Проект организации оздоровительной работы дошкольников в летний период.
проект (старшая группа) на тему

Нестерова Наталья Викторовна

Целью организации работы детей дошкольного возраста в летний период:

·        объединить усилия взрослых  и родителей воспитанников по созданию условий,

·        способствующих оздоровлению детского организма в летний период;

·        эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребёнка.

Задачи:

 • Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

 • Реализовать систему мероприятий, направляющую на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активизации, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.

 • Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

 • Организовать жизнь детей в детском саду таким образом, чтобы они провели его с радостью и удовольствием, получили заряд бодрости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект организации оздоровительной работы дошкольников в летний период.

Выполнила: Нестерова Наталья Викторовна

МДОУ №14, г. Оленегорск, Мурманской области

Введение

Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать прыгать. Именно в этом период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из жизни ещё долго радовали детей.

Воспитание здорового ребёнка – наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию дошкольников в летний период года. Летний период года оказывает на детей существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. В летний период, особенно большие возможности предоставлены для закаливания, совершенствования защитных реакций ребенка, широко используются солнечно-воздушные ванны. Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель и направление. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок хорошо поправился и закалился. Успех летней работы определяется, прежде всего тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского учреждения. Заблаговременно проводятся все необходимые работы по подготовке участка и помещений, оборудования, игрушек и пособий, необходимых для жизни и разнообразной деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе. Одно из стратегических направлений детского сада является сохранение, укрепление и коррекция физического и психического здоровья воспитанников.

Целью организации работы детей дошкольного возраста в летний период: 

  • объединить усилия взрослых  и родителей воспитанников по созданию условий,
  • способствующих оздоровлению детского организма в летний период;
  • эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребёнка.

Задачи:

 • Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

 • Реализовать систему мероприятий, направляющую на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активизации, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.

 • Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

 • Организовать жизнь детей в детском саду таким образом, чтобы они провели его с радостью и удовольствием, получили заряд бодрости.

         Так, как лето пора отпусков, многие воспитанники детских садов летом уезжают с родителями отдыхать, посещаемость и наполняемость групп снижаются. С июня обязательные занятия уже не проводится. Увеличивается время на прогулки, игры на свежем воздухе, появляется дополнительная возможность почитать детям, побеседовать с каждым. Но детей становится все меньше, часть воспитателей уходит в отпуск, группы в дошкольных учреждениях полупустые. Решением этой проблемы является разновозрастные группы в детском саду.

Гипотеза — учебно-воспитательный процесс в ДОУ  будет  более успешным, если будет организован  педагогический  процесс  в разновозрастных группах в летний период, требующий  от педагога умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом. А главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и весело было всем детям в группе.

Объект исследования – дети разновозрастных групп детского сада.

 Предмет исследования - организации работы детей дошкольного возраста в летний период.

Особенности  разновозрастной группы  детского сада.

      Одной из специфических особенностей  разновозрастных групп детского сада является то, что там присутствуют  дети разных возрастов. Кроме того, дети приходят  с другой группы,  со своими родителями, имеющими свои личные интересы и потребности. Они не знакомы с  особенностями разновозрастной группы,  правилами, не знают воспитателей, которые будут работать с их детьми, да и порой не хотят ничего знать. Рассматривая разновозрастную группу  как временный выход из ситуации, они не всегда принимают всерьез требования педагогов и администрации, зато сами настаивают на том, чтобы ребенку обеспечили привычный ему образ жизни.

Цель воспитателя разновозрастной  группы:

  • помочь ребёнку пройти адаптационный период в смешанных группах  детского сада;
  • заинтересовать ребёнка, вызвать желание посещать временную группу;
  • найти поход к каждому родителю;
  • обязательно ознакомиться с медицинскими документами на каждого ребенка.

Детей в смешанные разновозрастные группы объединяют таким образом. Ясельную группу, если она есть, обычно не объединяют ни с кем (в силу специфики возраста). Однако если дети в ней к лету уже достигли возраста трех лет, иногда объединяют с младшей (три — четыре года). Чаще объединяют младшую группу со средней, и в ней находятся дети от трех до от трех до пяти лет; старшую — с подготовительной (пять –семь лет). При этом в каждой группе присутствуют частично "свои", а частично "чужие" дети. Воспитателями в этих группах остаются педагоги  работающие в данный период, и их работа в данных условиях, естественно, затрудняется.

         Сложность работы в смешанной группе связана с тем, что педагог, привыкший к одновозрастному составу воспитанников, оказывается вынужденным  учитывать интересы и обеспечивать возможности воспитания и обучения детей с возрастным разрывом до двух лет, а в дошкольном возрасте — это целая эпоха. У ребят разные знания, умения, разный жизненный и практический опыт, и организовать их в единый коллектив непросто. Есть дети, пришедшие из других  групп, плохо адаптируются  к новым условиям, и на привыкание к ним уйдет, возможно, достаточно продолжительное время. Самым неприятным сюрпризом, подстерегающим воспитателя в  разновозрастных группах  детском саду, может оказаться наличие в числе "чужих" детей  с психической или физической патологией, о которой родители не захотели предупредить.   Такой ребенок может буквально парализовать работу в группе, так как он требует ежеминутного индивидуального присмотра воспитателя, который несет за него ответственность. В первую очередь, конечно, это касается детей с неврологическими нарушениями, но часто и физические недомогания могут существенно осложнить жизнь ребенка и воспитателя в подобной ситуации. Это дети-астматики, у которых может начаться приступ, если они понервничали, или сильно побегали, или вступили в контакт с возможным (индивидуальным для каждого) аллергеном — цветком, животным, кормом для рыбок. Дети с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которые могут есть далеко не всякую еду, страдают рвотами, расстройствами желудка, болями в животе. Дети с нарушениями мелкой и крупной моторики, которые не могут сами есть или неустойчивы при передвижении и поэтому ограничены в участии в общих подвижных играх. Все эти случаи следует отследить еще на стадии комплектации летних групп  детского сада и обязательно ознакомиться с медицинскими документами на каждого ребенка.

   Воспитатель смешанной группы должен познакомиться лично с родителями воспитанников, непременно узнать, какие имеются проблемы. Им следует объяснить, что чем больше знает педагог об особенностях и привычках детей, тем легче удастся ребенку влиться в новый коллектив, найти себе занятие по вкусу, включиться в интересные игры, завести новых друзей. В детских садах проводят родительское собрание, на котором  рассказывает о детском учреждении и специфике его работы в летний период, так же  дошкольных учреждениях проводят анкетирование и беседа педагога группы с каждым родителем.

      В целом адаптационный период в смешанных группах  детского сада проходит достаточно легко: ведь все дети уже имеют опыт посещения дошкольного учреждения. Им нужно приспособиться не к "полностью новому миру", как было, когда они впервые оторвались от мамы и пошли в детский сад, а просто привыкнуть к новым детям, взрослым, обстановке. Большинство дошкольников, это переносит довольно легко, тем более что обязательно в одну смешанную группу попадают по нескольку детей из соответствующих групп других детских садов, а они уже знакомы друг с другом.

Организация игровой деятельности в разновозрастных группах

   Первые дни необходимо приложить специальные усилия, чтобы познакомить детей из разных групп, поиграть в игры, направленные на запоминание имен сверстников, пробуждение интереса к ним.

Цель воспитателя:

  • познакомить детей друг с другом  в процессе игры;
  • помочь ребёнку влиться в новый смешанный коллектив с помощью игр;
  • поддерживать игру вербально;
  •  дать материальное подкрепление — атрибутику;
  • познакомить детей  с особенностями игры;

      Со старшими детьми это не сложно, а вот с младшими могут возникнуть проблемы. Дети трех - четырех лет еще плохо играют, совместные сюжетно-ролевые игры находятся у них только в стадии становления. Хотя в силу возрастных особенностей и возможностей они уже способны и к принятию несложного сюжета, и к распределению ролей (под руководством воспитателя или старших, хорошо играющих детей), но в течение учебного года играют не очень много, и их игры редко достигают творческого уровня. Гораздо чаще они отображают простые сюжеты или даже цепочки действий с игрушками, редко объединяясь в более или менее стабильные коллективы.

       Попав в группу с разновозрастными детьми, дети обнаруживают, во-первых новые игрушки, а во-вторых, новых партнеров по игре, причем часть из них старше, "опытнее", они играют в какие-то другие интересные игры и тем самым привлекают внимание к себе и своей игре.

     Появляется возможность для обмена игровым опытом — та самая возможность, которая не может развиваться в одновозрастных группах с постоянным составом детей и набором привычных игровых сюжетов. Естественно, объединяющей силой здесь все равно выступает воспитатель. При этом,  он опирается на старших детей, вспоминая какую-либо игру, которая им уже знакома и посильна, но в которую они играли мало, и она им еще не надоела. Для детей трех — пяти лет это могут быть более приближенные к их опыту игры: в путешествие, зоопарк, цирк (дети могут изображать и зверей, и зрителей), семью и больницу, аптеку, магазин.

     Важно, чтобы наряду с главными ролями, которые принимают на себя более старшие дети, оставались многочисленные, но не сложные для исполнения роли для младших. Обычно малыши охотно подражают "большим" и бывают польщены, когда их принимают в свои игры старшие дошкольники, пусть даже и на второстепенные роли. И если воспитатель чуть-чуть их поддерживает, подсказывает, как играть, не дает угаснуть сюжету, когда сами дети уже "застряли" и не могут его развивать, — возникает и продолжается совместная сюжетно-ролевая игра, та самая, которая все реже встречается в обычной жизни перегруженного занятиями современного дошкольника.

  Для детей трех — пяти лет сложности могут возникать из-за привлекательной игрушки — часто для малышей она является более желанным "партнером", чем сверстник, и тогда можно оставить такого ребенка в покое, пока он сам не захочет присоединиться к детям. Если же он и с игрушкой не может расстаться, и одновременно испытывает интерес к игре других детей — можно подобрать ему роль, где с этой игрушкой расставаться не придется. Например, девочка будет мамой, а кукла — ее дочкой, и они вместе сидят в очереди к врачу, или идут в магазин и делают покупки (и для себя, и для дочки), или являются пассажирами самолета либо парохода. А может быть, они записываются в новый детский сад, идут в цирк, катаются на горке.

            Дети пяти — семи лет, обладающие развитой фантазией и воображением и имеющие большой игровой опыт, легко подхватывают предложенные воспитателем сюжеты, могут в определенных пределах сами их развивать, распределять роли, объяснять младшим, что от них ожидается. Разумеется, главные роли достаются более старшим, хорошо играющим, обычно  воспитанникам  своей группы. Но и второстепенные распределяются без конфликтов между младшими и "чужими" детьми. И тот, кто раньше у себя в группе  претендовал только на ведущие роли, спокойно смиряется с безмолвной ролью чьей-то дочки или второго медвежонка у медведицы. Только постепенно, знакомя  с особенностью игры этой новой для себя группы, с новыми детьми, их характерами, игровым и социальным статусом, ребенок начинает делать "игровую карьеру", добиваясь в конце концов желанной роли дрессировщика, предводителя пиратов или главной принцессы.

  Воспитателю остается только поддерживать игру вербально, дать материальное подкрепление — атрибутику и переложить остальное на детей: они сами друг друга научат.

   Нередко в смешанной группе обнаруживаются дошкольники, которые не могут примкнуть ни к одному игровому коллективу. Это застенчивые дети, плохо адаптированные и неумело играющие, неуверенные в себе, с дефектами внешности или речи, словом, "дети-изгои".

  Для них единственной возможностью влиться в новый смешанный коллектив являются игры дидактического типа, игры с правилами, подвижные игры (но без соревновательного мотива) и постоянная помощь воспитателя. В занятиях, играх, развлечениях, организованных взрослым, они чувствуют поддержку (их надо много хвалить, отмечать малейшие достижения), через воспитателя вступают в контакты с детьми, необходимые по правилам игры. Постепенно формальное соблюдение правил уступает место непосредственному общению, дети включаются в игры, организованные взрослым. После того как воспитатель выключается из игры, передоверив свои функции кому-то из детей, такой ребенок хоть и недолго продолжает играть.

 Этим детям полезно давать несложные поручения (обязательно в паре с кем-нибудь "умелым"): накрыть на столы, внести на участок необходимые игрушки, позвать кого-нибудь, раздать стаканы или бутылки с водой, чтобы пить на прогулке.

  При проведении фольклорных или музыкальных праздников, им желательно поручать небольшие, но привлекательные роли, не забывая при этом, что они сильно стесняются. Но если удастся уговорить их петь со всеми хором, танцевать в общем круге  — они бывают счастливы. Главное, по громче их похвалить.

      Иногда старшие дети с удовольствием помогают застенчивым, младшим или новичкам влиться в новую группу, но это зависит от многих особенностей и склонностей детей. Чаще всего это свойственно шести — семилетним девочкам — "надежде и опоре" воспитателя, которые охотно принимают на себя функции "воспитательницы" по отношению к младшим детям. Если в группе есть такая девочка, объединение младших и старших, "своих" и "чужих" происходит легко, без напряжения и с минимальным вмешательством взрослых.

   Таким образом, организация воспитательного процесса во временных разновозрастных группах требует особенно пристального внимания к детям со стороны работающих в таких группах педагогов.

Созданию предметно-развивающей среды в разновозрастных группах

Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка. Это те условия, в которых протекает его жизнь в ДОУ, в том числе предметно-пространственная среда и социальная среда.

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

Цель предметно – развивающей среды:

  • оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению;
  • давать чувства уверенности в себе;
  • использовать свои способности, проявлять самостоятельность;

Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания).Способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках .

В общем, обогащенное развитие — это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды. Таким образом, предметно-пространственная среда развития – это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребенка, его развития.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В учении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари), вода, глина, речной песок.

Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В то же время определяющим моментом в создании предметно развивающей среды является педагогическая идея; цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Особенности среды группы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель — знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности — и это также будет заметно в созданной среде. Все это так или иначе найдет отражение в среде группы.

Развивающее обучение направлено, прежде всего, на развитие личности обучаемого и осуществляется через решение учебных задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет обучаемому проявлять максимальную самостоятельность и активность. Источник целостного развития ребенка — его познавательно-творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

      Развивающее обучение предполагает перспективу саморазвития ребенка и расширения его сознания на основе познавательно-творческой деятельности. Такое обучение невозможно без рефлексии, без познания самого себя, своих возможностей. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателем и ребенком. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается правила: «не рядом, не «над», а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения — понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на способности взрослых встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в группе.

1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы (и детского сада в целом) должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.

Кроме того, детям должно быть ясно видно, как передвигаться по групповой комнате, чтобы не помешать деятельности других детей. Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы или стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения.

При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования (зонирования). Так, возможен следующий подход к организации среды:

-   центр сюжетно-ролевой игры;

- центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть театрализованные игры;

-центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;

-  центр строительно-конструктивных игр;

-  центр математики (игротека);

-центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Кроме того, в группе желательно иметь спортивный комплекс: он не занимает много места и в то же время многофункционален.

 Возможно иное построение среды — «кабинетное». В любом случае при решении своих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды — он вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.

2. Принцип уважения к мнению ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.

3. Принцип функциональности означает то, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы в другое место. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий!

Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, вариативны. Например, дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера» можно использовать для развития у детей представлений о числах натурального ряда, для развития вычислительных умений, для развития пространственных ориентировок, для развития умения выявлять свойства, зависимости, закономерности. Конструктор Лего «Ферма» интересен детям как игрушка, но одновременно они знакомятся с домашними животными, считают их; у дошкольников развиваются конструктивное мышление, творческое воображение.

4. Принцип опережающего характера содержания образования. Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год).

5. Принцип динамичности – статичности среды. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений. Обстановка – это оболочка, «одежда», из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Социальная среда развития ребенка

Воспитание дошкольников в разновозрастных группах ДОУ имеет ряд сложностей. Часть из них касается того, как взрослому организовать общение с ребенком и какими должны быть контакты между детьми. Дело в том, что общение с окружающими людьми играет огромную роль в общем психическом развитии ребенка. В отечественной психологии общепризнанным является положение о том, что психическое развитие детей происходит в процессе освоения ими общечеловеческого опыта. Носителем этого опыта является взрослый. Он встает между миром, в который приходит ребенок, и самим ребенком, репрезентируя ему этот мир.

Изучение развития общения ребенка с взрослыми и сверстниками показало, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его общение с окружающими людьми проходит ряд качественных ступеней в своем развитии.

