ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У МАЛЫШЕЙ
консультация (средняя группа) по теме

Трояновская Надежда Григорьевна

Как ребенку младшего возраста прививать самостоятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_navykov_samoobsluzhivaniya_u_malyshey.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У МАЛЫШЕЙ»

«Посеешь привычку –

пожнёшь характер »

Воспитание навыков самообслуживания следует начинать с раннего возраста, когда ребёнок проявляет особое стремление делать всё сам. Достичь положительных результатов в этой работе можно только при наличии непосредственной помощи родителей.

К большому сожалению, родители зачастую не уделяют этому должного внимания. Во многих семьях не заботятся о создании необходимой обстановки для воспитания у детей навыков самообслуживания; т.е. отсутствует удобная вешалка для раздевания, полка для одежды, игровой уголок, удобная одежда, обувь, которую ребёнок может сам застегнуть, развязать, снять, надеть, повесить (нет петельки, вешалки) и др.

Дети одного возраста имеют разные навыки самообслуживания. Вы это наблюдали, когда дети одеваются, раздеваются; по одежде ребёнка: рубашка к вечеру в пятнах или чистая. Как ребёнок держит ложку, ест ли самостоятельно. Вы сравниваете навыки своего ребёнка и сверстника.

Здесь, в детском саду, мы, одевая детей на прогулку, показываем и рассказываем, как и в какой последовательности нужно одеваться. Сначала снять с себя туфли, шорты, положить в кабинку, вниз. Затем достать колготки, надеть. (По ходу закрепляем цвет) Затем тёплые рейтузы, штаны, носки. Затем кофта. И когда видишь, как родители одевают своего малыша, понимаешь, что весь твой труд «насмарку». Всё сразу, кучей вынимают из шкафчика, горой сваливают на стол, и начинают «запихивать» малыша в одёжки. Ни в коем случае этого делать нельзя, даже если Вы очень спешите! Помогать малышу, конечно, нужно. Но при этом поощряйте любые попытки освоить ту или иную трудовую деятельность. Мы, одевая малышей, с ними разговариваем: какие у тебя тёплые шерстяные рукавицы, а у Саши синяя кофта. Как я уже говорила выше, закрепляем не только цвет, но и качество одежды: зимняя, тёплая, шерстяная. Используем потешки и поговорки. «Вот они сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки» , или «Шапка да шубка – вот он наш Мишутка»,  или «Наша Маша маленька….». Поощряем детей: «какой Саша сегодня молодец, как он старается, колготки натягивает». После таких слов мальчик ещё больше старается. Расстёгивая и застёгивая пуговицы, молнии, кнопки, расшнуровывая и зашнуровывая ботинки, завязывая шарф, ребёнок действует пальцами, осязает. Следовательно, развивается мелкая моторика, а значит, ребёнок учится правильно проговаривать звуки, развивается его речь, т.к. эти органы взаимосвязаны. Часто проводим дидактические игры «Кто быстро зашнурует круг», «Уложи куклу Катю спать». Также используем метод «Помоги другу». С удовольствием Кирюша помогает одеться, раздеться кому – либо из детей, также Рома. Оказалось очень сложным научить детей умываться, правильно пользоваться полотенцем. Некоторые дети понятия не имели, что сначала рукава надо приподнять, руки намочить, намылить, а затем смыть. Подставят руки под струю и держат. Полотенца до сих пор не все снимают с крючка. При умывании использую стишки, потешки «Водичка – водичка», «Ладушки». Часто приговариваю: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить.» Обучая детей умыванию, тоже использую дидактические игры: «Мишка умывается» и др. использую картинки. Дети рассматривают, как правильно брать полотенце, намылить руки. У каждого ребёнка есть своя расчёска. Это замечательно, но не все ещё замечают неопрятность или неаккуратность в причёске, одежде. Ответственный момент в воспитании у детей навыков самообслуживания и культурно -  гигиенических является кормление. Радует то, что большинство детей умеет правильно держать ложку, есть аккуратно. Вы обратили внимание, что каждый уже сам может накрыть себе на стол и убрать посуду после обеда, собрать аккуратно салфетку, стряхнуть с неё крошки и аккуратно повесить. Многие не забывают после обеда пользоваться бумажной салфеткой.  Чтобы привить навыки аккуратности обращаю внимание детей на кого- либо из сверстников: «Посмотрите, как Рома ест аккуратно. Ложку держит правильно. Пережёвывает с закрытым ртом, поэтому крошек на салфетке мало».

Во время во всех режимных процессов пополняю и активизирую словарь детей: каша из риса. Какая она? (рисовая). Как называется суп, в котором есть солёные огурцы и перловая крупа?

Так же навыки самообслуживания у детей формируются во время игр. У нас твёрдое правило: поиграл в игру – убери за собой. Дети учатся убирать в игровом уголке, протирают игрушки влажной тряпочкой. Объясняю им, для чего это нужно.

Таким образом, постоянная планомерная работа с детьми позволяет достичь положительных результатов.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание Родительского клуба по теме "Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста"

На этом заседании клуба родители увидели работу детей старшей группы в "Книжной мастерской" ( ручной труд- ремонт книг), поучаствовали  в дискуссии "Как воспитывать трудолюбие у детей?" и обменял...

Развитие навыков самообслуживания у малышей

Программой воспитания и обучения в д/с у детей 4 –го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым рто...

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания у малышей"

Консультация для родителей на тему:  "Развитие навыков самообслуживания у малышей"....

Рекомендации родителям "Развитие навыка самообслуживания у малышей"

В данной статье представлены рекомендации психолога по вопросам развития самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста....

Формирование навыков самообслуживания у малышей

При поступлении в дошкольное учреждение, все дети проходят период адаптации. Привыкание бывает различным, все дети проходят этот период по-разному. Чем мягче проходит процесс адаптации, тем быстрее ма...

Содержание воспитательно - образовательной работы по приучению детей к труду, воспитание навыков самообслуживания и развитию культурно - гигиенических навыков

Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самооб...