Формирование навыков безопасного поведения на улицах у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения
материал на тему

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_iz_opyta_raboty.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 125

Формирование у детей дошкольного возраста

  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

                                                 (из опыта работы)

                                                                           

                                                                              ПЕДАГОГ:      

ПОВЕДСКАЯ Л.П.

                                                                                                                                                                            

г. Тверь, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………….              3

Формирование у детей дошкольного возраста навыков

безопасного поведения через ознакомление с правилами

дорожного движения……………………………………………           4

Заключение…………………………………………………………      11

Литература………..………………………………………………         12

Введение

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым.

Я считаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста надо стараться учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4.  Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше запоминают правила движения в игровой форме  и охотно их выполняют.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

Исходя из своего опыта работы могу сказать, что этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

         Главной целью по обучению детей дорожной азбуке – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

        Эта проблема очень актуальна, что послужила мне основанием для выбора данной темы темой по самообразованию. Поэтому возникла необходимость научить ребенка-дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения на улице и дороге, в транспорте, передать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

         Со второй младшей группой я углубленно работаю над темой «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

          Во второй младшей группе в беседах знакомила детей с различными видами транспорта: грузовыми и легковыми автомобилями, рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок.

          В этом же возрасте познакомила детей с сигналами светофора, при этом показала значение сигналов светофора, затем закрепила их в играх: «Красный, желтый, зеленый», «Собери машину», «Светофор». Дети с удовольствием играли в сюжетно – ролевую игру «Мы пешеходы».

         В свободное время использовала чтение художественной литературы: С. Михалков «Светофор», «Зайка велосипедист», «Умница шумит». Именно с этого возраста начинается подготовка ребенка пожизненной «профессии» участника дорожного движения - пешехода. Я считаю, что именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире,  и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.  

          Мною был составлен перспективный план по изучению правил  дорожного движения по всем возрастным группам.

        Возраст 4-5 лет – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость , впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность  с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красиво оформленных   картинок, примерами из личного опыта.

       Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной предметно-развивающей среды, поэтому ознакомление детей с правилами дорожного  движения я начала с организации предметно-развивающей среды. С этой целью в группе был создан «Уголок безопасности». В нем настольные и дидактические игры, дорожные знаки;   макет дороги, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины,  дорожные знаки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: макет светофора, рули, жезл, «одежда» для полицейского, нагрудные изображения различных видов транспорта.

         Используя макет дороги, знакомлю детей с такими темами, как «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток».

             Решение задач по обучению правилам безопасного поведения осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, беседы, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, обсуждение ситуаций, заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.

      На занятиях для более устойчивого внимания детей часто использую прием удивления (сюрпризный момент). Удивить – значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабевает до конца занятия.

      Например, при проведении занятия «Пятачок  в большом городе». К детям пришел Пятачок с просьбой помочь ему прочитать дорожные знаки и правильно перейти дорогу.  Дети с увлечением в течении всего занятия помогали Пятачку. (Аналогично создаю игровые ситуации с участием и других любимых сказочных героев)

        Знакомлю детей с правилами поведения на улицах; рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, для чего предназначен тротуар, проезжая часть; какие виды транспорта можно увидеть  на улицах поселка. Задаю детям вопросы: часто ли дети бывают на улицах, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Считаю полезным разыгрывать с детьми игровые сюжеты: «Где можно и где нельзя играть детям?», «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде?».

        Рассказываю детям, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (пешеходный переход – зебра; светофор). Продолжаю знакомить, что такое светофор, показываю его наглядное изображение, повторяю сигналы. Учу детей различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый), а так же тому, что они обозначают. Подчиняясь сигналам светофора, учу детей переходить дорогу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Объясняю, что сигналы светофора помогают  и водителям избежать столкновения с другими машинами и от прочих несчастных случаев. Закрепляю представления детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя макет светофора, макет улицы, игрушечные машины, куклы - пешеходы.

         В средней группе начинаю знакомить с дорожными знаками. Работу начинаю со знаков для пешеходов:  «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Осторожно, дети» и др.

           Многие дети знают об их значении, умеют ориентироваться при движении на примере макета «Улица». Далее знакомлю детей с такими знаками, как «Движение пешеходов запрещено», «Движение велосипедистов запрещено».

            Интересной и эффективной формой работы считаю организацию сюжетно -ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. В ходе этих игр дети закрепляют полученные знания. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. В группе провожу такие сюжетно - ролевые игры, как

«Мы - пешеходы», «Я - пассажир» ,  «Автобус», «Постовой» и т.д.

          Во время сюжетно – ролевой игры «Автобус» знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняю, что:

  1. Входить в автобус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю.
  2. Маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь.
  3. Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте.
  4. Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров.
  5. Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим.
  6. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
  7. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

           Понимая огромное значение основ безопасности поведения в жизни ребенка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал по правилам безопасности на дороге.  Я старалась его подбирать на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность,  наглядно – образное мышление и непосредственное восприятие.

                   

         Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной и при групповой формах обучения.

       В группе имеются дидактические игры: «Автопарк», «Учим дорожные знаки», «Внимание -  дорога!», «Дорожные знаки», «Транспорт», «Поставьте нужный знак» и др.; изготовленные мною игры «Отремонтируем светофор», «Поставь нужный знак», «Дорожные знаки - лучшие друзья водителей и пешеходов».

   Сделала подборку художественной литературы по ППД для детей:

  1.  Мария Монакова «Учимся переходить дорогу»
  2. П. А. Васильевич «Я бегу через дорогу»
  3. В. Мурзин ., С. Миролюбов «Светофор»
  4. В. А. Крутецкая «Моя первая дорожная азбука»
  5. Ю.М. Коссой «Про дороги и про улицы»
  6. О. Тарутин «Для чего нам светофор»
  7. Л. Гальперштейн «Мы едем, едем, едем»
  8. Сост. Г. Н. Решетникова  «Материал к проведению мероприятия по пропаганде правил дорожного движения»
  9. Дорожная азбука  

Оформила картотеки:

  1. Картотека загадок
  2. Картотека подвижных игр
  3. Картотека дидактических и развивающих игр

         Провожу целевые прогулки, направленные  на закрепление дошкольниками знаний по ППД. В каждой возрастной группе целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.

          Организую целевые прогулки к перекрестку, где также использую игровые приемы. Словесные дидактические игры помогают детям активно наблюдать за транспортом, перекрестком, сигналами светофора и распознать элементы дороги. Так игра «Я - водитель» уточняет особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами.

         Игра  «Это я, это я, это все мои друзья» закрепляет правила поведения на остановке и в транспорте; игра «Узнай знак» закрепляет знание дорожных знаков.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведется совместно с родителями. Семья играет большую роль в воспитании детей. Ведь в этом возрасте именно родители являются авторитетом и предметом подражания.

     С целью педагогического просвещения родителей были  проведены родительские собрания на тему: «Ребенок и  дорога»,  « Юный пешеход»; консультации: «Дорожная азбука», «Дорога в детский сад опасна ли она?».

В комнате - раздевалке размещаю информацию для родителей, куда регулярно помещаю  информацию на темы: «Ребенок и улица», «Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге», выставляю памятки «Внимание дорога!» и др.

       Провела анкетирование родителей на тему «Азбука безопасности», результаты  которой позволили выявить, что степень заинтересованности родителей по этой теме на среднем уровне.

         Хорошо прошла  выставка работ на тему «Соблюдаем правила дорожного движения», выполненная  детьми совместно с родителями. В развлекательном мероприятии по ПДД «Дорожные знаки» родители также приняли  активное участие. Все это заставляет взрослых серьезно взглянуть на воспитание у детей прочных навыков безопасного поведения.

          В результате совместной работы детского сада и семьи дети становятся более дисциплинированными и ответственными пешеходами,  меньше допускают нарушений правил дорожного движения.

                                                           

Заключение

          Работая в группе по данной проблеме, учитываю возрастные и интеллектуальные особенности детей. Стараюсь вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности путем познания, а не запретов. Внушаю детям, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, обучаю практическим действиям.

          Таким образом, занятия с малышами помогут сформировать у них сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них. Так как , я считаю, что обучение детей правилам безопасного поведения на дороге очень важная и необходимая работа.

          В дальнейшем буду  продолжать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей через различные формы обучения.  

          По итогам своей работы могу сказать: формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах –процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.

         Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые угрожают нашей жизни. Поэтому надо уметь предвидеть эти опасности.

Использованная литература:

1.   Майрова Ф.С.  «Изучаем дорожную азбуку». Перспективное планирование. Занятия. Досуг. –   Издательство «Скрипторий»   2003, 2009.

2.  Саулина Т.Ф.  «Три сигала светофора». Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

3.  Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. , Стеркина Р.Б., «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности  детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:  «Детство – пресс», 2002.

4.  Рублях  В.Э.  «Правила дорожного движения».  10-е изд. – М.: Просвещение, 1985.

5.   Крутецкая   В.А.  «Моя  первая дорожная азбука   в картинках». – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2012.

6.   Извекова Н.А. «Правила дорожного движения».10 изд. – М.: Просвещение,  1086.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в  педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....

Перспективный план по самообразованию Тема: «Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения»

Перспективные планы по теме "Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения"...

Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения.

Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина. Формирование навыков безопасного поведения на дороге &ndash...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Актуальность обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Дошкольники в силу своих в...