Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Елькина Елена Александровна

Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №34 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей Красногвардейского района Санкт - Петербурга

Методическая разработка

"Музыка как одно из средств воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

Автор разработки: музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

Елькина Е. А.

Санкт - Петербург, 2017

Информационные сведения о методической разработке

Тема: "Музыка как одно из средств воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Елькина Елена Александровна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.

Место функционирования: ГБДОУ д/с №34, 195248, г. Санкт - Петербург, ул. Большая Пороховская д. 44, к. 2, литера А.

Телефон: (812) 222-97-43

Методическая разработка представлена следующими материалами:

- настоящей методической разработкой;

- приложением.

Содержание

1. Актуальность

2. Научная обоснованность

3. Технология:

3.1.Работа с детьми

3.2.Работа с кадрами

3.3.Работа с родителями

4. Результативность

5. Рекомендации

6. Приложения

7. Используемая литература.

Актуальность

В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит всё прогрессивное человечество Земли. Как бороться с этим? Всё чаще мы слышим разговоры о толерантном мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Воспитывая детей, педагоги должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и педагогами-музыкантами, встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности ребенка в процессе поликультурного образования. Таким образом, формирование культурной толерантности представляется одной из наиболее актуальных задач воспитания и развития современного человека, т.к. она обеспечивает сбалансированность сосуществования различных культур, стабильность социальных систем, служит надежным барьером шовинизму, расизму и агрессивному национализму. Формируя в старшем дошкольном возрасте культурную толерантность, мы, тем самым, задаем педагогический вектор для дальнейшего развития личности ребенка - гражданина поликультурного общества. Не случайно правительством России в 2001 году принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)».

В данной методической разработке рассматривается возможность использования межнациональной музыкальной культуры как средства толерантного воспитания детей 6-7 лет.

Музыка - язык чувств, на котором могут разговаривать люди различных национальностей и конфессий. Постигая музыку, человек не только воспринимает свою культурную идентичность и осознает органическое единство родной музыки с общим музыкальным процессом, вместе с тем он прогрессирует до осознания своей этнокультурной особенности и общности. Поэтому, диалог и взаимодействие музыкальных культур, может стать одним из основных принципов музыкально-эстетического образования и музыкального воспитания в ДОУ.

Цель данной методической разработки трактуется так: использование многонациональной музыкальной культуры, как одного из средств воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

 - формировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;

- воспитать любовь к России, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;

- воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну, выделить то, что объединяет их и стремиться на этой основе к консолидации народов;

- сформировать навыки интонирования народных песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений,

- развить способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства.

Данную методическую разработку можно считать поисково-изобретательной, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование этномузыкального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагается новое сочетание известных форм работы и педагогических методов и приемов. Уточняется последовательность и правила их применения. Продумана система работы по введению ребенка многонациональной музыкальной культуре.

Научная обоснованность

Моделируя и отлаживая технологию работы по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через использование в практике детского сада первоначальных представлений о многообразии музыкальных традиций народов разных стран, в итоге - межнациональное общение, мною были изучены методики, публикации, достижения педагогической науки прошлых и последних лет в сфере психологии и музыкальной психологии.

• В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования подрастающего поколения путем освоения традиций национальной музыкальной культуры значительную роль играют исследования в области теории психологии творчества и . художественно-эстетического развития, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Л.В.Занкова, В.И.Закутского, П.А.Черватюка

• Обращение к духовному опыту человечества, к национальной музыкальной культуре, способствующее нравственно-эстетическому воспитанию детей, обогащению их эмоционального и духовного потенциала, развитию чувства взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, раскрытию творческих способностей и потребностей , выражены в работах Б.В.Асафьева, Л.В.Горюновой, Д.Б.Кабалевского.

• Теоретическим проблемам нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения посвящены работы философов В.К.Арсенкина, М.С.Кагана, Е.Г.Яковлева; психолого-педагогические аспекты проблемы нравственного воспитания исследованы в трудах А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева.

• Региональный подход к разработке содержания общего музыкального воспитания и образования нашел отражение в научных трудах и программах предмета «Музыка» Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Г. П. Сергеевой.

Однако вопрос формирования культурной толерантности детей дошкольного возраста и младших школьников до сих пор не являлся предметом специального исследования.

Опираясь на выше изложенные материалы и Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)», мною разработана следующая система работы по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Технология

Работу по толерантному воспитанию детей 6-7 лет предлагаю выстраивать по следующей схеме:

Работа с детьми

Работа с кадвами

Работа с родителями

 

 

Презентация изучаемой темы

Презентация изучаемой темы или теоретический этап

Презентация изучаемой темы

 

 

Практический

этап

Педагогическое просвещение

 

 

 

Совместная деятельность

Аналитический этап

Организация совместных дел

 

 

 

Рассмотрим более подробную работу по изучаемой теме с каждой категорией участников педагогического процесса.

Работа с детьми

Всю работу по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной культуры предлагаю включать, как в учебную, так и совместную деятельность следующим образом:

• один раз в месяц проводится тематическое занятие с использованием определенного национального музыкального материала;

• один раз в неделю проводится индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.( разучивание танцев, песен)

• один раз в квартал проводится музыкальное развлечение по знакомству детей с межнациональной культурой.

Вся работа осуществляется в три этапа:

1. Презентация изучаемой темы;

2. Предварительная работа;

3. Совместная деятельность.

Цель презентации - заинтересовать. Особенно это актуально в работе с детьми. Здесь необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме. Это могут быть: беседы-концерты со слушанием национальной музыки, рассказ педагога с использованием художественных репродукций и современных информационных технологий, а также приглашение музыкальных (вокальных, инструментальных, танцевальных) коллективов в ДОУ, для знакомства дошкольников с разнообразием национальной культуры. Большую роль в воспитании толерантности старших дошкольников имеет заинтересованность самого педагога, его искреннее желание пробудить у каждого ребенка неподдельный интерес к национальной культуре, в частности музыкальной.

Предварительная работа предполагает погружение ребенка в атмосферу межнациональной музыки, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребенка знаниями о музыкальной культуре России ведет к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному формированию, а также даёт возможность почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния.

В содержание этого раздела могут входить следующие виды музыкальной деятельности:

• Пение детских народных песен , потешек, прибауток, игр, сказок ;

• Слушание народной музыки, а также музыки великих русских и зарубежных композиторов;

• Музыкально-театрализованная деятельность;

• Музыкально- ритмическая деятельность;

• Этюды на создание музыкальных выразительных образов;

• Музыкальные дидактические и настольно- печатные игры; Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где дети получают возможность под музыку отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

После этапа предварительной работы предлагается организовать совместную деятельность педагога с детьми, которая проводится в двух направлениях:

• «Занятия- путешествия» по странам мира (приложение 1)

• Совместная деятельность, в которой педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование совместной деятельности гибкое, нерегламентированное по времени и включает в себя различные виды деятельности (приложение 2)

1. Слушание музыки;

2. Демонстрация фильмов или слайдов.

3. Беседы-концерты.

4. Организация досуговых мероприятий ( развлечение, фестиваль, ток-шоу )

Работа с кадрами

Презентация темы «Музыка как одно из средств воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» является составной частью теоретического этапа работы с кадрами. Девизом нашей работы стали слова: « Заинтересовать- значит научить!». Поэтому, необходимо помнить о принципе разнообразия, динамичности использования различных форм работы с педагогами:

• Теоретические семинары;

• Педсоветы;

• Лекции;

• Консультации;

• Коллоквиумы;

• Конкурсы;

• Различные акции

Практический этап работы с кадрами предполагает включение следующих компонентов:

1. Правильно организованная предметно- развивающая среда;

2. Подбор дидактического материала, пособий, детской литературы, стимулирующего познавательную активность и интерес каждого ребенка;

3. Отбор материала по этнокультуре с учетом значимости, доступности детскому восприятию;

4. Адаптация этнокультурного материала с сохранением колорита, стилевых особенностей;

5. Составление сценариев совместной деятельности по следующим критериям:

• творческий подход к преподнесению материала;

• включение в совместную деятельность виды народных жанров( игры, хороводы, песни);

• широкое использование в совместной деятельности различных форм ( чтение народных сказок; просмотр слайдов, дидактических игр и упражнений; слушание народной музыки; посещение музеев, выставок, театра).

Аналитический этап работы по теме «Музыка как одно из средств воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» предполагает обобщение, подведение итогов, обсуждение дальнейших перспектив деятельности. На этом этапе целесообразно проведение мониторинга эффективности работы по данной проблеме и рефлексия всех участников образовательного процесса. (План работы с кадрами - приложение 3)

Работа с родителями

       Реализация поставленных задач по теме «Музыка как одно из средств воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны должны направить свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Работа с родителями строится поэтапно:

        • Презентация изучаемой темы;

        • Педагогическое просвещение родителей;

        • Организация совместных дел.

      На этапе презентации важно убедить родителей в значимости темы, ее актуальности, заручиться их помощью и поддержкой. Презентация темы может пройти через наглядную информацию, теоретические семинары, лекции, консультации и т.д.

     При педагогическом просвещении родителей можно использовать как хорошо известные формы работы с семьей ( консультации, папки-передвижки, тренинги и т.д.), так и инновационные ( игротеки, брифинги, семинары- практикумы, педагогические гостиные и т.д.).

    На этапе организации совместных дел, семьи воспитанников выступают уже не только, как зрители и слушатели, но и как активные участники. Совместные мероприятия ( викторины, конкурсы, посиделки, концерты, фестивали, Дни открытых дверей и т.д.) способствуют установлению неформальных, доверительных отношений с родителями, сближению педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывает положительный влияние на формирование духовно- нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. ( План работы с родителями- приложение 4)

Результативность

      Результатом системной и целенаправленной работы по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через музыкальную культуру стало пробуждение интереса у детей к многонациональным традициям: они с нетерпением ждут новых « музыкальных встреч», новых впечатлений и открытий. Отмечается положительная динамика творческого развития дошкольников: они овладели определенными вокальными навыками интонирования народной музыки, с удовольствием используют движения в разучивании народных танцев, знакомы с навыком звукоизвлечения некоторых народных инструментов, а также используют в повседневной жизни игры, как музыкальные , так и подвижные, имеющие народный колорит. Кроме того, изучая народную культуру на музыкальном материале, дети обогатились духовно: они теперь знают ни только о традициях своего края, но также и других народов, населяющих нашу землю. Познакомившись с музыкальной культурой, дети получили эстетическое наслаждение от соприкосновения с прекрасным.

     Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

     В работе с педагогическим коллективом были использованы разнообразные средства повышения педагогической компетенции по вопросу толерантности посредством музыки. Произошел профессиональный рост педагогов по данной проблеме. У педагогов сформирована активная позиция в использовании народной музыкальной культуры с целью воспитанргя у детей толерантности в обществе и развития у них духовно- нравственных качеств.

    В работе с родителями были использованы разнообразные формы и методы сотрудничества: это круглые столы, концерты-беседы, фестивали.

     Как показал опыт, наиболее эффективными формами работы оказались: концерты- беседы, музыкальные КВНы.

Рекомендации

  • Проводить тематические занятие с использованием определенного национального музыкального материала
  • Проводить один раз в неделю индивидуальную и подгрупповую работу с детьми ( разучивание танцев, песен)
  • Проводить один раз в квартал музыкальное развлечение по знакомству детей с межнациональной культурой
  • Обеспечить погружение детей в атмосферу этнокультуры посредством создания в группах определенной развивающей среды и необходимой фонотеки.
  • Повышать компетентность воспитывающих взрослых в области этнокультуры.

                                                                                                           Приложение 1

Перспективный план музыкальных тематических занятий

Сроки

Тема

Сроки

Сентябрь

«П. И. Чайковский. Музыка- душа моя»

Знакомство с великим русским композитором и его творчеством

Октябрь

« Людвиг ван Бетховен. Певец героики»

Знакомство с великим немецким композитором и его творчеством

Ноябрь

« Фридерик Шопен. Полонез моей души»

Знакомство с великим польским композитором

Декабрь

«Украинские забавы»

Знакомство с народной музыкой и фольклором Украины

Январь

«Мой Кавказ»

Знакомство с музыкой и фольклором Закавказья

Февраль

«Русские узоры»

Знакомство с музыкой и фольклором России

Март

«Ах, этот джаз»

Знакомство с негритянской музыкой

Апрель

«Раймонд Паулс и его друг рояль»

Знакомство с латышским композитором и его творчеством

Май

«Наш добрый Шайнский»

Знакомство с музыкой и творчеством советского композитора

Приложение 2

Перспективный план совместной деятельности

Сроки

Мероприятия

Цель

Тема

Ноябрь

«Что? Где? Когда?» (Интеллектуальная игра)

Расширять музыкальный кругозор дошкольников через интеллектуальную игру. Воспитывать умственный азарт соревнования.

«Что мы знаем о композиторах и их музыке?» (на основе

материалов

тематических

занятий)

Февраль

«Детское Евровидение» (развлечение)

Закреплять знания, умения и навыки дошкольников 0 народной музыке, через различные виды музыкальной деятельности.

«С музыкой дружат все народы»

(на основе

материалов

тематических

занятий)

Май

«Музыкальный КВНчик» (Фестиваль)

 Закреплять знания, умения и навыки дошкольников 0 народной музыке;

 Повышение уровня

компетентности

родителей;

 Сближение позиций детского сада и семьи по проблеме;

Установление

эмоционального

контакта между детьми и

взрослыми.

«Современные ритмы»

(на основе

материалов

тематических

занятий у детей и круглых столов у родителей)

 

Приложение 3

План работы с кадрами

Этапы

Тема

Мероприятия

Цель

Теоретический

«Музыка как одно из средств воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

  • Консультации
  • Теоретические семинары

1. Введение в проблемное поле

2. Повышение уровня компетентности

  • Лекции
  • Коллоквиумы

Сбор и систематизация этнокультурного материала

Практический

  • Организация предметно – пространственной среды
  • Работа в творческой группе
  • Конкурс знатоков

Разработка и реализация сценариев совместной деятельности

Аналитический

  • Посиделки
  • Анкетирование
  • Круглый стол

Обобщение, подведение итогов, рефлексия.

Приложение 4

План работы с родителями

Этапы

Тема

Мероприятия

Цель

Сроки

                 Презентация

«Музыка как одно из средств воспитания толерантности у детей

старшего дошкольного возраста»

•Наглядная информация в родительском уголке

•Консультация

•Семинар

Введение в проблемное поле

Сентябрь

• Игротека;

• Педагогическая гостиная;

• Брифинг

Педагогическое просвещение по проблеме.

Октябрь-декабрь

       Педагогическое просвещение

• Конкурс знатоков;

• Вечер народных игр и забав;

• День открытых дверей

1. Сближение позиций детского сада и семьи по проблеме.

2. Установление эмоционального контакта между детьми и

воспитывающими взрослыми.

Январь-апрель

• Фестиваль народной музыки;

• Анкетирование

           Организация

совместных мероприятий

• Посиделки;

• Анкетирование;

• Круглый стол

Обобщение, подведение итогов, рефлексия.

Май

Список используемой литературы

  1. Декларация принципов толерантности .Юнеско,1995.
  2. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001 №2 С11-25.
  3. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
  4. Богомолова М.И. «Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей». Москва. Изд-во «Научная школа» . 2003.
  5. Князева О.Л. ,Михнаева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»
  6. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6
  7. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.
  8. Суслова Э.К. «Интернациональное воспитание детей шести лет посредством сказки»-Москва :Педагогика,1983.
  9. Щеколдина С.Д. «Тренинг толерантности» Изд-во «Ось-89»,2004 г.
  10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.
  11. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; под ред. Э.Б. Абдуллина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

          12. Абдуллин Э Б. Теория музыкального образования: учебник для студ.      высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

          13. Александрова В. На пути к гуманной педагогике // Искусство в     школе. - 2004. - №1. - С. 5-7.

          14. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе). - Воронеж, 1998. - 272 с.

         15. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. - 336 с.

        16. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 544 с. (Серия «Психологи отечества»). - 266 с.8. Амонашвили Ш. А. Культура педагогического общения. - М., 1990. - 188 с.

        17. Аромштам М. Педагогика толерантности / М. Аромштам, С. Фёдорова // Искусство в школе. - 2006. - №5. - С. 16-19.

        18. Афанасьева А. «Мы стали по-доброму воспринимать другие народы…» / А. Афанасьева, Т. Кочеткова // Искусство в школе. - 2008. - №5. - С. 43-44.

        19. Васильева Е. Ценность доброты / Е. Васильева // Музыка в школе. - 1988. - №1. - С. 47-49.

        20. Воробьёва О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. - 80 с.

        21. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе, М., 1973. - 336 с.

       22. Кирнарская Д. Музыка - лучший педагог / Д. Кирнарская // Искусство в школе. - 2005. - №1, №2. - С. 3-6.

       23. Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе: Изд. «Речь», 2004. - 247 с.

       24. Пиличяускас А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки / А. Пиличяускас // Музыка в школе. - 1990. - №4. - С. 4-8.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cатья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья способствует формированию толерантности  у детей старшего дошкольного возраста посредством  поликультурного  воспитания....

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Нaродные подвижные игры - неотъемлемая часть физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей....

«Танцы народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к другим представителям других национальностей, высокой культуры  межнационального общения черезтанцы разных народовЗадачи: формиро...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...

«Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

          Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне...