Главные вкладки

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
    рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

    Агашкина Анна Сергеевна

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

    (МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий МДОУ

    «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

    ____________________ Л.И. Мифтахова

    Приказ №          от                           2018 г.

                     

    ПРИНЯТО

    Педагогическим советом

    «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

    Протокол №      от                           2018г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

    для старшей группы «А»

    (разделы: музыка, рисование, лепка, аппликация)

    на основе Примерной общеобразовательной программы

    дошкольного образования

    с учетом Комплексной образовательной программы

    дошкольного образования «Мир открытий»,

    научный руководитель Л.Г. Петерсон,

    под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

    воспитатели

    Иванова С.Н.

    Михайлова А.Н.

    Надым

    2018

    1. Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

    1.1. Музыка

    Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раза в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей шестого года жизни допускается не более 25 минут.

    Программные задачи:

    • Воспитывать устойчивый интерес к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать музыкальный вкус.

    • Обогащать музыкально-слуховой опыт, расширять музыкальный кругозор (приобщать к отечественному и зарубежному фольклору, классической и современной музыке, поддерживать интерес к слушанию детских песен, коротких пьес разных жанров и стилей).

    • Развивать творческое воображение, способности творчески интерпретировать свое восприятие музыки в импровизации движений, в выборе и обыгрывании атрибутов, в музицировании и других видах художественно-творческой деятельности.

    • Развивать чувство ритма, музыкальную память, интонационный слух в музыкальных играх и специально подобранных педагогом музыкально-дидактических играх с движением, в игре на музыкальных инструментах, пении.

    • Развивать произвольное внимание в процессе слушания музыки, умение сосредоточиться на 20-30 секунд; продолжать развивать объем слухового внимания до 30-40 секунд.

    • Формировать навыки исполнительства в различных видах музыкальной деятельности: вокально-хоровых навыков, музыкально-ритмических умений, навыков игры на различных детских музыкальных инструментах.

    Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента, который составляет 15 % от общего числа непосредственно образовательной деятельности

    Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.

    Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

    Рабочая программа по «Музыкальному развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п

    Тема (раздел)

    Количество

    1.

    Слушание музыки +Музыкально-ритмические

    движения + +Пение + Пляски, игры, хороводы

    37

    2.

    Слушание музыки + Музыкально-ритмические движения

    + Пение + игра на детских музыкальных инструментах

    37

    всего:

    74

    Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

    К концу обучения ребенок

    1. проявляет эмоциональный интерес к произведениям искусства, проявляет эстетические чувства, эмоции; понимает некоторые образные средства, используемые для передачи настроения в музыке, в художественной литературе, изобразительном искусстве.

    2. проявляет интерес в слушанию музыки в более сложных образах, способен к восприятию классической музыки продолжительностью 25-30 мин, имеет 2-3 любимых произведения

    3. любит петь  и делает эмоционально и с удовольствием.

    4. согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения

    5. любит музицировать на инструментах, знает их названия

    Содержание рабочей программы по музыке

    У детей 6-го года жизни уже есть собственный чувственный опыт музицирования. Важно наладить координацию между слухом и «инструментом» – голосом, телом, звучащим предметом. Дети 6-го года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать ее образ, высказывать свои предпочтения. Педагог использует разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах интеграции (реализации творческих проектов, игровых постановках детских балетов и опер и др.).

    Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия от музыки и движения, интерес к творческой деятельности, общение. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удовольствия от музицирования в творческих формах и общения, которое его сопровождает. Восприятие музыки. Детям 5-6 лет доступно более тонкое и дифференцированное восприятие музыки: дети воспринимают уже не только контрастное звучание, но и менее яркие динамические, темповые, тембровые оттенки. Более тонкое восприятие находит отражение во всех видах исполнительской и творческой деятельности детей.

    Задачи развития восприятия музыки включают развитие специальных музыкальных способностей и воспитание интереса к слушанию музыки, обогащению музыкально-слуховых представлений.

    Задачи:

    • развитие любви к музыке и интереса к слушанию музыки;

    • формирование музыкально-слуховых представлений, развитие музыкальной памяти и интереса, что проявляется в запоминании любимых произведений, потребности в повторном прослушивании;

    • развитие способности к более продолжительному восприятию музыки в условиях активного музицирования, в играх, импровизированном движении, в специально организованном слушании музыки (от 20 до 40 с.);
    • обогащение опыта интонационного восприятия через расширение круга музыкальных образов («Листопад», «Лесное Чудище», «Сорока» «Падает снег», «В лесу»);
    •  развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, памяти, интонационного слуха) в музыкальных играх и специально смоделированных педагогом музыкально-дидактических упражнениях с движением, в игре на музыкальных инструментах, пении.

