Главные вкладки

    Тема: " Особенности развития детей второго года жизни в доме ребёнка"
    материал (младшая группа) на тему

    Чистякова Елена Анатольевна

    Данный   материал  основан  на  особенностях   развития  детей  в  доме  ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_vospitatelya_8_gruppy_chistyakovoy_e.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

          

       

       

         

         Доклад  воспитателя  8  группы  Чистяковой Е.А.

       Тема: " