Конспекты занятий по речевому развитию для детей раннего возраста
план-конспект занятия по логопедии по теме

Мельникова Ирина Фёдоровна

 

В последние годы акцент исследований сместился в сторону раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы, что позволяет существенно снизить социальную депривацию безречевого ребенка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_logopeda.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

Тема: «Осень»

Задачи: 1. Обучать снятию напряженности мышц органов артикуляции.

2. Развивать навыки правильного речевого дыхания.

3. Развивать общую и мелкую моторику.

4. Формирование интонационной выразительности голоса.

5. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: дидактическое пособие «Лягушка», картинки, артикуляционная гимнастика, фотографии артикуляционного уклада, листочки, фланелеграф.

  1. Самомассаж лица

Жа-жа-жа

Мы нашли в лесу ежа.


Жу-жу-жу

Подошли мы к ежу.


Ужа-ужа-ужа

Впереди большая лужа.



Жок-жок-жок

Надень, ежик, сапожек.

Указательными пальцами проводим линии от середины лба к вискам


Указательными пальцами проводим от горбинки носа к вискам


Над верхней губой, от середины указательными пальчиками проводим по щекам до мочек ушей.


Под нижней губой, от середины указательными пальцами проводим до мочек ушей

  1. Артикуляционная гимнастика с помощью дидактического пособия «Лягушка»

- Лягушка

- Лопатка

- Лягушка – лопатка

- Лопатка – лягушка.

3.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем листья собирать


Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба


Мы соберём

Маме осенний

Букет отнесем.

Песню осеннюю

Маме споем

Сжимать и разжимать кулачки



Загибаем поочередно пальцы, начиная с большого.





Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

4. Дыхательное упражнение «Ветер» (с листочками)

Дует легкий ветерок

И качает так листок


Дует сильный ветерок

И качает так листок



Осенние листочки

На веточках сидят,

Осенние листочки,

Детям говорят.

Фонетическая ритмика

Осиновый –

Рябиновый –

Березовый –

Дубовый -

(дети дуют на листочки, выдох спокойный, ненапряжонный)


Активный выдох


Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.





Дети хором поют:

А-а-а- руки вперед

И-и-и- руки внизу

О – о- о – руки вверх

У-у-у- кулаки сжаты перед грудью.

5. Элемент логоритмики

Чтение текста «Хозяйка однажды с базара пришла» с показом фланелеграфа.

Перечисление:

Картошку, капусту, морковку

Горох, петрушку и свеклу.

О-о-о-о-х!

(с интонацией)

6. Кинезиология.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца (с помощью родителей)

- Правая рука

- Левая рука

- Вместе.

Тема: «Огород, овощи»

Задачи: 1. формировать правильное выполнение артикуляционных упражнений

2. развивать мимическую и мелкую моторику

3. развивать объем дыхания

4.  совершенствовать умение двигаться в соответствии с ритмом

5. воспитывать умение работать в коллективе

Оборудование: карточки, картинки, фотографии лягушка (для артикуляционной гимнастики) овощи в корзине, маска – мышки.

1. Самомассаж носа «Морковки»

Вот-вот-вот

Морковки водят хоровод


Ава-ава-ава

Веселая забава


Овь-овь-овь

Вкусная морковь

Массажировать ноздри указательными пальцами. Сверху – вниз.

Массажировать ноздри указательными пальцами. Снизу – вверх

Указательными пальцами, круговые движения вокруг носа.

Самомассаж пальцев «Вырос у нас чеснок»

(каждый пальчик нажимаем в трех точках (начало, средени, конец) двумя пальчиками: указательным и большим)

- Вырос у нас чеснок

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали

Ими друзей угощали

Квасили, ели, солили

С дачи домой увозили

Прощай – же на год

Наш друг – огород.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Лягушка

- Лопатка

- Заборчик

- Лопатка (большая, маленькая).

3. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Ребята, давайте заготовим капусты на зиму.

Тук, тук, тук,

Раздается в доме стук


Мы капусту нарубили,

Перетерли,

Посолили,


И набили плотно в кадку.

Все теперь у нас в порядке.

Ритмические удары ребром ладони по столу


Хватательные движения обеими руками. Указательный и средний пальцы трутся о

большой.

Удары обеими руками по столу

Отряхивают руки.

4. Дыхательное упражнение + релаксация «Устали овощи, сели отдыхать»

Мы собрали богатый урожай овощей (показываю в корзине, раздаю детям – морковь, капусту, помидор, картофель, лук и т.д.)

Устали овощи, сели отдыхать и вздыхают:

- О-о-о-х

- У-у-у-х

- А-а-а-х

- Э-э-э-х

- И-и-и-х

5. Логоритмика. Упражнение на различные виды ходьбы.

Огуречик – огуречик!

Не ходи, на тот конечик –

Там мышонок живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Дети маршируют по кругу.

Дети останавливаются

Легко бегут на носочках

Убегают к взрослым (от мышки)

6. Кинезиология.

Дети имитируют игру на пианино

- Правая рука

- Левая рука

- Вместе

Тема: «Сад. Фрукты»

Задачи: 1. развивать артикуляционную моторику

2. развивать мимической моторики, эмоционально-волевой сферы

3. развивать мелкой пальчиковой моторики (рук, кисти, ручных умений)

Оборудование: карточки, картинки-символы, фотографии для артикуляционной гимнастики, корзина с фруктами.

1. Самомассаж лица «Наш сад».

Прекрасен наш осенний сад

В нем слива есть и виноград

На ветках, как игрушки

И яблоки и груши

А к ночи веет холодок

И желтый лист шумит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей позовем.

И солнышку помашем

«Спасибо, осень» - скажем

Указательными пальцами проводим от середины лба к вискам

Указательными пальцами проводим от горбинки носа к вискам

Над верхнею губой проводим по щекам до мочек ущей

Под нижнею губой, от середины проводим до мочек5 ушей.

Машут руками, изображают улыбку – солнышку 

2. Артикуляционная гимнастика

- Лягушка

- Лопаточка

- Заборчик

- Трубочка

3. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:


Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

Левую ладошку держат «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».

Загибают пальчики по одноу, начиная с большого.


Опять «варят» и «мешают»

4. Дыхательное упражнение «Аромат фруктов».

Раздать из карзины фрукты,

Дети вдох – носом

Выдох – ртом.

5. Логоритмика «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один


Эта долька для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка кожура.


Он сердит на нас –

Беда!!!

Разбегайтесь –

Кто куда!

Руки в стороны, рот полуоткрыт,

глаза широко открыты, брови поднимаются.

Наклоны головой вперед.







Руки на пояс, покачивание головой в стороны, брови нахмурены, губы сжаты.

6. Кинезиология

«Крючки» - указательные пальцы сгибаем и изображаем, как «крючки» сцепились.

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Задачи: 1. Развивать диафрагмальное и речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис.

 2. развитие творческого воображения, подражательности.

 3. формировать самостоятельность.

Оборудование: картинки артикуляционной гимнастики с художественным словом, туесок с грибами.

1. Массаж пальцев «Малина»

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю





Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.


Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?


1, 2, 3, 4, 5

Снова буду собирать.

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».


Сложить лодони «корзинкой»



Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться левой ладони и подносить ко рту.



Поочередно массажировать каждый палец на одной руке (при повторении – на другой)

2. Артикуляционная гимнастика.

- Лягушка

- Лопатка

- Заборчик

- Трубочка

- Часики

3. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Топ-топ пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй лисичка – рыжая косичка

Третий гриб волнушка – розовое ушко

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Дети «шагают» пальчиками по столу

Переплетают пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали пять пальцев руки.

На каждое двустишие, дети разгибают по одному пальчику.

4. Дыхательное упражнение «Вдыхаем запах леса и грибов»

Достать из туеска грибы (муляжи) дети нюхают (вдох – носом, выдох – ртом).

5. Логоритмика. Фонопедическое упражнение «Осень»

6. Кинезиология.

- Ручки вверх (ладошки вверх)

- Ручки вниз (ладошки вниз)

- Набочок (на ребро ладошки)

- В кулачок (кулачки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста «Теремок»

Цель.Закрепление текста сказкиАктивизация речи – проговаривание текстаФормирование навыка ролевой игры....

Конспект занятия по речевому развитию для детей раннего возраста «В гости к колобку»

Тематическое занятие по развитию речи для детей С 3 до 4 лет.Скачать: konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu_dlya_detey_rannego_vozrasta.doc              ...

конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста "Поможем кошечке"

конспект образовательной деятельности по речевому развитию в группе раннего возраста "Поможем кошечке"...

Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста "Насекомые"

Занятие для детей раннего возвраста, 1-ая младшая группа. Позволяет решать следующие задачи:Образовательные:-расширять пассивный и активный словарь;-активизировать предметный и глагольный словарь по т...

конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста тема:"Котинька-коток"

Программое содержание: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями ,формировать познавательную активность  воспитывать гуманное отношение к животным....

Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста «Белочка приглашает нас в гости»

Расширить знание детей о лесном жителе Белочке. Создать условия для развития речевой активности у детей....