В общении детей с взрослыми выделяют 4 вида содержания потребности в общении:

Потребность в доброжелательном внимании

Потребность в сотрудничестве

Потребность в уважительном отношении взрослого

Потребность во взаимопонимании и сопереживании  

Общение со сверстником от момента его возникновения на третьем году жизни ребенка и до конца дошкольного детства проходит 3 этапа:

1-ый – практически – эмоциональное – 2-4 года;

2-ой – ситуативно-деловое – 4 – 6 лет;

3-ий – внеситуативно-деловое – 6 лет.

Изменяется и содержание потребности в соучастии в совместных забавах к потребности в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка.

Общение со сверстниками, равными ребенку партнерами, способствует развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала, овладению нормами взаимоотношений. Но, организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель должен помнить о различных основаниях, заставляющих их искать общества друг друга, и соответственно корригировать и направлять их.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что не может быть слишком жестких, детализированных требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем можно выделить наиболее общие положения при создании развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников.

Непременными условиями построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

В летний период в дошкольном образовательном учреждении проводятся

Мероприятия познавательного характера (проектные недели)

Цель: Организация воспитательно-образовательного процесса в летний период с использованием проектного метода.

День недели

Проводимое мероприятие

Группа

Ответственные

Методический продукт

1-я неделя «Ребенок в мире людей» (30.05.2011-03.06.2011)

Понедельник

День дружбы

Чтение стихов о дружбе

Изодеятельность - «Подарок другу»

Интервью «Расскажи о своем друге»

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

альбом «Рассказы о друзьях»

Вторник

День физкультурника

Беседа о летних видах спорта

Рассматривание книг и альбомов о спорте

Соревнование команд (метание вдаль, в цель; бег; прыжки)

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

фоторепортаж соревнований

Среда

День защиты детей (по плану)

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

план проведения, сценарии развлечений

Четверг

День березки

экскурсия к березке на территории детского сада, украшение березок, хороводы вокруг них; изодеятельность - «Такие разные березки»

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

план организации совместной деятельности в течение дня, альбом детских рисунков «Люблю березку русскую»

Пятница

День рождения великого поэта

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

конспект викторины

 2-я неделя «Мастера-затейники» (06.06.2011-10.06.2011)

Понедельник

«Волшебная бумага» – поделки из цветной бумаги

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

конспект совместной деятельности, пооперационные карты изготовления поделок в технике оригами

Вторник

«Очень умелые ручки» – поделки из природного материала

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

выставка, фотоальбом

Среда

«Песочные фантазии» – игры на прогулке

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

фоторепортаж

Четверг

«Разноцветная игра» – нетрадиционное рисование

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

альбом детских рисунков, конспект совместной деятельности (рисование в нетрадиционной технике)

Пятница

Праздник мыльных пузырей – развлечение

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели,

инструктор ФИЗО

сценарий развлечения

3-я неделя «Наш друг – природа» (14.06.2011-17.06.2011)

Вторник

«У природы нет плохой погоды» – познавательная игра.

«Удивительные опыты» – экспериментальная работа на прогулке

Подготовительная, старшая, средняя

Младшая

Воспитатели

сценарий познавательной игры, конспект прогулки

Среда

Целевая прогулка в парк.

Досуг «Прогулка по летнему лесу»

Подготовительная, старшая, средняя

Младшая

Воспитатели

конспект целевой прогулки, сценарий досуга

Четверг

Экскурсия к озеру.

«Путешествие в мир насекомых»

Подготовительная, старшая, средняя

Младшая

Воспитатели

конспект экскурсии

Пятница

«В гостях у Водяного» – экологическое развлечение.

Рассматривание растений на прогулке, беседы с детьми о значении растений

Подготовительная, старшая, средняя

Младшая

Воспитатели

сценарий развлечения, конспекты бесед

 4-я неделя «Безопасность» (20.06.2011-24.06.2011)

Понедельник

Беседы с детьми о правилах поведения на дороге.

Пешеходные прогулки по улицам города.

«Переходим улицу» – работа с дидактическим материалом

Подготовительная, старшая, средняя

Младшая

Воспитатели

конспект прогулок, бесед

Вторник

Развлечение «Бедная Баба-Яга» 

(закрепление знаний о полезных и ядовитых ягодах и грибах)

Подготовительная, старшая, средняя

Воспитатели

сценарий развлечения

Среда

Тематическая беседа

«Огонь – друг или враг?».  

Экскурсия в пожарную часть

Младшая, средняя

Старшая, подготовительная

Зам.зав. по ВМР,

воспитатели

конспект бесед,

конспект экскурсии

Четверг

Развлечение по правилам дорожного движения «Приключения пещерного человека».

Мини-развлечение «Красный, желтый, зеленый…»

Подготовительная, старшая, средняя

Младшая

Воспитатели

сценарий развлечений

Пятница

Вечер вопросов и ответов «Как избежать неприятностей».

Выставка рисунков детей

Подготовительная, старшая, средняя

Воспитатели

сценарий вечера, выставка рисунков

5-я неделя «Путешествие в страну Астрономию» (27.06.2011-01.07.2011)

Понедельник

«В гостях у гнома-астронома» – тематические беседы о солнце и солнечной системе.  

Рассматривание иллюстраций о космосе

Подготовительная, старшая

Средняя, младшая

Воспитатели

конспекты бесед

Вторник

Сюжетно-ролевая игра «Планета Земля – частица огромного космоса».

«У солнышка в гостях» – игры, стихи, хороводы

Подготовительная, старшая, средняя

Младшая

Воспитатели

конспект сюжетно-ролевой игры, организации совместной деятельности

Среда

Досуг «Космическое путешествие»

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

сценарий досуга

Четверг

Развлечение «Поможем Звездочету»

Подготовительная, старшая, средняя

воспитатели

сценарий развлечения

Пятница

Конкурс поделок о космосе

Подготовительная, старшая

Воспитатели

поделки

6-я неделя «Театральный калейдоскоп» (04.07.2011-08.07.2011)

Понедельник

«В гостях у сказки» – слушание сказок в аудиозаписи, чтение, драматизация

Старшая, средняя, младшая

Воспитатели

Вторник

Кукольный спектакль (поставленный воспитателями)

Старшая, средняя, младшая

воспитатели

сценарий спектакля

Среда

«С днем рождения, малыши!» – развлечение

Старшая, средняя, младшая

воспитатели

сценарии развлечений

Четверг

Театрализованное развлечение «Бабушка-забавушка».

Игра-драматизация «Колобок»

Старшая, средняя

Младшая

воспитатели

сценарии

Пятница

«День взросления» – досуг с участием родителей

Старшая, средняя, младшая

воспитатели

сценарий

7-я неделя «Летняя олимпиада» (11.07.2011-15.07.2011)

Понедельник

День прыгуна

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

воспитатели

сценарий, фоторепортаж

Вторник

День бегуна

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

воспитатели

сценарий, фоторепортаж

Среда

День красивой осанки

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

воспитатели

сценарий, фоторепортаж

Четверг

День метания

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

воспитатели

сценарий, фоторепортаж

Пятница

Семейные старты «Олимпийский огонек» с участием родителей

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

воспитатели

сценарий, фоторепортаж

 8-я неделя «Если хочешь быть здоров» (18.07.2011-22.07.2011)

Понедельник

Тематические беседы:

«Кто живет в молочной стране» (о пользе молока и молочных продуктов);

«Что нужно делать, чтобы быть здоровым»

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

конспекты бесед

Вторник

Развлечение «В гостях у доктора Айболита»

Старшая, средняя, младшая

Воспитатели

сценарий, фоторепортаж

Среда

Спортивное развлечение «Веселая физкультура»

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

сценарий

Четверг

Досуг «Путешествие в страну здоровячков и хлюпиков»

Старшая, средняя

Воспитатели

сценарий, фоторепортаж

Пятница

День здоровья

Старшая, средняя, младшая

Воспитатели

сценарий

9-я неделя «В мире животных» (25.07.2011-29.07.2011)

Понедельник

На улице сказок «Наши лучшие друзья»

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

конспект развлечения

Вторник

«Ребята и зверята» – игры и упражнения с использованием методов анималотерапии

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Педагог-психолог

картотека игр

Среда

Рассматривание иллюстраций о животных

Подготовительная, старшая, средняя

Младшая

Воспитатели

Воспитатели

Четверг

Спортивно-развлекательная программа «Зов джунглей»

Подготовительная, старшая, средняя

Воспитатели

сценарий

Пятница

Досуг «Зверобика»

Подготовительная, старшая

средняя, младшая

Воспитатели

сценарий

10-я неделя «Урожайная»(01.08.2011-05.07.2011)

Понедельник

«Овощи и фрукты – лучшие продукты» - беседы, игры

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

конспекты бесед

Вторник

«Забавные овощи» - нетрадиционное рисование – штампики из овощей

Старшая, средняя, младшая

Воспитатели

выставка рисунков

Среда

Выставка-конкурс семейных поделок из овощей «Чудеса с обычной грядки»

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

выставка, фоторепортаж

Четверг

«Вкусные истории» - ярмарка экзотических фруктов

Подготовительная, старшая, средняя

Воспитатели

конспекты познавательных игр

Пятница

Развлечение «Здравствуй, милая картошка»

Старшая, средняя, младшая

Воспитатели

сценарий

11-я «Мой город» (08.08.2011-12.08.2011)

Понедельник

Беседы о родном крае и городе, рассматривание иллюстраций, фотографий

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

конспекты бесед

Вторник

Целевая прогулка по улицам города.

Путешествие с Кузей по детскому саду

Подготовительная, старшая

Средняя, младшая

Воспитатели

конспект прогулок

Среда

Экскурсия в краеведческий музей

Занятие-прогулка «Моя улица»

Подготовительная, старшая

Средняя, младшая

воспитатели

конспект экскурсии

Четверг

Конкурс семейных рисунков «Мой любимый город».

Экскурсия в библиотеку «Край, в котором я живу»

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

воспитатели

рисунки, конспект экскурсии в библиотеку

Пятница

Целевая прогулка в парк аттракционов

Подготовительная, старшая, средняя

воспитатели

фоторепортаж

12-я неделя «Неделя интересных дел» (15.08.2011-19.08.2011)

Понедельник

День мыльных пузырей

все возрастные  группы

воспитатели

план проведения

Вторник

День флага России

подготовительная, старшая, средняя

воспитатели

план проведения

Среда

День чистоты

все возрастные группы

воспитатели

план проведения

Четверг

День вежливости

дошкольные группы

воспитатели

план проведения

Пятница

День тишины

дошкольные группы

воспитатели

план проведения

13-я неделя «Неделя любимых игр» (2.08.2011-26.08.2011)

Понедельник

День настольных игр

все возрастные  группы

воспитатели

план проведения

Вторник

День мяча

все возрастные  группы

воспитатели

план проведения

Среда

День мягкой игрушки

все возрастные группы

воспитатели

план проведения

Четверг

День дворовых игр

дошкольные группы

воспитатели

план проведения

Пятница

День игр и шуток

дошкольные группы

воспитатели

план проведения

«Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период».

Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.

Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень советских людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. «Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.

Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.

Положительное влияние на детей и родителей производит организация летних спортивных игр и развлечений для детей   дошкольного возраста на свежем  воздухе совместно с родителями. Для таких мероприятий необходимо составить план (игры – заводилки, эстафеты, соревнования) с которым следует ознакомить родителей.  Игры проводятся на свежем воздухе на территории детского сада совместно с родителями, в первой или во второй половине дня.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей.

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

В летний период в разновозрастных группах лучше провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада.

Подготовить информационно-справочный раздел для родителей, как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.

Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Но родители порой не подозревают, насколько познавательной для ребенка может быть даже обычная прогулка по парку или экскурсия в лес или к водоёму.

 Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходимо каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Ведь именно мы, педагоги, зная особенности каждого ребенка, в силах помочь его родителям подобрать интересную и полезную информацию, полезные занятия и рекомендации на летний период. Педагогам важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха.

Необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом: сверкание росы под утренним солнцем, краски вечернего заката, загадочность ночного звёздного неба, завораживающие звуки морского прибоя и леса.  При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое  воспоминание детства.

Для решения этой задачи можно предложить родителям следующие темы и  задания во время отдыха с детьми:

- «Наблюдаем за живой и неживой природой».

 - «Учимся замечать  прекрасное  в природе».

( Организация фотосессии, выставка  рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или рассказа).

 - «Прогулка к цветникам».  (Составление букета в вазе и икебаны).

 - «Лекарственные растения на грядке». (Рисунки растений, составление к ним описательных рассказов и подбор загадок).

 - «Лето – лучший период для творчества» (Живопись, рисунки летних пейзажей, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные  работы детей и родителей).

 - « Узоры на мокром песке», «Песочные фигуры».

 - «В гости к маленьким друзьям». (Провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с рисунками об их жизни).

 - «Подводный мир».

  (Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами).

 - Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов (найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках).

 - «Наш урожай».  ( Провести с ребёнком наблюдение за  сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги).

 - «Эксперименты и исследования летом». (Наблюдение за созвездиями на ночном небе, выращивание овощей на даче или цветов на клумбе, измерение тени взрослого и ребёнка, нахождение ЮГА и СЕВЕРА в лесу).

 - «Как я провел лето». ( Создание рукописной книги о летнем отдыхе).

В начале нового учебного года можно провести внутригрупповой конкурс «Как мы провели летние каникулы!», на котором будут предоставлены совместные работы детей и родителей (рисунки, фотогазеты, фотоальбомы, самодельные книги  с наблюдениями, рассказами или стихами собственного сочинения и другие творческие работы). Одно обязательное условие: о проведении конкурса необходимо объявить до начала летнего отдыха. Для наглядности нужно вывесить в родительском уголке  примерные темы домашнего задания на лето и предложить образцы работ. В этом случае у родителей будет больше времени,  возможностей  и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и  творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.  

Другой, не менее важной задачей, является воспитание экологической культуры. Летняя природа привлекает детей, но незнание правил поведения может нанести  вред,  как ребёнку, так и природе. Можно предложить родителям  консультации на следующие темы:

- «Как вести себя в лесу».

 - «Собираем ягоды и грибы».

 - «Бережём нашу природу».

 - «Отдыхаем на даче».

 - «Труд детей на природе летом».

Нужно познакомить родителей с играми и опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Такие игры и опыты разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития ребёнка; повысят его самостоятельную активную деятельность.  

Ещё одна из важных задач – охрана  здоровья и жизни детей в летний период. Именно в это время года мы больше всего   проводим на улице и, несмотря на чудесные дни, именно в этот период наши дети наиболее подвержены различным травмам и опасным ситуациям. Чтобы предотвратить несчастные случаи, для родителей необходимо провести консультации по охране жизнедеятельности и оказании первой помощи на следующие темы:

 - «Встречаем лето» (о здоровье и охране жизни).

          - «Ребёнок в городе, чего нельзя».

          - «Соблюдение правил дорожного движения».

          - «С малышом на даче»

  (какие опасности могут подстерегать на природе).

          - «Как организовать летний отдых на море».

          - «Правила поведения на воде».

          - «Оказание первой медицинской помощи ребёнку».

          - «Оказание первой помощи при укусе насекомых».

          - «Приёмы закаливания».

          - «Витамины на грядке».

          - «Лекарственные растения».

Всю необходимую информацию для родителей рекомендуется  собрать в одну папку под названием, например, «Летняя пора» (консультации для родителей, рекомендации и полезные советы), оформить в виде буклетов  и выставить в родительском уголке.

  Родители в любой удобный для них момент смогут ознакомиться с её содержанием и извлечь интересную и полезную информацию.

   Главное в организации взаимодействия педагогов с родителями в этот период – пример собственного отношения воспитателя: удивления и восхищения  чудесами природы, искренней заинтересованности в гармоничном развитии детей, стремление побудить в них познавательный интерес и живую радость от общения с природой. От того, как педагог донесет до родителей информацию, сколько  чувств  вложит в свои слова и действия, зависит успех общения с родителями и успешное развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация оздоровительной работы в летний период"

Планирование работы в летний период...

Организация оздоровительной работы ДОУ в летний период

Организация  оздоровительной работы ДОУ в  летний  период...

Консультация для педагогов "Организация двигательного режима дошкольников в летний период"

Одним из основных факторов оздоровления, является двигательная активность. Вот почему так важно правильно создать среду для развития всех физических качеств....

Организация двигательного режима дошкольников в летний период

Организация двигательного режима дошкольниковв летний периодОдним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физическог...

Статья на тему: «Организация музыкальной деятельности дошкольников в летний период»

Организация музыкальной деятельности дошкольников в летний период...

Консультация для педагогов на тему: «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»

Консультация для педагогов на тему:    «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»...