Рабочая программа воспитателя СДС
рабочая программа на тему

Проект Рабочей программы воспитателя структурного подразделения "Семейный детский сад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sds.docx133.89 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей Иванович\Pictures\gerb-big-white.jpg

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ   ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы

«ГИМНАЗИЯ №1565 «СВИБЛОВО»

(ГБОУ Гимназия №1565 «Свиблово»)

State Budget Educational Institution of the City of Moscow «Gymnasium №1565 «Sviblovo»

(SBEI Gymnasium № 1565 «Sviblovo»)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Седова, д.4 корп.1, г. Москва, 129323,

тел.8(495)656-60-81; 8(495)656-60-17

E-mail: 1565@edu.mos.ru     http://gym1565sv.mskobr.ru/

ОКПО – 78026555, ОГРН – 1057747734901, ИНН/КПП 7716530474/771601001

Sedova st., 4/1, Moscow, 129323 Russia,

Tel.:  +7(495)656-60-81; +7(495)656-60-17

E-mail: 1565@edu.mos.ru     http://gym1565sv.mskobr.ru/

«Согласовано»

Старший воспитатель

Структурного подразделения

«Дошкольное отделение 487»

Е. И. Васильева

________________

«Утверждено»

Директор

ГБОУ Гимназия № 1565

«Свиблово»

А.И. Грабовский

________________

(проект)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

совместной деятельности педагога с детьми
в структурном подразделении
«Семейный детский сад»
на 2015–2016 уч.г.

Срок реализации Программы – 1 год

Разработчик программы:

Методист

Лебедева Марина Викторовна

Москва, 2015

Содержание

Целевой раздел

Пояснительная записка        3

Планируемые результаты освоения Программы        15

Содержательный раздел

Учебный план в структурном подразделении «Семейный детский сад»        16

Комплексно-тематическое планирование
в структурном подразделении «Семейный детский сад»        19

Расписание непосредственно образовательной деятельности
в структурном подразделении «Семейный детский сад»        19

Ежедневный план воспитателя СДС        20

Планирование непосредственно образовательной деятельности
в структурном подразделении «Семейный детский сад»         21

Особенности традиционных событий, праздников
в структурном подразделении «Семейный детский сад»        21

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности в структурном подразделении
«Семейный детский сад»        22

Модель организации совместной деятельности воспитателя
с воспитанниками структурного подразделения «Семейный детский сад»        22

Часть, формируемая участниками образовательного процесса
в структурном подразделении «Семейный детский сад»        23

Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды
в структурном подразделении «Семейный детский сад»        24

Организация режима дня в структурном подразделении «Семейный детский сад»        25

Распределение процедур при закаливании детей
в структурном подразделении «Семейный детский сад»        25

Приложение


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей в структурном подразделении «Семейный детский сад» (далее Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в структурном подразделении «Семейный детский сад» ГБОУ Гимназия № 1565 «Свиблово» (Дошкольное отделение 487).

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ст.2, п.9; ст.48, п.1)
  • ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.2013 г., действует с 01.01.2014 г.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
  • Концепция непрерывного образования (дошкольная и начальная ступень).
  • Образовательная программа ГБОУ Гимназия № 1565 «Свиблово» (Дошкольное отделение 487).

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм; активная жизненная позиция; творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют
задачи:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра);
  • строится на принципе культуросообразности: учитываются национальные ценности и традиции в образовании.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Особенности организации образовательного процесса в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Развитие ребенка в условиях многодетной семьи, как правило, качественно изменяется. Ведь многодетная семья - это мини-социум со своими внутренними законами: ребенок в ней оказывается и в роли старшего, и в роли младшего, ему важно уметь налаживать контакты с каждым членом семьи, общаться с детьми как своего, так и противоположного пола, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. А вследствие решения бытовых проблем, с которыми сталкивается любая семья, где больше двух детей, формируются такие важные качества личности, как ответственность и самостоятельность.

Крайне важно уделять большое внимание воспитанию и индивидуальным особенностям каждого ребенка из многодетной семьи - это необходимо для его всестороннего развития. Учитывая, что в таких семьях дети разных возрастов постоянно взаимодействуют друг с другом - старшие дети с младшими, и наоборот, - нельзя забывать, что абсолютно каждый ребенок в силу своих возрастных особенностей нуждается в регулярном общении как со значимыми взрослыми, так и со сверстниками.

Поскольку основной этнический состав воспитанников составляют дети из русскоязычных семей, то обучение ведется на русском языке.

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности контингента детей структурного подразделения «Семейный детский сад»

Общее количество – 3  группы  общеразвивающей направленности, воспитываются  11 детей из многодетных семей.

Воспитатель СДС

Возраст детей

1–3 года

3–5 лет

5–7 лет

Фамилия И.О.

-

3

2

Фамилия И.О.

1

2

-

Фамилия И.О.

-

3

1

Ранний возраст (1–3 года)

Социальная ситуация развития. В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым изменяется. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка при этом еще очень ограничен. Итак, новая социальная ситуация развития – это ситуации совместной деятельности со взрослым человеком. Содержанием этой совместной деятельности становится усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – предмет – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.

