарные, фольклорные и тематические праздники; М; ВАКО, 2006.
  2.  Аникин В.П. Детский фольклор //Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
  3. Бахтин В. От былины до считалки. М.: Детская литература, 1982.
  4.  Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.
  5. Сборник песен о дружбе народов «Большой хоровод» (муз. А. Хайт, сл. Е. Жигалкина)
  6. Картотека народных игр
  7. Хрестоматия для детей дошкольного возраста.

Заключение.

После предварительной подготовки дети стали дружнее, начали больше интересоваться жизнью, бытом, традициями других народов. Использовать игры и сюжеты в самостоятельной деятельности.

Разработка была представлена:

- детям старшего дошкольного возраста,

- педагогам на Методическом объединении детского сада МАДОУ №35 «Сказка» Южно-Сахалинск,

- РИП (ИРОСО) на базе МАДОУ №35 «Сказка» Южно-Сахалинск.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 «СКАЗКА» Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

 

Рецензия

на методическую разработку по теме: «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Сказка о дружбе» или ««Как Иван Змея Горыныча победил»

воспитателя первой квалификационной категории Веденской М.А.

 

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. Поэтому воспитание толерантного отношения к людям стало актуальной проблемой мирового уровня.

Основная идея методической разработки заключается в воспитании толерантности и уважения к другой культуре, а также воспитанию личностных качеств, таких как уважение к себе и другим, ответственность, самостоятельность.

Театрализованные представления становятся образцом для подражания, где рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости.

Педагог использует формы и методы доступные для данного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

Использование занятий в игровой форме в ДОУ позволяет повысить полученные знания детей, расширить их представление об окружающем мире.

Значимость данной разработки в том, что воспитатель в театрализованном представлении может познакомить детей с особенностями образа жизни, быта, культуры других стран, воспитать дружеские межнациональные отношения.

Данная методическая разработка имеет актуальность и представляет интерес. Материал апробирован в данном детском саду и имеет положительные отзывы сотрудников и родителей.

Разработка может быть рекомендована педагогам для использования в образовательных учреждениях, в дополнительных кружках, театрализованных студиях.

 

    

  Рецензент                                                                              

 Заведующий МАДОУ № 35 «Сказка»

 г. Южно-Сахалинска         ___________   Д.И.  

 

 

Отзывы

 на театрализованное представление «Сказка о дружбе народов»

 или ««Как Иван Змея Горыныча победил»

воспитатель Веденской Марина Анатольевна,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Мои любимые добрые сказки»

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства....

Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

НОД по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста "Сила России в единстве и дружбе наших народов!"

Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними. Если все народы России будут помогать друг другу, уважать  друг д...

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"

Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей  старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности  (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...