"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
статья

Степанова Наталья Николаевна

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 5 г.Выборга»

 

 

 

 

 

«Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

 Степанова Наталья Николаевна

воспитатель,

высшая квалификационная категория

 

 

 

2021 год

г.Выборг

Введение

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Одной из основных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». [1]

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» стараемся создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. [2]

Мы, воспитатели, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение. Современных детей необходимо знакомить с  культурой своих предков. Считаем, что знание истории народа, его культуры поможет детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Русская народная кукла является неотъемлемой частью русской культуры, она сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего его народа.

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла является зримым посредником между миром детства и миром взрослых. В старину традиционная тряпичная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. [3]

 

Содержание педагогического исследования

Однажды блуждая на просторах интернета, я натолкнулась на рекламу мастер-класса по изготовлению кукол мотанок. Помимо освоения некоторых техник кручения кукол лектор гарантировала психологическую разгрузку, обретения спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Мастер-класс прошел на одном дыхании. Я стала участвовать в других мастер-классах, более подробно изучать литературу о русской народной кукле. Так тряпичные куклы вошли в мою жизнь, а затем моё увлечение вылилось в долгосрочный проект. Сделав несколько кукол, я принесла их в детский сад, чтоб познакомить детей с игрушками наших прабабушек. Я не ожидала от них такого эмоционального оклика. Дети с большим интересом рассматривали необычных кукол без лица, задавали множество вопросов. Хотя до этого иллюстрации с различными тряпичными куклами вызвал интерес у детей, но он не развился.  Дети захотели попробовать изготовить некоторых кукол сами. После восторженных рассказов о необычных куклах стали интересоваться ими родители и педагоги. Видя их живой интерес и поддерживая детскую инициативу, у меня возникла идея проекта, в ходе которого дети, родители, педагоги  получат ответы на их вопросы и научаться изготавливать русских народных кукол сами.

Была поставлена цель: способствовать воспитанию патриотических чувств дошкольника в процессе приобщения к национальным традициям в детском саду и в семье посредством народной куклы.

Задачи:

  1. Воспитывать патриотические чувства посредством тряпичной куклы.
  2. Познакомить детей с русской традиционной народной куклой, способами изготовления ее.
  3. Познакомить детей с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
  4. Развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, нитками, различным наполнителем.
  5. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития игровой деятельности на основе познавательного интереса к тряпичной народной кукле, развитие творческого начала, воображения.
  6. Вовлечение родителей в образовательный процесс посредством работы с народной куклой.
  7. Расширение представлений педагогов о патриотическом воспитании детей посредством русской тряпичной куклы через разнообразие форм передачи педагогического опыта.

Таблица 1.

Примерный план реализации проекта Кукольный сундучок»

Этапы реализации

Содержание этапа

1 этап

Предварительный

Работа над проектом велась в течении года и шла одновременно в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и педагогами и пополнение предметно-развивающей среды в группе. В начале этого этапа было проведено анкетирование педагогов и родителей с целью выяснения о степени информирования о народной кукле как культуре русского народа. В ходе этого анкетирования выяснилось, что родители и педагоги недостаточно владеют информацией: не знают особенностей данных кукол, способах их изготовления, народных календарных праздниках.

Совместно с детьми мы разработали план дальнейших действий «Модель трех вопросов». Детям предлагалось последовательно ответить на три вопроса: «Что я знаю», «Что хочу узнать? «Откуда получу информацию?». Все ответы детей фиксировались для дальнейшего анализа и планирования работы в этом направлении.

Для родителей и педагогов был разработан план консультативно-практических мероприятий, включающие в себя теоретическую и практическую части.

Для пополнения развивающей среды были изготовлены различные русские народные куклы, создана картотека сказок, в которую включены и наши авторские сказки, написанные совместно с учителем-логопедом. Были разработаны сценарии и изготовлены куклы для настольного театра режиссерских игр детей.

2 этап

Основной

В основном этапе мы продолжали формировать у детей устойчивый интерес к традициям народной культуры; знакомили с особенностями тряпичной куклы; формировали умение самим создавать народных кукол от простых к более сложным.

Поначалу у детей возникали трудности. Дети не могли туго сделать скрутку или завязать узелок без помощи взрослого. Для закрепления навыков в уголке творчества в свободном доступе всегда были лоскутки, наполнитель и нитки. Многие дети самостоятельно повторяли скрученных кукол, помогали друг другу. Тем самым у них оттачивались умения изготовления кукол, развивалась мелкая моторика рук, совершенствовалась диалогическая речь.

Первой самостоятельной куклой была кукла «Отдарок на подарок». Эта кукла ценна тем, что она вручалась ответным отдарком на подарок. Кукла являлась знаком благодарности за подарок, заботу и внимания близких людей. Это одна из первых кукол, которую ребенок мог создавать самостоятельно с трёх лет. Получив такую куклу на празднике «День матери» мамы были растроганы до слёз. Ну а дети, видя такой эмоциональный отклик родителей, крутили следующих кукол аккуратнее, старались их лучше украсить.

Совместно с детьми было принято решение  организовать в группе мини-музей «Кукольный сундучок». По началу в этом сундучке были только мои куклы, но потом стали появляться и куклы детей, которые они скрутили самостоятельно или с помощью своих родителей. Этих кукол можно было не только рассматривать, но и играть ими. Дети показывали их родителям, гордились тем, что могут рассказать историю создания кукол, объяснить почему некоторые куклы безлики. Всё чаще и чаще девочки играли самодельными куклами, а не «Барби» и «Винкс». Работа с куклами детям приносила радость. Они говорили, что их куклы тёплые, мягкие и пахнут домом.

Узнав о особенностях некоторых кукол, дети предложили изготовить их для группы. Так у нас появились: кукла «Утешница» - она успокаивала расстроенных детей. Если дети ссорились, то их мирила кукла «Мирилка», а веселили грустных детей куклы «Зайчик на пальчик» и «Радостея». Кукловодами были сами дети. Все эти действия укрепляли и развивали межличностные отношения.

Русские народные куклы носят не только воспитательный характер, но и образовательный. Часто они присутствовали и в образовательной деятельности. От их лица шло повествование о лексической теме. «Зерновушка» знакомила с темой «Хлеб», а «Хозяюшка» и «Богач»  жили у нас очень долго и знакомили с большими блоками: «Что нам осень принесла» и «Мой дом и то, что в нём». «Сорока» знакомила с обитателями леса, в фольклорном жанре рассказывала, что лес – это многоэтажный дом.

При помощи народных кукол обыгрывались настольные спектакли по авторским сказкам, проводились режиссерские игры. Подобные игры положительно влияют на формирование навыков речевого общения, в доступной и интересной форме расширяют словарный запас. У ребёнка оттачивается интонация, звукопроизношение.

Русские народные куклы знакомили с народными праздниками: «Масленица», «Встреча весны» и религиозными: «Вербное воскресение», «Пасха». Знакомство с этими праздниками помогало еще больше окунуться в русскую культуру, узнать русские традиции.

Одной из форм ознакомления с русской народной игрушкой был мастер-класс на «Осенней ярмарке». Дети совместно с родителями крутили незатейливую игрушку «Зайчик на пальчик». После проведенного мастер-класса появилась заинтересованность не только у детей, но и у родителей. Эта форма работы позволяет установить взаимопонимание между педагогами и родителями на территории ДОУ, обмениваться опытом и эмоциями. Так возникла идея создания серии детско-родительских мастер-классов, на которых изготовили: «Колокольчик», «Благополучница», «Рождественский Ангел». Благодаря такой форме работы происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей появляется интерес к образовательной деятельности и к совместной деятельности с детьми.

Одной из задач проекта было расширение представлений педагогов о патриотическом воспитании детей посредством русской тряпичной куклы через разнообразие форм передачи педагогического опыта. Были проведены консультации, семинар-практикум и серия мастер-классов. Все эти технологии способствуют повышению профессионального уровня педагогов, формируют банк по обмену педагогическим опытом, повышают уровень педагогической компетенции.

 

3 этап

Заключительный

В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи. Дети познакомились с историей возникновения русской народной куклы, народными традициями и праздниками. Познакомились со способами изготовления обереговых и игровых кукол. В процессе изготовления кукол мы придерживались правил – куколку делали без иголок, с добрыми намерениями и в хорошем настроении. В группе оформили мини-музей «Кукольный сундучок», который помогает знакомить детей с народными традициями.

Проанализировав заинтересованность детей, родителей и педагогов на начало и на конец проекта, пришли к следующим выводам. (см. диаграмма 1)

 

Диаграмма 1

Результативность проекта

Сравнение заинтересованности детей, родителей и педагогов

В течение года заинтересованность детей увеличилась почти в два раза родителей – в четыре, педагогов в два раза. Мы не сомневаемся, что интерес к культуре и традициям русского народа будет только повышаться.

На примере народной тряпичной куклы можно расширить знания детей о традициях, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

 

 

 

Используемая литература:

  1. Денисова Т. Народные куклы-обереги.- СПб.: Питер, 2016. – 64 с.
  2. Кирюшатова  Т.Н. кукла в помощь! Советы деда-кукловеда. –Спб.: Издательство «Антология» 20ё19. -40с.
  3. Котова И.Н., Котова А.С.  Русские обряды и традиции. народная кукла. – Спб.:»Паритет», 2017.-224с.+ вкл.
  4. Лыкова И. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками. Цветной мир, 2014.
  5.  «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»  Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к  декоративно-прикладному и народному художест...

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

Консультация для родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи....

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Русский народный танец, как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....