Заседание Родительского клуба по теме "Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Латышева Светлана Валентиновна

На этом заседании клуба родители увидели работу детей старшей группы в "Книжной мастерской" ( ручной труд- ремонт книг), поучаствовали  в дискуссии "Как воспитывать трудолюбие у детей?" и обменялись  опытом семейного воспитания по проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_3_-_trud_i_samoobsluzhivanie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание Родительского клуба «Вместе»

по теме:

«Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста»

Разработала: старший воспитатель – Латышева С.В.

МДОУ «Детский сад № 1»

Повестка:

  1. Введение в тему. Разминка: «Шкатулка народной мудрости»

  1. Просмотр открытого момента: ручной труд «Книжная мастерская»

                                          Воспитатель –  Ф.И.О. (старшая группа)

          Обмен мнениями о просмотре.

  1. Дискуссия: «Как воспитать трудолюбивого малыша».

     Обмен опытом семейного воспитания с комментариями педагогов.

          Памятки для родителей: «Необходимые условия для приобщения детей       дошкольного возраста к труду»

   

  1. Рефлексия: «Мои впечатления от сегодняшней встречи»

  1. Введение в тему:

Сегодня мы с вами будем говорить о формировании навыков самообслуживания и о воспитании трудолюбия у детей дошкольного возраста.

Воспитание детей в труде во все времена и на всех этапах развития общества  являлось главной заботой всех народов, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.

Труду, как человеческой деятельности, большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки о труде.

Сейчас предлагаю вам поучаствовать в нашей разминке.

Разминка:   Я начну произносить пословицу (поговорку), а вы ее закончите.

Пословицы и поговорки о труде:

  1. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само (прокормит)

  1. Делу время, потехе (час)

  1. Встань рано, вразумись здраво, исполни (прилежно)

  1. Долог день до вечера, коли делать (нечего)

  1. Рано встала, да мало (напряла)

  1. Не скучай работой, а скучай (заботой)

  1. Труд человека (кормит), а лень (портит)

  1. Не работа сушит, а (забота)

  1. Каков у хлеба, таков и у (дела)

  1.  Каков рыболов, таков и (улов)

  1.  Терпение и труд все (перетрут)

  1.  Кто не работает, тот  (не ест)

  1.  Без труда не вытащишь и рыбку из (пруда)

  1.  Без труда нет (добра)

Молодцы, хорошо знаете нашу народную культуру, в частности фольклор. Именно в коротких фольклорных произведениях отражена многовековая мудрость нашего народа.

Сейчас мы хотим пригласить вас в старшую группу, дети которой вместе со своим воспитателем – (Ф.И.О.) будут трудится. Мы покажем вам  один из видов труда, который характерен именно для старших дошкольников – это ручной труд. Мы посмотрим занятие, а затем обменяемся своими впечатлениями. Также вы сможете задать вопросы воспитателю. (И.О. воспитателя) углубленно работает  над задачей развития трудовых навыков у детей своей группы уже четвертый год.

  1. Просмотр открытого момента :

ручной труд «Книжная мастерская»

Старшая группа, воспитатель – Ф.И.О. воспитателя

Обмен мнениями и впечатлениями об открытом просмотре.

Знакомство родителей с компонентами трудового процесса.

  1. Дискуссия: «Как воспитать трудолюбивого малыша?»

В.А.Сухомлинский  указывал, что в каждом ребенке дремлют природные задатки  каких-либо способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, нужна одна искра. Такой искрой является деятельность ребенка, т.к. именно в процессе деятельности эти способности могут развиваться. Причем он подчеркивал, что именно труд (как один из ведущих видов деятельности) позволяет наиболее полно раскрыть природные задатки и склонности ребенка.

  1. Согласны ли вы с этим высказыванием В.А.Сухомлинского?

Ребенку дошкольного возраста доступны следующие виды труда:

- труд по самообслуживанию, включает формирование навыков умывания, одевания и раздевания, еды, умения пользоваться предметами гигиены, воспитание бережного отношения к игрушкам, предметам быта и к своим вещам.

  1. С какого возраста на ваш взгляд можно формировать у ребенка навыки самообслуживания? (с 1,5-2 лет)

Почему это важно сделать в раннем возрасте?

На границе трехлетнего возраста у каждого нормально развивающегося ребенка появляется важнейшее психическое новообразование – самостоятельность. Центральная характеристика этого возраста – кризис 3 лет («Я сам!»).

В чем это выражается? – Ребенок чувствует и осознает себя повзрослевшим и его уже не устраивает прежняя модель взаимоотношений со взрослыми, когда его во всем опекали и относились к нему как к малышу. Это осознание самостоятельности требует самовыражения в деятельности.

При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.

Так постепенно формируется привычка к чистоте и аккуратности, что обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре и здоровому образу жизни.

  1. Испытываете ли Вы затруднения в формировании навыков самообслуживания у Вашего ребенка? В чем они выражаются?

 ( обмен опытом семейного воспитания)

Для того, чтобы облегчить детям, а следовательно, и ускорить процесс формирования навыков самообслуживания, мы в ДОУ используем  разнообразные дидактические пособия:  шнуровки, кнопочницы, дидактические куклы, коврики и т.п. Все это направлено на развитие мелкой моторики – пальцев рук. Также  используем наглядные схемы с алгоритмами   (последовательностью) процессов умывания и одевания (демонстрация).

- Другой вид труда, с которым мы знакомим детей с младшего возраста – это

- хозяйственно-бытовой труд (труд по дому)

  1. Привлекаете ли Вы своего ребенка к работе по дому? Что именно и с какого возраста вы доверяете делать  ребенку?

  1. Как Вы приучали ребенка к работе по дому?

В детском саду работу по формированию навыков хозяйственно-бытового труда мы начинаем с младшего возраста.

Сначала мы с детьми наблюдаем за трудом взрослых (младшего воспитателя, дворника): что делают, какие инструменты и инвентарь используют. Говорим о значении труда людей, о его общечеловеческой ценности и значимости, воспитываем бережное отношение к результатам труда других людей.

Затем дети оказывают посильную помощь взрослому:

Младшему воспитателю: расставить салфетницы на столы, разложить ложки

Дворнику - помогаем подметать дорожки, расчищаем снег.

В первой и второй младших группах наши дети получают индивидуальные поручения, т.е. ребенок трудится сам под контролем и при непосредственной поддержке взрослого.

Начиная со средней группы, вводятся дежурства: по столовой,  дежурство в Уголке природы, по подготовке к занятиям. Дежурят, как правило, 2 детей, они трудятся «рядом», выполняя  одинаковые операции.

В старшем возрасте  мы вводим коллективный труд. Это наиболее сложный по организации вид труда, когда трудятся все дети группы или подгруппа детей. Здесь уже весь трудовой процесс  делится на отдельные этапы или операции. Сначала взрослый, затем совместно дети и педагог, распределяют между детьми: кто что делает, кто за какую операцию или этап отвечает. Здесь очень важно, чтобы дети умели договариваться между собой, и конечно, чтобы они умели выполнять конкретные трудовые процессы. Большое внимание наши педагоги стараются  уделять воспитанию у детей готовности оказать помощь товарищу.

  1. Существуют ли у Вас проблемы в приобщении детей к труду по дому?

  1. Есть ли у Вашего ребенка какое-либо постоянное поручение  (обязанность) по хозяйству? Насколько успешно ребенок справляется с этой работой?

Для того, чтобы ребенок занимался работой по дому с желанием, взрослые должны помнить о том, что нужно создать необходимые условия:

  1. Взрослый  является примером для ребенка. Дети - дошкольники копируют поведение взрослых. Воспитывают не словами, а делами.
  2. Инвентарь для труда должен соответствовать возрастным особенностям ребенка (детский инвентарь: легкий, соответствовать росту ребенка, удобный в использовании, хорошо, если яркий и привлекательный на вид)

  1. Инвентарь для труда должен иметь определенное постоянное место для хранения, должен быть доступен для детей.

  1. Взрослые должны проявлять терпение и такт по отношению к самому ребенку и результатам его труда. Оценивать нужно не сам результат труда, а то, сколько стараний и усилий приложил ваш ребенок. Никогда не нужно сравнивать успехи вашего малыша с другим ребенком («Видишь как хорошо Саша расчистил дорожку от снега, намного лучше чем ты!»).

     Сравнивать результаты труда ребенка можно только с его же прежними         достижениями.

5) Необходимо уважать детский труд. У ребенка теряется интерес к  трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается впечатление, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит, то проявляет лицемерие.

- труд в природе  - еще один вид труда дошкольника, включает трудовые процессы по уходу за растениями и животными.

Навыкам этого труда мы в детском саду обучаем детей также с младшего возраста. Последовательность та же. Сначала дети наблюдает за трудом взрослого и старших детей, затем начинают оказывать посильную помощь и постепенно учатся трудиться самостоятельно. Поскольку этот труд включает уход за живыми объектами, то, как правило, он осуществляется под контролем взрослого.

Для осуществления трудовых операций в природе и для организации хозяйственно-бытового труда необходимо иметь достаточное количество детского инвентаря. У нас в детском саду инвентаря недостает и в связи с этим возникают сложности.

  1. Привлекаете ли Вы своего ребенка к труду в природе (на огороде, в саду, по уходу за домашними животными)?

  1. Достаточно часто взрослые, отказывая ребенку в приобретении домашнего питомца (котенка,  щенка,  хомячка и т.п.) объясняют это отсутствием  времени на уход. Ребенок, желая получить живую игрушку,  обещает, что будет сам кормить животное, гулять с ним.

Но, конечно, через несколько дней интерес малыша к питомцу затухает, и забота о животном ложится полностью на плечи взрослых членов семьи.

На ваш взгляд, можно ли ребенку дошкольнику доверять уход за животными?

Чувство ответственности за жизнь и здоровье другого  формируется у ребенка только к моменту достижения возраста 12-14 лет. Требовать  этого от ребенка дошкольного возраста просто рано. Малыша привлекает все новое и необследованное, привыкнув к домашнему питомцу, изучив его, ребенок переключится на новый объект, а про  животное будет просто забывать.

- ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослого изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка.

Этот вид труда мы вводим со старшего возраста.

В заключении хотелось бы сказать:

воспитать у ребенка желание трудиться, сформировать трудовые навыки, уважение к результатам труда других людей возможно только в условиях тесного сотрудничества ДОУ и семьи ребенка, когда осуществляется единый подход, предъявляются единые требования к ребенку, создаются необходимые условия для организации детского труда.

Анализируя готовность ребенка к трудовой деятельности, нужно помнить не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает вашему ребенку.

Трудовая деятельность способствует повышению уровня общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных  качеств, как трудолюбие, чувство ответственности за порученное дело, настойчивость и упорство.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.

Дети с ранних лет воспитанные в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью и опрятностью.

Учеба- это тоже ежедневный нелегкий труд, требующий концентрации и усилий и ребенка необходимо готовить к этому заранее.

4. Рефлексия «Мои впечатления от сегодняшней встречи»

Родители по кругу передают друг другу игрушку («Солнышко») и по очереди делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб «Спички не тронь, в спичках – огонь!» для детей дошкольного возраста

Родительский клуб  «Спички не тронь, в спичках – огонь!» для детей дошкольного возраста...

Программа работы родительского клуба «Детский сад и семья - партнеры» для родителей детей дошкольного возраста

Цель: установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в п...

Конспект родительского собрания Тема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста».

Конспект родительского собранияТема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»....

Конспект родительского собрания Тема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей средней группы.Тема:  «Почему детям нужна игра?»....

Родительское собрание Тема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»

Здравствуйте уважаемые коллеги , предогаю вашему вниманию конспект родительского собрания «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Цель: Сформировать у родителей отчё...