Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

"Без  творчества  немыслимо  познание  человеком  своих  сил, способностей, наклонностей." В.А.Сухомлинский. Творческие  способности - это  индивидуальные  особенности  качества  человека, которые  определяют  успешность  выполнения  им  творческой  деятельности  различного  рода.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_sposobnosti.docx38.62 КБ
Файл tvorcheskie_sposobnosti.docx38.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         «РОЛЬ  МУЗЫКИ  В  РАЗВИТИИ  _                                  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ                                                ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ                                                        Митрошина  Татьяна  Ивановна                                                                  МБДОУ №6 «Берёзка»        г. Карачев, 2016г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -  1  -                                                                                                                                                                                                                «Без  творчества  немыслимо  познание                                                  человеком        своих  сил, способностей, наклонностей»                                                                В.А.Сухомлинский.                                Творческие  способности – это  индивидуальные  особенности  качества  человека, которые  определяют  успешность  выполнения  им   творческой  деятельности  различного  рода. Способности – не  врождённые  качества, они  существуют  только  в  процессе  развития  и  не  могут  развиваться    вне  конкретной  деятельности.                        Говоря  о  формировании  способностей, необходимо  остановиться        на  вопросе  о  том, когда, с  какого  возраста  следует  развивать  творческие  способности  детей?  Психологи  называют  разные  сроки: от1,5  до 5  лет.  Также  существует  гипотеза, что  развивать  творческие  способности  необходимо  с  самого  раннего  возраста. Эта  гипотеза  находит  подтверждение  в физиологии.  Можно  с  уверенностью  сказать, что    каждый  ребёнок  рождается  с  врождёнными  творческими  способностями, но  они  находятся  в  скрытом  состоянии  и  для  того, чтобы  их  раскрыть, необходимо  создать  определённые  условия.                                                                                        Первым  шагом  к  успешному  развитию  творческих  способностей  является  раннее  физическое  развитие  ребёнка. Вторым  важным  условием  развития  творческих  способностей  ребёнка  является  создание  обстановки, опережающей  развитие  детей.                                                           Третье, очень  важное  условие  эффективного  развития  творческих  способностей, вытекает  из  самого  характера    творческого  процесса, который  требует  максимального  напряжения  сил. Четвёртое  условие  заключается  в  предоставлении  ребёнку  большой  свободы  в  выборе  деятельности, в  чередовании  дел, в  продолжительности  занятий  одним  каким – либо  делом,  в  выборе  способов  и  т.д.  Давно  известно, что  для  развития  творчества  необходима  комфортная  психологическая  обстановка  и  наличие  свободного  времени, поэтому  пятое  условие  успешного  развития  творческих  способностей – тёплая, дружелюбная  атмосфера  в  семье  и  в  детском  коллективе.                                                                                Главная  особенность  музыкально – творческих  способностей – их  развитие  на  основе  восприятия  художественного  образа  -  музыки. Образовательная         область «Художественно – эстетическое  развитие»  /основной  общеобразовательной   программы  дошкольного  образования  «От  рождения  до  школы»  под  редакцией  Н.Е.Веракса /  предполагает  формирование  творческих  способностей в пении, ритмике, игре  на  детских  музыкальных  инструментах, поэтому  я  включаю  творческие  задания  в  каждый  из  этих  разделов  при  разработке  перспективного  плана  и  подборе  репертуара.  Работу  по  формированию  творческих  способностей  я  осуществляю  на  музыкальных  занятиях, во  время  индивидуальной  работы  с  детьми, в  самостоятельной  деятельности.                                                                                                Наблюдая  за  детьми  во  время  музыкальных  занятий, развлечений, утренников, самостоятельной   деятельности  я  заметила, что  задания,  где  требуется  импровизация, творческое  применение  имеющихся  умений  и   навыков, вызывают  у  детей  затруднения.  Дети  стесняются, большинство  из  них  копируют  педагога  и  друг  друга. В  связи  с  этим  возникла  необходимость  построения  системы  работы, направленной  на  углубленное  развитие  творческих  способностей  детей.  В  основе  любой  системы                                                  -  2  -                                                                лежит  диагностика. Полученные   данные  помогают  правильно  спланировать  работу  по  формированию  творческих  способностей  детей, подобрать  репертуар, соответствующий  уровню  развития  группы.  Работу  по  развитию  творческих  способностей  осуществляю  в  соответствии  с  этапами  развития  детского  творчества:  от  заданий,  требующих  первоначальной  ориентировки  в  творческой  деятельности  /при  этом  даю  установку  на  создание  нового – измени, придумай, сочини/, к  заданиям, способствующим  усвоению  творческих  действий, поискам  решений, и, наконец, к  заданиям, рассчитанным  на  самостоятельные  действия  детей.                                        Большое  значение  для  развития  у  детей  самостоятельности, творческой  активности  имеет  правильная  организация  предметно – развивающей  среды  и  грамотное  руководство  деятельностью  детей.  Для  этого  в  уголках  групп  я  рекомендую  дидактические  игры, способствующие  этому, также  рекомендую  набор  музыкальных  инструментов, соответствующий  данному  возрасту. Для  развития  творческой  деятельности  использую  наглядные  пособия, атрибуты  и  оборудование.  Посильную  помощь  оказывают  родители, что  способствует  преемственности  в  работе и  достижения  хороших  результатов  музыкального  и  творческого  развития  детей.        В  своей работе  я  использую  приёмы, которые  способствуют развитию  детского  творчества.  Восприятие  предшествует  и  сопутствует  всем  музыкальным  видам  деятельности. Для  того, чтобы  детское  творчество  могло  успешно  развиваться, ребёнку нужно  накопить  музыкальные  впечатления. /Через  восприятие  музыки/. Если  дети  различают  смену  характера, могут  соотносить  музыкальные  образы  с  жизненными  явлениями, хорошо  ориентируются  в  средствах  музыкальной  выразительности, создающих  образ /акценты, регистр, динамика, темп, мелодические  интонации/,  могут  выделять  яркие  из  них,  они  используют  опыт  восприятия  музыки  в  творческих  импровизациях. Например,  дети  слушают  марш,  провожу  элементарный  анализ  музыки, после  чего  предлагаю  ребёнку  подвигаться  в  ритме  марша,  тут  же  предлагаю  детям  подобрать  инструменты, соответствующие  данной  музыке  и  сочинить  свой  марш,  исполнить  его  на  выбранном  музыкальном  инструменте        .                В  разделе « пение»  предлагаю  ребёнку  сочинить  свой  марш  на  слог  «тра – та – та». В  конце  занятия  предлагаю  детям  поиграть  в  игру «Горнист  и  четыре  отряда».  В  песенном  творчестве  дети  сначала импровизируют  простейшие  звукоподражания, интонации / «баю – бай», «ку – ку», «а –у!»/, связанные  с  различными  жизненными  образами, а  также  попевки  на  имена  детей. Это  лишь  первая  ориентировка  в  творчестве. Чтобы  стимулировать  детей  к  новой  для  них  деятельности, использую  специально  написанные  песни – образцы. В  них  поётся  о  каком – либо  жизненном  явлении  и  даётся  образец, как ,например  гудит  пароход, жужжит  пчела  и т.д. Исполняю  детям  песню и  предлагаю  придумать  в  соответствии  с  текстом  песни  свои  интонации  и  звукоподражания. При  этом  напоминаю, что  каждый  должен    придумать  их  по – своему. Например, в  песне – образце  «пароход  гудит»  гудок   парохода  выражен  определённой  интонацией, можно  придумать  гудок  с  другим  ритмическим  рисунком, с  другой  интонацией. После  объяснения  вторично играю  фортепианное  вступление, затем  пою  песню  без  фортепианного  сопровождения, и  предлагаю  ребёнку  закончить  песню  по – своему, импровизируя  гудок  парохода. После  детского  исполнения  проигрываю  последние  такты  песни, чтобы  ребёнок  вновь  почувствовал                                          -  3  -                                                        заданную  тональность.                                                                                        ЗАДАНИЯ: - петь  самостоятельно, находя  то  высокие  интонации / поёт  маленькая  кукушка, мяукает  котёнок  и  т.д./,  то  более  низкие / поёт  большая  кукушка,  мяукает  кошка  и  т.д./.                                                                                        -петь  свои  имена  на  2 – 3  звуках, передавая  разнообразные  интонации;                        -импровизировать  мотив  из 2 – 3  звуков  на  слоги  «ля – ля»,  другой  ребёнок  придумывает  свой  мотив / дети  соревнуются, кто  больше  придумает  попевок/;                        -«Пароход  гудит» муз. Т.Ломовой,  сл.А. Гангова.  Подражать  ритмическому  звучанию  гудка  парохода  на  гласную  «у – у»;                                                        -«Играй  сверчок» муз. Т.Ломовой, сл. Ю.Островского. Закончить  песню, придумать  свою  мелодию  на  слоги  «ля – ля», как  бы подражая  игре  на  скрипке.                 Позднее  задания  усложняются  и  приобретают  форму  «музыкальных  разговоров» - дети  импровизируют  ответ  на  мой  вопрос. При  объяснении  задания  детям  напоминаю, что  в  разговоре  людей  один  спрашивает,  а  другой  отвечает, например, «Куда  ты  идёшь»?   -  «Домой!». В  песне  тоже  можно  задать  музыкальный  вопрос  и  дать  музыкальный  ответ. После  этого  исполняю  песню  и  обращаю внимание, какой  был  муз.  ответ, и  на  то, что  каждый  раз  можно  петь  по – разному.  Затем  применяется  та  же  методика, что  и  в  предыдущих  занятиях: исполняю  вступление,  пою  мелодию  вопроса  без  фортепианного  сопровождения, ребёнок  импровизирует  ответ, и  далее   проигрываю  фортепианное  заключение. Так  же  в  начале  занятия  здороваюсь  с  детьми, пропевая: «Здравствуйте, дети!» Дети  отвечают: «Здравствуйте!» / Предлагаю  спеть  приветствие  громко  или  тихо,  радостно  или  грустно/.  Когда  дети  уже  знают  эти  приёмы, можно  просто  поинтересоваться: «А  как  бы  вы  хотели  поздороваться?», дети  соответственно  отвечают.                                        ЗАДАНИЯ: - «Зайка, зайка, где  бывал?» муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой.                                Импровизировать  мелодию  на  слова  «На  лужайке  танцевал».                                  -«Что  ты  хочешь, кошечка?» муз. Г.Зингера, сл. А.Шибицкой.                                Импровизировать  мелодию  на  слова  ответов  в 1,2,3,4, куплетах.                Затем  предлагаю  детям  сочинить  контрастные  по  характеру  мелодии  на  литературный  текст. Объясняю, что  музыка  может  выражать  различные  настроения. Исполняю  в  качестве  иллюстрации  сразу  2  песенки, одну  за  другой, например,  весёлую  песенку, грустную  песенку. Затем  предлагаю  по  их  желанию  и  выбору  сочинить  и  спеть  весёлую  песню  на  слова: «Солнце  ярко  светит, весело  на  свете!»  или  грустную  песню  на  слова: «Дождик  льёт , как  из  ведра, загрустила  детвора!»                Методика  сочинения  видоизменяется, т.к.  дети  должны  уже  самостоятельно  придумать  мелодию  на  заданный  текст  без  поддержки  ф –но. Вначале  привлекаю  внимание  детей  к  характеру  музыки  и  литературного  текста, которые  созданы  поэтами  и  композиторами  в  качестве  образцов  для  творческих  заданий. Затем  предлагаю  муз. загадку – узнать  только  по  фортепианному  сопровождению, в  какой  из  двух  пьес  можно  услышать, например,  грустный  рассказ  об  осени  и  радостный – о  весне. Таким  образом  дети  сами, по  характеру  музыки  различают, какие  музыкальные  произведения  подходят  к  тому  или  иному  литературному  тексту. После  этого  пою  и  играю  повторно  уже  обе  песни . Далее  дети  должны  сочинить  свои  интонации  на  тот  же  текст  и  передать  те  же  чувства.  Играю  лишь  вступление, как  бы  настраивая                                          -  4  -                                                                ребёнка, который  вслед  за  этим  импровизирует  свою  мелодию.  Затем  проигрываю  муз. заключение, этим  ребёнок  утверждается  в  настроении  образца  и  ладотональности. Вначале  дети   выбирают  для  сочинения  текст  для  двух  предложенных  им  песен. Позднее  -  из  трёх, сочиняя  колыбельную, плясовую  и  марш.        Для  этих  заданий  можно  использовать  короткие, образные  произведения, со  словами, удобными  для  вокализации.                                                                        ЗАДАНИЯ: - «Весёлая  песенка», «Грустная  песенка» муз. В.Агафонникова;                                - «Весной», «Осенью» муз. Г.Зингера;                                                                - «Колыбельная» муз. В.Агафонникова;                                                                - «Плясовая», «Марш» муз. Т.Ломовой.                                                Музыкальные  игры, пляски, хороводы, инсценировки  также  побуждают  детей  к  творческому  самовыражению.  На  муз. занятиях  даю  детям  творческие  задания  с  постепенным  усложнением.  Сначала  у  детей  формируются  способы  передачи  однотипных, однородных  характерных  движений  отдельных  персонажей.                        ЗАДАНИЯ:  -«Маленький, беленький» муз. В.Агафонникова  /образ  легко                                          прыгающего  зайца/;                                                                - «Вся  мохнатенькая» муз. В.Агафонникова  /образ  легко  двигающейся  кошки/;                - «Не  ездок, а  со  шпорами»  муз. В.Агафонникова /образ  бойкого  петуха/.                Затем  у  детей  формируются  способы  передачи  действий  отдельных                  персонажей  в  определённом  развитии.                                                                ЗАДАНИЯ: - «Земелюшка – чернозём» р.н.песня, обр. Е.Тиличеевой – дети  рвут                                  цветы, плетут  венки  и  т.д. ;                                                                        - «На  горе –то  калина» р.н.песня, обр.Ю.Чичкова – дети  ломают                                  калину, плетут  венки  и т.д.;                                                                        «Ворон» р.н. прибаутка, обр. Е.Тиличеевой – ворон  играет  на  трубе,                         показывает  свои  красные  сапожки;                                                                «Белочка», «Кузнечик» муз. А. Буренина, «Ритмическая  мозаика»        Далее  у  детей  формируются  способы  выражения  отношений  между          персонажами  в  музыкальной  игре.                                                                ЗАДАНИЯ: - «Вышел  зайчик  погулять» муз. Е.Тиличеевой. -  Необходимо                                  передать  образ  беззаботного  зайчика, стремительного                                        появления  охотника, бегство  зайчика;                                                                - «Лётчики, следите  за  погодой!» муз. М.Раухвергера –                                         передать  коллективный  полёт  лётчиков, их  приземление…;                                        - «Девочка  и  кошка» муз. А.Буренина  «Ритмическая                                          мозаика».                                                                        И, наконец,  у  детей  формируются  способы  творческих  действий, направленных  на самостоятельное  построение   ими  композиции  игры, композиции  её  эпизодов, развитие   музыкально – игровых  образов. Творческие  задания  этой  серии  требуют  от  детей  коллективных  усилий, совместных  действий. Нужна  также  предварительная  договорённость: они  обсуждаются, распределяются  роли, думают  об  обстановке  игры  и  её  последовательности. Всё  это  дети  делают  самостоятельно.                                         Вначале  рассказываю  содержание  сказки, рассказа  и  исполняю  произведение, иллюстрирующее  их  отдельные  эпизоды. Иногда  некоторые  из  этих  эпизодов, /например, действия  какого – либо  персонажа/,  бывают  сложны  для  детей, тогда                                                  -  5  -                                                                необходимо  заранее  предложить  им  небольшие  творческие  задания, типа  этюдов, требующих  от  детей  выполнения  данных  характерных  движений, но  под  другую  музыку. У  ребёнка, таким  образом  уже  будет   опыт  в  выразительной  передаче  действий  именно  этого  персонажа. Можно  также   сразу  после   прослушивания  инсценировать  игру. Встретившись  с  затруднениями, обсудить, как можно  передать  музыкально – игровой  образ  того  или  иного  персонажа. Дети  предлагают  различные  варианты  исполнения  творческого  задания. Сочинение  детьми  композиции  игры  по  времени  проходит  различно: иногда  за  несколько  занятий  подряд  дети  творчески  воссоздают  образы  данной  игры  в  разных  вариантах. При  этом  следует  останавливать  внимание  детей  на  особенностях  отдельных  эпизодов,  на  возможных  вариантах  их  последовательности  и  на  тех  изменениях, которые  происходят  в  характере  исполнения движений  отдельных  персонажей.                                         ЗАДАНИЯ: - «На  мосточке» муз. А.Филиппенко. – Дети  распределяют  роли  и  намечают  план  действий: первый  эпизод – встреча  волка  и  детей; второй – борьба  козлика  и  волка; третий – общая  радость  детей  и  козлика.                                                - «Жили  у  бабуси» муз. укр.нар. песня,обр.Н.Метлова. распределение  ролей – бабуси, белого  и  серого  гуся, инсценировка  их  действий…                        Для  развития  детского  творчества  я  использую  также  пляски – импровизации. Развитие  способностей  детей  к  импровизации  происходит  и  в  таком  виде  деятельности  как  игра  на  детских  музыкальных  инструментах. Я  выделяю  3  момента  развития  импровизации  на  детских  музыкальных  инструментах.                        Первый  носит  ориентировочный  характер. Начиная  со  средней группы я  даю  детям  установку  на  другой  вид  деятельности: использовать  образец  не  для  точного  копирования, а  для  выполнения  творческого  задания. Например, приношу  в  группу  игрушку /петушка/,обыгрывая  его ,говорю: «посмотрите,  какой  красивый  петушок, а  как  он  замечательно  поёт!»,  пою  и  играю  на  металлофоне. Затем  предлагаю  детям  самим  поиграть. Как  правило, дети  с  большим  удовольствием  исполняют  мелодию. Постепенно  задания  усложняю. Например, один  ребёнок  задаёт  вопросы, другой  отвечает  исполнением  мелодии.         Второй  момент – побуждаю  действовать  самостоятельно.  Для  развития  творческой  деятельности  в  игре  на  инструментах  в  старшей  группе  я  использую  яркие  иллюстрации, игрушки, музыкально – дидактические  игры.  Например, дети  слушают  загадку  или  стихотворение, отгадывают, про  кого  она.  Затем  рассматривают  иллюстрацию  или  игрушку. Мальчикам  нравится  больше  мишка, они  импровизируют  марш, колыбельную, плясовую  для  мишки: один  играет  марш  на  барабане, другой  на  бубне, третий – на  металлофоне,  некоторые  маршируют  с  мишкой  в  руках. Затем  я  меняю  музыку  на  плясовую – мишка  «пляшет». Если  мишутка  устал, я  играю  «колыбельную», дети  подпевают  «баю – баю», укачивая  мишку. Другие  в это  время  играют  на  металлофоне. Девочки  же  чаще  любят  «Вальс» Е.Тиличеевой  и  чаще  всего  играют  его  на  металлофоне, напевая  на  слог  «ля», некоторые  при  этом  танцуют  с  куклами.                         Дети, особенно  мальчики,  любят  играть  на  ложках, бубнах, барабанах, изображая, как  скачет  лошадка.                                                                                Третий  этап – побуждаю  детей  к  самостоятельному  применению  достигнутых  творческих  умений.  Необходимо  вызвать  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  желание  импровизировать  на  детских  музыкальных  инструментах. Очень  действенным                                          -  6  -                                                        методом  в  развитии  творческих  способностей  детей  является  элементарное  музицирование.  Оно  предполагает  кмплексный , интегрированный  подход  к  построению  различных  занятий  с  детьми, даёт  возможность  экспериментировать, нетрадиционно  взаимодействовать  с  ребёнком.  Я  предлагаю  детям  следующие  творческие  задания: - озвучивание  стихотворений,  сказок;                                                -озвучивание  рассказов  о  явлениях природы, животных  и  птицах;                                 -сочинение  собственных  рассказов  и озвучивание  их;                                        - сочинение  рассказов  по  репродукциям  картин  с последующим  озвучиванием                  рассказа  /картины/;                                                                                -придумывание  и  озвучивание  загадок  о явлениях  природы, окружающего                          предметного  мира  и  т.д.                                                                Творчески  развиваться  ребёнок  может  только  в  атмосфере  доверия, доброжелательности  и  взаимного  уважения. Важно, чтобы  дети  не  теряли  интереса  к  занятиям  музыкальной   деятельности. Все  упражнения, которые  предлагаются  детям  для  овладения  определёнными знаниями, умениями  и  навыками  должны  носить  игровую  форму. Здесь  важно  чувство  меры, вариативность, чередование  воспроизводящих  и  творческих  действий  детей, слушание  музыки.                                Дошкольный  возраст – период, который  обуславливает  особую  лёгкость  обучения  всем  видам  художественной  деятельности.  Дети  проявляют  свои  творческие  способности  во  всех  видах  музыкальной  деятельности:  кто – то  лучше, кто-то  хуже – это  зависит  от  индивидуальных  особенностей  ребёнка, но моя  задача: помочь  ребёнку  раскрыться, не  нарушая  его  индивидуальности.                                          Организм  ребёнка  в  этот  период  отличается  лёгкой  податливостью  к  внушаемости  и  подражательности.  Ребёнок  играет  для  себя, а  не  для  зрителей, поэтому, перевоплощаясь, он  искренне  переживает  изображаемые  события.         Врождённые  артистические  задатки  детей, игру  которых  отличает  «вера  и  правда» , надо  развивать.                                                                                                          «Надо  развивать  творческое  начало  у  всех, чтобы  мир  не  оставался  таким, какой  он  есть, а  преображался. Преображался  к  лучшему».                                                                                                Джанни  Родари.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         «РОЛЬ  МУЗЫКИ  В  РАЗВИТИИ  _                                  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ                                                ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ                                                        Митрошина  Татьяна  Ивановна                                                                  МБДОУ №6 «Берёзка»        г. Карачев, 2016г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -  1  -                                                                                                                                                                                                                «Без  творчества  немыслимо  познание                                                  человеком        своих  сил, способностей, наклонностей»                                                                В.А.Сухомлинский.                                Творческие  способности – это  индивидуальные  особенности  качества  человека, которые  определяют  успешность  выполнения  им   творческой  деятельности  различного  рода. Способности – не  врождённые  качества, они  существуют  только  в  процессе  развития  и  не  могут  развиваться    вне  конкретной  деятельности.                        Говоря  о  формировании  способностей, необходимо  остановиться        на  вопросе  о  том, когда, с  какого  возраста  следует  развивать  творческие  способности  детей?  Психологи  называют  разные  сроки: от1,5  до 5  лет.  Также  существует  гипотеза, что  развивать  творческие  способности  необходимо  с  самого  раннего  возраста. Эта  гипотеза  находит  подтверждение  в физиологии.  Можно  с  уверенностью  сказать, что    каждый  ребёнок  рождается  с  врождёнными  творческими  способностями, но  они  находятся  в  скрытом  состоянии  и  для  того, чтобы  их  раскрыть, необходимо  создать  определённые  условия.                                                                                        Первым  шагом  к  успешному  развитию  творческих  способностей  является  раннее  физическое  развитие  ребёнка. Вторым  важным  условием  развития  творческих  способностей  ребёнка  является  создание  обстановки, опережающей  развитие  детей.                                                           Третье, очень  важное  условие  эффективного  развития  творческих  способностей, вытекает  из  самого  характера    творческого  процесса, который  требует  максимального  напряжения  сил. Четвёртое  условие  заключается  в  предоставлении  ребёнку  большой  свободы  в  выборе  деятельности, в  чередовании  дел, в  продолжительности  занятий  одним  каким – либо  делом,  в  выборе  способов  и  т.д.  Давно  известно, что  для  развития  творчества  необходима  комфортная  психологическая  обстановка  и  наличие  свободного  времени, поэтому  пятое  условие  успешного  развития  творческих  способностей – тёплая, дружелюбная  атмосфера  в  семье  и  в  детском  коллективе.                                                                                Главная  особенность  музыкально – творческих  способностей – их  развитие  на  основе  восприятия  художественного  образа  -  музыки. Образовательная         область «Художественно – эстетическое  развитие»  /основной  общеобразовательной   программы  дошкольного  образования  «От  рождения  до  школы»  под  редакцией  Н.Е.Веракса /  предполагает  формирование  творческих  способностей в пении, ритмике, игре  на  детских  музыкальных  инструментах, поэтому  я  включаю  творческие  задания  в  каждый  из  этих  разделов  при  разработке  перспективного  плана  и  подборе  репертуара.  Работу  по  формированию  творческих  способностей  я  осуществляю  на  музыкальных  занятиях, во  время  индивидуальной  работы  с  детьми, в  самостоятельной  деятельности.                                                                                                Наблюдая  за  детьми  во  время  музыкальных  занятий, развлечений, утренников, самостоятельной   деятельности  я  заметила, что  задания,  где  требуется  импровизация, творческое  применение  имеющихся  умений  и   навыков, вызывают  у  детей  затруднения.  Дети  стесняются, большинство  из  них  копируют  педагога  и  друг  друга. В  связи  с  этим  возникла  необходимость  построения  системы  работы, направленной  на  углубленное  развитие  творческих  способностей  детей.  В  основе  любой  системы                                                  -  2  -                                                                лежит  диагностика. Полученные   данные  помогают  правильно  спланировать  работу  по  формированию  творческих  способностей  детей, подобрать  репертуар, соответствующий  уровню  развития  группы.  Работу  по  развитию  творческих  способностей  осуществляю  в  соответствии  с  этапами  развития  детского  творчества:  от  заданий,  требующих  первоначальной  ориентировки  в  творческой  деятельности  /при  этом  даю  установку  на  создание  нового – измени, придумай, сочини/, к  заданиям, способствующим  усвоению  творческих  действий, поискам  решений, и, наконец, к  заданиям, рассчитанным  на  самостоятельные  действия  детей.                                        Большое  значение  для  развития  у  детей  самостоятельности, творческой  активности  имеет  правильная  организация  предметно – развивающей  среды  и  грамотное  руководство  деятельностью  детей.  Для  этого  в  уголках  групп  я  рекомендую  дидактические  игры, способствующие  этому, также  рекомендую  набор  музыкальных  инструментов, соответствующий  данному  возрасту. Для  развития  творческой  деятельности  использую  наглядные  пособия, атрибуты  и  оборудование.  Посильную  помощь  оказывают  родители, что  способствует  преемственности  в  работе и  достижения  хороших  результатов  музыкального  и  творческого  развития  детей.        В  своей работе  я  использую  приёмы, которые  способствуют развитию  детского  творчества.  Восприятие  предшествует  и  сопутствует  всем  музыкальным  видам  деятельности. Для  того, чтобы  детское  творчество  могло  успешно  развиваться, ребёнку нужно  накопить  музыкальные  впечатления. /Через  восприятие  музыки/. Если  дети  различают  смену  характера, могут  соотносить  музыкальные  образы  с  жизненными  явлениями, хорошо  ориентируются  в  средствах  музыкальной  выразительности, создающих  образ /акценты, регистр, динамика, темп, мелодические  интонации/,  могут  выделять  яркие  из  них,  они  используют  опыт  восприятия  музыки  в  творческих  импровизациях. Например,  дети  слушают  марш,  провожу  элементарный  анализ  музыки, после  чего  предлагаю  ребёнку  подвигаться  в  ритме  марша,  тут  же  предлагаю  детям  подобрать  инструменты, соответствующие  данной  музыке  и  сочинить  свой  марш,  исполнить  его  на  выбранном  музыкальном  инструменте        .                В  разделе « пение»  предлагаю  ребёнку  сочинить  свой  марш  на  слог  «тра – та – та». В  конце  занятия  предлагаю  детям  поиграть  в  игру «Горнист  и  четыре  отряда».  В  песенном  творчестве  дети  сначала импровизируют  простейшие  звукоподражания, интонации / «баю – бай», «ку – ку», «а –у!»/, связанные  с  различными  жизненными  образами, а  также  попевки  на  имена  детей. Это  лишь  первая  ориентировка  в  творчестве. Чтобы  стимулировать  детей  к  новой  для  них  деятельности, использую  специально  написанные  песни – образцы. В  них  поётся  о  каком – либо  жизненном  явлении  и  даётся  образец, как ,например  гудит  пароход, жужжит  пчела  и т.д. Исполняю  детям  песню и  предлагаю  придумать  в  соответствии  с  текстом  песни  свои  интонации  и  звукоподражания. При  этом  напоминаю, что  каждый  должен    придумать  их  по – своему. Например, в  песне – образце  «пароход  гудит»  гудок   парохода  выражен  определённой  интонацией, можно  придумать  гудок  с  другим  ритмическим  рисунком, с  другой  интонацией. После  объяснения  вторично играю  фортепианное  вступление, затем  пою  песню  без  фортепианного  сопровождения, и  предлагаю  ребёнку  закончить  песню  по – своему, импровизируя  гудок  парохода. После  детского  исполнения  проигрываю  последние  такты  песни, чтобы  ребёнок  вновь  почувствовал                                          -  3  -                                                        заданную  тональность.                                                                                        ЗАДАНИЯ: - петь  самостоятельно, находя  то  высокие  интонации / поёт  маленькая  кукушка, мяукает  котёнок  и  т.д./,  то  более  низкие / поёт  большая  кукушка,  мяукает  кошка  и  т.д./.                                                                                        -петь  свои  имена  на  2 – 3  звуках, передавая  разнообразные  интонации;                        -импровизировать  мотив  из 2 – 3  звуков  на  слоги  «ля – ля»,  другой  ребёнок  придумывает  свой  мотив / дети  соревнуются, кто  больше  придумает  попевок/;                        -«Пароход  гудит» муз. Т.Ломовой,  сл.А. Гангова.  Подражать  ритмическому  звучанию  гудка  парохода  на  гласную  «у – у»;                                                        -«Играй  сверчок» муз. Т.Ломовой, сл. Ю.Островского. Закончить  песню, придумать  свою  мелодию  на  слоги  «ля – ля», как  бы подражая  игре  на  скрипке.                 Позднее  задания  усложняются  и  приобретают  форму  «музыкальных  разговоров» - дети  импровизируют  ответ  на  мой  вопрос. При  объяснении  задания  детям  напоминаю, что  в  разговоре  людей  один  спрашивает,  а  другой  отвечает, например, «Куда  ты  идёшь»?   -  «Домой!». В  песне  тоже  можно  задать  музыкальный  вопрос  и  дать  музыкальный  ответ. После  этого  исполняю  песню  и  обращаю внимание, какой  был  муз.  ответ, и  на  то, что  каждый  раз  можно  петь  по – разному.  Затем  применяется  та  же  методика, что  и  в  предыдущих  занятиях: исполняю  вступление,  пою  мелодию  вопроса  без  фортепианного  сопровождения, ребёнок  импровизирует  ответ, и  далее   проигрываю  фортепианное  заключение. Так  же  в  начале  занятия  здороваюсь  с  детьми, пропевая: «Здравствуйте, дети!» Дети  отвечают: «Здравствуйте!» / Предлагаю  спеть  приветствие  громко  или  тихо,  радостно  или  грустно/.  Когда  дети  уже  знают  эти  приёмы, можно  просто  поинтересоваться: «А  как  бы  вы  хотели  поздороваться?», дети  соответственно  отвечают.                                        ЗАДАНИЯ: - «Зайка, зайка, где  бывал?» муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой.                                Импровизировать  мелодию  на  слова  «На  лужайке  танцевал».                                  -«Что  ты  хочешь, кошечка?» муз. Г.Зингера, сл. А.Шибицкой.                                Импровизировать  мелодию  на  слова  ответов  в 1,2,3,4, куплетах.                Затем  предлагаю  детям  сочинить  контрастные  по  характеру  мелодии  на  литературный  текст. Объясняю, что  музыка  может  выражать  различные  настроения. Исполняю  в  качестве  иллюстрации  сразу  2  песенки, одну  за  другой, например,  весёлую  песенку, грустную  песенку. Затем  предлагаю  по  их  желанию  и  выбору  сочинить  и  спеть  весёлую  песню  на  слова: «Солнце  ярко  светит, весело  на  свете!»  или  грустную  песню  на  слова: «Дождик  льёт , как  из  ведра, загрустила  детвора!»                Методика  сочинения  видоизменяется, т.к.  дети  должны  уже  самостоятельно  придумать  мелодию  на  заданный  текст  без  поддержки  ф –но. Вначале  привлекаю  внимание  детей  к  характеру  музыки  и  литературного  текста, которые  созданы  поэтами  и  композиторами  в  качестве  образцов  для  творческих  заданий. Затем  предлагаю  муз. загадку – узнать  только  по  фортепианному  сопровождению, в  какой  из  двух  пьес  можно  услышать, например,  грустный  рассказ  об  осени  и  радостный – о  весне. Таким  образом  дети  сами, по  характеру  музыки  различают, какие  музыкальные  произведения  подходят  к  тому  или  иному  литературному  тексту. После  этого  пою  и  играю  повторно  уже  обе  песни . Далее  дети  должны  сочинить  свои  интонации  на  тот  же  текст  и  передать  те  же  чувства.  Играю  лишь  вступление, как  бы  настраивая                                          -  4  -                                                                ребёнка, который  вслед  за  этим  импровизирует  свою  мелодию.  Затем  проигрываю  муз. заключение, этим  ребёнок  утверждается  в  настроении  образца  и  ладотональности. Вначале  дети   выбирают  для  сочинения  текст  для  двух  предложенных  им  песен. Позднее  -  из  трёх, сочиняя  колыбельную, плясовую  и  марш.        Для  этих  заданий  можно  использовать  короткие, образные  произведения, со  словами, удобными  для  вокализации.                                                                        ЗАДАНИЯ: - «Весёлая  песенка», «Грустная  песенка» муз. В.Агафонникова;                                - «Весной», «Осенью» муз. Г.Зингера;                                                                - «Колыбельная» муз. В.Агафонникова;                                                                - «Плясовая», «Марш» муз. Т.Ломовой.                                                Музыкальные  игры, пляски, хороводы, инсценировки  также  побуждают  детей  к  творческому  самовыражению.  На  муз. занятиях  даю  детям  творческие  задания  с  постепенным  усложнением.  Сначала  у  детей  формируются  способы  передачи  однотипных, однородных  характерных  движений  отдельных  персонажей.                        ЗАДАНИЯ:  -«Маленький, беленький» муз. В.Агафонникова  /образ  легко                                          прыгающего  зайца/;                                                                - «Вся  мохнатенькая» муз. В.Агафонникова  /образ  легко  двигающейся  кошки/;                - «Не  ездок, а  со  шпорами»  муз. В.Агафонникова /образ  бойкого  петуха/.                Затем  у  детей  формируются  способы  передачи  действий  отдельных                  персонажей  в  определённом  развитии.                                                                ЗАДАНИЯ: - «Земелюшка – чернозём» р.н.песня, обр. Е.Тиличеевой – дети  рвут                                  цветы, плетут  венки  и  т.д. ;                                                                        - «На  горе –то  калина» р.н.песня, обр.Ю.Чичкова – дети  ломают                                  калину, плетут  венки  и т.д.;                                                                        «Ворон» р.н. прибаутка, обр. Е.Тиличеевой – ворон  играет  на  трубе,                         показывает  свои  красные  сапожки;                                                                «Белочка», «Кузнечик» муз. А. Буренина, «Ритмическая  мозаика»        Далее  у  детей  формируются  способы  выражения  отношений  между          персонажами  в  музыкальной  игре.                                                                ЗАДАНИЯ: - «Вышел  зайчик  погулять» муз. Е.Тиличеевой. -  Необходимо                                  передать  образ  беззаботного  зайчика, стремительного                                        появления  охотника, бегство  зайчика;                                                                - «Лётчики, следите  за  погодой!» муз. М.Раухвергера –                                         передать  коллективный  полёт  лётчиков, их  приземление…;                                        - «Девочка  и  кошка» муз. А.Буренина  «Ритмическая                                          мозаика».                                                                        И, наконец,  у  детей  формируются  способы  творческих  действий, направленных  на самостоятельное  построение   ими  композиции  игры, композиции  её  эпизодов, развитие   музыкально – игровых  образов. Творческие  задания  этой  серии  требуют  от  детей  коллективных  усилий, совместных  действий. Нужна  также  предварительная  договорённость: они  обсуждаются, распределяются  роли, думают  об  обстановке  игры  и  её  последовательности. Всё  это  дети  делают  самостоятельно.                                         Вначале  рассказываю  содержание  сказки, рассказа  и  исполняю  произведение, иллюстрирующее  их  отдельные  эпизоды. Иногда  некоторые  из  этих  эпизодов, /например, действия  какого – либо  персонажа/,  бывают  сложны  для  детей, тогда                                                  -  5  -                                                                необходимо  заранее  предложить  им  небольшие  творческие  задания, типа  этюдов, требующих  от  детей  выполнения  данных  характерных  движений, но  под  другую  музыку. У  ребёнка, таким  образом  уже  будет   опыт  в  выразительной  передаче  действий  именно  этого  персонажа. Можно  также   сразу  после   прослушивания  инсценировать  игру. Встретившись  с  затруднениями, обсудить, как можно  передать  музыкально – игровой  образ  того  или  иного  персонажа. Дети  предлагают  различные  варианты  исполнения  творческого  задания. Сочинение  детьми  композиции  игры  по  времени  проходит  различно: иногда  за  несколько  занятий  подряд  дети  творчески  воссоздают  образы  данной  игры  в  разных  вариантах. При  этом  следует  останавливать  внимание  детей  на  особенностях  отдельных  эпизодов,  на  возможных  вариантах  их  последовательности  и  на  тех  изменениях, которые  происходят  в  характере  исполнения движений  отдельных  персонажей.                                         ЗАДАНИЯ: - «На  мосточке» муз. А.Филиппенко. – Дети  распределяют  роли  и  намечают  план  действий: первый  эпизод – встреча  волка  и  детей; второй – борьба  козлика  и  волка; третий – общая  радость  детей  и  козлика.                                                - «Жили  у  бабуси» муз. укр.нар. песня,обр.Н.Метлова. распределение  ролей – бабуси, белого  и  серого  гуся, инсценировка  их  действий…                        Для  развития  детского  творчества  я  использую  также  пляски – импровизации. Развитие  способностей  детей  к  импровизации  происходит  и  в  таком  виде  деятельности  как  игра  на  детских  музыкальных  инструментах. Я  выделяю  3  момента  развития  импровизации  на  детских  музыкальных  инструментах.                        Первый  носит  ориентировочный  характер. Начиная  со  средней группы я  даю  детям  установку  на  другой  вид  деятельности: использовать  образец  не  для  точного  копирования, а  для  выполнения  творческого  задания. Например, приношу  в  группу  игрушку /петушка/,обыгрывая  его ,говорю: «посмотрите,  какой  красивый  петушок, а  как  он  замечательно  поёт!»,  пою  и  играю  на  металлофоне. Затем  предлагаю  детям  самим  поиграть. Как  правило, дети  с  большим  удовольствием  исполняют  мелодию. Постепенно  задания  усложняю. Например, один  ребёнок  задаёт  вопросы, другой  отвечает  исполнением  мелодии.         Второй  момент – побуждаю  действовать  самостоятельно.  Для  развития  творческой  деятельности  в  игре  на  инструментах  в  старшей  группе  я  использую  яркие  иллюстрации, игрушки, музыкально – дидактические  игры.  Например, дети  слушают  загадку  или  стихотворение, отгадывают, про  кого  она.  Затем  рассматривают  иллюстрацию  или  игрушку. Мальчикам  нравится  больше  мишка, они  импровизируют  марш, колыбельную, плясовую  для  мишки: один  играет  марш  на  барабане, другой  на  бубне, третий – на  металлофоне,  некоторые  маршируют  с  мишкой  в  руках. Затем  я  меняю  музыку  на  плясовую – мишка  «пляшет». Если  мишутка  устал, я  играю  «колыбельную», дети  подпевают  «баю – баю», укачивая  мишку. Другие  в это  время  играют  на  металлофоне. Девочки  же  чаще  любят  «Вальс» Е.Тиличеевой  и  чаще  всего  играют  его  на  металлофоне, напевая  на  слог  «ля», некоторые  при  этом  танцуют  с  куклами.                         Дети, особенно  мальчики,  любят  играть  на  ложках, бубнах, барабанах, изображая, как  скачет  лошадка.                                                                                Третий  этап – побуждаю  детей  к  самостоятельному  применению  достигнутых  творческих  умений.  Необходимо  вызвать  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  желание  импровизировать  на  детских  музыкальных  инструментах. Очень  действенным                                          -  6  -                                                        методом  в  развитии  творческих  способностей  детей  является  элементарное  музицирование.  Оно  предполагает  кмплексный , интегрированный  подход  к  построению  различных  занятий  с  детьми, даёт  возможность  экспериментировать, нетрадиционно  взаимодействовать  с  ребёнком.  Я  предлагаю  детям  следующие  творческие  задания: - озвучивание  стихотворений,  сказок;                                                -озвучивание  рассказов  о  явлениях природы, животных  и  птицах;                                 -сочинение  собственных  рассказов  и озвучивание  их;                                        - сочинение  рассказов  по  репродукциям  картин  с последующим  озвучиванием                  рассказа  /картины/;                                                                                -придумывание  и  озвучивание  загадок  о явлениях  природы, окружающего                          предметного  мира  и  т.д.                                                                Творчески  развиваться  ребёнок  может  только  в  атмосфере  доверия, доброжелательности  и  взаимного  уважения. Важно, чтобы  дети  не  теряли  интереса  к  занятиям  музыкальной   деятельности. Все  упражнения, которые  предлагаются  детям  для  овладения  определёнными знаниями, умениями  и  навыками  должны  носить  игровую  форму. Здесь  важно  чувство  меры, вариативность, чередование  воспроизводящих  и  творческих  действий  детей, слушание  музыки.                                Дошкольный  возраст – период, который  обуславливает  особую  лёгкость  обучения  всем  видам  художественной  деятельности.  Дети  проявляют  свои  творческие  способности  во  всех  видах  музыкальной  деятельности:  кто – то  лучше, кто-то  хуже – это  зависит  от  индивидуальных  особенностей  ребёнка, но моя  задача: помочь  ребёнку  раскрыться, не  нарушая  его  индивидуальности.                                          Организм  ребёнка  в  этот  период  отличается  лёгкой  податливостью  к  внушаемости  и  подражательности.  Ребёнок  играет  для  себя, а  не  для  зрителей, поэтому, перевоплощаясь, он  искренне  переживает  изображаемые  события.         Врождённые  артистические  задатки  детей, игру  которых  отличает  «вера  и  правда» , надо  развивать.                                                                                                          «Надо  развивать  творческое  начало  у  всех, чтобы  мир  не  оставался  таким, какой  он  есть, а  преображался. Преображался  к  лучшему».                                                                                                Джанни  Родари.