    Примерный репертуар для слушания музыки: М.С. Степанов. «Белочка»; С.М. Слонимский. «Лягушки», «Кузнечик»; Ж.Л. Металлиди. «Лесное Чудище»; Д.Д. Шостакович. «Вальс-шутка»; Ф. Ребицкий. «Кот и мышь»; Р.С. Леденев. «Спор»; Д.Б. Кабалевский. «На льду», «Свет и тень», «В цирке», «Маленький жонглер», «Клоуны»; С.А. Разоренов. «Козлик резвится», «Двапетуха»; Н. Горлов. «Босиком по лужам»; В.И. Ребиков. «Медведь»; М. Медынь «Часы»; М. Дробнер. «Будильник»; В.А. Сапожников. «На веселых островах ходят все на головах»; Б.И. Тобис. «Негритенок грустит», «Негритенок улыбается»; Ф. Лемарк. «Пудель и птичка»; А.И. Живцов. «Хромой кузнечик»; С.М. Майкапар. «Мотылек», «Маленький командир», «Детская пьеса»; А.Ф. Гедике. «Перекличка»; А.И. Хачатурян. «Скакалка»; С.С. Ляховицкая. «Шуточка-дразнилка».

    Пение. 

    Анатомо-физиологические особенности детей 6-го года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объем легких). Важно правильно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы – до 5-6 секунд (небольшая музыкальная фраза, которую нужно спеть на одном дыхании). Диапазон голоса детей расширяется (до -си первой октавы).  

    Развитие певческой деятельности проводится в трех вариантах: со всей группой (поют хором вместе с педагогом), с подгруппой или индивидуально. С детьми 5-6 лет можно организовать вокальные ансамбли (для исполнения более сложных песен). В старшем дошкольном возрасте некоторые дети уже готовы к сольным выступлениям, поэтому с ними необходима индивидуальная работа.

    Основной песенный репертуар: «Хорошо у нас в саду», муз. В.П. Герчик, сл. А. Пришельца; «Песенка ребят», муз. М.И. Красева, сл. З.Н. Александровой; «Зимняя песенка», муз. М.И. Красева, сл. С. Вешеславцевой; «К нам гости пришли», муз. А.Н. Александрова, сл. М.И. Ивенсен; «Листья золотые», муз. Т.А. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Наша родина сильна», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; «Что нам осень принесет?», муз. З.А. Левиной, сл. Л. Некрасовой; «Салют», муз. З.А. Левиной, сл. Некрасовой; «Марш юных космонавтов», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; «Про меня и муравья», муз. и сл. Л.М. Абелян, «Самая хорошая», муз. В.С. Иванникова; «Львенок и черепаха», муз. Г.И. Гладкова, сл. С.Г. Козлова; «Солнечная капель», муз. С.М. Соснина, сл. Иры Вахрушевой; «Новогодняя хороводная», муз. А.И. Островского, сл. Ю.И. Леднева; «Наша елочка», муз. и сл. А. Штерна; «Елочка-краса», муз. Л.М. Бирнова, сл. И. Лешкевич; «Хлопайте в ладоши», муз. Е. Зарицкой.

    Музыкально-ритмическое движение и игровая деятельность. 

    В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных качеств у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, общеразвивающие, плясовые, имитационные).

    Задачи по развитию музыкально-ритмических навыков:

     развитие любви к музыке;

     основные движения под музыку: ходьба (бодрая, спокойная, на носках, переменный шаг, шаг с притопом, на носках с притопом, вперед и назад спиной, с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках; бег легкий, ритмичный, широкий, с высоким подниманием колена и др.; прыжковые движения – на двух ногах вместе, с продвижением вперед и назад, прямой галоп и боковой галоп, легкие подскоки, шаг польки;

     общеразвивающие движения под музыку: на различные группы мышц и различный способ выполнения движений (плавные, маховые, пружинные) со скрестными движениями;

     имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие настроение музыки, понятный детям музыкально-игровой образ, (принцесса, робот, усталая старушка и т.д.);

     плясовые движения – элементы народных плясок и современных танцев, доступные детям (различные способы кружения, «выбрасывание ног», «ковырялочка», «козлик», «распашонка», «присядка», приставной шаг, и др.). Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с различной атрибутикой: лентами, обручами, платками, бубнами, скакалками и др. Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве.

    В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки («на себя», «от себя» и «от предмета или объекта»), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения (колонны, шеренги, круг, два концентрированных круга, несколько кругов, «клином» и т.п.), становиться друг за другом парами и по одному, становиться парами лицом друг к другу и спиной, находить свободное место в зале, двигаться «змейкой» за ведущим.  

