Родительское собрание на тему «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
Родительское собрание на тему:
«Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Козлова М.А.
Цель: Привлечь родителей к вопросу трудового воспитания дошкольников.
Задачи: Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам:
• воспитание у детей интереса к труду взрослых, желание трудиться;
• вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций;
• увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных
встреч.
Подготовительная работа:
1. Подготовить памятку для родителей на тему «Воспитание трудолюбия у дошкольников».
2. Подготовка видеофильма о труде наших воспитанников
3. Подготовить педагогические ситуации.
4. Подготовить игру «Сложи пословицу о труде».
Повестка собрания:
1. Выступление на тему «Формирование трудолюбия у дошкольников». Отв. ‒
воспитатель.
2. Пословицы о труде (игра).
3. Презентация для родителей по трудовому воспитанию (труд в природе,
дежурство в группе, самообслуживание, поручения). Отв. ‒ воспитатель.
4. Разбор педагогических ситуаций. Отв. ‒ воспитатель.
ХОД
- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время
и посетили наше родительское собрание.
Эпиграфом к нашему собранию мы выбрали слова К.Д. Ушинского: «Лучшая
форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и
даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».
Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности.
Как правильно, ненавязчиво привить малышу основные трудовые навыки, которые
помогут в дальнейшем сформировать стойкие привычки.
Первые трудовые навыки должны быть привиты малышу в семье. В первую
очередь трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме. Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу
помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой,
старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут
27
быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое
рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т.д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно
проходить на позитивной волне.
От природы ленивых детей нет, в каждом можно воспитать трудолюбие. Какую работу мы выполняем с интересом? Знакомую нам и привлекательную. Значит
надо научить ребенка, каким-то общим действиям облегчающими труд, делая его
привлекательным и осмысленным. Ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ достижения, оценивать результат своей деятельности – вот, прежде
всего, чему надо научить в процессе воспитания трудолюбия.
Наши маленькие детишки ‒ большие «почемучки». Им все интересно знать. А
как часто мы спрашиваем у них: «почему?», «зачем?», «для чего?», ведь именно эти
вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите
его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше?». Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.
А как же сделать труд привлекательным? И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой ‒ превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют»,
где руководителем будет мама, а сотрудником сын или дочь. А на кухне вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели.
Впоследствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.
Дети чаще всего играют во взрослых, копируя то, что им приходится наблюдать. Они стараются подражать, тянутся к общению со старшими. И когда взрослые
привлекают их к совместной игре – это окрыляет доверием.
Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки? Превратите уборку в игру.
Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой
форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери». Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым, аккуратным, собранным, терпеливым.
В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико,
ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т.д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается: «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку»; «Слежу за
братиком, даю водички попить, помогаю купать»; «Мы с сестренкой играем, я вожу
ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки». Отсюда сразу видно, что ребенок
чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.
28
Большую роль в воспитании ребенка занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается
лень и воспевается трудолюбие, например, «Морозко», «Гуси-лебеди» и т.д.
А самое главное, взрослые должны помнить, что они являются во всем примером своим детям. Дети вырастают трудолюбивыми только в тех семьях, где все привыкли трудиться. И закончить мне хотелось бы словами К.Д. Ушинского:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье
само вас отыщет».
- Давайте вспомним пословицы о труде:
(Родители собирают пословицы из набора слов на листах).
Пословицы о труде:
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Полениться – и хлеба лишиться.
• Терпение и труд все перетрут.
• Умелые руки не знают скуки.
• Работе время, а потехе час.
• Судят не по словам, а по делам.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• Что делано наспех, то и сделано насмех.
• Дело мастера боится.
• Было бы терпенье – будет и уменье.
Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях –
это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер
общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Трудовое воспитание дошкольников» (труд в природе,
дежурства, самообслуживание, поручения).
Вывод после показа презентации.
Уважаемые родители!
Наша задача ‒ учить детей любить землю, трудиться, созидать, а не разрушать,
формировать личность, умеющую преодолевать трудности и добиваться результатов
на пути к цели, учить детей ценить жизнь и приносить радость людям, это и есть
основа нравственности, подготовка их к самостоятельной жизни.
Педагогические ситуации
Первая ситуация. Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не
забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей
девочки ‒ одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после,
перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на
батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я
тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто
вымыла, проверю!». Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.
29
Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю
матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя
наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны
быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать
условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в
меру.)
Вторая ситуация.
Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения
мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и
т. п.
- А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – девочка явно гордиться своим поступком.
- Молодец! – говорит мама. – За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.
Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.
Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это тормозит
воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.)
Слайд «Педагогические рекомендации для родителей»:
• Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
• Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых
он несет ответственность;
• Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок
будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
• Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
• Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
• Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной
нагрузкой;
• Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
• Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
• Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание
бережного отношения к общественному достоянию.
Памятка для родителей
- Прежде чем дать поручение ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения или выполните вместе.
- Давая поручения ребенку, желательно учитывать его возможности, интересы.
- Помните, в трудовом воспитании важен пример взрослых.
- Старайтесь быть последовательными в своих требованиях.
30
- Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось ‒ не раздражайтесь, а терпеливо
объясните ещё раз.
- Хвалите ребенка за хорошо выполненные поручения.
- Обязательно учите ребенка уважать труд других людей.
- Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте ребёнка начатую работу доводить до конца.
- Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
- Не желательно делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
- Не следует наказывать ребенка трудом!
В каждой семье вопрос воспитания трудолюбия решается по-своему, но главное, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание и терпение.
Решение собрания:
1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по
силам.
2. Не прибегать к наказанию трудом.
3. Приучать детей к бережливости, учить ценить свой и чужой труд.
4. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
5. Принимать активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию учащихся.
«СЕМЬЯ + ДЕТСКИЙ САД = УСПЕХ».
Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.
Дорогие родители, на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети
растут трудолюбивыми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: Воспитание любознательности у детей старшего возраста средствами природы
Конспект родительского собрания. Форма проведения: "Круглый стол"...
Родительское собрание на тему "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Цель нашего собрания опредилить оптимальные условия формирования самостоятельности ребенка в процессе трудовой деятельности.Первые проявления самостоятельности наблюдаются у детей в раннем в...
Родительское собрание по теме "Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста" (средняя группа)
Родительское собрание в средней группе организовано с целью повышения культуры поведения детей и приобщения родителей к данной теме....
Конспект родительского собрания Тема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания...
Конспект родительского собрания Тема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собранияТема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»....
Конспект родительского собрания Тема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей средней группы.Тема: «Почему детям нужна игра?»....
Родительское собрание Тема: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»
Здравствуйте уважаемые коллеги , предогаю вашему вниманию конспект родительского собрания «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Цель: Сформировать у родителей отчё...