Проект «Организация оздоровительной работы в группе детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Морланд Валентина Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_konkurs.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема: «Организация оздоровительной работы в  группе детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель МКДОУ Баганский детский сад №2 «Солнышко»    Лепетюха Валентина Владимировна, Воспитатель  

                                                                         

с. Баган 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Выделение исследуемой проблемы        3

Основные теоретические позиции        5

Характеристика особенностей воспитанников        6

Краткая характеристика содержания образовательной области        8

Особенности выбранной технологии        10

Описание форм работы        12

Анализ результативности педагогического опыта        21

Выводы        25

ЛИТЕРАТУРА        27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        31

Выделение исследуемой проблемы

Я, Лепетюха Валентина Владимировна, работаю в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Баганский детский сад №2 «Солнышко» воспитателем подготовительной группы. Работаю во всех образовательных областях по ФГОС, но ориентирована на физическое развитие и улучшение состояния здоровья детей, что проходит через все образовательные области. Таким образом, приоритетным направлением в моей работе является «Организация оздоровительной работы в группе».

Проблема оздоровительной работы, формирования культуры здоровья, очень актуальна.  Перемены, происходящие в российском обществе, затрагивают и сферу образования, начальной ступенью которого являются ДОУ. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья ребенка, которое закладывается в дошкольном возрасте. Именно в этот период происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В то же время, данные литературных источников и практика работы в ДОУ говорят о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. По мнению многих ученых (Г.И.Кукушкин, Н.А.Понамарев, В.М.Выдрин, Э.С.Маркарян, М.С.Каган и др.) определяющими причинами сложившейся ситуации выступают снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений.

Задачи, связанные с охраной здоровья детей, повышением их функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, формирования потребности в движении, развития двигательных способностей и самостоятельности являются приоритетными в моей работе.

Эти задачи выдвигаются на первый план и в нашем дошкольном образовательном учреждении  - Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Баганский детский сад №2 «Солнышко».  Воспитательный процесс ориентирован на возрастные, физические, психологические, эмоциональные возможности детей, их двигательную и интеллектуальную активность, соблюдение объема учебной нагрузки. В нашем ДОУ игровые комнаты и спальни для детей оборудованы согласно современным требованиям Санпин, прогулочные площадки также оснащены всем необходимым оборудованием.  Для гармоничного развития воспитанников предусмотрен     также     спортивный зал. Для детей организовано 4-х разовое сбалансированное питание: фрукты, соки, йодосодержащие продукты.

Все это способствует организации оздоровительной работы в группе в ходе моей работы. В то же время, острота проблемы организации оздоровительной работы в группе состоит в следующем:  анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость совершенствования работы в ДОУ в данном направлении;  показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;  многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс их соматических, физических и интеллектуальных проблем.

Основные теоретические позиции

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.

В своей работе я ориентируюсь на здоровьесберегающие технологии Н.С. Голицина, И.М. Шумова , В.Т.Кудрявцева и др. Для реализации задач программы «От рождения до школы» , по которой работает наш детский сад, ориентируюсь также на пособие Л.И. Пензулаевой   «Оздоровительная гимнастика» для детей 3-7 лет.  В пособии представлены комплексы оздоровительной гимнастики для детей 3–7 лет. Приводятся разнообразные игровые задания и игры малой подвижности. Упражнения подобраны в соответствии с особенностями физического развития дошкольников разных возрастных групп, с учетом специфики условий, места проведения (зал, площадка) и времени года.  Для проведения образовательной деятельности опираюсь также на пособие  

Л.И. Пензулаевой  «Физическая культура в детском саду»

Основные принципы моей работы:

- принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- принцип активности и сознательности - участие детей и родителей в целенаправленной деятельности по оздоровлению;

- принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса ДОУ;

- принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья;

- принцип результативности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, ориентация на достижение положительного результата независимо уровня физического развития детей.

Характеристика особенностей воспитанников

Мною отмечено слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад (список детей и характеристики их здоровья и физического развития приведены в Приложении 1). Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.

Процентные соотношения количества детей с различными группами здоровья и группами физического развития детей на начало моей работы приведены на диаграммах (рис. 1 и 2). Как видно из диаграмм, уровень здоровья детей в основном низкий, многие имеют излишний вес.

К факторам, влияющим на ухудшение состояния здоровья детей относятся прежде всего социально-экономические условия, образ жизни и неблагоприятные условия проживания ребёнка в семье (жилищные условия). В дошкольное учреждение дети приходят уже с ослабленным здоровьем и хроническими заболеваниями.

Поэтому я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только как психомоторного, так и эмоционального и общего психического развития.  

Одним из способов решения данной проблемы является целенаправленное использование комплекса физкультурно-оздоровительных методик в процессе оздоровления и физического воспитания дошкольников.

Рис. 1. Группы здоровья детей

Рис. 2. Группы физического развития детей

Краткая характеристика содержания образовательной области

Воспитательно-образовательная работа в ДОУ осуществляется по программе «От рождения до школы».

Содержание моей педагогической работы направлено в основном на  освоение детьми образовательных областей «Здоровье» и тесно примыкающей к ней области «Физическая культура». Воспитательный процесс в данном направлении ориентирован на возрастные, физические, психологические, эмоциональные возможности детей, их двигательную и интеллектуальную активность, соблюдение объема учебной нагрузки.

Основные направления работы ДОУ:

1. Профилактическое:

  • обеспечение благоприятной адаптации детей;
  • выполнение санитарно-гигиенического режима;
  • проведение обследования и выявление патологий;
  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  • предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами профилактики;
  • проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

2. Организационное:

  • организация здоровьесберегающей среды ДОУ;
  • определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;
  • изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  • систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
  • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

3. Лечебное:

  • коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
  • иммунотерапия;
  • витаминотерапия;
  • оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Общие приоритеты проводимой мною оздоровительной работы:

- культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма;

- закрепление эффектов отдельных оздоровительных мер в виде постоянных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводится в режиме саморазвития;

- формирование произвольной  регуляции жизненных функций организма путем развития навыков здорового образа жизни;

- формирование осознания ценности здорового образа жизни, значения правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены;

- воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах;

- активизация и развитие у ребенка познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям;

- развитие у ребенка эмоционального сопереживания другим людям;

- превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых.

Руководствуясь в работе данными принципами, я ставлю задачу формирования не только здорового ребенка, но и личности с активной жизненной позицией.

Особенности выбранной технологии

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение. В связи с этим работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей.

Работа строится по нескольким направлениям:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

- повышение моего педагогического мастерства посредством обучения на курсах повышения квалификации и самообразования;

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с психологом, преподавателями и медицинскими работниками;

- воспитание здорового ребенка совместными усилиями с семьями детей.

Большую часть времени в ДОУ ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена моя деятельность как воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре помогает подбирать упражнения и занятия по различным вилам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

- оборудование физкультурного уголка;

- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;

- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Но успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:

- значение здорового образа жизни;

- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;

- обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;

- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;

- научиться приемам самомассажа;

- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в группе созданы определенные условия. Так, в группе созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия; разработана методика профилактической работы, комплекс оздоровительных мероприятий, приемы закаливания. Совместно с детским педиатром и медицинской сестрой проводится обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья.  

Описание форм работы

Оздоровительная работа строится с учетом анализа  состояния здоровья каждого ребенка и с учетом групп здоровья.   Большое внимание в течение дня уделялось организации оптимального для данного возраста режима двигательной активности детей. Использовались различные виды подвижных игр и игровых заданий.

В течение года особое внимание уделялось формированию навыков здорового образа жизни (личной гигиене, заботе об окружающих, о профилактике заболеваний, безопасности жизнедеятельности, правила первой помощи, поддержание порядка в окружающей обстановке и др.). В увлекательной, наглядно-практической форме обогащались представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании.

При планировании физкультурно-оздоровительной работы отражены все стратегические направления: оптимизация режима (гибкий, щадящий, адаптационный); организация двигательной активности; охрана психо-эмоциональной активности; профилактика заболеваемости; оздоровление фитонцидами; закаливание.

               Таблица 1

Комплексная система организации физкультурно-оздоровительной работы

Блоки физкультурно-оздоровительной работы

Период

Содержание физкультурно-оздоровительной работы

Создание условий для двигательной активности

Гибкий режим;

занятия по подгруппам;

оснащение (спортинвентарем, оборудованием, спортивных уголков в группе);

индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;

Система двигательной активности

Утренняя гимнастика;

прием детей на улице в теплое время года;

физкультурные занятия;

двигательная активность на прогулке;

физкультура на улице;

подвижные игры;

физкультминутки на занятиях;

гимнастика после дневного сна;

физкультурные досуги, забавы, игры;

музыкально-ритмические движения;

игры, хороводы, игровые упражнения;

оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы;

ритмическая гимнастика

Система закаливания

В повседневной жизни

утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;

утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);

облегченная форма одежды;

сон с доступом воздуха (+19 °С ... +17 °С);

солнечные ванны (в летнее время);

стопотерапия;

обширное умывание

Специально организованная

купание под душем (в теплое время года) или обливание стоп

дорожка здоровья (в теплое время года)

Организация рационального питания

организация второго завтрака (соки, фрукты);

введение овощей и фруктов в обед и полдник;

питьевой режим

Диагностика уровня физического развития

диагностика уровня физического развития;

диспансеризация детей детской поликлиникой;

обследование логопедом

               Таблица 2

Комплекс мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе  

№п/п

Содержание

Периодичность

Время

1

Оптимизация режима

1.1

Организация жизни детей в адаптационный период и создание комфортного режима

Ежедневно

В течение года

1.2

Определение  оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

(Карты индивидуальных нагрузок по возрастам)

Однократно

В начале

года

2

Организация двигательного режима

2.1

Физкультурные занятия

2 раза в неделю

В течение года

2.2

Гимнастика пробуждения

Ежедневно

В течение года

2.3

Спортпрогулки с включением подвижных игровых упражнений

3 раза в неделю

В течение года

2.4

Музыкально-ритмические занятия

2 раза в неделю

В течение года

2.5

Спортивный досуг

1 раз в квартал

В течение года

2.6

Оздоровительный бег

Ежедневно во время прогулок

С апреля по ноябрь

2.7

Пальчиковая гимнастика

3-4 раза в день

В течение года

2.8

Физкультминутки

Ежедневно во время

статичных занятий

В течение года

   3

Профилактика заболеваемости

3.1

Дыхательная гимнастика в игровой форме

3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна

В течение года

4

Закаливание с учетом  состояния здоровья  ребенка

4.1

Воздушные ванны (облегченная одежда в группе, одежда соответствует сезону и погоде на прогулке)

Ежедневно

В течение года

4.2

Прогулки на воздухе

Ежедневно

В течение года

4.3

Хождение босиком по «дорожке здоровья», игры с водой

Ежедневно

Июнь-август

4.4

Умывание прохладной водой

Ежедневно

В течение года

4.5

Водный душ

Ежедневно перед обедом

Июнь-август

                        

Таблица 3

Система закаливающих мероприятий (в течение моей работы в группе)

Содержание

Возраст (группа)

средняя

старшая

подготовительная

1.Элементы повседневного закаливания

Воздушно – температурный режим:

От +200 

до +180С

От +200 

до +180С

От +20 0 

до +18 0С

Одностороннее проветривание

  (в присутствии детей)

Сквозное проветривание

  (в отсутствии детей)

Утром перед приходом детей

Перед возвращением детей с дневной прогулки

+20 0С

+20 0С

+20 0С

Во время дневного сна

+19 0С

+19 0С

+19 0С

2. Воздушные ванны

Утренняя гимнастика

Не ниже 0оС

Не ниже 0оС

Не ниже 0оС

Физкультурные занятия

+180С

+18 0С

+180С                

Прогулка

-5 0С

-10 0С

-100С

Хождение босиком

Дневной сон

После дневного сна

Гигиенические процедуры

Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

3.Специальные закаливающие   воздействия

Водный душ

Игры с водой

Во время прогулки в летне-оздоровительный период

Дыхательная гимнастика в игровой форме

3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна

Таблица 4

Карта самооценки профессионального мастерства

 по воспитанию у детей двигательной активности

№п/п

Перечень профессиональных знаний и умений воспитателя

Соответствие

квалификационным требованиям 

1

Знание программных задач  по физическому воспитанию и оздоровлению для детей своей возрастной группы

Соответствует

2

Знание показателей физического развития для детей своей возрастной группы.

Соответствует

3

Знание индивидуальных особенностей развития детей своей возрастной группы, показателей их здоровья

Соответствует

4

Умение грамотно расставить мебель для обеспечения двигательной активности детей

Соответствует

5

Правильный подбор и маркировка мебели в зависимости от роста детей

Соответствует

6

Правильное оформление физкультурного уголка в группе

Соответствует

7

Грамотный подбор и умение провести  подвижные игры по возрасту

Соответствует

8

Картотека подвижных игр

Имеется, пополняется регулярно

9

Умение правильно организовать различные виды деятельности с точки зрения обеспечения двигательной активности детей

Соответствует

10

Знание 5-7 физкультминуток

Соответствует

11

Наличие комплексов физкультминуток в группе

Соответствует

12

Знание методики и умение провести утреннюю гимнастику.

Соответствует

13

Картотека утренней гимнастики

Имеется, пополняется регулярно

14

Знание методики проведения гимнастики пробуждения (гимнастика после сна)

Соответствует

15

Знание методики и умение провести подвижные игры

Соответствует

16

Картотека подвижных игр

Имеется, пополняется регулярно

17

Грамотное руководство формированием у детей культурно-гигиенических навыков

Соответствует

18

Точное соблюдение режима дня

Соответствует

19

Контроль за работой по поддержанию чистоты и порядка в группе

Соответствует

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит, несомненно,  от четкой слаженной работы с родителями. Мой опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересен каждого, его прав и обязанностей.  

Работа по укреплению здоровья детей в течение учебного года проводилась в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

Модель стратегии и тактики работы с родителями:

1 этап – ознакомительный.

Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение).

Выделения групп риска (по результатам исследования).

2 этап -  профилактический.

Наглядная агитация (стенды, памятки).

Встречи со специалистами.

3 этап-работа с группой риска.

Выявление проблемы (беседы, наблюдения, опросы).

Коррекция родительских установок (беседы).

4этап - индивидуальная работа.

Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания.

Консультативная индивидуальная помощь.

5 этап – рефлексивный.

Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения).

Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов).

6 этап – интегративный.

Совместные мероприятия.

Совместное обсуждение проблем.

7 этап - перспективный

Совместное обсуждение планов на будущее.

Анкетирование родителей детей (вопросы анкеты приведены в Приложении 1), которые посещают группу, показало в самом начале, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Система моей работы с семьёй включает:  

I) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его физического развития;  

2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;  

3) обучение с помощью медицинских работников конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.  

4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным методам оздоровления детского организма.  

Для реализации этих задач в группе используются:  

- информация в родительских уголках («Здоровейка»), в папках-передвижках, на информационном стенде «Спорт, здоровье, успех», консультации («Расти здоровым», «Движения плюс движение»), устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания («К гармонии через движение», «Здоровый образ жизни»), беседы с разбором проблемных ситуаций, решением педагогических кроссвордов и т.д.;  

- «открытые дни» для родителей с просмотром на видео и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;  

- хорошие результаты дает совместная организация и проведение спортивных мероприятий, праздников и развлечений;

- на информационном стенде для родителей размещаются фотографии из жизни детского сада, информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей и многое другое.

Итак, в жизни детского сада активное участие и родители: участвуют в различных соревнованиях, с азартом болеют за детей, ведут видеозапись, оформляют альбомы. Несомненно, мне приходится в профессиональной деятельности сталкиваться и с трудностями. Так, затруднено общение с родителями двух «проблемных» семей – они плохо идут на контакт, а их дети ослаблены соматически, педагогически запущены. Мною проведены посещение членов данных семей дома, беседы с родителями, приглашения к посильному участию в подготовке праздников. Детям уделяется индивидуальное внимание (проведено информирование педагогов), с ними проводятся дополнительные занятия, в том числе – и по навыкам самообслуживания, гигиены и пр. Сдвиги отмечаются, но работу требуется продолжить.

Анализ результативности педагогического опыта

Важное  место в воспитательно-образовательном процессе  принадлежит диагностике,  позволяющей понять, в верном ли направлении я и мои коллеги, с которыми у меня сложились позитивные взаимоотношения и деловая взаимопомощь, ведем свою педагогическую работу. Диагностика должна не  только констатировать достижения или проблемы дошкольника, но и выявлять причины, затрудняющие продвижение ребенка, намечать пути его развития.

Анализ результатов диагностики (гистограммы рис. 3, 4 ) выявил   положительную динамику состояния здоровья .

Рис. 3. Динамика состояния здоровья детей - число дней, пропущенных одним ребенком по болезни (среднее значение по группе)

Рис.4. Динамика состояния здоровья детей - число зарегистрированных заболеваний (всего за учебный год)

Внедряя в работу комплексное сочетание технологий в системе оздоровления и занятий физической культурой, я пришла к выводу, что:  

1. У детей повышается интерес к таким занятиям.  