    Важно развивать у детей способность к импровизации под музыку с использованием знакомых движений и построений.

    Примерный музыкально-ритмический репертуар: парные круговые пляски: «Старинная полька», «Кремена»; коммуникативные танцы-игры: «Веселые пары» (лит.- нар. мелодия), «Приглашение», «Веселые дети» (лит. нар. мелодия); музыкально-ритмические композиции на основе детских песен: «Кот Леопольд» (Б. Савельев), «Красная Шапочка» (А.Л. Рыбников); характерные танцы: «Танец бабочек» (Ф. Бургмюллер), «Танец гномов» (Ф. Бургмюллер), «Танец Снежинок» (Г.В. Свиридов).

    Народные игры с пением: русск. нар. песни: «А мы просо сеяли», «Во кузнице», «Пчелка»; лат. нар. игра «Сидит ворон на дубу»; танцы на классическую музыку: «Метель» (вальс Г.В. Свиридова), «Танец с лентами» на «Вальс» Делиба и др. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети 5-6 лет проявляют интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно.

    Музыкальный материал: русский народный фольклор, фольклор народов мира, танцы народов мира, современная танцевальная музыка; программные авторские миниатюры различного характера («Детские альбомы», части программных сюит – в различном исполнении и стилистической интерпретации).

    Задачи обучения игре на музыкальных инструментах:

     воспитание любви и интереса к музицированию; создание условий для получения детьми удовольствия от музицирования и общения, которое его сопровождает;

     развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть ее на фоне метра; исполнять более протяженные ритмы в звучащих жестах с речевой поддержкой и постепенно снимая ее; постепенно переходить к ритмически организованным формам импровизации на простых инструментах: бубне, барабане, маракасе;

     знакомство детей со звуковысотными инструментами (ксилофоном и металлофоном); простейшее их использование для игры попевок из 2-3 звуков.  

    Примерный репертуар для музицирования с инструментами: потешный и игровой фольклор разных народов для речевого музицирования, шуточные авторские стихи; музыка различного характера и темпа для подыгрывания и импровизаций на инструментах (народная и авторская); коммуникативные танцы.

    Пьесы для исполнения в шумовом оркестре: Д.Д. Шостакович. «Вальсшутка», 1-я часть, «Шарманка», «Аннушка»; чешск. нар. мелодия, 2-3 вариации; «Ах вы, сени», вариации на тему русск. нар. песни; Й. Гайдн. «Часы», фрагмент симфонии № 101; Ж.Ф. Рамо. «Тамбурин».

    Способы проверки обученности воспитанников

      Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

      Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения музыкального развития детей. Приложение 2.

    Средства обучения

         В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал,  синтезатор, фортепиано, музыкальный центр, магнитофон и  т.д.

    1.2. Художественно-продуктивная деятельность

    Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раза в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей шестого года жизни допускается не более 25 минут.

    Программные задачи:

    • Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; знакомить с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

    • Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, обогащать зрительные впечатления, приобщать к родной и мировой культуре, формировать эстетические чувства и оценки, воспитывать художественный вкус, формировать эстетическую картину мира.

    • Знакомить с «языком искусства», содействовать осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве, между формой, декором и функцией предмета в декоративно-прикладном искусстве, между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна.

    • Обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; расширять тематику для свободного выбора детьми интересных сюжетов о своей семье, жизни в детском саду, о бытовых, общественных и природных явлениях с пониманием различных взаимосвязей и причин событий как ключевой идеи сюжета.

    • Поддерживать интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений.

    • Обогащать художественный опыт детей; содействовать дальнейшему освоению базовой техники рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствовать умения во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей.

    • Развивать способности к восприятию и творческому освоению цвета, формы, ритма, композиции как «языка» изобразительного искусства.

    • Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества.

    • Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру; создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве.

    Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

    Рабочая программа по «Художественно-продуктивной деятельности» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п

    Тема (раздел)

    Количество

    1.

    Рисование

    34

    2.

    Лепка

    18

    3.

    Аппликация

    18

    всего:

    74

    Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

    К концу обучения ребенок

    1. узнает различные виды искусств и отдельные жанры

    2. самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира, при этом старается передать не только основные признаки, но и различные взаимосвязи

    3. в разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов

    4. самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов

    5. успешно применяет освоенные художественные способы, свободно сочетает их для реализации своих замыслов.

    Содержание рабочей программы по художественно-продуктивной деятельности

    Педагог использует различные образовательные ситуации для обогащения художественных впечатлений детей, продолжает знакомить с произведениями национального и мирового искусства. Содействует освоению «языка искусства», овладению доступными средствами художественно-образной выразительности скульптуры, живописи, графики (книжной и прикладной), дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства. Развивает эстетическое восприятие, творческое воображение, художественные интересы и способности.

    Поддерживает желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года). Учит детей отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации, конструкции (лес, водоём, пустыню «населять» соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду – розы, астры, тюльпаны).

    Педагог поддерживает стремление самостоятельно комбинировать способы изображения и материалы, помогает осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (например, комбинировать силуэтную аппликацию с рисованием, создание объемной формы сочетать с декоративной росписью).

    В дидактических играх с художественным содержанием способствует развитию восприятия цвета, формы, ритма, композиции; к примеру, помогает детям научиться различать цветовые нюансы; предлагает размещать цвета по степени интенсивности (до пяти светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.

    В лепке педагог обращает внимание детей на связь между художественным материалом, пластической формой и рациональным способом лепки, создает условия для обогащения и усложнения  изобразительной техники, на основе чего дети:

    • осмысленно и более точно передают форму изображаемых объектов (бытовых предметов, игрушек, животных, людей, сказочных героев, транспортных средств, зданий, растений), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействия в сюжете;

    • продолжают осваивать и творчески комбинировать различные способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный и др.;

    • самостоятельно выбирают приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу).

    В рисовании педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественной техники; поддерживает уверенность, инициативность, творческие замыслы, благодаря чему дети:

    • совершенствуют технику рисования гуашевыми и акварельными красками (смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, в т.ч. светлотные; уверенно пользуются кистью, рисуют всем ворсом кисти или концом); создают образ с помощью нескольких цветов или оттенков, например, разные оттенки коричневого при изображении ствола дерева, дватри оттенка красного цвета при изображении яблока);

    • осваивают различные приемы рисования простым карандашом, пастелью, углем, сангиной, цветными мелками; при этом свободно используют разные цвета и оттенки, стараются регулировать темп, амплитуду движений руки и силу нажима;

    • передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; понимают, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются особенности художественного пространства (форма, величина, фактура фона);

    • передают несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при создании сюжета отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.  

    В аппликации педагог продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором» для обогащения художественной техники, чтобы дети:  

    • творчески выполняли плоскостную и рельефную аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, осенние листья, цветочные лепестки, соломка);

    • осваивали новые способы вырезания: симметричное, парносимметричное, предметное, силуэтное по нарисованному или воображаемому контуру, накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (цветы, снежинки, салфетки, занавески, одежда для кукол);

    • создавали орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи) в сотворчестве с педагогом, родителями и другими детьми.

    В художественном конструировании педагог содействует накоплению детьми опыта создания различных конструкций для обустройства игрового, бытового и образовательного пространства детского сада, праздничного оформления интерьера и благоустройства участка детского сада (игрушки, элементы костюма, предметы интерьера, сувениры и подарки). Дети конструируют из бумаги, картона, гофрокартона, природного материала, из готовых и полуоформленных предметов (открыток, бумажных полосок, пластиковых трубочек, упаковок), деталей конструктора, предметов мебели и др. Основное отличие данного вида детского творчества от технического конструирования и детского строительства (зодчества) состоит в том, что дети получают конструкцию не только практичную, но при этом эстетичную, что позволяет вывести этот вид деятельности на уровень дизайна.

    Дети осваивают новые художественные техники: оригами, киригами, мокрое оригами, модульное конструирование, создание бумажных моделей на основе конуса и цилиндра и др. Педагог по своему увлечению и желанию (в форме мастер-классов, дополнительной студийной или индивидуальной работы) может ознакомить детей с техникой квиллинга (бумагокручение), айрис-фолдинг (радужка) и др. В художественном труде педагог знакомит детей с традиционными художественными ремеслами (художественная обработка дерева, гончарное и кузнечное дело, ткачество, кружевоплетение и др.); предлагает для декоративного оформления объемные изделия, выполненные на занятиях по лепке и конструированию; для иллюстрирования – сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой; показывает способы экономного использования художественных материалов.

    Все образовательные ситуации учебного года выстроены в единой логике с условным названием «Город мастеров». Каждый месяц деятельность детей организуется в форме творческого проекта: «Игрушечных дел мастера», «Тайны природы и секреты ремесла», «От ложки до матрешки», «Между молотом и наковальней», «Нитки из кудели для мягких рукоделий», «Хороводы нежных кружев под руками мягко кружат» и др. Созданные детьми изделия широко используются для оформления и обогащения предметно-пространственной среды, а также в образовательной работе.

    Восприятие искусства (примерный перечень произведений)

    Народное и декоративно-прикладное искусство. Коллекция народных игрушек (в т.ч. из промыслов родного края – по выбору педагога); коллекция посуды (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская, семикаракорская, армянская, украинская, китайская и др.) и других предметов интерьера; коллекция высокохудожественных изделий для знакомства детей с ремеслами (художественная обработка дерева – скульптура, резьба, роспись; художественная обработка металла – кузнечное и ювелирное дело, роспись, чеканка, скульптура; ткачество, ковроделие; кружевоплетение и др.). Изделия могут быть представлены на выставках, в коллекциях и в мини-музее, а также в игровом и бытовом пространстве (по выбору детского сада).  

    Книжная графика (иллюстрации) И.Я. Билибин. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке», «Царевна-лягушка» (рус. нар. сказки); В.М. Конашевич. «Сказка о рыбаке и рыбке (А.С. Пушкина), «Горшок каши» (братьев Гримм), «Золушка» (Ш. Перро), «Сказ про муравья и великана» (Н.П. Кончаловской); «Старик-годовик» (В.И. Даля); «Плывет-плывет кораблик» (англ. детские песенки); Т.А. Маврина. «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкина); В.Г. Сутеев. «Слоненок» (Р. Киплинга), «Сказки в картинках» (В.Г. Сутеева); Е.М. Чарушин. «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа, Томка и сорока» (Е.М. Чарушина); Т.Г. Юфа и др.

    Живопись. И.К. Айвазовский. «Черное море», «Волна»; В.Э. БорисовМусатов. «Весна»; И.И. Бродский. «Осенние листья»; Ф.А. Васильев. «Мокрый луг», «Перед дождем»; В.М. Васнецов. «Гусляры», «Снегурочка»; А.Г. Венецианов. «Спящий пастушок», «Портрет крестьянской девочки»; И.Э. Грабарь. «Мартовский снег»; П.П. Кончаловский. «Сирень»; А.И. Куинджи. «Ночь над Днепром», «Днепр утром»; Б.М. Кустодиев. «Масленица»; И.И. Левитан. «Март», «Большая вода»; И.Е. Репин. «Стрекоза»; В.С. Садовников. «Цветы и фрукты»; В.А. Серов. «Девочка с персиками», «Мика Морозов»; В.А. Тропинин. «Кружевница»; И.Ф. Хруцкий. «Фрукты»; И.И. Шишкин. «Корабельная роща», «Березовая роща» и др.  Дети приобретают «опыт зрителя» в художественном музее и на артвыставке.  

    Способы проверки обученности воспитанников

      Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

      Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 4.

    Средства обучения

         В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал,  цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, гуашь, акварель и  т.д.

    1.3.  Художественная литература и фольклор

    Программные задачи:

    • Углублять читательские интересы детей, показывать ценность книги как источника новых впечатлений и представлений об окружающем мире, способствовать усвоению норм и нравственных ценностей, принятых в обществе.

    • Развивать умение внимательно слушать тексты, вникать в смысл, понимать мотивы поведения героев, задавать смысловые вопросы и высказываться о прочитанном художественном произведении, выражая свое отношение к литературным персонажам, их поступкам, развивать собственное толкование в процессе разных видов детской активности.

    • Вовлекать детей в процесс сочинительства, поощрять первые творческие проявления.

    • Пробуждать интерес к книжной графике.

    • Развивать у детей воображение и чувство юмора.

    Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

    Рабочая программа по «Художественная литература и фольклор» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.

    Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

    К концу обучения ребенок

    1. интересуется литературными произведениями разных жанров

    2. умеет находить сходство и различия художественных произведений

    3. участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения

    4. чувствует переживания, сопереживает персонажам

    Содержание рабочей программы по направлению художественная литература и фольклор

    К старшему дошкольному возрасту немотивированные эмоциональные переживания детей при восприятии художественных произведений все больше сменяются интеллектуальными переживаниями: осмыслением, пониманием, оценкой. Дети начинают осознавать свое эмоциональное отношение к героям, различать произведения по жанрам, сравнивать их, устанавливать смысловые связи внутри произведения, замечать некоторые выразительные средства литературного языка. Развивающиеся в этом возрасте образное мышление и воображение позволяют детям представить внешний вид героя, место событий, предвосхитить развитие сюжета в кульминации и придумать свой финал.

    На этой основе начинают появляться первые ростки литературного творчества. Художественные произведения для детей 5-6 лет подбираются таким образом, чтобы удовлетворять познавательные потребности, познакомить детей с разными сторонами окружающей их жизни: миром природы, человеческих отношений, миром собственных переживаний. Существенно разнообразятся сказки: появляются волшебные, поучительные бытовые, сказки разных народов, которые часто имеют похожий сюжет, но при этом несут на себе отпечаток национальных культур. Расширяется спектр фольклорных произведений: к песенкам, прибауткам и потешкам добавляются считалки, загадки, пословицы и поговорки.

    В репертуаре старших дошкольников появляются более сложные формы поэтических произведений, рассказы о природе, тексты юмористической направленности, тексты с игрой звуков, рифм, слов и пр. Постепенно дети приобщаются и к познавательной литературе (детским энциклопедиям, справочникам), к периодической печати в виде детских журналов. Для занятий педагог сам подбирает разнообразные по темам, жанрам, авторам произведения, решая с их помощью образовательные задачи данной области. Работая над литературным произведением, педагог привлекает детей к совместному обсуждению его основной проблемы, поощряет желание дать оценку происходящим событиям, помогает почувствовать силу художественной детали, включиться в творческий поиск, связанный с прогнозированием событий, придумыванием нового варианта сюжета (в разных его композиционных частях – зачине, кульминации, развязке). Часто используется группировка произведений по темам. Это позволяет демонстрировать детям, как один и тот же образ воплощается разными авторами. Например, сказки о лисе, в которых она представлена как обманщица и как помощница; образ птицы, переданный в стихах и природоведческом рассказе; тема дружбы, раскрытая в реалистическом рассказе и сказке, героями которой являются звери и пр.

    У детей развивают чуткость к слову, умение замечать эпитеты, понимать образные выражения, многозначные слова и использовать их в своей речи и при участии в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх. Развивают выразительность речи. Знакомят со смыслом пословиц и поговорок. Обсуждая прочитанное, педагог вовлекает детей в диалог, в коллективное обсуждение, старается выяснить, как понят детьми смысл произведения, что их затронуло больше всего, задает детям вопросы проблемного характера, учит анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их со своим опытом. Небольшие по объему произведения могут использоваться для пересказа, разыгрывания по ролям, выразительного чтения, озвучивания диафильма голосом или с помощью музыкальных инструментов.

    Творческие задания – неотъемлемый спутник образовательного процесса. Педагог вовлекает детей в процесс сочинительства, поощряет первые творческие проявления (введение новых героев в известный текст, придумывание других диалогов, речевые игры-придумки с рифмами, звуками, словами, подбор эпитетов и сравнений для характеристики героя или явления, фантазирование по собственному замыслу, по серии сюжетных картинок и пр.). Литературные произведения используются также для обогащения представлений детей о том, что не может быть представлено детям в реальности, для усиления эмоционального воздействия на детей при сюжетной связанности разных видов деятельности.

    Художественные произведения небольшого объема (стихи, фольклорные произведения, короткие рассказы и пр.) включаются в другие виды детской деятельности, например, используются для усиления эмоциональности при знакомстве с каким-либо объектом природы; помогают через словесное описание добиться выразительности рисунка или лепной работы и пр. В свободное время книги читаются исходя из детских запросов и интересов. Педагог индивидуально беседует с детьми о заинтересовавших их произведениях, рассказывает детям о своих литературных предпочтениях. Большое внимание уделяется книжной графике. Воспитатель предлагает детям для сравнения иллюстрации разных художников в разной стилистике к одному и тому же произведению. Дети могут создать по прочитанному произведению самодельные книги, иллюстрированные собственными рисунками. В этом возрасте вводится длительное чтение, когда детям частями читают достаточно объемные произведения как отечественной литературы, так и зарубежных авторов на протяжении нескольких дней.

    В длительном чтении используются приемы восстановления предыдущего сюжета, прогнозирования ситуаций, сочинения других вариантов окончания событий.  Читаются также циклы рассказов об одних и тех же героях. В качестве итоговых мероприятий периодически проводятся литературные конкурсы, игры, досуги и праздники.  По возможности со старшими дошкольниками организуются посещения детской районной библиотеки, в которой проходят тематические выставки, встречи с детскими писателями. Детей знакомят с разнообразием книг, их расположением по алфавиту, порядком пользования библиотекой. На регулярное посещение библиотеки с ребенком нацеливаются и родители. Рекомендуемые художественные произведения (примерный перечень)

    Малые формы русского и зарубежного фольклора: песенки, потешки, заклички, дразнилки, считалки, небылицы, скороговорки. Поэтические произведения: о природе: И.А. Бунин. «Листопад», К.Д. Бальмонт. «Осень», И.З. Суриков. «Зима», А.С. Пушкин. «Зимний вечер» (в сокр.), С.А. Есенин. «Белая береза», Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится», П.С. Соловьева. «Подснежник», А.Н. Плещеев. «Весна» и пр.; познавательной направленности: С.В. Погореловский. «Слава хлебу на столе», «Прежде и теперь», Ф.Н. Глинка. «Город чудный, город древний», А.А. Усачев. «Цирк», С.Г. Козлов. «В порту», В.А. Степанов. «Праздничная почта», С.А. Баруздин. «Кто построил этот дом?», Б.В. Заходер. «Кит и кот» и пр. Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Лисичка-сестричка и серый волк» (в обр. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса», «Лиса и собаки», «Царевна-лягушка», «Заяц-Хваста» (в обработке А.Н. Толстого), «Царевналягушка», «Морозко»  и пр.  

    Сказки разных народов: С. Топелиус. «Сампо-Лопаренок» (фин.); Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок» (дат.); братья Гримм. «Госпожа Метелица», Д. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (итал.); Р. Киплинг. «РиккиТикки-Тави» (англ.); нанайская сказка «Айога»; словацкая сказка «Двенадцать месяцев» (в пересказе С.Я. Маршака); карачаевская сказка «Приключения охотника»; чеченская сказка «Три башни, три облака, три волшебных коня и три дочери»; узбекская сказка «Три арбузных семечка»; словацкая сказка «Двенадцать месяцев» (в пересказе С.Я. Маршака) и пр. Авторские сказки: А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»; В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»; П.П. Бажов. «Серебряное копытце», С.Г. Козлов. «Зимняя сказка»; Б.В. Заходер. «Серая звездочка» и др.

    Прозаические произведения:  

    о природе: Г.Я. Снегирев. «Как звери и птицы к зиме готовятся»; В.В. Бианки. «Лесные домишки»; М. Горький. «Воробьишко»; К.Д. Ушинский. «Четыре желания»; В.В. Бианки. «Волшебная береза» (в сокращении) и др.;

    о детях: М.М. Зощенко. «Елка»; И.М. Пивоварова. «Новый год» из книги «Однажды Катя с Манечкой»; В.Ю. Драгунский. «Заколдованная буква», «Не хуже вас, цирковых», «Тайное становится явным»; Н.Н. Носов. «Самая красивая», «Заплатка» и пр.;

    о труде: И.А. Туричин. «Человек заболел»; С.Н. Михалков. «А что у вас?»; на морально-нравственные темы: Л.Н. Толстой. «Косточка»; В.А. Осеева. «Почему?»; Г.Я. Снегирев. «Верблюжья варежка»; познавательные: Р. Киплинг. «Как было написано первое письмо» (англ.); Д. Родари. «Чем пахнут ремесла» (пер. с ит. С.Я. Маршака).

    Тексты для длительного чтения: Е. Яниковская. «Я хожу в детский сад» (венг.); Н.Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»; А.К. Вестли. «Мама, папа, восемь детей и грузовик» (норв.); Т.И. Александрова. «Домовенок Кузька», «Катя в игрушечном городе»; П.П. Ершов. «Конек-горбунок»; Ю.И. Коваль. «Алый»; П.П. Бажов. «Серебряное копытце»; А.А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (англ.) и др.

    Способы проверки обученности воспитанников

      Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

      Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.

    Средства обучения

         В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, центры чтения с различными книгами и т.д.

    2. Коррекционная работа  с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.

    Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

    Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3

    3. Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

    Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

    Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

     Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ  (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

            Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

            Задачи:

            1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

        2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

             3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

            4.Формировать позитивные формы общения.

            5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

            6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

    Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

    1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

             2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

    3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

     4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

    Реализация программы рассчитана для работы  с детьми раннего возраста (дети 5-6 лет). Содержание программы  реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.  Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

    В  группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

    Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое  развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.

    4. Работа с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие ребенка»

    Одним из путей повышения качества дошкольного образования  является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

    Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

    • партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;

    • партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

    • партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

    Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

    Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:

    • работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

    взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

    • взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

    • работу с семьями воспитанников детского сада.

    Работа с социальными и партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.

    Используемая литература

    1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

    2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

    3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.

    Приложение 1

    Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

    Месяц  

    Неделя

    Тема

    Формы работы в организованной деятельности

    Цель

    Сентябрь

    1

    Мой детский сад

    2

    Осень. Приметы осени

    3

    Грибы. Ягоды

    4

    Во саду ли, в огороде…

    Октябрь

    1

    Деревья и кустарники

    2

     Домашние животные

    3

     Домашние птицы

    4

    Моя Родина. Мой любимый город

    5

    Человек. Семья

    Ноябрь

    1

     Одежда. Обувь

    2

    Профессии

    3

     Инструменты

    4

     Народная культура и традиции

    Декабрь

    1

    Здравствуй, Зимушка-зима!

    2

    Дикие животные

    3

    Кто к кормушке прилетел?

    4

    Новый год у ворот!

    Январь

    2

    Дом, в котором я живу

    3

     Наши помощники. Электроприборы

    4

     Мебель

    5

     Посуда

    Февраль

    1

    Продукты питания.

    2

    Транспорт

    3

    День защитника Отечества

    4

    Комнатные растения

    Март

    1

    Международный Женский день

    2

    Весна красна

    3

    Цветы

    4

     Перелетные птицы

    Апрель

    1

    Наш друг - книга

    2

    Что мы знаем о космосе?

    3

     Насекомые

    4

     Животные разных стран

    Май

    1

    Праздник весны и труда

    2

    Праздник Победы

    3

    Подводный мир

    4

     Азбука безопасности

    5

     Скоро лето!

    Приложение 2

    Мониторинг обученности детей старшей группы

    № п/п

    ФИ ребенка

    1. проявляет эмоциональный интерес к произведениям искусства, проявляет эстетические чувства, эмоции; понимает некоторые образные средства, используемые для передачи настроения в музыке, в художественной литературе, изобразительном искусстве.

    2. проявляет интерес в слушанию музыки в более сложных образах, способен к восприятию классической музыки продолжительностью 25-30 мин, имеет 2-3 любимых произведения

    3. любит петь  и делает эмоционально и с удовольствием.

    4. согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения

    5. любит музицировать на инструментах, знает их названия

    6. узнает различные виды искусств и отдельные жанры

    7. самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира, при этом старается передать не только основные признаки, но и различные взаимосвязи

    8. в разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов

    9. самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов

    10. успешно применяет освоенные художественные способы, свободно сочетает их для реализации своих замыслов.

    11. интересуется литературными произведениями разных жанров

    12. умеет находить сходство и различия художественных произведений

    13. участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения

    14. чувствует переживания, сопереживает персонажам

    1. проявляет эмоциональный интерес к произведениям искусства, проявляет эстетические чувства, эмоции; понимает некоторые образные средства, используемые для передачи настроения в музыке, в художественной литературе, изобразительном искусстве.

    2. проявляет интерес в слушанию музыки в более сложных образах, способен к восприятию классической музыки продолжительностью 25-30 мин, имеет 2-3 любимых произведения

    3. любит петь  и делает эмоционально и с удовольствием.

    4. согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения

    5. любит музицировать на инструментах, знает их названия

    6.. узнает различные виды искусств и отдельные жанры

    7. самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира, при этом старается передать не только основные признаки, но и различные взаимосвязи

    8. в разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов

    9. самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов

    10. успешно применяет освоенные художественные способы, свободно сочетает их для реализации своих замыслов.

    11. интересуется литературными произведениями разных жанров

    12. умеет находить сходство и различия художественных произведений

    13. участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения

    14. чувствует переживания, сопереживает персонажам

    Приложение 3

    План коррекционной работы по индивидуальным программам 

    по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

    Месяц  

    Неделя

    Тема

    Формы работы в организованной деятельности

    Цель

    Сентябрь

    1

    Мой детский сад

    2

    Осень. Приметы осени

    3

    Грибы. Ягоды

    4

    Во саду ли, в огороде…

    Октябрь

    1

    Деревья и кустарники

    2

     Домашние животные

    3

     Домашние птицы

    4

    Моя Родина. Мой любимый город

    5

    Человек. Семья

    Ноябрь

    1

     Одежда. Обувь

    2

    Профессии

    3

     Инструменты

    4

     Народная культура и традиции

    Декабрь

    1

    Здравствуй, Зимушка-зима!

    2

    Дикие животные

    3

    Кто к кормушке прилетел?

    4

    Новый год у ворот!

    Январь

    2

    Дом, в котором я живу

    3

     Наши помощники. Электроприборы

    4

     Мебель

    5

     Посуда

    Февраль

    1

    Продукты питания.

    2

    Транспорт

    3

    День защитника Отечества

    4

    Комнатные растения

    Март

    1

    Международный Женский день

    2

    Весна красна

    3

    Цветы

    4

     Перелетные птицы

    Апрель

    1

    Наш друг - книга

    2

    Что мы знаем о космосе?

    3

     Насекомые

    4

     Животные разных стран

    Май

    1

    Праздник весны и труда

    2

    Праздник Победы

    3

    Подводный мир

    4

     Азбука безопасности

    5

     Скоро лето!

    Приложение 4

    План работы с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

    № п/п

    Мероприятие

    Тема

    Цель

    Дата

    Приложение 5

    План работы с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

    № п/п

    Мероприятие

    Тема

    Цель

    Дата


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

    рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

    Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)

    Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)...

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя)

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ подготовительная группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...