Родительское собрание по теме "Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста" (средняя группа)
план-конспект занятия (средняя группа)

Дедкова Александра Васильевна

Родительское собрание в средней группе организовано с целью повышения культуры поведения детей и приобщения родителей к данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_roditelskogo_sobraniya_v_sredney_gruppe.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в средней группе

Тема: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»


Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Этапы подготовки:

- Опрос родителей по теме родительского собрания

- Консультация для родителей «Вежливый ребенок – правила этикета»

Материалы: мягкая игрушка

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас.

Тема сегодняшнего родительского собрания «Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Вступительная часть

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.

Первый вопрос, на который хотелось бы услышать ваши ответы: Как вы думаете, какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок?

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет:

-Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.

С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».

Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.

Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило: «Каждой вещи – своё место».

А сейчас мы предлагаем Вам, как бы со стороны, посмотреть на своих детей и оценить их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

Если ребенок выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет -желтого цвета; если не выполняет -синего цвета.

  1. Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем.
  2. Аккуратно складывает одежду.
  3. Всегда пользуется носовым платком, когда чихает, прочищает нос.
  4. Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
  5. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией.
  6. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
  7. Не вмешивается в разговор без надобности.
  8. При встрече вежливо здоровается. Прощаясь, всегда говорит «до свидания».
  9. Не бросает на улице, в помещении мусор.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой методы примера, похвалы и упражнений.

Вопрос второй: С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка?

Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном фартуке которой секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо – маска дракона.

Третий вопрос: Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём:

Основная часть

Представьте такую ситуацию:

Мама: Здравствуйте, Анна Викторовна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи - “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Викторовной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?”

Вопросы:

- Какие бы советы дали вы матери?

- Как бы сами поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.

Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Ситуация 2

Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

Вопрос

- Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).

Обобщение:

Прививать детям навыки культурного поведения и хороших манер можно посредством таких методов как:

Чтение книг с ярким примером хороших манер

Постоянство и настойчивость в обучении

Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье

Круг общения

Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты. В детском саду мы так же используем и следующее:

Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание детьми сценок на данную тему)

Решение проблемных ситуаций

Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.

Ситуация 3

Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?

- Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.

- Не суйся, когда взрослые разговаривают.

- Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

- Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Вопросы:

- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?

- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?

Обобщение:

Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:

- он не умеет слушать;

- проявляет агрессию к тому, кого перебивает;

- хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);

- не обладает достаточным запасом терпения;

- не дополучает родительского внимания .

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза “Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас” станет поистине волшебной.

Ну, и конечно же хочется уделить внимание речевому этикету.

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста с консультацией, «Вежливый ребенок – правила этикета».

Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала:

«Когда не ладятся дела, мне помогает похвала»

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?

Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Практикум.

Игра «Похвали ребёнка за проявление вежливости»

Ребенок подал оброненный вами предмет. Выразите слова благодарности

(передаётся игрушка по кругу).

Обобщение.

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа на родительском собрании "Особенности психики и поведения детей раннего возраста"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представле...

среднесрочный проект "Безопасное поведение детей дошкольного возраста" средняя группа

Проект "Безопасное поведение детей дошкольного возраста" в средней группе; среднесрочный сентябрь - октябрь - ноябрь.Автор:Хайрудинова татьяна ВикторовнаДолжность: воспитатель 1 квалификационной катег...

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» средняя группа

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики»  на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей дошкол...

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.

Тема: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.                          ...

Родительское собрание. Тема "«Воспитание культуры поведения у младших дошкольников»

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предлагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, ...