НОД по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста "Сила России в единстве и дружбе наших народов!"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Дудкина Ирина Витальевна

Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними.

 

Если все народы России будут помогать друг другу, уважать  друг друга, будут терпимы, то на нашей земле всегда будут царить мир и согласие.

Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности  детей старшего дошкольного возраста

«Сила России в единстве и дружбе наших народов».

Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними.

Задачи:

образовательные:

  • Закрепить и уточнить знания воспитанников о понятии «толерантность».
  • Выявить основные черты толерантности.
  • Сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Обогатить словарный запас детей: Родина,  россияне, национальность; русские, татары, армяне и другие; сарафан, кокошник, тюбетейка, косоворотка, черкеска, кулмек и др.

развивающие:

  • Способствовать развитию самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
  • Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

воспитательные:

  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
  • Воспитывать коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.
  • Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни народов России, разучивание народных подвижных игр.

Материал и оборудование:

-телевизор; ноутбук; отрывки мульфильмов «Дюймовочка», «Крошка Енот, и тот кто сидит в пруду», «Раз, два- дружно»; фотоальбом «Мы разные, но мы вместе»; картинки-образовательные ситуации: «Мама заболела», «Новенькая», «Учись уступать», «Поведение в автобусе»; глобус; ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; иллюстрации с элементами национальных одежд и блюд; аудиозапись песни «Татарская песня», «Мы вместе», «Хоровод», три полуватмана с изображением солнца; фломастеры на всех детей; эмблемы для гостей.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Ребята,  давайте поздороваемся с нашими гостями.

Мы желаем вам доброго здоровья и мирного неба над головой.

А теперь, ребята, встанем в круг, возьмемся за руки и покажем нашим гостям, что, несмотря на то, что мы все разные, нас объединяет крепкая дружба, которую мы очень ценим.

Ребята, помните, однажды добрая бабушка нам подарила волшебный цветок  «Цветик-семицветик», который нас научил быть толерантными. Отрывая его лепестки, мы узнали, какими качествами должен обладать толерантный человек. Я предлагаю вам присесть и вспомнить.

Фрагмент мультфильма «Дюймовочка»

Расскажите, чему нас научил этот сюжет. ( Людей надо принимать такими какие они есть, даже если у них другой цвет кожи, или они носят очки, или если это инвалид. Учит понимать друг друга.)

Ребенок:

Ну и пусть он не похожий,
На тебя и на меня,                                                                                                                                    Все равно же он хороший.                                                                                                              Вместе будем. Мы - друзья.

Фрагмент мультфильма «Крошка Енот»

Расскажите, чему нас научил этот сюжет. (С другими говори как сам с собой, дари людям улыбку.)

И где бы ты ни жил и трудился,

Когда с людьми общаешься порой.

Запомни правило, оно поможет в жизни:

С другими говори как сам с собой.

Фрагмент мультфильма «Раз, два – дружно!»

А чему нас научил этот мультфильм.(Мы все разные, но должны помогать друг другу)

(Имя ребенка) расскажи нам, как должен поступать человек.

Ребенок:

Меньше зла, добро творите,
Без него никак нельзя,

Всем, кто в беде - помогите,

По-другому нам нельзя.

Да, ребята, поступки героев мультфильмов вы оценили правильно.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

И я хотела бы узнать, как бы вы поступили в разных ситуациях?

 На экране телевизора демонстрируются картинки:

Образовательные ситуации

  1. «Мама заболела» (мы должны беречь друг друга)
  2. «Папа смотрит телевизор» (учимся уступать друг другу)
  3. «В группу пришла новенькая» (обратить на нее внимание, подружиться)
  4. «В автобусе» (проявлять чуткость и внимание к старшим)

Молодцы!  Хотелось бы, чтобы вы не только говорили, но и поступали также правильно.

А теперь я приглашаю вас поиграть в татарскую игру «Тимербай».

Выходите, сделайте круг.

Татарская игра «Тимербай»(под музыку)

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

(Дети в процессе игры выполняют движения по тексту)

Молодцы, присаживайтесь.

Ребята, я не просто так предложила поиграть в татарскую игру.  Мне хочется, чтобы вы показали нашим гостям, что значит понимать, уважать людей других национальностей, живущих в нашей стране.

- В какой стране мы живём? (Россия)

Наша страна великая, сильная и красивая, это наша Родина. Расскажите, Что мы Родиной зовем? (Читают дети)

Что мы Родиной зовём 
(В. Степанов)


Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Спасибо.

Ребята, а почему Россию называют многонациональной страной. (В России живут разные народы, люди разных национальностей). Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. И народов этих очень много.

(Открыть ширму, за ней коллекция фигурок народов России)

А вы можете назвать некоторые из них? (Русские, чукчи, буряты, чеченцы, ингуши, удмурты и др.)

Мы с вами россияне. А по национальности кто? ( Русские). В нашей группе есть дети другой национальности (Да, ингуши.) Я очень рада, что вы с ними играете и дружите, как и со всеми детьми.

Игра «Чем похожи, и чем отличаются»

А скажите, чем отличается один народ от другого. (Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, у каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.)

А похожи чем?(У всех у нас одна Родина – Россия.)

Мы много с вами говорили о народах нашей страны. И я предлагаю  вам поиграть со мной в игру «Расскажи о народах России», чтобы вы показали, что же вам запомнилось.

А для этого разделимся на три команды. На столах вы видите солнышки, но у них не хватает лучиков, возьмите недостающие лучи и присядьте за тот стол, где лежит солнышко вашего цвета (оранжевое, желтое и красное).

Команды готовы? Каждая команда  выберет себе капитана. Для всех будет одно задание - рассказать о том или ином народе. А о каком, выберет капитан.

(Капитаны из книги достают картинки с изображением того или иного народа).

О каком народе вы нам будете рассказывать? (Русские, чеченцы, татары).

Начинаем наш рассказ. От каждой команды выходят по 2 ребенка (назначают капитаны). Вам надо выбрать элементы национального костюма того народа,  о который предстоит рассказать вашей команде. Приложить к магнитной доске и сказать, как называются элементы костюмов.

 (Чеченский костюм: у мужчин: черкеска, мягкие кожаные сапоги, головной убор- папаха; у женщин: распашное платье с поясом, платок)

(Русский костюм: у женщин: нарядный сарафан с рубашкой, кокошник, у мужчин: рубаха-косоворотка, картуз, сапоги)

(Татарский костюм: у мужчин: кулмек - рубашка, головной убор- тюбетейка, обувь-ичиги; у женщин: кулмек - длинное платье с воланом, головной убор-калфак, обувь - ичиги)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Молодцы.

А теперь приглашаю еще по 2 ребенка от каждой команды (назначают капитаны).

Найти национальное блюдо каждого народа и назвать его.

( Русские: блины, щи, каша.

Чеченцы: жижиг-галнаш (галушки с мясом), фасолевый суп,

Татары: чак-чак( медовый десерт), эчпочмак (татарские пироги с начинкой из мясо гуся, картошки и лука)

Молодцы.

Я увидела, что вы выполняете задания дружно, вместе, помогая друг другу. Значит вы у нас воспитанные, толерантные дети.

А чтобы объединить наши народы давайте выйдем и прочтем стихотворение Владимира Степанова «Российская семья». (Дети по очереди, по две строки читают стихотворение)

Российская семья

В. Степанов

Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!

Дети, если все народы России, так же как и вы будут помогать друг другу, уважать  друг друга, будут терпимы, то на нашей земле всегда будут царить мир и согласие.

Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!

Пока вы еще дети и  наша группа «Солнышко» для вас - маленькая страна, где вы учитесь понимать друг друга, помогать друг другу, дружить.

А сейчас я предлагаю в знак нашей дружбы нарисовать эмблему нашей группы. Возьмите фломастеры и обрисуйте свои ладошки, расположив их вокруг нашего солнца.

(Дети под музыку рисуют эмблему.)

А пока вы рисуете, я напомню правила, которые должен соблюдать толерантный, воспитанный человек.

 ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и понимать людей другой национальности - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

(После завершения работы, дети выстраиваются вокруг стола.)

Посмотрите, ребята, наши эмблемы показывают, что наши ладошки разные - в этом наше богатство. Но они вместе -в этом наша сила.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы  с вами сегодня говорили. (Сегодня мы повторили, что мы живем в России, в нашей стране живут люди разных национальностей, у которых свой язык, традиции, национальные костюмы  и нац. блюда.)

- Наша страна будет сильна когда? (Когда все народы России будут дружить.)

А в заключении давайте, ребята, подарим гостям нашу эмблему, хоть она и маленькая, но она излучает тепло, силу и дружбу детей нашей группы.

Помните, уважаемые гости, что добрым, милосердным, толерантным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость.

Дети ух одят под песню «Хоровод».