2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.  

3.Развиваются   показатели готовности к школе.  

4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.  

5. Происходит гармонизация физического развития детей.  

6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.  

В ДОУ ведется насыщенная деятельность по созданию условий для обеспечения  готовности к обучению в школе старших дошкольников.  Условия, созданные в учреждении: развивающая среда,  соответствующая речевая среда, методическая база, профессиональные качества педагогов – обеспечивают хороший уровень подготовки детей к школе. Высокое качество совместной воспитательно-образовательной деятельности воспитателей и специалистов детского сада позволяет добиваться хороших результатов, подтверждением чему являются данные систематического анализа выполнения воспитанниками основных показателей школьной готовности.

        В   конце года систематически проводится   диагностика готовности детей к обучению в школе (методики диагностики приведены в Приложении 2). Результаты диагностики представлены на гистограмме (рис. 5.). На гистограмме приведены данные о детях, показавших результаты на уровнях «среднее» и «выше среднего».

Рис. 5. Динамика показателей школьной готовности

Сравнительный анализ усвоения программы воспитания и обучения за  учебный год указывает на повышение уровня развития детей по всем направлениям. Анализ проведенной диагностики показывает, что в основном дети к обучению в школе готовы.

Выводы

 В процессе педагогической деятельности я пришла к следующим выводам. Осуществляя оздоровительную работу в  нашем детском саду,  удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Дети по мере взросления становятся все более  активны, любознательны, выносливы, они в основном смогут легко адаптироваться в школьных условиях.

Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат дает только постоянная и целенаправленная работа.

Вся оздоровительная работа с воспитанниками строится мною на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода с использованием развивающей педагогики оздоровления и привлечения родителей.

Анализ работы показывает, что удалось добиться успехов в воспитании детей. Целенаправленная, планомерная деятельность по оздоровлению и физическому развитию детей позволила:

- достичь оптимального уровня  развития физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- повысить двигательную активность в повседневной жизни детей, создавать бодрое, жизнерадостное настроение;

- повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового уровня жизни в семье;

- повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

Для усовершенствования моей деятельности в направлении оздоровительной работы я планирую следующие меры:

- улучшить работу по профилактике простудных заболеваний и    ОРВИ.

- осуществлять более полное педагогическое и медицинское просвещение родителей по вопросам оздоровления и воспитания детей.

- усилить медико-педагогический контроль за организацией и проведением физкультурных занятий на воздухе и в физкультурном зале;

- усилить работу по организации преемственности между ДОУ и школой.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва);
  4. Конституция Российской Федерации
  5. Конвенция о правах ребенка
  6. Закон о персональных данных
  7. Устав МКДОУ Баганского детского сада №2 «Солнышко»
  8. Л.А. Уланова, С.О. Иордан. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб.: Детство-Пресс
  9. Л.Н. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду». «Мозаика-Синтез», 2009 г
  10. Голицина Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников – М.: Скрипторий 2003, 2006.
  11. Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2008.
  12. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
  13. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.
  14. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста — М.: Владос 2004.
  15. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты оздоровительной работы с детьми подготовительной группы

Дети

Группа здоровья*

Группа физического развития**

На начало работы

Конечные результаты

  1. Александрикова Нелли

III

II

I

  1. Бибик Илья

II

II

I

  1. Бенцлер Света

III

II

I

  1. Бочарникова Аня

III

I1

I1

  1. Бургарт Саша

III

II

I

  1. Григорьева Милана

II

II

II

  1. Дункинов Миша

II

II

I

  1. Журавлева Алина

II

II

I

  1. Засыпкина Сафия

II

II

II

  1. Иванова Ангелина

II

II

II

  1. Калтаев Тимур

II

II

II

  1. Кошелева Аня

II

II

II

  1. Логвиненко Серафим

II

I

I

  1. Максимейко Матвей

III

II

II

  1. Мамиаури Артур

II

I

I

  1. Морозова Катя

II

I

I

  1. Морозов Матвей

II

II

II

  1. Морозова Полина

II

I

I

  1. Морозова Даша

II

I

I

  1. Мусияк Дарина

II

I

I

  1. Салямова Альмира

II

I

I

  1. Симоненко Артем

II

II

I1

23.Пичик Артем

II

I

I

24.Шефер Вика

II

III

III

25.Шефер Даша

II

I

I

26.Мелентьева Виолетта

II

I

I

* I – здоров; II – небольшие отклонения; III – хроническая патология

** I –гармоническое развитие; II – недостаток массы тела; III – избыток массы тела

Анкета для родителей

«Оздоровительная работа в Вашей семье»

  1. Ф.И.О., образование________________________________________________________________________________________________________________
  2. Количество детей в семье_______________________________________
  3. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?_______________________________________________________
  4. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?_______________________________________________________
  5. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?_______________________________________________________
  6. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (ДА, НЕТ)
  7. Соблюдает ли ребенок этот режим? (ДА, НЕТ)
  8. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?(подчеркнуть)

Мама (да, нет).   Папа (да, нет) .   Дети (да, нет).

Взрослый вместе с ребенком (да, нет).    Регулярно, не регулярно.

  1. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены?

(моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги).

  1. Знаете ли Вы основные методы и принципы закаливания? Перечислите, пожалуйста___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?(ДА.НЕТ)
  3.  Кто из членов семьи чаще всего гуляет с  ребенком _______________________________
  4.  Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (ДА, НЕТ, ИНОГДА)
  5.  Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (ДА, НЕТ, ИНОГДА)
  6. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

- подвижные игры

- спортивные игры

- настольные игры

- чтение книг

- просмотр телепередач

- компьютерные игры

- рисование, конструирование

- занятия музыкой, танцами

- другое:_____________ ___________________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика 1. «Оценка социально–нравственного  и общего интеллектуального развития ребенка» (Н.И.Гуткиной).  

Источник: Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей  6-7 лет к школьному обучению. // «Психологическая наука и образование». 1997, №2. – С.21-23.

Цель: в процессе диагностической беседы получить сведения об ориентации ребенка на учебу, о его общем интеллектуальном развитии, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях. Беседа необходима также для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования.

Процедура: экспериментатор просит ребенка рассказать о себе, давая ему независимо от успехов ребенка положительные, одобрительные оценки, подбадривает его. Экспериментатору лучше заранее узнать по документации состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей и пр.

По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы. (Бланк опросника приведен в приложении 1).  

Оценка и интерпретация результатов.

1 балл - правильный ответ на все подвопросы одного пункта. Исключение составляют контрольные вопросы.

0,5 балла - правильные, по неполные ответы на подвопросы одного пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: "Папа работает инженером на "Азоте", "У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха - две". Ошибочными считаются ответы: "Мама Люда", "Папа работает на работе", а также, если ребенок путает времена года, их признаки, "больше - меньше" без наглядных примеров.

К контрольным относятся пункты-вопросы №№ 4, 7, 10, 14, 22. Они оцениваются следующим образом: №4 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла; №7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев - 3 балла; №10 - за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3-х признаков - 1 балл; №14 - за каждое правильное указание применения школьной атрибутики - 1 балл; №22 -за правильный ответ "Попрошу прощения. Отдам свою", - 2 балла.

Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).

Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.

Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам.

24-29 баллов - высокий уровень,  ребенок  хорошо подготовлен к школе;

 20-23 баллов - средний уровень школьной зрелости;

19  баллов и менее - низкий уровень, ребенок  недостаточно подготовлен к школе.

Методика 2.  Тест «Мотивационная готовность» Т. И. Нежновой.

Цель: определение уровня мотивационной готовности к школе,  сформированности у ребенка внутренней позиции будущего школьника.

Источник: Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика. Ведение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.  – М.: ВЛАДОС, 2008.

Оборудование: лист ответов, на котором 5 пар геометрических фигур.

Процедура и инструкция: Ребята, вы, конечно, знаете, что школы очень разные. Вот, например, есть две школы (рисуются два одинаковых прямоугольника):

  А

В этой школе дети рисуют только цветными карандашами.

 Б

А в этой школе дети рисуют карандашами, красками и фломастерами.

Как вы думаете, в какой школе лучше? (Дети отдают предпочтение школе Б)

Экспериментатор предлагает ребенку нарисовать крестик там, где он считает нужным.

   В какой школе лучше?

   Мнения могут быть разными. Мне очень интересно, что думает каждый из вас, но, к сожалению, я не могу выслушать сразу всех и запомнить, кто что сказал. Давайте сделаем так: положите перед собой листочки так, чтобы квадрат был сверху, возьмите ручки. Я буду рассказывать, какие ещё бывают школы, а каждый из вас будет ставить крестик в ту школу, которая вам больше нравится.

 Варианты ответов к заданиям:

1 А. Уроки чтения, математики, письма каждый день, а уроки рисования, музыки, физкультуры и труда раз в неделю.  1 Б. Уроки рисования, труда, физкультуры, музыки - каждый день, а уроки чтения, письма и математики раз в неделю.

2 А. Дети должны вести себя по определенным правилам и не нарушать их.  2 Б. Нет специальных правил поведения, каждый поступает, как хочет.

3 А. Дети приходят в школу, садятся в классе все вместе, учительница учит их.  3 Б. К каждому ребенку учитель приходит домой и учит его всему, что положено.

4 А. Детей учит учительница.  4 Б. Детей учат мамы учеников по очереди.

5 А. За хорошую учёбу ставят оценки 5 и 4.   5 Б. За хорошую учёбу дают угощения: конфеты, мороженое.

  Оценка и интерпретация результатов.

1 балл - дается за ответы А.

0 баллов - дается за ответы Б.

4 - 5 баллов  - высокий уровень готовности к обучению в школе;

2 - 3 балла - средний уровень готовности к обучению в школе;

0 - 1 балл - низкий уровень готовности к обучению в школе.

Методика 3.  Беседа «Отношения».

Цель: определить сформированность у ребенка четырех видов отношений: к школе и учению, к учителю (взрослому), к сверстникам, к самому себе.

Источник: Агафонова И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе.- СПб., 2002.

Вопросы и   оценка результатов:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2 балла - да (выраженное желание);

1 балл - не знаю, не очень (сомнение, неуверенность);

0 баллов - нет.

2. Представь себе, если вечером мама скажет тебе: «Ты у меня еще маленький, может быть тебе трудно будет в школе. Давай я пойду и попрошу, чтобы тебя приняли на будущий год. Что бы ты ответил?

2 балла - не хочу, не согласен;

1 балл - колебание;

0 баллов - хочу, согласен.

3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил знакомых детей, которые ходят в детский сад. Они тебя спрашивают, что нужно сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе? Что ты посоветуешь?

2 балла - содержательная сторона подготовки к школе - учиться читать, писать, считать, рассказывать.

1 балл - формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля.

0 баллов - не знаю.

4. Как — то раз в классе произошел такой случай: один мальчик забыл дома краски. И когда все дети стали рисовать, он встал и сказал учителю: «дай мне краски». Правильно ли сказал мальчик?

2 балла - нужно сказать «дайте», т.е. обращение на Вы;

1 балл - не осознается необходимость обращения на Вы, ответы типа «пожалуйста», «нужно поднять руку», не оцениваются.

0 баллов - не осознается необходимость обращения на Вы, фразу мальчика считает верной.

5. У тебя есть друзья?

2 балла - ребенок отвечает - да, называет сверстников;

1 балл – ребенок отвечает - да, но в числе друзей называет взрослых;

0 баллов – ребенок отвечает - нет, либо в числе друзей называет животных даже игрушки;

6. Дети в школе получают оценки: пятерки - самые хорошие ученики, которые не делают ошибок, все задания выполняют правильно, четверки - те ученики, которые очень мало делают ошибок, тройки - ученики, которые много делают ошибок, двойки и единицы - ученики, которые делают очень много ошибок. Как ты думаешь, какие оценки будешь получать ты?

Если ребенок сомневается, спрашивают: каких оценок больше он будет получать?

  Оценка и интерпретация результатов.

2 балла - пятерки, четверки;

1 балл – четверки, тройки;

0 баллов - тройки, двойки.

9 - 12 баллов  - высокий уровень сформированности отношений;

5 - 8 баллов  - средний уровень сформированности отношений;

0 - 4 балл - низкий уровень сформированности отношений.

Методика 4. Педагогическое наблюдение за  проявлением познавательных интересов.

Цель: диагностика познавательного развития.

Источник: Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.

Г.И.Щукина определяет познавательный интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.  В соответствии с результатами исследований Г.И.Щукиной были выделены критерии и показатели уровней развития познавательного интереса: познавательная мотивация и познавательная активность.

В настоящем исследовании выделены три уровня познавательного развития дошкольников (высокий, низкий, средний).  

Высокий уровень познавательного развития - высокая познавательная мотивация и познавательная активность: ребенок стремится отвечать, всегда принимает участие в общей работе, поиске ответа на поставленный вопрос, готов дополнить ответ товарища, указать на ошибку, допущенную им, и дать совет по ее исправлению.

Средний уровень познавательного развития - недостаточная познавательная мотивация и познавательная активность:

а) ребенок не проявляет желания отвечать, внешне выглядит несколько пассивным. Однако, по предложению воспитателя отвечает охотно, хотя не всегда достаточно полно. При ответе проявляет нерешительность, смущается, нервничает;

б) ребенок часто отвлекается от занятия, поэтому его активность крайне неустойчива. Заинтересованность в работе сочетается с неумением удерживать внимание на предложенной теме. В момент сосредоточения ребенок достаточно активен, при отвлечении не всегда может ответить на вопрос, даже обращенный непосредственно к нему.

Низкий уровень познавательного развития -  неудовлетворительная познавательная мотивация и познавательная активность: ребенок пассивен. Желание отвечать, участвовать в работе отсутствует. Не проявляет интереса к содержанию учебной деятельности.

Методика 5. Диагностика эстетического развития детей

Цель: оценка эстетического развития детей на основе наблюдения за ИЗО-деятельностью детей в изостудии.

Источник: Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание — 1998. — № 10. — С. 65—67.

Критерии эстетического развития детей

Критерии эстетического развития

Показатели критериев

Уровень эстетического развития

1.Эстетическое осознание эстетического объекта

- ребенок умеет дать правильную оценку;

- может описать произведение

высокий

- ребенок затрудняется с оценкой произведения, но правильно определяет цвета;

средний

- ребенок не может дать оценку самостоятельно;

- с трудом определяет цвета

низкий

2.Развитие художественного вкуса

 - ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму;

- устанавливает правильные пропорции

высокий

- ребенок не всегда удачно подбирает элементы костюма;

- с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции

средний

- ребенок затрудняется в выборе цвета;

- с помощью учителя подбирает элементы, устанавливает пропорции

низкий

3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества

- ребенок самостоятельно справляется с заданием;

- правильно подбирает цвета;

- правильно устанавливает пропорции

высокий

- ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов;

средний

- ребенок не справляется с заданием самостоятельно;

- с помощью учителя подбирает цвета, элементы поделки

низкий

Методика 6. Показатели физической подготовленности (определялись по нормативам на занятиях физкультурой)

Показатели 

 пол

5 лет

6 лет

7 лет

Скорость бега на 10м с хода (сек)

мальчики

2,5 – 2,1

2,4 – 1,9

2,2 – 1,8

девочки

2,7 – 2,2

2,5 – 2,0

2,4 – 1,8

Скорость бега на 30м со старта (сек)

мальчики

9,2 – 7,9

8,4 – 7,6

8,0 – 7,4

девочки

9,8 – 8,3

8,9 – 7,7

8,7 – 7,3

Длина прыжка с места (см)

мальчики

81,2 – 102,4

86,3 – 108,7

94 – 122,4

девочки

66 – 94

77,7 – 99,6

80 – 123

Дальность броска правой рукой (м)

мальчики

3,9 – 5,7

4,4 – 7,9

6,0 – 10,0

девочки

3,0 – 4,4

3,3 – 5,4

4,0 – 6,8

Дальность броска левой рукой (м)

мальчики

2,4 – 4,2

3,3 – 5,3

4,2 – 6,8

девочки

2,5 – 3,5

3,0 – 4,7

3,0 – 5,6

Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см)

мальчики

187 – 270

221 – 303

242 – 360

девочки

138 – 221

156 – 256

193 - 313

Скорость бега

90м

30,6 – 25,0

 

 

120м

 

35,7 – 29,2

 

150м

 

 

41,2 – 33,6

Адрес: 632770 с. Баган, ул., Ленина, д. 46,  valyuha1987@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и...

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

План летней оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста

ИЮНЬ - 1-я неделя «Ребёнок в мире людей» Дни недели Мероприятия Среда День Защиты детей Утренняя гимнастика (на улице) Праздничное развлечение на тему дня. Рисование мелками на асфальте «Красивые карт...

Перспективное планирование оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста " Неделя здоровья"

Закрепить у детей понятие о здоровье как главной ценности человеческой жизни...

Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

   повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...

План физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста

План физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста...