Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Мои любимые добрые сказки»
методическая разработка (подготовительная группа)

Стрельникова Наталья Геннадьевна

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_tvorchesko-_informatsionnyy_proekt.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Краснодара «Детский сад комбинированного вида «Сказка» структурное подразделение №149

Познавательный, творческо- информационный проект.

По теме:

                «Мои любимые добрые сказки»

Воспитатель: Стрельникова Наталья Геннадьевна.

                                        Краснодар.

                                             2016

Актуальность

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

       Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется  у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Сказки сопровождают ребёнка с самого раннего возраста. Сначала он знакомится с народными сказками, позже с авторскими произведениями наших русских сказочников и, конечно же, с зарубежными сказками. В этом году исполняется 210 лет со дня рождения великого датского сказочника Г.Х. Андерсена. Сказки Андерсена не только добрые, но ещё и очень глубокие. Они учат детей добру, милосердию, состраданию, не теряться перед трудностями, знать истинную цену вещей. Поэтому пришло решение познакомить детей с творчеством писателя, недостаточно знакомого им.

       На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Проблема

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Родители перестали читать детям. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители. И наша задача привить любовь к чтению.

Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Цель проекта

Формировать устойчивый интерес к чтению и книге, воспитывая нравственные качества детей.

Задачи проекта:

  1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название сказки, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
  2. Познакомить детей со сказками Г.Х. Андерсена и биографией великого датского сказочника.
  3. Вызвать у детей желание передавать свои впечатления от сказок через разные виды детской деятельности (рисование, аппликация, лепка, музыка, драматизация и т.д.)
  4. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов.
  5. Закреплять  и совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения).
  6.  Способствовать формированию коммуникативных способностей.
  7. Развивать литературные знания и интерес к художественному слову.
  8.  Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.

Срок реализации проекта

краткосрочный (1месяц)

Участники проекта

дети старшей группы, воспитатель, родители.

Тип проекта

познавательный, творческо-информационный.

Этапы реализации проекта

Ι подготовительный

Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.

Подготовка и пополнение  предметно-развивающей среды.

Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. 

ΙΙ Основной этап

Знакомство с биографией Г.Х. Андерсена, рассматривание иллюстраций сказок Г.Х. Андерсена, чтение, обсуждение и пересказ сказок Г.Х. Андерсена, беседа по прочитанным сказкам. Рисование, аппликация, лепка по сказкам. Проведение литературной викторины «Что за прелесть эти сказки!». Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини музея «Сказки моего детства». Разучивание и использование физкультминуток, НОД «По следам Герды», «Я девочка Дюймовочка». Проведение консультаций для родителей по данной тематике: «Домашнее чтение».

ΙΙΙ Заключительный этап

Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини музея «Сказки моего детства».Выставка книг «Книжная неделя».Коллективные работы посказкам: (в технике аппликации, рисования, оригами).Литературный досуг «Вечер загадок».Проведение литературной викторины «Что за прелесть эти сказки».

Материалы и оборудование:

Портрет Г.Х. Андерсена.Книги со сказками, иллюстрации В.Нечитайло, Е.Эвольская, О.Терещенко, С.А.Стеблиной, А. Архиповой  по сказкам, костюмы для театрализации, изобразительные средства и материалы для рисования сказочных персонажей, несколько видов кукольного театра (настольный, деревянный, Би-бо-бо),мини-музей«Сказки моего детства».

Ожидаемые результаты:

- называть прочитанные сказочные произведения, рассказывать сказки;

-оценивать поступки героев, давать им характеристику;

- уметь использовать различные средства выразительности;

- уметь изображать героев сказок на бумаге;

- называть художников – иллюстраторов сказок;

- выставки совместных творческих работ родителей с детьми.


Используемые источники:

  1. Сказки. Г.Х. Андерсен. Ростов н/Д Издательский Дом «Проф-Пресс»,2008г._144с.,силл.
  2. По мотивам сказки Г.Х. Андерсена. ООО «Кубань печать» г.Краснодар,2010г.
  3. Литературно-художественное издание, для среднего школьного возраста. Серия «Любимые сказки»  «ЗАО РОСМЕН» 2014г.
  4. Новиковская О.А. «Конспект занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»
  5. СПб.: «Паритет» 2007г.
  6. Михайлова А.Я. Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога/А.Я. Михайлова // Я вхожу в мир искусств, 2002. т N9.-С.1-160
  7. http://festival.1september.ru/articles/640045/

Приложение


Консультаций для родителей

«Домашнее чтение».

Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

      Детям 5 – 6 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!

Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание!

Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит  книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

 1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Чаще ходите с ребёнком в книжный магазин. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.


Викторина

« Что за прелесть эти сказки »

Цель:Закрепить и расширить представление детей о жанре сказки. Обобщить знания осказках Андерсена. Развивать творческие способности детей.

Задачи:

1Закрепить знания и расширить знания детей о жанре сказки и о сказках Андерсена.

2 Развивать творческие способности детей ( в речевой и художественной деятельности ).

3 Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: Портрет Андерсена, картинки с изображением Дании, иллюстрации к сказкам Андерсена ,предметы из сказок, буквы «Д», «Г», «С», «К», цифры « 3», «6», «11», «25»

Предварительная  работа:Чтение, обсуждение и пересказ сказок Андерсена.

Ход викторины:

Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будут живы и сказки!

Книги – это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в далёкое прошлое, приоткрыть дверцу в волшебство. Садитесь на ковёр – самолёт и отправимся в путешествие, навстречу сказке!

Мы оказались в Дании. В этой стране, 210 лет назад, родился великий сказочник – Ганс Христиан Андерсен.

( Воспитатель показывает портрет Андерсена, картинки с изображением Дании).

Посмотрите, какое лицо у Андерсена? Похож ли он на сказочника? Почему?

Вот как говорил Андерсен о своей стране:

« ВдалёкойДании, гдесветувиделя,

Берётмоймирсвоёначало.

Надатскомязыкемать, песнимнепевала,

Шепталасказкимне, родимаямоя …»

Андерсен родился в маленьком детском городке, в скромном домике прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от матери, мальчик их переделывал   их по – своему и рассказывал друзьям. У него был самодельный кукольный театр, в котором маленький Ганс устраивал кукольные спектакли. А в 30 Андерсен написал 170 сказок.

«Читайте Андерсена дети,

 Так увлекают сказки эти!

 И, может быть, ответ найдёте сами,

Где в сказке ложь, а где намёк

И добрым молодцам урок!»

Мы с вами прочитали много сказок Андерсена,обсудили героев, пересказывали,рисовали, лепили, делали аппликацию – всё по сказкам Андерсена. А сегодня давайте узнаем, как хорошо вы усвоили и запомнили эти сказки.

Я предлагаю вам устроить соревнование – викторину «Знатоки сказок Андерсена» Давайте разделимся на две команды.

1.«Дюймовочки» - команда девочек.

2. «Солдатики» - команда мальчиков.

Дети рассаживаются по группам. Представление команд:

«Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала,

И маленькую ласточку от холода спасла!»

«Стойкий маленький солдатик, он стоит, как акробатик,

На единственной ноге, в оловянном сапоге.

Стойкий, маленький, прямой,

Всё снесёт он, как герой! »

Команды готовы? Тогда - в путь! За каждый правильный ответ вы будите получать «Оловянное сердечко. Оно тоже из сказки Андерсена, помните, из какой?» («Стойкий оловянный солдатик»). В конце викторины мы посчитаем сердечки  и узнаем победителя.

Задание 1: «Из какой сказки»

Команды по очереди читают отрывок из сказок. За каждую угаданную сказку- 1балл.

1 «А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу.

И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть». (Огниво)

2 «У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё – таки уверяла, что она- настоящая принцесса». (Принцесса на горошине)

3 «Мимо летел жук, увидал девочку, обхватил её за тонкую талию лапкой и унёс на дерево».  (Дюймовочка)

4 «Ведьма сказала правду: каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножкам и иголкам».  (Русалочка)

5 «Обманщики поставили  два ткацких станка и стали делать вид, будто усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было». (Новое платье короля)

6 «На другой день горничная выгребла из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко». (Стойкий оловянный солдатик)

7 «Злая королева натёрла её соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой.  Даже отец её испугался и сказал, что это не его дочь». (Дикие лебеди)

8 «Полечу- ка я этим царственным птицам: они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть!» (Гадкий утёнок)

9 «Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам, густой туман». (Снежная королева)

10 «Придя на задний двор, император потихоньку подкрался к фрейлинам, а те все были ужасно заняты подсчётам поцелуев» (Свинопас)

Задание 2: «Узнай сказку по словам»

Командам по очереди предлагается набор слов. Дети должны ответить, к каким сказкам они относятся. За правильный ответ- 1балл.

1 Разбойница, олень, ворон, санки.

2 Ведьма, собаки, дупло, принцесса.

4 Жабы, жуки, мышь, ласточка.

5 Кораблик, балерина, огонь, крыса.

6 Горошек, свиньи, роза, соловей.

Физкультминутка:

«Я девочка- Дюймовочка, я в гости к вам пришла.

От милой доброй ласточки привет вам принесла».

«Солдатик- сказочный герой, знаком с игрушечной волной,

Как все в коробочке лежат, потом ружьём в руках держал».

.Задание:3

Воспитатель показывает буквы и цифры, дети узнают, в названии каких сказок или именах героев есть эти буквы и в каких встречаются эти цифры. За каждый ответ – 1 балл.

«Д»- Дикие лебеди, Дюймовочка, Герда

«Г»- Огниво, Гадкий утёнок

«С»- Снежная королева, Свинопас, Стойкий оловянный солдатик

«К»- Кай, Король,  Гадкий утёнок

«З»- 3собаки «Огниво»

«6»- 6сестёр «Русалочка»

«11»- 11братьев «Дикие лебеди»

«25»- 25солдатиков «Стойкий оловянный солдатик»

Задание: 4

«Расскажи сказку» (конкурс капитанов)

Капитаны команд рассказывают своими словами сказки Андерсена, другая команда угадывает. Сказку выслушать до конца, оценить: 1балл- за отгаданную сказку: 1балл- за рассказ капитана.

Первой команде- сказка «Дюймовочка»

Второй команде- сказка «Снежная королева»

Задание:5

«Назови героев сказки»

Воспитатель по очереди для каждой команды показывает иллюстрации к сказкам Андерсена, дети угадывают сказку, называют героев. За правильный ответ 1балл.

Задание:6

«Чудесный мешочек»

Дети по очереди достают из мешочка предметы из сказок, тот, кто достал, угадывает, из какой сказки предмет и как он использовался. За полный ответ- 2балл.

(Горошина, яйцо, зонтик, санки, грецкий орех, бумажный кораблик, роза, тарелка,крапива)

Физкультминутка:

Из царства Снежной королевы мы идём,

Громко песенку поём.

Ля-ля-ля наступили холода.(дети хлопают в ладоши)

Ул-ул-ул холодный ветер дул.(дуют на ладошки)

Тель-тель-тель на дворе метель.(выполняют взмахи руками над головой)

Тели–тели-тели весь день метут метели.(вращают согнутыми в руках руками)

Сейчас мы отогреем наши пальчики.

Зиму всю мели метели.(качают кистью руки)

Клёны, листья поседели(соединяют пальчики)

А весной  повеселели,(«надувают» пальчиками шарик)

Птицы с юга прилетели,(изображают орла)

Ветки лапками согрели.(поглаживают руку об руку)

Задание:7

«Самый умный»

Вопросы повышенной сложности. Отвечает тот, кто догадался первым и поднял руку. Команде присуждается 2балла.

  1. Где родился Андерсен? (в Дании)
  2. Из чего была сделана балерина в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (из картона)
  3. Кто первым сказал: «А король -то голый!» (мальчик)
  4. Какие подарки прислал принц для принцессы в сказке «Свинопас»? (розу и соловья)
  5. Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (вечность)
  6. Какие цветы росли на балконе у кая и Герды? (роза)
  7. Кого подарилаГерде маленькая разбойница? (оленя)

А теперь- последнее задание:

Вспомните, чем отличаются сказки от других

Произведений. Докажи, что Андерсен писал именно сказки.

  1. Есть в сказке Андерсена выдумка?
  2. Назовите сказочных героев и предметы?
  3. В каких сказках Андерсена добро побеждает зло?
  4. Чему учат сказки Андерсена?

Команды отвечают по очереди, за правильный ответ-1 балл.

Воспитатель:Сегодня в викторине одержала победу команда «Дюймовочки».

Но вы все активно участвовали в викторине и получаете

поощрительные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему" Комнатные растения"

Методическое пособие на тему" Комнатные растения" включает в себя: словарь, грамматику, дидактические игры,   рекомендуемые тексты для чтения, продуктивные виды деятельности, рекомендации родител...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

"Речь как реченька" методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ. 2006 – 84 с.

«Речь как реченька» - методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные, зачастую слабовыраженные, проблемы в становлении их речевой деятельности. Оно ...

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Сюжетные картинки для составления рассказов"

Эта методическая разработка поможет воспитателям на занятиях по развитию речи при ознакомлении детей с окружающим миром, знакомством с произведениям художественной литературы, обучению дошкольников со...

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа и я – дружная семья» с использованием фасилитированной беседы.

Цель: Закрепить положительный образ семьи в представлении детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Образовательные:закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе;формирован...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет). Сборник конспектов образовательной деятельности по лексическим темам»

Способность к речи не дается человеку при рождении, а развивается в процессе жизнедеятельности параллельно с умственным и физическим развитием ребёнка и служит главным критерием его общего развития.Ес...

Методическая разработка по развитию речи детей раннего дошкольного возраста

ГБДОУ ЦРР д/с 68 Красносельского района г.СПб "Росток"Конспект занятия НОД по развитию речи в группе раннего возраста«Ёлочка-красавица»Воспитатель Тимофеева И.Н.Цель: Обогат...