Данная социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (задачу развития). В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять действие самостоятельно. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в конце младенческого возраста, а в период раннего возраста становится ведущим.

Ведущий тип деятельности. Определяющей в данном возрасте становится предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

В связи с изменением социальной ситуации развития у детей раннего возраста развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними. У ребенка этого возраста развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты со взрослыми, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни: адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей. Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические (изменяющиеся) свойства, пространственные отношения, разделение целого на части и составление целого из частей. Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.

К концу первого – началу второго года жизни у ребенка на основании повседневной практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении, но он еще не вполне владеет способами действий с ними. Далее постепенно ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослого.

Важно помнить, что все основные новообразования этого возраста связаны с развитием орудийно-предметной деятельности. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы: восприятие, память, мышление, речь. Также в этой деятельности зарождается новый тип деятельности, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте – это сюжетно-отобразительная игра.

Психофизическое развитие. Происходит быстрое увеличение роста и веса. Развиваются двигательные навыки ребенка. Ребенок самостоятельно ходит, поднимается и спускается по лестнице, недолго стоит и балансирует на одной ноге. Развиваются умения действовать с предметами. Ребенок пинает ногой большой мяч, легко наклоняется и поднимает предмет, овладевает умением крутить педали трехколесного велосипеда.

Развивается мелкая моторика. Ребенок самостоятельно держит ложку, надевает шапку и обувь, чертит мелками на листе бумаги, выводит каракули, росчерки.

В 2 года ребенок открывает самостоятельно дверь, поворачивает ручку, берет предметы двумя руками, нанизывает бусины, по одной переворачивает страницы книги.

Социальное развитие. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно выступает здесь как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным, оно должно стать опосредованным словом, продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. В процессе предметной деятельности ребенок начинает осваивать названия предметов, просьбы и т.п.

У детей раннего возраста детское общество еще только начинает формироваться. Большую часть свободного времени они проводят в одиночных играх. Детские игровые объединения - диады (по двое), возникающие по их инициативе, неустойчивы.

На третьем году жизни дети активно подражают друг другу, стремятся продемонстрировать себя и в то же время начинают чувствовать отношение к себе; появляются первые речевые диалоги. В условиях многодетной семьи тенденция к подражанию и самовыражению у детей данного возраста может складываться более интенсивно, а также иметь развивающий характер. В такой семье образцы действий с предметами и орудиями передаются ребенку не только взрослыми родителями, но и старшими детьми, которым ребенку проще подражать.

Также в это время ребенок по внешним признакам (одежде, прическе, имени) начинает различать свою половую принадлежность: «Я – мальчик!», «Я – девочка!».

Познавательное развитие. Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.

Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и др. познавательные процессы. Наиболее интенсивно в практической деятельности ребенка раннего возраста развивается восприятие, которое также тесно связано со словом. Ребенок усваивает слова - названия для обозначения величины, цвета, формы и функций, а использование слов-названий помогает развитию и углублению восприятия различных качеств предметов.

Под влиянием развития восприятия происходит формирование и такого психического процесса, как память. В этом возрасте память носит непроизвольный характер, хотя в этот же период появляются воспоминания, и более того – временной период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается». Память еще не действует как отдельный процесс.

В практической деятельности у ребенка развивается также и мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей. Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей.

В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы-заместители, иллюстрации в книгах, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово. Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно-действенного мышления зарождается наглядно-образное, которое в дошкольном возрасте становится преобладающим.

Основные характеристики личности: эмоциональность, инициативность, самостоятельность и компетентность.

Социальная компетентность: к 3 годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности - он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживании контактов с другими людьми использует речевые и неречевые способы общения.

Эмоциональность: ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослым, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.

Инициативность: проявляется во всех сферах жизнедеятельности – в общении, в практической предметной деятельности, в самодеятельных сюжетно-отобразительных играх. Все это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).

Самостоятельность: фундаментальная характеристика ребенка 3-х лет («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые, включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать и т.п.).

Стремитесь всячески поддерживать эту активность, создавая соответствующие безопасные условия. Самооценка ребенка в этом возрасте ярко эмоционально окрашена, связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение.

В конце второго года жизни дети уже начинают давать общую положительную оценку; «хороший», «большой» и т.п. Двух-трехлетние дети гордятся целым рядом достоинств (сила, умение бегать и т.д.), причисляя к ним также красивую одежду, новые игрушки и т.п. В этом возрасте появляются новые переживания: неуверенность, удовольствие от самостоятельных действий. Важно учитывать, что любое неодобрение со стороны взрослых ребенком всегда болезненно переживается.

Младший дошкольный возраст (3–5 лет)

Социальная ситуация развития. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Малыш пытается войти в мир социальных отношений, существующих в мире взрослых.

Противоречие (задача развития) этой социальной ситуации развития заключается в том, что ребенок является членом общества, основная его потребность – включиться в систему общественных отношений взрослых людей («стать взрослым», «быть таким же, как взрослый»), но осуществить это в современных исторических условиях невозможно в силу того, что ребенок еще мал и несамостоятелен. Поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать отношения окружающих людей (взрослого мира) и включиться в них - сюжетно-ролевая игра.

Ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Предметом этой деятельности является взрослый человек, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Игра, как специфическая детская деятельность, неоднородна. Выделяются две формы организации игры:

- игры, возникающие по инициативе ребенка (самодеятельные игры);

- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью (обучающие, сюжетно-дидактические, подвижные и др.).

Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления, связанного с жизненным опытом ребенка - с его реальными переживаниями и впечатлениями. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Использование в игре предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой форме. Эта особенность игры определяет ее важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Также важным компонентом игры являются правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Это не просто удовлетворение желаний, это линия формирования произвольного поведения, которая продолжается в школьном возрасте.

Но игра ведущая, но не единственная деятельность данного психологического возраста. Большое значение в психическом развитии детей имеют различные виды изобразительной деятельности (аппликация, рисование, лепка и т.п.), элементарный труд, учение и конструирование.

Изобразительная деятельность позволяет ребенку осмыслить интересующие его сюжеты и выразить свое эмоциональное отношение к окружающему. В рисунке также можно сразу выделить, что для ребенка является важным.

В данном возрасте рекомендуется включать ребенка в различные формы элементарного труда (уход за растениями, уборка помещения, мытье посуды), так как в процессе этой деятельности между ребенком и взрослым, между детьми устанавливаются отношения взаимопомощи, координации действий, распределение обязанностей. Ребенок начинает осознавать, как его действия влияют на другого человека, и стремится к достижению заданного результата. Все это составляет основу кооперации, необходимой для будущей трудовой и коллективной деятельности.

Психофизическое развитие. Развиваются двигательные навыки ребенка. При ходьбе и беге ребенок лучше удерживает равновесие, ставит ноги ближе, чем раньше, передвигается более плавно и ровно. На пятом году жизни дети могут менять ритм бега, передвигаться скачками, прыгают. Демонстрируют большую силу, выносливость и координацию движений.

Развитие мелкой моторики позволяет детям рисовать разводы, каракули, простые формы карандашом и красками. Совершенствуется умение делать постройки из кубиков.

Социальное развитие. Дети в данном психологическом возрасте по-прежнему нуждаются в любви, внимании взрослого и общении с ним. У малыша развивается способность чувствовать эмоциональное состояние взрослого.

Обратите внимание, что в младшем дошкольном возрасте возникает новая форма общения ребенка со взрослым – внеситуативно-познавательное общение, в процессе которого ребенок ориентируется на мир людей, которые могут ответить на многочисленные вопросы, начинающиеся со слов «Почему? и «Зачем?». Формируется общение на познавательные темы, которое сначала вплетено в совместную с взрослым познавательную деятельность, затем к концу пятого года жизни приобретает вид «теоретического» обобщения на познавательные темы, не связанные с конкретной ситуацией. Развитие этой формы общения связано с развитием игры.

Необходимо помнить – неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними. Она проявляется по-разному: одни замыкаются в себе, становятся тревожными, другие – проявляют негативизм и агрессию. Затрудняется общение детей в коллективе сверстников.

На пятом году жизни ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников, развиваются коммуникативные навыки: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог успешно их продолжать.

Возраст от трех до пяти лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности, и, в свою очередь, создает предпосылки для их дальнейшего развития.

В связи с развитием игровой деятельности, переходом от предметно-манипулятивных и индивидуальных сюжетно-отобразительных игр к совместной сюжетно-ролевой игре возникают новые потребности общения. Появляются новые типы высказываний: комментирующие собственные игровые действия, корректирующие поведение партнера по игре, планирующие ближайшие действия и распределение ролей.

Дети используют такие средства коммуникации, как улыбка, смех, позы, выразительные движения, контакт глаз. Речевые действия при этом, как правило, не скоординированы. Дети говорят вслух в присутствии друг друга и часто не обращают внимания на высказывания соседа. Развитие диалога со сверстниками выражается в согласовании практических действий, в адекватном ответе действием на речь партнера и затем в согласовании высказываний. Рекомендуется уделять особое внимание развитию общения между детьми в процессе игры и внимательно относиться к высказываниям друг друга.

Познавательное развитие. В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В этот период формируются также качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности, учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и т.п.

Зрительное восприятие в данном возрасте становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Рассматривая новые предметы, ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию – сгибает, растягивает, нюхает, встряхивает предметы и т.п., но чаще всего еще не может назвать их, обозначить словом. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (системы цветов спектра, геометрических фигур и др.).

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка младшего дошкольного возраста приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым и выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними способствуют осмысленному восприятию. Поэтому рекомендуется вместе с ребенком проговаривать и акцентировать внимание на различных свойствах и качествах предметов.

Более интенсивно в этом возрасте развивается память. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств.

Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок – реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентричен: еще не умеет видеть ситуацию с точки зрения другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ребенка уже интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана, они легко теряют основную цель.

У ребенка также начинают формироваться представления о пространстве, времени и числе. В силу особенностей его мышления, о которых говорилось выше, эти представления своеобразны и зачастую отличны от представлений более старших детей.

Основные характеристики личности. В младшем дошкольном возрасте (к пяти годам) складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них.

Интеллектуальная компетентность характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни, профессиональной деятельностью взрослых и т.п. Ребенок овладевает способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.

Эмоциональность: отличается многообразием способов выражения своих чувств. Ребенок способен проявить сочувствие и сопереживание, лежащие в основе нравственных поступков.

Произвольность: проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца.

Креативность: наиболее ярко проявляется в специфических видах деятельности: игре, рисовании, лепке, конструировании и т.п. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое видение в рисунках, поделках и т.д. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, словами, звуками, в результате которого возникает оригинальный продукт.

Инициативность: проявляется в выборе тематики игр, в вопросах и предложениях, с которыми он обращается к другим людям; организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

Самостоятельность: проявляется в элементарном самообслуживании, выполнении отдельных поручений, организации предметной среды для самодеятельных игр, использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности.

Свобода поведения: выражается у пятилетнего ребенка в стремлении совершать независимые поступки; выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров, защищать свою позицию, Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым и эмоционально раскрепощенным.

Самооценка: как правило, у детей данного психологического возраста - завышенная. Такая оценка своей личности для маленького ребенка естественна, закономерна и является своеобразным механизмом «личностной защиты» в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества или сравнивает его поведение, деятельность с неким идеалом. С возрастом развивается адекватная самооценка ребенком своих высказываний, поступков, собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности. К пяти годам ребенок уже может оценить поступок, который он совершил, учитывая его последствия для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя.

Старший дошкольный возраст (5–7 лет)

Социальная ситуация развития. При переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту социальная ситуация развития в основном остается неизменной. В рамках сложившихся отношений со взрослыми и сверстниками развивается новая форма общения со взрослыми – внеситуативно-личностное общение.

Ведущий тип деятельности. Игра старших дошкольников вступает в пору расцвета. В сюжетно-ролевой самодеятельной игре усложняются сюжеты, она приобретает все более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами. Характерная черта ребенка данного возраста – стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что способствует творческому развитию личности.

В старшем дошкольном возрасте наряду с совместными сюжетно-ролевыми играми развиваются индивидуальные, а иногда и совместные режиссерские игры с игрушками. Дети создают все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки.

Также в этот возрастной период дети осваивают игры с правилами. К ним относятся разные по содержанию и педагогической направленности дидактические, досуговые и народные игры. Эти игры очень важны для развития произвольности, памяти, внимания, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоения различных знаний. Они всегда включают несколько участников, способствуя таким образом развитию умения действовать с партнерами. В этом возрасте ребенок уже легко запоминает правила и действует в их рамках; контролирует свои и чужие действия, усваивает способы регуляции совместной деятельности, учится адекватно переживать удачу и неуспех. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка.

Психофизическое развитие. У ребенка наблюдается плавное и устойчивое увеличение веса и роста. Растет физическая сила. Совершенствуются двигательные способности, улучшается координация движений. Ребенок способен связывать отдельные моторные навыки в единое и сложное действие. Дети могут ездить на велосипеде, прыгать через скакалку, танцевать, плавать. Повышается вариативность выполнения основных движений.

Развитие мелкой моторики позволяет ребенку совершать такие действия, как застегивание пуговиц и молний, шнурков. Дети пользуются различными предметами личной гигиены, посудой и другими предметами домашнего обихода. На 7-м году жизни самостоятельно вырезают ножницами по собственному замыслу, рисуют сложные изображения, лепят из глины и других материалов.

Социальное развитие. К концу дошкольного возраста постепенно складывается новая, высшая для дошкольного возраста форма общения со взрослым. Ведущими мотивами общения становятся личностные. Взрослый выступает для ребенка и как конкретный индивид, и как член общества. При этом ребенок стремится не только к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но к сопереживанию и взаимопониманию. Ребенок стремится достичь общности взглядов и интересов, оценок явлений, событий.

На рубеже пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками, сравнении себя с другими, подражании. Становится достаточно устойчивым стремление участвовать в каком-либо деле (игре, продуктивной деятельности) из интереса к самой деятельности и к сверстникам-партнерам.

В общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т.е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность. С возрастом общение все больше приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстником. К семи годам ребенок уже выделяет личностные особенности сверстника.

У старших дошкольников наблюдается более высокий уровень коммуникативных умений и более гибкое их использование. Изменения в сфере общения влекут за собой основные достижения в речевом развитии старших дошкольников. Речь, обращенная к товарищу по играм, становится более контекстной, чем в разговоре со взрослыми. Диалог с партнером приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, а также для координирования своих действий и действий товарищей по игре.

Важной характеристикой речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста является зарождение и формирование в недрах диалогического общения новой формы речи - монолога. Она возникает вследствие желания ребенка поделиться своими чувствами, мыслями, знаниями об окружающем. Речь при этом приобретает форму короткого рассказа.

Также важно отметить, что к концу дошкольного возраста формируется осознание своего социального «Я» и на этой основе появляются внутренние позиции - понимание ребенком разного характера отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.

Познавательное развитие. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплекс, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти и воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, цвета, формы и пространственных отношений. Таким образом, процесс восприятия ребенка интеллектуализируется.

Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного.

Перестраивается воображение: из воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок к этому возрасту способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия; формируется внутренняя речь.

