Статья "Особенности психики ребёнка второго года жизни"
статья

Наумова Анастасия Андреевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_psihoki.docx13.52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  психики  ребёнка.

К концу  первого  года  жизни  в  психике  ребёнка  закладывается  фундамент  всех  его  последующих  приобретений:  малыш  уже  умеет  общаться  с  окружающими;  у  него  формируются  первые  привязанности;  с  помощью  близких  он  открывает  для  себя  мир  предметов  и  учится  правильно  общаться  с  ними;  переживает  свое  собственное  Я,  отдельное  от  Я  других  людей;  начинает  понимать  речь,  говорить;  становится  более  самостоятельным.  В  начале  второго  года  жизни  ребёнок  начинает  ходить  и  все  настойчивее  свободно  исследовать  окружающий  мир.  Этот  возраста  требует  от  взрослых  большого  терпения,  поскольку  в  этот  период  ребёнок  бывает  непоседлив,  подчас  капризен,  своеволен  и  упрям.

Для  того  чтобы  лучше  понять,  как  правильно  общаться  с  ребёнком  в  этот  сложный  период  детства,  как  создать  условия  для  его  полноценного  развития,  необходимо  прежде  всего  знать  особенности  психики  детей  раннего  возраста,  во  многом  определяющие  их  поведение.

Одной  из  характерных  особенностей  поведения  ребёнка  в  этом  возрасте  является  ярко  выраженная  ситуативность.  Малышу  одного-двух  лет  интересно  все,  что  его  окружает,  он  тянется  ко  всему,  что  находится  в  поле  его  зрения.  Как  образно  заметил  немецкий  психолог  К.  Левин,  лестница  манит  ребёнка  подниматься  по  ней,  дверь  или  коробочка  - закрывать  или  открывать  их,  колокольчик – позвонить,  шарик – покатать  его.  Каждая  вещь,  находящаяся  в  поле  зрения  ребёнка,  заряжена  для  него  притягивающей  или  отталкивающей  силой,  которая  провоцирует  его  на  то  или  иное  действие.

Ситуативность  накладывает  отпечаток  не  только  на  все  виды  деятельности  ребёнка,  но  и  на  протекание  психических  процессов.  Так,  память  малыша  функционирует  преимущественно  на  уровне  узнавания:  маленький  ребёнок  может  совсем  не  вспоминать  о  знакомом  предмете,  когда  тот  находится  вне  поля  его  зрения,  но  сразу  же  узнает  и  потянется  к  нему,  когда  увидит  его  перед  собой.  Мышление  в  этом  возрасте  имеет  наглядно-действенную  форму:  познание  окружающего  мира  осуществляется  путем  практических  действий.  Ребёнок  еще  не  способен  заниматься  умственной  деятельностью,  например,  что-то  обдумывать  или  воображать,  поэтому  в  его  жизни  так  велика  роль  предметов.  Не  разрешая  малышу  действовать  с  ними,  ограничивая  его  активность,  мы  лишаем  его  возможности  мыслить,  а  значит,  и  полноценно  жить.  Эмоции  ребёнка  также  чаще  и  ярче  проявляются  в  момент  восприятия  предметов  или  игрой  с  ними.  Так,  достаточно  показать  расстроенному  малышу  интересную  игрушку,  и  он  забудет  о  своем  огорчении,  а  его  интерес  переключится  на  то,  что  он  видит  в  данный  момент.

Зависимость  от  наглядной  ситуации  часто  сказывается  на  выполнении  поручений  взрослых.  Охотно  отправляясь  за  каким-то  предметом  по  вашей  просьбе,  малыш  может  отвлечься  на  игрушку,  попавшуюся  на  его  пути,  и  начать  играть  с  ней,  забыв  о  том,  за  чем  шел.  Более  сильное  воздействие  предметов  полностью  поглощает  малыша.

Ещё  одна  характерная  черта  психики  ребёнка  раннего  возраста – особая  эмоциональность  восприятия  окружающего  мира.  Эмоциональность,  конечно  же,  свойственна  человеку  в  любом  возрасте,  но  взрослые,  как  правило,  умеют  управлять  своими  чувствами.  Своеобразие  отношения  маленького  ребёнка  к  окружающему  заключается  в  его  страстности,  импульсивности,  неустойчивости  эмоций.  Малыш  радостно  бросается  к  новой  игрушке  или  включается  в  уже  известную  интересную  игру.  Он  оживленно  перебирает  игрушки,  восторженно  восклицает,  разглядывая  их,  настойчиво  показывает  вам,  стремясь  разделить  с  вами  свое  удовольствие.  Расставание  с  любимой  игрушкой  также  вызывает  взрыв  чувств.  То  же  самое  происходит  и  при  встрече  или  разлуке  с  близкими.  Малыш  отчаянно  плачет,  обнаружив  отсутствие  мамы,  и  с  радостными  возгласами  бросается  к  ней,  едва  увидев  её.  Все  чувства  детей  этого  возраста  выражаются  во  всей полноте  их  переживания.

Единство  эмоционального  и  действенного  отношений  к  непосредственно  воспринимаемому  миру – вот,  пожалуй,  главная  особенность  психической  организации  ребёнка  на  протяжении  всего  раннего  возраста.  Особенно  ярко  эта  особенность  проявляется  на  втором  году  жизни  малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с ребёнком на втором году жизни

                                ...

Развитие речи ребёнка второго года жизни

Определены показатели развития речи ребёнка второго года жизни по периодам. Предложены рекомендации по развитию речи детей второго года жизни....

Тема: " Особенности развития детей второго года жизни в доме ребёнка"

Данный   материал  основан  на  особенностях   развития  детей  в  доме  ребёнка....

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Тема: «Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребёнка второго года жизни».

Тема:  «Роль сюжетного конструирования в умственномвоспитании ребёнка второго года жизни»....

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...

Игры для развития понимания речи ребёнка второго года жизни (с 1 года до 2 лет)

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному ...