Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Татьяна Валерьевна Пономарёва

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроения, возможности самовыражения, обладающей великой воспитательной силой; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками и потешками. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна, в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Тот, кто научиться побеждать в игре, скорее других разовьёт свои физические качества: силу, гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, прыгучесть и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_narodnye_igry.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Раздольненский детский сад № 5 «Сказка»

Раздольненского района  Республики Крым

Пономарёва Т.В.

воспитатель 1 кв. категории

                             Март 2020г 

Форма работы:

методический час с педагогами

Конспект мастер-класса для педагогов

«Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги!

Мой мастер - класс будет посвящен значению подвижных игр народов мира в приобщении к воспитанию толерантности старших дошкольников.

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроения, возможности самовыражения, обладающей великой воспитательной силой; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками и потешками.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна, в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Тот, кто научиться побеждать в игре, скорее других разовьёт свои физические качества: силу, гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, прыгучесть и др.

Главным условием успешного внедрения в жизнь дошкольников подвижных игр народов мира всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть самостоятельно, активно и с удовольствием.

      Я  собрала в группе  картотеку народных игр. В нашей картотеке собраны народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и т.д. есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмешь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых. Пересчету придавали необычайную важность, так как полагали, что ест числа счастливые и несчастливее. Взрослые пересчитывались, - стали пересчитываться и дети. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным.

Игры народов мира в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования толерантности, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Воспитание толерантности, в настоящее время стало актуальной проблемой как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны, проблемой на мировом уровне. Толерантность - это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе повседневно общаются и воспитываются дети разных национальностей, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.

Чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, я предлагаю использовать подвижные игры народов мира:

- в образовательной деятельности;

- во время досугов и развлечений;

- в самостоятельной игровой деятельности;

- в динамическом часе;

- театрализованной деятельности.

В своей работе при проведении подвижных игр я всегда учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество ребят и условия проведения.

1.«Одень тюбетейку»

Цель: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.

Задачи: - побуждать говорить эмоционально;

- делиться своими впечатлениями.

-Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умения договариваться;

- развивать навык чистого интонирования, четкого произношения слов, выразительного, осмысленного исполнения татарских песен.

Тюбетейка это традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. У татар есть игра, связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку».

Правила игры. Игра проводиться под музыку.

Дети стоят в кругу приговаривая слова, передают Тюбетейку.

На ком остановилась Тюбетейка тот и дает команду к выполнению задания,например:

Сикер, сикер (прыгай)

Утыр, утыр (садись)

Йгер, йгер (беги)

Бие, бие (танцуй)

Уйна, уйна (играй)

Все дети выполняют команду. Игра повторяется.

Второй вариант игры: у кого остается тюбетейка, тому и дается наказание: спеть песенку, рассказать стишок, кричать как петушок, и т. д. Игра так продолжается.

2.«Колечко»,

Цель: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.

Задачи: - развитие саморегуляции и произвольности поведения;

- совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.

Игра проводится под музыку. Правило игры. Водящий зажимает колечко между ладонями, все игроки подставляют ему свои руки «лодочкой». Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались кому именно. После этого произносится фраза «Колечко – колечко, выйди на крылечко!» Тот, кому колечко досталось, должен выбежать на место водящей, остальные же должны попытаться его удержать, если, конечно, сообразят вовремя, кто именно собирается бежать. Если получившему колечко удается выбежать, то в следующем водит он, если нет – водящий остается тот же.

3.«Водяная»

Цель: совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара;

Задачи: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.

Дети выбирают водяную и становятся в противоположной стороне зала. Выбранный присаживается в центр, и Водяная ждет, когда к ней придут дети, которые попытаются взять у неё «золотой гребень», который она положила недалеко от себя. Дети, взявшись за руки,начинают подходить к ней со словами:

"Водяная, Водяная!

Что ты скрылась под водой

Выйди к нам на чуточку,

На одну минуточку,

Выйди хоть на целый час

Может быть, догонишь нас! "

После слов «водяная» встает и догоняет детей. Её задача поймать кого-нибудь из детей, которые пытаются взять у неё гребень. Кого поймает того забирает к себе в водное царство. Если не поймает - водит дальше. Игра продолжается.

Выбрали водяную.

Ребятки пришли к водяной.

Ух, догонит водяная!

Бежим без оглядки.

5. «Цветные платочки»

Цель: совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.

Задачи: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.

- совершенствовать технику исполнения танцевальных движений

Дети стоят в кругу, в руках у них платочки двух цветов.

Под музыку дети ходят в рассыпную и по кругу; выполняя танцевальные движения.

Как только музыка останавливается, дети становятся парами, каждый к своему цвету.

Второй вариант игры: Выбирается ведущий, или воспитатель, ходит между детьми и меняет платочки у детей. Таким образом, пары меняются. Далее игра продолжается в том же порядке.

В заключении, хотелось бы сказать, что подвижные игры народов мира действительно оказывают положительное влияние на детей и закладывают основы толерантных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую он осваивает мир и окружающие его предметы, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создает особый колорит всей его детской жизни.

        Спасибо за внимание!!!