Ориентировка в данном возрастном периоде представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается очень интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Также важно отметить, что экспериментирование может осуществляться детьми уже и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности.

Моделирование развивает способность детей к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические и временные отношения. Наряду с наглядно-образным появляется и словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

Основные характеристики личности. К концу старшего дошкольного возраста основные характеристики личности становятся более содержательными: повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения.

Социальная компетентность. В этом возрасте социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых средств. Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию.

Эмоциональность. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков.

Произвольность. В данном возрасте ребенок способен уже к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным в обществе нормам, данному слову, обещанию; проявляет настойчивость, терпение и умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложение, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения - один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Креативность. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи.

Инициативность. Проявляется во всех видах деятельности ребенка. Он может выбирать занятия по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Детская инициативность, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном отношении взрослых, которые должны поддерживать и развивать чту ценную черту личности.

Самостоятельность. Проявляется в способности ребенка без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни. В продуктивных видах деятельности ребенок сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

Свобода поведения. Основана на компетентности старшего дошкольника и воспитанности. Свободный ребенок отличается раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Вместе с тем он осторожен и предусмотрителен.

Самооценка. Ребенок в данном возрасте достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях. В то же время для него характерна завышенная общая самооценка, которая влияет на его положительное отношение к себе.

В связи с переходом ребенка в конце данного психологического возраста на новый этап жизни – школьное обучение – следует обратить особое внимание на проблему психологической готовности ребенка к школе. Важно учитывать, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. К этим необходимым качествам личности ребенка относится не только достаточный уровень развития произвольности (о котором говорилось выше), но и овладение общественно выработанными способами познания предметов. Ведь переход к системе школьного обучения – это переход к усвоению научных понятий и ребенок должен быть готов к этому. Ему необходимо научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете какие-то его отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки.

Еще одним значимым показателем психологической готовности ребенка к школе является преодоление эгоцентрических установок, когда у ребенка формируется способность встать на точку зрения другого человека. Также очень важно формировать у старшего дошкольника мотивационную готовность к школе. Ребенок должен стремиться и искренне желать стать школьником.

Педагогическая диагностика

Согласно п.3.2.3 ФГОС ДО, при реализации Программы в структурном подразделении «Семейный детский сад» проводится оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга), которая заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксируются («реперные точки») в середине (декабрь) и конце учебного года (май) в словесной форме (опосредованной) форме: не сформирован, находится в стадии становления, сформирован.

Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволяет выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Данные мониторинга отражают динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга (особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании) окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

Результаты оценки используются руководителем ДОО для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования.

Планируемые результаты освоения Программы

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебный план в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Образовательный процесс в структурном подразделении «Семейный детский сад» предусматривает решение программных образовательных задач в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса
в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Совместная деятельность взрослого и детей
с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Мероприятия групповые, общесадовские

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в ходе режимных моментов

  • Игры дидактические, сюжетно-ролевые, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, передач
  • Чтение и обсуждение художественных произведений, детских иллюстрированных энциклопедий.
  • Создание ситуаций педагогического и морального выбора, беседы социально-нравственного содержания
  • Наблюдение за трудом взрослых, за природой, на прогулке, сезонные наблюдения
  • Проектная  деятельность,     познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.
  • Продуктивная  деятельность (рисование, лепка,  аппликация, ручной труд)
  • Викторины, конкурсы
  • Инсценировка и театрализация отрывков из сказок, разучивание стихотворений
  • Слушание и обсуждение
  • Подыгрывание на музыкальных инструментах
  • Пение, танцы
  • Физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, учебно-тренирующие, физкультминутки.
  • Комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры
  • Ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, формирование навыков безопасного поведения
  • Создание речевой развивающей среды, ситуативные разговоры с детьми, поощрение речевой активности, свободные диалоги в играх, наблюдениях
  • Использование музыки в повседневной жизни детей
  • Самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия
  • Все  виды   самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками
  • Сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность в уголке книг, в театрализованном уголке, развивающие настольно-печатные книги, дидактические игры
  • Предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, музицировать, играть на детских музыкальных инструментах

  • Туристические прогулки, экскурсии
  • Соревнования
  • Дни здоровья
  • Тематические досуги
  • Праздники
  • театрализованные представления
  • Смотры и конкурсы
  • Спортивные праздники
  • Проектная деятельность
  • Физкультурные досуги

Характер взаимодействия детей со взрослыми: уважение к личности ребенка, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, признание его полноценным участником образовательных отношений, поддержка положительной самооценки ребенка, уверенность в собственных возможностях и способностях

Характер взаимодействия детей друг с другом:  «создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми»; развитие коммуникативных способностей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками (п.3.2.5.ФГОС)

Способы и направления поддержки детской инициативы: через «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективную помощь, поддержку самостоятельности (п.3.2.5.ФГОС), разработка индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов.

Планирование образовательной нагрузки при работе по 5-дневной неделе разработано в соответствии с максимально допустимым объемом образовательной нагрузки для каждой возрастной группы в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13:

- от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин;        - от 3 до 4 лет  не более 15 минут;

- от 4 до 5 лет  не более 20 минут;        - от 5 до 6 лет  не более 25 минут;

- от 6 до 7 лет  не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной  45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности  не менее 10 минут.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первой половине дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия.

Форма организации образовательной деятельности  для детей с 1 до 3 лет – подгрупповые; с 3до 7 лет – фронтальные.

В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности:

Ранний возраст (1–3 года)

Дошкольный возраст (3–7 лет)

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • экспериментирование с материалами и веществами,
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями,
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
  • двигательная активность.
  • игровая,
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд,
  • изобразительная,
  • музыкальная,
  • двигательная активность.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первой половине дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия.


Учебный план

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательные
области

Виды организованной
деятельности

1–3

3–5

5–7

«Познавательное развитие»

ФЭМП

-

1

1 (5–6)

2 (6–7)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

0,25

0,25

0,5

Ознакомление с предметным окружением

0,25

0,25

0,5

Ознакомление с миром природы

0,25

0,25

0,5

Ознакомление с социальным миром

0,25

0,25

0,5

«Речевое
развитие»

Развитие речи

1

1

2

«Художественно-эстетическое
развитие»

Рисование

1

1

2

Лепка

1

0,5

0,5

Аппликация

-

0,5

0,5

Конструирование

1

1

1

Музыкальная деятельность

2

2

2

«Физическое
развитие»

Физическая культура
в помещении

2

2

2

Физическая культура
на прогулке

1

1

1

Всего

10

11

15

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

«Физическое  
развитие»

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

«Речевое
развитие»

Чтение художественной литературы

ежедневно

«Социально-коммуникативное развитие»

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

ежедневно

Формирование основ безопасности

ежедневно

«Познавательное развитие»

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

ежедневно

Формы планирования образовательного процесса в структурном подразделении «Семейный детский сад» представлены в виде комплексно-тематического планирования, расписания непосредственно организованной деятельности, модели ежедневного планирования воспитателя СДС.

Комплексно-тематическое планирование 
в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Месяц

Тема

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

«Наш детский сад. Встреча после лета»

«Наш детский сад. Мы – группа»

«Жизнь людей и природа в городе»

«Жизнь людей и природа в городе»

«Жизнь людей в деревне. Урожай»

Октябрь

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

9 неделя

«Жизнь людей в деревне. Урожай»

«Жизнь людей в деревне. Ферма»

« Золотая осень»

«Дождливая осень»

«Лес  в жизни человека и животных»

Ноябрь

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

«Лес  в жизни человека и животных»

«Кто во что одет»

«Кто во что одет»

«Времена года. Календарь»

Декабрь

14 неделя

15 неделя

16 неделя

17 неделя

18 неделя

«Новогодний праздник. Елка наряжается»

«Новогодний праздник. Дед мороз и Санта-Клаус»

«Новогодний праздник. Дед мороз и Санта-Клаус»

«Новогодний праздник. Коляда»

«Цирк»

Январь

18 неделя

19 неделя

20 неделя

«Цирк»

«Зимние игры и соревнования»

«Путешествие на Север»

Февраль

21 неделя

22 неделя

23 неделя

24 неделя

Путешествие на юг»

«Кто в море живет, кто по морю плывет»

«Про храбрых и отважных»

«Про самых любимых»

Март

25 неделя

26 неделя

27 неделя

28 неделя

29 неделя

«Здравствуй, солнышко»

«Весна. Капель. Половодье»

«Вода и ее свойства»

«Весна. Прилет птиц»

«Камни и их свойства»

Апрель

30 неделя

31 неделя

32 неделя

33 неделя

«Жизнь людей и природа в горах»

«Телевидение»

«Телевидение»

«Моя страна»

Май

34 неделя

35 неделя

36 неделя

«Москва -
столица»

«Скоро лето»

«Скоро лето»

Расписание непосредственно образовательной деятельности
в структурном подразделении «Семейный детский сад»

День недели

1–3

3–5

5–7

Понедельник

Развитие речи

9.30–9.40

Физическая культура

16.30–16.40

Рисование

9.10–9.30

Физическая культура

9.40–10.00

Познавательное развитие

9.00–9.30

Конструирование

9.40–10.10

Музыка

10.20–10.50

Вторник

Рисование

9.30–9.40

Музыка

16.30–16.40

Развитие речи

9.10–9.30

Музыка

9.40–10.00

ФЭМП

9.00–9.30

Физическая культура

9.40–10.10

Рисование

10.20–10.50

Среда

Лепка

9.30–9.40

Познавательное
развитие

16.30–16.40

ФЭМП

9.10–9.30

Физическая культура

9.40–10.00

Развитие речи

9.00–9.30

Лепка / Аппликация

9.40–10.10

Физическая культура
(на улице)

10.20–10.50

Четверг

Физическая культура

9.30–9.40

Познавательное
развитие

16.30–16.40

Конструирование

9.10–9.30

Познавательное развитие
9.40–10.00

Физическая культура
(
на улице)

ФЭМП

9.00–9.30

Познавательное развитие

9.40–10.10

Музыка

10.20–10.50

Пятница

Музыка

9.30–9.40

Конструирование

16.30–16.40

Лепка / Аппликация

9.10–9.30

Музыка

9.40–10.00

Развитие речи (подготовка к обучению грамоте)

9.00–9.30

Физическая культура

9.40–10.10

Рисование

10.20–10.50

Ежедневный план воспитателя СДС

Тема недели:  ___________________________________________________

Режимные
моменты

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом
интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной деятельности

групповая,

подгрупповая

индивидуальная

образовательный  результат

Утро радостных встреч; утрен. гимнастика; пальчиковые игры; гигиенические процедуры; завтрак; игры.

Второй завтрак

Подготовка к прогулке

Прогулка:

Наблюдения, труд, игры,  индивидуальная работа, физкультурно- оздоровительная работа

2-ая половина дня:

Возвращение с прогулки;

Обед; работа перед сном; сон

Постепенный подъем, воздушные, оздоровительные и закаливающие процедуры, игры, самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы, подготовка к прогулке, прогулка

Планирование непосредственно образовательной деятельности
в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Особенности традиционных событий, праздников
в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Ритуалы и традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем необходимым введение ритуалов и традиций в жизнедеятельность структурного подразделения «Семейный детский сад». Однако, каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи и соответствовать возрастным особенностям детей.

Традиция

Цель

«Книжкин день».

Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

День рождения детей.

Цель: развивать способность к  сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка.

Мысленное возвращение к прожитому за день и слушание рассказ воспитателя о том, как положительно отличился каждый из них.

Цель: отметить, как положительно отличился каждый ребенок, подчеркнуть значимость каждого ребенка.

Встреча с интересными людьми

Цель: расширение контактов со взрослыми людьми, ознакомление с профессиями, бытовыми обязанностями и увлечениями взрослых, развитие коммуникативных навыков.

«Дорогой памяти».

Цель: Вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, воспитывать патриотические чувства.

«Мы идем в мини-музей».

Цель: Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.

Собирание коллекций

Цель: осознание и развитие личных интересов ребенка, развитие любознательности, воспитание навыков бережного отношения к собственным вещам.

«Чистая пятница».

Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.

Итог прожитого дня.

Цель: развитие рефлексивных навыков.

Участие детей в разновозрастных объединениях по интересам

Цель: расширение социальных контактов, воспитание стремления заботиться о младших, развитие навыков взаимообучения.

Участие группы в делах всего дошкольного учреждения

Цель: развитие чувства сопричастности с коллективом детского сада (дети, родители, сотрудники).

Перечень методических пособий,
обеспечивающих реализацию образовательной деятельности
в структурном в подразделении «Семейный детский сад»

Перечень
программ

1. «Семь-я». Программа воспитания и обучения детей в семейных детских садах. – М., МИОО, 2010.

Методические пособия

  1. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2–3 лет.
  2. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 3–4 лет.
  3. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 4–5 лет.
  4. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5–6 лет.
  5. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6–7 лет.
  6. Цапенко М.М., Волкова Т.В., Червова А.С. Перспективное планирование в семейном детском саду. Для работы с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  7. Цапенко М.М., Волкова Т.В., Червова А.С. Перспективное планирование в семейном детском саду. Для работы с детьми 3–4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  8. Цапенко М.М., Волкова Т.В., Червова А.С. Перспективное планирование в семейном детском саду. Для работы с детьми 4–5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  9. Цапенко М.М., Волкова Т.В., Червова А.С. Перспективное планирование в семейном детском саду. Для работы с детьми 5–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  10. Цапенко М.М., Волкова Т.В., Червова А.С. Перспективное планирование в семейном детском саду. Для работы с детьми 6–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Модель организации совместной деятельности воспитателя
с воспитанниками
структурного подразделения «Семейный детский сад»

Линии развития

Первая половина дня

Вторая половина дня

Физическое,
оздоровление

  • утренняя гимнастика (оздоровительный бег);
  • гигиенические процедуры (в т.ч. полоскание полости рта после обеда);
  • занятия физической культурой;
  • закаливание (облегченная форма одежды);
  • физминутки на НОД;
  • прогулка (подвижные игры, индивидуальная работа по освоению ОВД, самостоятельная двигательная деятельность).
  • гимнастика пробуждения;
  • закаливание (ходьба босиком по пособиям для коррекции стопы, воздушные ванны);
  • физкультурные досуги (игры, соревнования);
  • прогулка (индивидуальная работа);
  • сон с доступом свежего воздуха (режим индивидуального пробуждения).

Познавательное

Речевое  

  • НОД познавательного цикла;
  • наблюдения;
  • целевые прогулки;
  • экспериментирование
  • индивидуальная работа;
  • развивающие игры;
  • интеллектуальные досуги (викторины, КВН);
  • занятия по интересам в «центрах» развития.

Социально-коммуникативное

  • оценка эмоционального состояния в течение дня и корректировка;
  • формирование навыков культуры еды;
  • формирование навыков культуры общения и поведения;
  • эстетика быта.
  • воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда, труда в природе;
  • тематические досуги в игровой форме;
  • ОБЖ – беседы, игровые ситуации;
  • формирование навыков общения в процессе совместной деятельности.

Художественно-эстетическое

  • НОД художественно-эстетического цикла;
  • эстетика быта;
  • экскурсии в природу;
  • посещение детских спектаклей;
  • посещение детской библиотеки, краеведческого музея.
  • самостоятельная творческая деятельность:

- изобразительная;

-театрализованная;

-творческие игры;

  • работа в «центре искусства»;
  • творческие проекты;
  •  НОД по художественно-творческой деятельности.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса
в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Физическое
развитие

  • «Мы веселые ребята» - спортивные игры
  • «Мы едем, едем, едем» - освоение элементов езды на велосипеде, самокате

Познавательное развитие

  • Обучение детей играм в шашки
  • «Знакомство с родным районом» (район Свиблово)
  • «Сад-огород» - проект

Речевое развитие

  • Проектная работа «Мои любимые книжки» - создание книг своими руками
  • «Оформление зоны театральной студии» – мини-проект

Социально-коммуникативное развитие

  • «Государственные символы страны РФ» - мини-проект
  • «Мое генеалогическое древо» - мини-проект
  • Неделя безопасности дорожного движения

Художественно-эстетическое
развитие

  • «Моя любимая игрушка» - мини-проект игрушки своими руками
  • «Гжель» - выставка работ


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Оформление предметно-пространственной среды 
в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Микрозона, центр

Наглядный, демонстрационный материал,
дидактические игрушки, оборудование

Центр искусства

Репродукции картин художников (комплект)

Иллюстрации с изображением предметов живой и неживой природы.

Комплект муляжей для рисования с натуры «Овощи», «Фрукты»

Крупные игрушки.

Карточки с цифрами, знаками.

Дидактические игры «Угадай, на чем играю».

Центр строительства

Карты-схемы.

Строительные наборы, разные виды конструктора (пластмассовый, металлический, деревянный, лего-конструктор).

Пазлы, мозаика, природный, бросовый материал.

Литературный центр + центр грамотности

Книги, рекомендованные для чтения детям дошкольного возраста.

Произведения поэтов и писателей России.

Литературные сказки.  

Русские народные и сказки народов мира.  

Серии сюжетных картинок (истории в картинках).

Подборка аудио-сказок.

Серия игр по обучению грамоте.

Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр

Персонажи сказок.

Картотека сюжетно-ролевых игр.

Центр математики и манипуляторных  игр

Раздаточный материал по теме «Величина»  

Раздаточный материал по теме «Форма»

Наборы счетных палочек

Комплекты цифр для магнитной доски.

Дидактическое пособие «Количество и счет»

Центр науки

и естествознания

Мини-лаборатория для исследовательских опытов.

Соломки для коктейля.

Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок).  

Разные виды бумаги.

Карточки-схемы проведения экспериментов.

Центр двигательной

активности

Картотека подвижных игр.

Мячи разных размеров, скакалка, обручи,    нетрадиционное оборудование, атрибуты для подвижны игр, веревка, шнуры и т.д.

Центр национально-культурных  особенностей родного края

Альбомы и наборы открыток  с видами города, карта микрорайона, российский флаг.

Куклы в русских костюмах

Центр безопасности

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, макеты, схемы, кроссворды

Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.

Дорожные знаки.

Развивающая игра «Учим дорожные знаки»

Организация режима дня
в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Время проведения мероприятия

Мероприятие

7.00–7.30

Подъем, гигиенические процедуры, утренняя гимнастика

7.30–8.30

Свободная игровая деятельность, приход в группу детей из других семей

8.30–9.00

Подготовка к завтраку, завтрак

9.00–13.00

Игры-занятия дома / игры-занятия, консультации со специалистами в ДО / подготовка к прогулке, прогулка

13.00–13.30

Подготовка к обеду, обед

13.30–15.30

Подготовка ко сну, дневной сон

15.30–16.00

Подготовка к полднику, полдник

16.00–17.30

Игры-занятия дома

17.30–18.30

Подготовка к прогулке, прогулка

18.30–19.00

Свободная игровая деятельность, уход детей из других семей домой

19.00–19.30

Подготовка к ужину, ужин

19.30–20.30

Спокойные игры, чтение взрослыми книг

20.30–7.00

Гигиенические процедуры, ночной сон

Распределение процедур при закаливании детей
в структурном подразделении «Семейный детский сад»

Время дня

Теплый период года

Холодный период года

Утро

Полоскание горла холодной водой. Утренняя гимнастика на открытом воздухе с оздоровительным бегом

Полоскание горла холодной водой. Воздушные ванны и хождение босиком во время утренней гимнастики в зале

Во время непрерывной образовательной деятельности

Широкая аэрация в групповой комнате. Физическая культура на открытом воздухе в облегченной одежде

Пульсирующий микроклимат в групповой комнате. Физическая культура на открытом воздухе в облегченной одежде или в зале в сочетании с воздушными ваннами, хождение босиком

Прогулка

Солнечные и световоздушные ванны, подвижные игры в облегченной одежде, игры с водой

Подвижные игры и развлечения в соответствующей погоде одежде

Дневной сон

Воздушные ванны во время переодевания, сквозное проветривание спальни перед сном, одностороннее проветривание - во время сна

После дневного сна

Умывание, мытье рук до локтя, хождение по «Тропинке здоровья»


ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочая программа воспитателя  |  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...