Главные вкладки

    Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
    рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

    Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

    (МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий МДОУ

    «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

    ____________________ Л.И. Мифтахова

    Приказ №          от                           2017 г.

                     

    ПРИНЯТО

    Педагогическим советом

    «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

    Протокол №      от                           2017г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

    для второй младшей «Б»

    (разделы: музыка, художественная литература и фольклор,

    художественно-продуктивная деятельность)

    на основе Примерной общеобразовательной программы

    дошкольного образования

    с учетом Комплексной образовательной программы

    дошкольного образования «Мир открытий»,

    научный руководитель Л.Г. Петерсон,

    под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

    воспитатели

    Желоватых  О.Н.

    Шевцова О.В.

    Надым

    2017

    1. Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для группы первого младшего возраста МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

    1.1. Музыка

    Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей четвертого года жизни допускается не более 15 минут.

    • Развивать задатки к телесно-двигательному восприятию музыки и интуитивному постижению ее эмоциональных смыслов на базе актуального жизненного опыта детей.

    • Развивать способность переживать музыку и творчески выражать себя в образном импровизационном движении, пении, индивидуальном использовании атрибутов.

    • Развивать музыкальные сенсорные способности: различение контрастных регистров звучания, контрастной динамики, тембров, звуковысотности; умение отличать тембры детских музыкальных инструментов.

    • Обогащать слушательский опыт: поддерживать участие в детских фольклорных играх, слушание маленьких песенок, коротких инструментальных пьес сюжетно-образного содержания (15-30 с).

    • Воспитывать интерес к музыке: побуждать детей прислушиваться, танцевать, подпевать, хлопать в такт, подыгрывать на шумовых. Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента, который составляет 15% от общего числа непосредственно образовательной деятельности

    Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.

    Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

    Рабочая программа по «Музыкальному развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Программа реализуется с помощью непосредственно образовательной деятельности по плану музыкального руководителя, частично в свободной деятельности в группе.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п

    Тема (раздел)

    Количество

    1.

    Слушание музыки + Музыкально­

    ритмические движения+ Распевание, пение +

    Развитие танцевального игрового творчества

    (Пляски, игры, хороводы)

    37

    2.

    Слушание музыки +Музыкально-

    ритмические движения + Распевание, пение

    +Игра на детских музыкальных инструментах.

    37

    всего:

    74

    Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

    К концу обучения ребенок

    - Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь, на протяжении 6-7 минут.

    - Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее; способен сосредоточиться на 10-15 секунд для восприятия музыки, сидя на стуле.

    - Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, при-топы), а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, умеет сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации (дождик, гром, ветер).

    - Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в уме- ренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения: поочередное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки», «фонарики» и др.

    - Поет естественным голосом, подпевает с удовольствием взрослым.

    Содержание рабочей программы по музыкальному развитию

    В содержание блока по музыкальному развитию включены основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, театральноигровое творчество. Средствами развития являются музыка, речь, движение в их различных сочетаниях. Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия, игра, интерес к новому. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удовольствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.

    Восприятие музыки. Восприятие музыки пронизывает все виды музыкальной деятельности в детском саду, т.к. является фундаментом музыкального развития в любом возрасте, в том числе и дошкольном. Оно присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, музицировании, музыкальных играх, слушании музыки вне движения и игры. Поэтому от качеств музыкального восприятия детей зависит успех музыкального воспитания в целом.

    Основная задача развития способности слушать музыку: воспитание интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на яркие, образные произведения, доступные детям данного возраста. Восприятие музыки детьми 3-4 лет вне движения и игры возможно лишь в очень ограниченных временных и образных рамках: дети могут слушать музыку, спокойно сидя на стульях не более 15-20 секунд. Произведения для этого вида деятельности должны быть короткими (1-2 строчки нотного текста), яркими и выразительными («Киска плачет», «Курочка», «Ежик», «Дождик»).  

    Слушание коротких сюжетных и образных песенок в исполнении педагога является необходимой и доступной формой работы над развитием музыкального восприятия в данном возрасте. Текст, поясняющий смысл выразительных средств, нужен детям на данном этапе становления музыкального восприятия.

    Примерный репертуар по слушанию музыки: Д.Б. Кабалевский «Ежик»; А. Рубах «Воробей», укр. нар. песня «Курочка»; В.Л. Витлин «На лошадке»; М.В. Мильман. «Лиса»; Г.Г. Галынин. «Зайчик», «Медведь»; Г.С. Фрид «Мишка»; С.А. Разоренов «Утенок и утка»; А.Т. Гречанинов «Моя лошадка», «Весельчак»; Ю.С. Забутов «Храбрый заяц»,  «Муравьишки», «Белочка», «Дятел», «Лягушата»; В.П. Герчик «Про козу», сл. П.И. Кагановой; Г. Левкодимова «Два петушка», сл. И. Найденовой; В.П. Герчик «Серенькая кошечка», сл. И. Найденовой; М.Р. Раухвергер «Пляска Петрушки».

    Пение. Дети 4-го года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной (кантиленной) мелодией в умеренном темпе (русская народная песня «Петушок», «Зима» М.И. Красева и др.). Педагог учит детей петь естественным голосом, в удобном диапазоне (как правило, это ре-ля первой октавы). Наиболее удобны для развития певческого голоса народные песенки и игры (русские, украинские, чешские, словацкие), а также детские песенки Е.Н. Тиличеевой, Т.А. Попатенко, А.Д. Филиппенко, попевки из «Музыкального букваря». Поскольку в 3-4 года у большинства детей еще есть проблемы с дикцией, важно уделять внимание развитию артикуляции. С этой целью проводятся голосовые игры, артикуляционная гимнастика. Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.

    Основной репертуар по пению: колыбельные песни, русские народные потешки («Ладушки», «Кто у нас хороший» А.Н. Александрова), попевки из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной; «Маленькие песенки» Е.Н. Тиличеевой; «Птичка», муз. М.Р. Раухвергера, сл. А.Л. Барто; «Воробей», муз. В.П. Герчик, сл. А. Чельцова; «Петушок», русская народная прибаутка, обр. М.И. Красева; «Цыплята», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; «Бобик», муз. Т.А. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Серенькая кошечка», муз. В.Л. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Лошадка», муз. М.Р. Раухвергера, сл. А.Л. Барто; «Листочки», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Е.Д. Макшанцевой; «Санки», муз. М.И. Красева, сл. О.И. Высотской; «Зайчик», русская народная прибаутка в обр. Г.Г. Лобачева; «Елочка», муз. Н. Бахутовой, сл. М. Александровой; «Дед Мороз», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; «Веснянка», украинская народная песня, обр. С. Полонского.

    Музыкально-ритмические движения и детское игровое творчество 

    Задачи музыкально-ритмического воспитания:

    • развивать у детей способность передавать в пластике музыкальноигровой образ (зайчики, мишки, куклы, самолетики и др.), используя разнообразные виды движений: основные, общеразвивающие, танцевальные, имитационные, пантомимические и др.
    • формировать первоначальные двигательно-пластические навыки, навыки сюжетно-образного импровизированного движения;
    • развивать слуховое внимание: умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, умение выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом, динамикой музыки по показу взрослого и самостоятельно;
    • учить различать музыкальные жанры: песня, марш, танец – и показывать это в движениях;
    • формировать у детей правильную осанку;
    • развивать первоначальные навыки ориентировки в пространстве (двигаться по кругу и врассыпную, становиться парами лицом друг к другу и спиной, стайкой);
    • побуждать исполнять простейшие парные и круговые пляски, хороводы, ритмические композиции по показу взрослого;
    • развивать игровое творчество в музыкальном движении, создавать условия для эмоционального и выразительного самовыражения детей в музыкальных играх, этюдах и плясках.

    Примерный репертуар: «Поросята» (муз. Ф. Черчилля), «Танец зайчиков» (муз. М. Спадавеккиа), «Чебурашка» (муз. В.Я. Шаинского), «Плюшевый медвежонок» (муз. В.И. Кривцова), Игра «Птички и Вороны» (муз. А. Кравцович), «Лошадка» (муз. Н.С. Потоловского), «Танец с платочками» (муз. Б. Хорошко), «Пружинки», «Ах вы, сени» и др.

    Игра на детских музыкальных инструментах – это эффективное средство музыкального развития детей, которое используется во всех видах деятельности. Младшим дошкольникам доступны и необходимы разнообразные шумовые инструменты (маракас, треугольник, бубенцы, коробочки, тамбурин и пр.), а также ксилофоны и металлофоны. Основной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками. Игры звуками – это простейшая элементарная импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов, которая дает детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства.

    В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «искорки», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идет», «зайчик скачет», «барабан с маракасом поспорили», «два кузнечика» и т.п. В подобных играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразительность темпа, динамики (громкости), ритма, различных тембров, звуковысотности – вначале как отдельных элементов музыкального образа, а затем в их различном сочетании. Важнейшую роль в таком приобщении играет умение педагога организовать творческую деятельность детей – игры звуками и игры с инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.

    Задачи музицирования с инструментами: 

    • при прослушивании развивать основы интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами, тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок;
    • развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации (в умеренном темпе), формировать телесные ощущения выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных темпов (быстро – медленно), контрастной динамики (громко – тихо), контрастной звуковысотности (высоко – низко), контрастных ладов (мажор – минор);
    • знакомить с небольшими произведениями народной и классической музыки в форме совместного музицирования (спонтанное подыгрывание на шумовых инструментах таких музыкальных пьес, как, например, полька, марш, танец);
    • развивать базовое чувство метра и ритма через речевое музицирование с движением (ритмическая декламация потешек со звучащими жестами, инструментами, прохлопывание ритма слов, имен) – подражание по показу педагога с речевой поддержкой;
    • развивать начальные навыки элементарной импровизации на инструментах в форме игр звуками: помогать исследовать звуковые и исполнительские возможности шумовых инструментов – «гром», «дождик», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идет», «зайчик скачет», «барабан с маракасом поспорили», «барабан что-то сказал зайчику» и т.п. – подражая педагогу;  
    • помогать озвучивать стихи и сказки (инструментами, артикуляционными звуками).

    Музыкальный материал: русский народный потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор, польки, марши, танцевальные мелодии (в двухдольном размере). Основные приемы работы с материалом: подражание, совместная игровая деятельность с педагогом: имитации «эха» и др. звуков, творческое исследование, игры звуками, подыгрывание, свободное манипулирование инструментами.

    Способы проверки обученности воспитанников

      Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга два раза в год (в начале учебного года – сентябрь и  конце – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

      Мониторинг проводится в форме педагогической музыкального развития детей. Приложение 2.

    Средства обучения

         В МДОУ созданы условия для развития  детей:  музыкальный зал, оснащенный: смарт доска, фортепиано,  музыкальный центр, магнитофон, синтезатор, проектор, картотеки музыкальных игр и т.д.

    1.2. Художественная литература и фольклор

    Программные задачи

    • Развивать эстетические эмоции, обогащать художественные впечатления, создавать игровые и дидактические ситуации для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (книжные иллюстрации, мелкая пластика, народные игрушки, посуда, одежда); знакомить с «языком искусства» и поддерживать интерес к его освоению.

    • Обеспечивать переход каждого ребенка с доизобразительного этапа на изобразительный и появление осмысленного образа (с учетом индивидуального темпа развития); установление ассоциаций между реальными предметами, явлениями, существами и их изображениями (мячик, дорожка, цветок, бабочка, дождик, солнышко), называние словом.

    • Формировать интерес к изобразительной деятельности; расширять художественный опыт в процессе экспериментирования с различными материалами (краски, тесто, глина, пластилин, бумага, ткань, фольга, снег, песок) и инструментами (карандаш, фломастер, маркер, кисть, мел, стека, деревянная палочка).

    • Создавать условия для освоения художественной техники лепки, рисования, аппликации, конструирования, формировать обобщенные способы создания образов и простейших композиций.

    • Знакомить с доступными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма, ритм) в разных видах изобразительной, конструктивной и декоративно-оформительской деятельности.

    • Поддерживать творческие проявления детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.

    Данная программа предполагает реализацию национально-региональный компонента.

    Рабочая программа интегрируется в ходе реализации всех образовательных областей Программы.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п

    Тема (раздел)

    Количество

    1.

    Знакомство  с художественная литературой и фольклором

    всего:

    Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

    к концу обучения ребенок

    - Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения.

    - Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк)

    -        Проявляет интерес к книге (узнает героев произведений на иллюстрациях), к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы (задает вопросы о природе, обращает внимание на ее красоту) и т.п.

    -        Проявляет желание заботиться об объектах живой природы (зверях, птицах зимой), проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь.

    Содержание рабочей программы

    Дети 3-4 лет относятся к художественному произведению как к явлению реальной действительности, эмоционально отзываются, ярко переживают события, накапливая, таким образом, опыт разнообразных чувств. Их завораживает игра звуков, складность поэтических форм, напевность народных сказок.

    Основной прием знакомства детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой – чтение и рассказывание взрослого. Педагог знакомит детей с фольклорными произведениями (песенки, потешки, колыбельные), русскими народными и авторскими сказками, а также небольшими рассказами и стихами русских и зарубежных писателей на темы, близкие их опыту: про жизнь детей в детском саду, окружающую жизнь в доме, в городе; про транспорт, про зверей и домашних животных и пр.

    Художественные произведения читаются как в непосредственно образовательной деятельности, исходя из образовательных задач, так и в бытовых, и образовательных ситуациях в режиме дня, с учетом интереса и желания самих детей.

    В непосредственно образовательную деятельность чтение литературного произведения выносится в том случае, если само произведение является значимым и предусматривает моменты совместного проживания, обсуждения его с детьми, или если  его содержание соответствует общей тематике образовательной работы на неделе, «запуская» дальнейшую образовательную работу. Во втором случае литературный текст эмоционально усиливает восприятие детьми общего смыслового содержания, обогащает их кругозор. Педагог побуждает детей к повторению наиболее ярких выражений, запоминанию стихотворных текстов, пересказу с помощью взрослого небольших отрывков, договаривая отдельные слова и фразы, традиционные выражения начала и окончания сказок. Некоторые фрагменты сказок или небольшие стихотворные тексты используются для инсценирования на фланелеграфе с помощью «театра картинок» или на ширме с помощью пальчиковых и перчаточных кукол.

    Рекомендуется повторять прочитанные ранее произведения. Малыши активно радуются знакомому тексту, непроизвольно его запоминают. Повторное чтение дает возможность детям каждый раз услышать что-то новое, что раньше могло остаться незамеченным, еще раз пережить определенные чувства.

    Выразить свое понимание текста произведения дети могут не столько в речи, сколько в игровых имитационных действиях. Они любят показывать, как зайка прыгает, прислушивается, прячется, как ходит мишка или летает птичка. Им нравятся перевоплощения с помощью некоторых элементов театральных костюмов, шапочек с изображением животных. Педагогу следует активно использовать это как в моменты организованного коллективного чтения, так и в играх-драматизациях по мотивам прочитанных произведений.

    Детей этого возраста начинают знакомить с загадками, учат отгадывать, выделяя в описании наиболее яркие характерные признаки. Доступны малышам стихотворные загадки с характерными звукоподражаниями и с рифмованной отгадкой. Слово в рифму облегчает детям поиск отгадки, дает возможность почувствовать похожие окончания слов.

    Также художественное слово используется педагогом в разных видах детской деятельности, создавая эмоциональный фон, позволяющий детям передать свои ощущения, впечатления в рисунке, лепке, поделке, движении.

    Небольшие стихотворения можно выучить наизусть: дети «помогают» договаривать окончания фраз, сопровождая их движениями, разыгрывая небольшие сценки-этюды, протопывая или прохлопывая ритм.

    Не остается без использования художественного слова и образовательная деятельность в режимные моменты. Выразительным исполнением закличек, песенок-потешек, небольших стихотворений могут сопровождаться наблюдения за явлениями природы. Воспитатель помогает детям уловить сходство поэтического слова и явлений окружающей действительности, вызывает познавательно-эмоциональные переживания детей. С детьми младшего дошкольного возраста воспитатель часто использует художественное слово в моменты приема пищи, умывания, укладывания спать, одевания на прогулку, сопровождая свои действия небольшими стихотворными текстами, песенками и потешками, создавая у детей положительный эмоциональный настрой.

    Поддерживая детскую инициативу, педагог ежедневно находит время и на чтение литературных произведений по желанию (просьбе) детей, создавая при этом свободную, эмоционально позитивную атмосферу в группе. В процессе слушания дети удобно размещаются вокруг педагога на стульях, диване или на ковре. В теплое время года знакомство детей с литературой можно организовать во время прогулки. Положительный эмоциональный настрой, выразительный тон голоса воспитателя – первый шаг на пути развития интереса и желания детей общаться с книгой.

    Особое внимание уделяется иллюстрациям в детских книгах. Дети рассматривают их вместе со взрослым и самостоятельно. Педагог может использовать рисунки и иллюстрации для индивидуальной речевой работы с детьми, как опорные картинки для беседы по сказке, восстановления сюжета (последовательности событий).

    Все прочитанные книги остаются в книжном уголке, где дети имеют возможность самостоятельно их рассматривать. Здесь же находятся наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры, альбомы-раскраски с образами героев художественных произведений.

    Рекомендуемые художественные произведения (примерный перечень) 

    Малые формы русского и зарубежного фольклора: песенки-потешки, колыбельные, заклички, например, «Солнышко, покажись», «Пошел котик на торжок», «Сидит белка на тележке», «Жили у бабуси...», «Тили-бом! Тилибом!», «Мыши водят хоровод ...» «Тень-тень-потетень», «Как на тоненький ледок» и др.

    Поэтические произведения: о временах года – А.К. Толстой «Осень. Осыпается»; О.И. Высотская «Ёлочка»; К.Д. Бальмонт «Осень»; И.З. Суриков «Зима», «Ярко солнце светит…», В. Берестов «Веселое лето»;

    с именами детей, про игры и игрушки – А.Л. Барто, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Г.Р. Лагздынь, В.Д. Берестов, Б.В. Заходер, О.И. Высотская;  

    к режимным моментам – И.П. Токмакова «Ай да суп!», «Каша»; Н.В. Пикулева «Приглашение к завтраку»; Н.П. Саконская «Где мой пальчик»; Е.А. Благинина «Научу одеваться и братца»; А.Л. Барто «Девочка чумазая»; К.И. Чуковский «Мойдодыр» и пр.;

    о животных – В.А. Жуковский «Птичка»; В.Д. Берестов «Заячий след»; И.А. Мазнин «Про сову»; А.А. Блок «Зайчик».

    Сказки: «Пых» (белорус, ск., пер. Н. Мялика), «Рукавичка», «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя» (в изложении Л.Н. Толстого), «У солнышка в гостях», «Заюшкина избушка», «Бычок – смоляной бочок», «Кот, петух и лиса».

    Авторские сказки: В.Г. Сутеев «Три котенка», «Кто сказал «мяу»?»; К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Телефон», С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки», «Усатый-полосатый».

    Рассказы: Г.Я. Снегирев «Медвежонок»; В.Д. Берестов «Курица с цыплятами»; «Котёнок», «Бычок»; Е.И. Чарушин «Кто как живет» (Заяц. Белка. Еж.), «Собака», «Кошка»; К.Д. Ушинский «Васька», «Бишка», «ЛисаПатрикеевна», «Козел», «Коровка», «Конь»; Л.Н. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку...», «Пришла весна...»; Ю.И. Коваль «Бабочка», В. Степанов «Игра», «Домик для воробья», Л.Ф. Воронкова «Снег идет», Я.М. Тайц «Кубик на кубик», С.Я. Маршак «Курочка Ряба и десять утят»,  К.И. Чуковский «Цыпленок», М. Линдман «Храбрая крошка Мемули» (фин.).       

    Способы проверки обученности воспитанников

       Уровень усвоения образовательной программы детьми проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

      Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.

    Средства обучения

         В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, компьютер, уголки художественной литературы в группах, настольно-печатные игры, сборники дидактических игр.

    1.3. Художественно-продуктивная деятельность

    Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раза в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей четвертого года жизни допускается не более 15 минут.

    Программные задачи:

    • Развивать эстетические эмоции, обогащать художественные впечатления, создавать игровые и дидактические ситуации для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (книжные иллюстрации, мелкая пластика, народные игрушки, посуда, одежда); знакомить с «языком искусства» и поддерживать интерес к его освоению.

    • Обеспечивать переход каждого ребенка с доизобразительного этапа на изобразительный и появление осмысленного образа (с учетом индивидуального темпа развития); установление ассоциаций между реальными предметами, явлениями, существами и их изображениями (мячик, дорожка, цветок, бабочка, дождик, солнышко), называние словом.

    • Формировать интерес к изобразительной деятельности; расширять художественный опыт в процессе экспериментирования с различными материалами (краски, тесто, глина, пластилин, бумага, ткань, фольга, снег, песок) и инструментами (карандаш, фломастер, маркер, кисть, мел, стека, деревянная палочка).

    • Создавать условия для освоения художественной техники лепки, рисования, аппликации, конструирования, формировать обобщенные способы создания образов и простейших композиций.

    • Знакомить с доступными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма, ритм) в разных видах изобразительной, конструктивной и декоративно-оформительской деятельности.

    • Поддерживать творческие проявления детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п

    Тема (раздел)

    Количество

    1.

    Рисование

    37

    2.

    Лепка

    18

    3.

    Аппликация

    19

    всего:

    74

    Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

    к концу обучения ребенок может

    -        Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике.

    -        Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).

    -        Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда

    Содержание рабочей программы

           Педагог знакомит детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщенной трактовки художественных образов. Знакомит с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги (Ю.А. Васнецова, А.М. Елисеева, В.В. Лебедева, Е.М. Рачева, П.П. Репкина и др.). Содействует формированию способов зрительного и тактильного обследования предметов для уточнения восприятия их формы, пропорций, цвета, фактуры. Помогает детям выявить ассоциативные связи между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями. Проводит наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

    Педагог помогает детям научиться «входить в образ». Создает условия для освоения детьми обобщенных способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм). Вызывает интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Грибная полянка», «Птички в гнёздышке», «Праздничный букет», «Зелёный лужок», «Праздничная ёлочка» и т.д.). Интегрирует виды художественной деятельности (рисование и аппликация, лепка и конструирование).

    В лепке педагог показывает детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное тесто, влажный песок, снег, бумажная масса для папье-маше), знакомит с их свойствами (пластичность, вязкость, вес), расширяет возможности воздействия на материал с помощью рук и различных приспособлений (формочки, стеки), в непосредственно образовательной и свободной деятельности создает образовательные ситуации, в которых дети:

    • осмысленно воспринимают обобщенную форму предметов (шар, куб, цилиндр, диск), используя образные названия (шарик, кубик, валик или столбик, лепешка), выделяют их яркие и наиболее характерные признаки;

    • узнают и самостоятельно лепят базовые формы (шар, цилиндр), а также видоизменяют их по замыслу – преобразовывают в иные формы (шар  сплющивают в диск, цилиндр замыкают в кольцо), получая при этом конфеты, печенье, бублики, баранки;

    • создают оригинальные образы из двух-трех частей, передавая общую форму и условные пропорции, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнёздышке);

    • уверенно, эмоционально, с интересом и увлечением лепят различные фигурки с помощью ладоней (круговое и прямое раскатывание, сплющивание) и пальчиков – отщипывают кусочек, соединяют детали, примазывая их друг к другу; защипывают край; разглаживают фигурку; вытягивают небольшое количество пластического материла для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);

    • синхронизируют работу обеих рук, в результате чего координируется работа глаз и рук (формируется зрительный контроль за движениями рук); учатся соизмерять нажим ладоней на пластическую массу.

    В рисовании педагог содействует развитию зрительного восприятия, формирует представления о предметах и явлениях окружающего мира, создает условия для их активного познания, обогащения художественного опыта, на основе которого дети:  

    • рисуют карандашами, фломастерами, мелками – проводят разные линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкают их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы (дорожка, солнышко, мячик, яблоко, домик);  

    • осваивают навыки рисования кистью – аккуратно смачивают и промывают, набирают краску на ворс, ведут кисть по ворсу, проводят различные линии;

    • создают простейшие орнаменты, рисуют и раскрашивают замкнутые формы, создают выразительные образы (воздушный шар, колобок, снежинка);

    • отображают свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими, живописными, декоративными средствами; • самостоятельно используют уже освоенные изобразительновыразительные средства, стремятся к созданию сюжета в гнездышке, цыплята на лугу);

    • выражают свое эмоциональное состояние, передают отношение к изображаемому; при этом сопровождают движения карандаша или кисти игровыми действиями, ритмичными попевками и словами (например: «Дождик, чаще – кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»);

    • в самостоятельной художественной деятельности проявляют устойчивый интерес к рассматриванию иллюстраций, рисованию и раскрашиванию.

    В аппликации педагог знакомит детей с бумагой как художественным  материалом, создает условия для экспериментального освоения ее свойств (легкая, тонкая, красивая, яркая, «послушная», бывает мягкая и жесткая,  белая и цветная), способов изменения в результате различных действий (сминается, складывается, разрывается, разрезается, приклеивается) и на этой основе дети:

    • создают выразительные образы (цыплята на лугу, цветы в букете, пушистые тучки, жучки на траве, кудрявая овечка) из комков мятой, кусочков и полосок рваной бумаги;

    • раскладывают и приклеивают готовые формы (наклейки, фантики, силуэты из цветной и фактурной бумаги), создавая при этом выразительные образы, коллективные коллажи и простые сюжетные композиции.

    В художественном конструировании педагог создает условия для знакомства детей с конструктивными возможностями и художественными особенностями различных материалов, безопасных для жизни и здоровья детей. Дети свободно экспериментируют с бумагой, картоном, гофрокартоном, мягкой проволокой, природным материалом (песок, снег, камушки, ракушки, шишки, жёлуди, веточки).

    Педагог показывает способы преобразования материалов в различные конструкции: складывание, выкладывание на основе силуэта или контурного рисунка, формовка, сминание и выявление образа в рукотворной форме, соединение нескольких форм в одно осмысленное целое. Во всех образовательных ситуациях педагог обращает внимание детей на то, что результат (конструкция) отличается от исходного материала и составляющих элементов. Дети в сотворчестве с педагогом и другими детьми или индивидуально создают постройки из песка, снега, бумажных полосок и комочков, природных материалов (домик, заборчик, город, торт, человечек, собачка, цветок, дерево и др.).

    В художественном труде дети знакомятся с доступными их пониманию видами рукоделий и в игровой форме воспроизводят некоторые трудовые операции (стучат игрушечными молоточками, шьют воображаемой иглой или палочкой, лепят кондитерские изделия из песка, глины, соленого теста). Педагог обращает внимание детей на трудовые действия и взаимоотношения людей, описываемые в потешках, песенках, стихотворениях, народных сказках. По возможности вовлекает детей в изготовление несложных игрушек из бумаги, фольги, глины, ткани, природного материала. Эти изделия обыгрываются детьми в процессе создания и затем используются для самодеятельной игры, оформления интерьера (кукольного, детского), а также для подарков и сувениров.

    Восприятие искусства (примерный перечень произведений)

    Народное и декоративно-прикладное искусство. Коллекция традиционных народных игрушек (дымковская, филимоновская, богородская); разные по виду и оформлению матрешки (загорская, семеновская, полховмайданская, кировская), свистульки, текстильные мячи и кубики; лоскутное одеяло, тканый и плетеный коврик, крупные бусы из разных экологически безопасных материалов (дерево, текстиль, крупные пуговицы) и др.

    Книжная графика (иллюстрации). Ю.А. Васнецов: сборники рус. нар. потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки», «Три медведя» (Л.Н. Толстого); Т.М. Дубинчик «Колобок» (рус. нар. сказка); А.М. Елисеев «Лисичка с скалочкой» (рус. нар. сказка); В.В. Лебедев «Разноцветная книга», «Усатыйполосатый» (С.Я. Маршака); Т.А. Маврина «Как у бабушки козел»; Е.М. Рачев «Волк и козлята» (рус. нар. сказка); П.П. Репкин «Краденое солнце» (К.И. Чуковского), «Сорока-белобока» (Е.А. Благининой); В.Г. Сутеев «Кто сказал "мяу"»?

    Способы проверки обученности воспитанников

       Уровень усвоения образовательной программы детьми проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

      Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.

    Средства обучения

         В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, материалы для художественного творчества.

    2. Коррекционная работа  с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.

    Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

    Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3

    3. Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

    Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

    Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

     Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ  (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

            Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

            Задачи:

            1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

        2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

             3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

            4.Формировать позитивные формы общения.

            5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

            6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

    Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

    1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

             2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

    3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

     4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

    Реализация программы рассчитана для работы  с детьми раннего возраста (дети 3-4 лет). Содержание программы  реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.  Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

    В  группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

    Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.

    4. Работа с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие ребенка»

    Одним из путей повышения качества дошкольного образования  является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

    Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

    • партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;

    • партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

    • партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

    Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

    Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:

    • работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

    взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

    • взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

    • работу с семьями воспитанников детского сада.

    Работа с социальными и партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.

    Используемая литература

    1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

    2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

    3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.

    Приложение 1

    Календарно-тематическое планирование по рисованию

    во второй младшей группе (И.А. Лыкова)

    Месяц  

    Неделя

    Тема

    Формы работы в организованной деятельности

    Цель

    сентябрь

    1.

    Мой детский сад  

    Тема: «Мой дружок – весёлый мячик»

    Цель: вызвать интерес к рисованию игрушек. Формировать умение изображать круглые двухцветные предметы. Учить замыкать линию в кольцо, делать круг на две части и раскрашивать повторяя очертания нарисованной фигуры. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками.

    2.

    Осень. Приметы осени

    Тема: «Разноцветные шарики»

    Цель: вызвать у детей интерес к рисованию воздушных шариков гуашевыми красками. Учить рисовать предметы овальной формы: создавать контурные рисунки – замыкать линию в кольцо и раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры, дополнять изображения карандашными рисунками. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука».

    3.

    Овощи. Огород

    Тема: Выросла репка – большая - пребольшая.

    Цель: наклеивание готовой формы и дополнение самостоятельно подготовленными элементами. Освоение техники обрывной аппликации.

    (И.А. Лыкова – 36)

    4.

    Сад. Фрукты

    Тема: « Яблоко с листочками и червячком»

    Цель: учить детей создавать в рисунке композицию из 2-3 элементов разной формы(яблоко круглое, листок овальный, червячок – широкая «волна»). Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Показать варианты взаимного размещения элементов и уточнить значение пространственных предлогов (в, на, над, под). Развивать чувство цвета, формы и композиции.

    октябрь

    1.

    Грибы. Ягоды

    Тема: «Ягодка за ягодкой»

    .

    Цель: учить детей создавать ритмические композиции «Ягодка над кустиком». Показать возможность сочетания изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами ягодок – ватными палочками.. Развивать чувство ритма и композиции

    2.

    Как зовут тебя, деревце?

    Тема: «Падают, падают листья»

    Цель: Рисование осенних листьев приёмом примакивания тёплыми цветами на голубом фоне. Развитие чувства цвета и ритма. (И.А. Лыкова – 42)

    3.

    Домашние животные и их детеныши

    Тема: «Мышка и репка»

    Цель: создание простой композиции: наклеивание травки, рисование большой репкии маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветными карандашами.  ( И.А. Лыкова - 40)

    4.

    Домашние животные и их детеныши

    Тема: «Щенок»

    Цель: продолжать учить рисовать методом тычка. Расширять знания о животных, обощать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета.

    (Утробина К.К. - 11)

    5.

    Я – человек. Части тела

    Тема: «Портрет мамы»

    Цель: Учить детей рисовать простым карандашом лицо мамы, ориентироваться в частях тела и лица.

    ноябрь

    1.

    Одежда

    Тема: «Красивый сарафан»

    Цель: продолжать учить рисовать методом тычка.

    2.

    Обувь

    Тема: «Башмачки»

    Цель: продолжать учить рисовать методом тычка.

    3.

    Моя семья

    Тема: «Цветок в горшке»

    Цель: Продолжать учить детей рисовать цветы способом "примакивания", проводить кистью линии в различных сочетаниях.

    (Д.Н. Колдина – 36)

    4.

    Профессии

    Тема: «Маска клоуна»

    Цель: Учить детей рисовать простым карандашом лицо клоуна, состоящее из кругов разного размера; ориентироваться в частях тела и лица. Закреплять умение анализировать содержание стихотворения.

    (Д.Н. Колдина – 29)

    декабрь

    1.

    Здравствуй, Зимушка -зима!

    Тема: «Град, град»

    Цель: Изображение тучи и града ватными палочками. С изменением частоты размещение пятен. (пятнашки на тучи близко к друг к другу, град на небе более редко с просветами.) (И.А. Лыкова – 50)

    2.

    Дикие животные и их детеныши

    Тема: «Зайчонок»

    Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать способом тычка жесткой кистью по контуру, расширять знания детей о диких животных, прививать интерес к поэтическим произведениям.

    (К.К.Утробина-15)

    3.

    Зимующие птицы

    Тема «Снегирь»

    Цель: продолжать учить рисовать методом тычка.

    4.

    Новый год у ворот!

    Тема: Нарядная ёлочка

    Цель: рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средства образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета.

    (И.А. Лыкова – 74)

    январь

    2.

    Дом

    Тема: «Скворечник»

    Цель: Развивать умение детей рисовать предмет, состоящей из прямоугольной формы, круга, прямой крыши. Правильно передавать относительную величину предмета. Закреплять приёмы закрашивания. (И.А. Лыкова -78 )

    3.

    Инструменты

    Тема «Молоток»

    Цель: рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Дорисовывание сюжета на основе линейного рисунка.

    (И.А. Лыкова – 102)

    4.

    Наши помощники. Электроприборы

    Тема: Большая стирка

    Цель: рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Дорисовывание сюжета на основе линейного рисунка.

    (И.А. Лыкова – 102)

    5.

    Мебель

    Тема «Шкаф»

    Цель: рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Дорисовывание сюжета на основе линейного рисунка.

    (И.А. Лыкова – 102)

    февраль

    1.

    Посуда

    Тема: «Грибная поляна»

    Цель: Учить изображать грибы в технике аппликации: составлять из готовых элеменнтов образы, контрастные по размеру. Разнообразить технику. Вызвать интерес к дополнению аппликативной композиции графическими элементами. ( И.А. Лыкова - 48)

    2.

    Продукты питания

    Тема: Колобок катиться по дорожке

    Цель: рисование по сюжету сказки «Колобок», Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки – на основе волнистой линии с петлями.

    (И.А. Лыкова – 88)

    3.

    День защитника Отечества

    Тема «Самолет»

    Цель: Учить детей рисовать длинные и короткие пересекающиеся линии с помощью кисточки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

    (Д.Н. Колдина – 34)

    4.

    Транспорт

    Тема: « Железная дорога для доктора Айболита»

    Цель: Учить детей рисовать длинные и короткие пересекающиеся линии с помощью кисточки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

    (Д.Н. Колдина – 34)

    март

    1.

    Международный Женский день

    Тема: «Цветочек для мамочки»

    Цель: подготовка картин в подарок мамам на праздник, Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги.

    (И. А. Лыкова – 108)

    2.

    Весна

    Тема: Весенние сосульки

    Цель: Учить детей рисовать разные по длине сосульки и передавать капель ритмичными мазками. Закреплять умение анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать речь и мышление.

    (Н.Д. Колдина – 37)

    3.

    Первые цветы

    Тема: «Почки и листочки»

    Цель: Освоение изобразительно - выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочков.

    (И.А. Лыкова – 126)

    4.

    Перелетные птицы

    Тема: «Цыплёнок»

    Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку, расширять знания о домашних птицах, обучать правильно использовать в своей речи существительные в единственном и множественном числе.

    (К.К. Утробина-13)

    апрель

    1.

    Наш друг - книга

    Тема: «В некотором царстве»

    Цель: Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно – образной выразительности. Развитие воображения.

    (И.А. Лыкова – 90)

    2.

    Что мы знаем о космосе?

    Тема «Ракета»

    Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку,

    3.

    Животные разных стран

    Тема: Полосатые полотенца для лесных зверушек.

    Цель: Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма(чередование в узоре 2 – 3 цветов или разных линий).

    (И.А. Лыкова – 64)

    4.

    Насекомые

    Тема: Рисование декоративное. Светлячок

    Цель: знакомство с явлениями контраста. Рисование светлячка на бумаге чёрного или темно синего цвета. Развитие воображение.

    (И.А. Лыкова – 56)

    май

    1.

    Моя Родина. Мой любимый город  

    Тема «Кремлевские звезды»

    Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку

    2.

    Праздник Победы

    Тема: «Салют»

    Цель: Познакомить детей со способом рисования тычком жесткой кисточкой, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру. Развивать эстетическое восприятие.

    (К.К. Утробина-10)

    3.

    Подводный мир

    Тема «Дельфин»

    Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку

    4.

    Азбука безопасности  

    Тема: Зеленые кусты

    Цель: Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник (рисование кистью и пальчиками).

    (Н.Д. Колдина – 40)

    5.

    Скоро лето!    

    Тема: Сороконожка на бумаге.

    Цель: рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона и задуманного образа.

    (И.А. Лыкова – 60)

    Календарно-тематическое планирование по лепке/аппликации

    во второй младшей группе (И.А. Лыкова)

    Месяц  

    Неделя

    Тема

    Формы работы в организованной деятельности

    Цель

    сентябрь

    1.

    Мой детский сад  

    Лепка  Тема: «Мой весёлый звонкий мяч»

    .

    Цель: вызвать интерес к лепке как виду изодеятельности, позволяющему создавать объёмные изображения. Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику

    2.

    Осень. Приметы осени

    Аппликация Тема: «Шарики воздушные»

    Цель: вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из 5-7 воздушных шариков одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету. Учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или частичным наложением, заполняя все пространство листа и аккуратно наклеивать на цветной фон. Развивать чувство формы и ритма.

    3.

    Овощи. Огород

    Аппликация Тема: Репка на грядке

    Цель: Лепка репки в определённой последовательности, раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев. Создание композиции на бруске.  (И.А. Лыкова – 34)

    4.

    Сад. Фрукты

    Аппликация  Тема: «Яблоко с листочками»

    Цель: учить составлять цельный аппликационный образ из 2-3 готовых силуэтов. Формировать композиционное умение. Развивать чувство цвета.

    октябрь

    1.

    Грибы. Ягоды

    Лепка Тема: «Ягодка на тарелочке»

    Цель: учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для полкчения тарелки и пальцами для ягодок. Показать возможность преобразования (сплющивание) шара в диск для получения тарелочки и поднимания (загибания) бортиков. Вызвать интерес к созданию пластической композиции из одного большого предмета, учить составлять цельный аппликационный образ из 2-3 готовых силуэтов. Формировать композиционное умение. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к изображению представлений о природе в изобразительной деятельности.

    2.

    Как зовут тебя, деревце?

    Аппликация Тема: Листопад

    Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации.  (И.А. Лыкова – 44)

    3.

    Домашние животные и их детеныши

    Лепка Тема: «Мышка норушка»

    Цель: лепка конусообразной формы и создание образа мышки: заострение мордочки, использование дополнительных материалов.  (И.А. Лыкова – 38)

    4.

    Домашние животные и их детеныши

    Тема: «Снеговик» (Аппликация)

    Цель: Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно располагая их по величине.

    (И.А. Лыкова -60)

    5.

    Я – человек. Части тела

    Лепка Тема: Лямба

    Цель: Лепка фантазийных существ по мотивам литературного образа. Развитие образного мышления, творческого воображения. (И.А. Лыкова – 54)

    ноябрь

    1.

    Одежда

    Аппликация Тема «Пальто»

    Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации.  (И.А. Лыкова – 44)

    2.

    Обувь

    Лепка Тема: «Лепка по замыслу»

    Цель: Закреплять полученные ранее навыки лепки из глины. Учить детей называть вылепленные предметы. Развивать самостоятельность, творчество.

    (И.А. Лыкова -46)

    3.

    Моя семья

    Лепка. Тема: «Дед и бабка»

    Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа с помощью ниток и пластилина. Закреплять знания ребят о частях лица и тела. Демонстрационный материал. Книги с русскими народными сказками, в которых участвуют дед и бабка.

    (Д.Н. Колдина – 29)

    4.

    Профессии

    Лепка Тема: «Повар»

    Цель: учить детей раскатывать тонкую колбаску прямыми движениями рук, соединять ее концы внахлест, накладывая их друг на друга и прижимая. Воспитывать отзывчивость.

    Д.Н. Колдина – 34)

    декабрь

    1.

    Здравствуй, Зимушка -зима!

    Аппликация Тема: Волшебные снежинки

    Цель: наклеивание шестилучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учетом исходной формы; дорисовывание узоров фломастерами или красками.

    (И.А. Лыкова – 68)

    2.

    Дикие животные и их детеныши

    Лепка  Тема: «Слепи свою любимую игрушку»

    Цель: Развивать умение детей самостоятельно выбирать содержание лепки, используя усвоенные ранее приемы лепки. Закреплять умение лепить предметы состоящие из одной или нескольких частей.

    (И.А. Лыкова -61)

    3.

    Зимующие птицы

    Аппликация «Синичка»

    Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации.  (И.А. Лыкова – 44)

    4.

    Новый год у ворот!

    Аппликация Тема: Праздничная ёлочка

    Цель: создание образа новогодней ёлки из 30=-5 готовых форм; украшение ёлки цветными игрушками и гирляндами. Экспериментирование с художественными инструментами и материалами.

    (И.А. Лыкова – 76)

    январь

    2.

    Дом

    Аппликация Тема: Лоскутное одеяло

    Цель: создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков и составление коллективной композиции из индивидуальных работ.

    (И.А. Лыкова – 96)

    3.

    Инструменты

    Лепка Тема: «Я пеку, пеку, пеку…»

    Цель: Лепка угощение для игрушек. раскатывание, сплющивание, в диск и полусферу, защипывание краёв. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

    (И.А. Лыкова – 78)

    4.

    Наши помощники. Электроприборы

    Аппликация «Стиральная машина»

    Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации.  (И.А. Лыкова – 44)

    5.

    Мебель

    Аппликация «Три медведя»

    Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию.

    февраль

    1.

    Посуда

    Аппликация «Укрась тарелочку»

    Цель: Создание аппликационной композиции из готовых форм разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации.  (И.А. Лыкова – 44)

    2.

    Продукты питания

    Лепка Тема: Лесной магазин

    Цель: Лепка героев стихотворения – лесных зверей – комбинированным способом. Составление коллективной композиции.

    (И.А. Лыкова – 62)

    3.

    День защитника Отечества

    Аппликация Тема: “Самолеты стоят на аэродроме”

    Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений.

    (И.А. Лыкова -64)

    4.

    Транспорт

    Аппликация Тема: «Ручеёк и кораблик»

    Цель: Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблик) , Развитие чувства формы и композиции.

    (И.А. Лыкова – 122)

    март

    1.

    Международный Женский день

    Лепка Тема: «Бублики – баранки –

    сушки»

    Цель: Раскатывание цилиндров разной толщины и длины с замыканием в кольцо. Оформление лепных изделий. Развитие глазомера и мелкой моторики.

    (И.А. Лыкова – 82)

    2.

    Весна

    Аппликация Тема: Дождь, дождь

    Цель: аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.

    (И.А. Лыкова – 52)

    3.

    Первые цветы

    Аппликация

    Тема: «Букет цветов»

    Цель: Создание красивых композицией: выбор и наклеивание вазы и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы.

    (И.А. Лыкова – 106)

    4.

    Перелетные птицы

    Лепка Тема: «Цыпленок»

    Цель: Воспитывать интерес к сказкам. Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. (Н.Д. Колдина – 35)

    апрель

    1.

    Наш друг - книга

    Лепка. Тема: «В гостях у сказки»

    Цель: Учить детей делать из колбасок кольца и ставить их друг на друга, чтобы получился колодец. Развивать речь и мышление.

    (И.А. Лыкова -89)

    2.

    Что мы знаем о космосе?

    Аппликация «Ракета»

    Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию.

    3.

    Животные разных стран

    Лепка. Тема: «Черепаха»

    Цель: Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев.

    (И.А. Лыкова -87)

    4.

    Насекомые

    Аппликация «Пчела»

    Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию.

    май

    1.

    Моя Родина. Мой любимый город  

    Лепка Тема: «Цветок на клумбе»

    Цель: Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать память, внимание, восприятие, речь и мышление.

    (Н.Д. Колдина – 37)

    2.

    Праздник Победы

    Аппликация «Праздничный салют»

    Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию.

    3.

    Подводный мир

    Аппликация «Морская звезда»

    Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию.

    4.

    Азбука безопасности  

    Лепка «Светофорик»

    Цель: Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию.

    5.

    Скоро лето!    

    Лепка Тема: Сороконожка

    Цель: Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлинённых цилиндров прямым движением ладоней и видоизменять формы – изгибание, свивание.

    (И.А. Лыкова – 58)

    Приложение 2

    Мониторинг обученности детей второй  младшей группы

    п/п

    ФИ ребенка

    1.        Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике

    2.        Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь, на протяжении 6-7 минут

    3.        Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения

    4. Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк)

    5.        Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее; способен сосредоточиться на 10-15 секунд для восприятия музыки, сидя на стульях

    6.        Проявляет интерес к книге (узнает героев произведений на иллюстрациях), к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы (задает вопросы о природе, обращает внимание на ее красоту)

    7.        Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).

    8.        Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда

    9.        Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, при-топы), а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, умеет сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации (дождик, гром, ветер)

    10.        Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения: поочередное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки», «фонарики» и др.

    11.        Поет естественным голосом, подпевает с удовольствием взрослым.

    1.        Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике

    Воспитатель в ходе организованной деятельности демонстрирует детям предметы декоративно-прикладного искусства, книги с графикой и пр.

    2        балла - ребенок самостоятельно проявляет устойчивый интерес к указанным предметам и иллюстрациям. г

    1 балл - ребенок проявляет интерес к указанным предметам и иллюстрациям в совместной со взрослым деятельности.

    0        баллов и ребенок не проявляет интереса к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике.

    2.        Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь, на протяжении 6-7 минут

    2        балла - в течение указанного времени спокойно сидит и внимательно слушает.

    1        балл - в течение указанного времени слушает, может отвлекаться, но при напоминании взрослого опять сосредотачивается на произведении.

    0        баллов - практически сразу же отвлекается и не выражает желания слушать дальше.

    При ответе на этот вопрос необходимо соотнести наблюдения воспитателя с данными анкеты родителей (см. Анкета для родителей, п. 1). Если ребенку предполагается ставить оценку «0 баллов», то попробовать поставить или прочитать названное родителями произведение, посмотреть на реакцию ребенка.

    3.        Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения

    Воспитатель читает подгруппе детей небольшое художественное произведение, доступное возрасту (из списка рекомендованной ли-, тературы), которое не читалось детям ранее. Затем беседует с детьми, выясняя, насколько дети поняли содержание прочитанного.

    2        балла - ребенок сосредоточенно слушает, правильно воспроизводит содержание произведения. <

    1        балл - недостаточно следит за развитием сюжета: делает ошибки, воспроизводя содержание, но после наводящих вопросов исправляет их.

    0        баллов - недостаточно следит за развитием сюжета: делает ошибки, воспроизводя содержание, и не может исправить их даже после наводящих вопросов взрослого.

    4. Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст (4-8 строк)

    2        балла - правильно выполняет задание.

    1 балл - делает ошибки, но после наводящих вопросов исправляет их.

    0 баллов - не может правильно справиться с заданием.

    5.        Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее; способен сосредоточиться на 10-15 секунд для восприятия музыки, сидя на стульях

    См. Методика оценки по пунктам, заполняемым музыкальным работником

    6.        Проявляет интерес к книге (узнает героев произведений на иллюстрациях), к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы (задает вопросы о природе, обращает внимание на ее красоту)

    2        балла - самостоятельно инициирует соответствующую деятельность: берет книги, называет картинки, начинает подпевать или танцевать, задавать вопросы.

    1        балл - собственная активность минимальна, но по предложению взрослого или подражая сверстнику включается в соответствующую деятельность (воспитатель может предложить посмотреть книгу, включить музыку и наблюдать за поведением конкретного ребенка и т.п.).

    0        баллов - не проявляет никакого интереса.

    7.        Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).

    2        балла - изображения и поделки имеют хорошо узнаваемые образы, в которых достаточно правильно переданы как общие, так и специфические черты (например, у всех животных рисуется туловище на четырех ногах и голова, но у лошади добавляется шея и грива, у кота - усы и треугольные ушки, у поросенка - пятачок и характерный хвост и пр.).

    1        балл - изображения и поделки имеют не очень хорошо узнаваемые образы (например, можно перепутать лошадь и собаку, цветок и дерево и т.п.). V

    0        баллов - образы малоузнаваемы, рисование находится на стадии каракуль.

    8.        Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда

    2        балла - в разных видах изобразительной деятельности и художественного труда пытается выразить собственные представления и впечатления (рисует эмоционально значимые для него объекты или события, дополняет поделку нужными, с его точки зрения, деталями, которых не содержал образец, и т. п.).

    1 балл - в рисовании, лепке, аппликации либо следует образцу, либо отказывается от деятельности, мотивируя тем, что «не умею», «не получится» и т.п. Но при эмоциональной поддержке взрослого начинает деятельность и проявляет свою способность к отображению собственных впечатлений и представлений.

    0        баллов - не пытается отображать свои представления и впечатления: либо следует образцу, либо вовсе отказывается от деятельности. Помощь взрослого не принимается.

    9.        Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, при-топы), а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, умеет сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации (дождик, гром, ветер)

    См. Методика оценки по пунктам, заполняемым музыкальным работником

    10.        Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения: поочередное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки», «фонарики» и др.

    * См. Методика оценки по пунктам, заполняемым музыкальным работником

    11.        Поет естественным голосом, подпевает с удовольствием со взрослым.

    - См. Методика оценки по пунктам, заполняемым музыкальным работником

    Приложение 3

    План коррекционной работы по индивидуальным программам 

    по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе

    Месяц  

    Неделя

    Тема

    Формы работы в организованной деятельности

    Цель

    сентябрь

    1.

    Мой детский сад  

    2.

    Осень. Приметы осени

    3.

    Овощи. Огород

    4.

    Сад. Фрукты

    октябрь

    1.

    Грибы. Ягоды

    2.

    Как зовут тебя, деревце?

    3.

    Домашние животные и их детеныши

    4.

    Домашние животные и их детеныши

    5.

    Я – человек. Части тела

    ноябрь

    1.

    Одежда

    2.

    Обувь

    3.

    Моя семья

    4.

    Профессии

    декабрь

    1.

    Здравствуй, Зимушка -зима!

    2.

    Дикие животные и их детеныши

    3.

    Зимующие птицы

    4.

    Новый год у ворот!

    январь

    2.

    Дом

    3.

    Инструменты

    4.

    Наши помощники. Электроприборы

    5.

    Мебель

    февраль

    1.

    Посуда

    2.

    Продукты питания

    3.

    День защитника Отечества

    4.

    Транспорт

    март

    1.

    Международный Женский день

    2.

    Весна

    3.

    Первые цветы

    4.

    Перелетные птицы

    апрель

    1.

    Наш друг - книга

    2.

    Что мы знаем о космосе?

    3.

    Животные разных стран

    4.

    Насекомые

    май

    1.

    Моя Родина. Мой любимый город  

    2.

    Праздник Победы

    3.

    Подводный мир

    4.

    Азбука безопасности  

    5.

    Скоро лето!    

    Приложение 4

    План работы с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие ребенка»

    № п/п

    Мероприятие

    Тема

    Цель

    Дата

    1.

    Выставка поделок

    «Осень. Урожайная пора»

    Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

    Сентябрь

    2.

    Выставка рисунков

    «Пожилой человек»

    Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

    Октябрь

    3.

    Конкурс зимних построек

    «Зимушка-зима»

    Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

    Ноябрь

    4.

    Конкурс новогодних поделок

    «Новогодние чудеса»

    Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

    Декабрь

    5.

    Конкурс поздравлений к 23 февраля

    «Воинам России посвящается»

    Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

    Февраль

    6.

    Конкурс поздравлений к 8 марта

    «Нет прекраснее на свете…..»

    Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

    Март

    7.

    Конкурс рисунков по безопасности

    «Чтобы не было беды….»

    Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

    Апрель

    8.

    Акция

    «Георгиевская ленсточка»

    Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу

    Май

    Приложение 5

    План работы с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие ребенка»

    № п/п

    Мероприятие

    Тема

    Цель

    Дата

    1.

    Участие в конкурсах

    Ноябрь

    2.

    Участие в конкурсах

    Январь

    3.

    Участие в конкурсах

    Март


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

    рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...