"Речевое развитие у детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Сотникова Любовь Николаевна

Работая во второй группе раннего возраста, выбрала тему самообразования "Речевое развитие у дентей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

        Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками, дразнилками. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

           Задача педагога - прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывать художественный вкус. Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, мы развиваем речь, получаем первые знания по культуре и поведению, познаем природу и животный мир, ну и наконец - получаем физическое развитие.

       Современные реалии таковы, что большинство детей раннего возраста посещают детские сады, где они включаются в общий с другими детьми образ жизни. У многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, не замечают хорошие поступки, не стараются подражать хорошим делам. Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.

        Используя фольклор в своем общении с детьми, он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Фольклор окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекает внимание детей, оживляет повседневную жизнь ребенка. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик? »

Из колодца принесла

Курочка водицы,

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Чистая водичка умоет

Саше личико

Анечке — ладошки,

пальчики — Антошке.

     Дети охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.

Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

       Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка! Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

       Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаются условии для стимулировании чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности. Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например - имитируя действия, о которых идет речь. Под потешки дети выполяют движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.

        При организации игр фольклор незаменим. Игровые потешки в группе и на прогулке использую очень часто. Вызываю у детей интерес к народным произведениям, в которых имеются звукоподражания голосами животных и птиц. Дети ясельной группы<<приобщаются>> к экологическим проблемам, получают знания о животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаются гуманным отношением к ним, благодаря произведениям устного народного творчества. Они узнают что о животных надо заботится и что их <<благополучие>> зависит от людей.

<<Наши уточки с утра – кря – кря – кря! >>

<<Галки, вороны, все ли вы здоровы? >>

<<Пошел котик на торжок. >>

<<Ранним – рано по утру. Пастушок: ту – ру – ру – ру! >>

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них как можно больше.

И опять на помощь нам приходит народный фольклор:

<<Уж ты зимушка – зима, >>

<<Ой ты радуга – дуга, >>

<<У нашего Гришеньки под окошком вишенки, >>

<<Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей! >>

       Проводимые дидактические игры, например: <<Узнай потешку>>, <<Подари петушку перышко>>, <<Кто что ест? >>, <<Купание куклы Кати>> и другие, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

          В своей работе я практикую упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например <<про сороку>>. Читая потешку, предлагаю детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. Например, ребенок, исполняющий роль <<сороки>>, обращается к <<своим деткам>>: <<У меня нет молока, нельзя сварить кашу. Сходи, Коля, в магазин>>. Или <<Ксюша, налей воды, будем чай кипятить! >> В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляют речевую активность. Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, движений, словами.

        Детский фольклор – удивительный жизненный учебник. Все в нем разумно, рачительно, все – для пользы. Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Для малыша до трех лет любая деятельность – игра, и в то же время любая игра – это вполне серьезное занятие.

<<Фольклор является уточнительным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Именно поэтому культурное наследие передается из поколения в поколение, как отец и мать развивая и обогащая мир маленького человека, должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по речевому развитию для детей раннего возраста

В последние годы акцент исследований сместился в сторону раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы, что позволяет существенно снизить соци...

НОД по речевому развитию для детей раннего возраста "У бабушки в гостях" с использованием ИКТ

НОД по развитию речиУточнить и закрепить знания о домашних птицах....

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

СБОРНИК   ИГР    И    УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ)  &laq...

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...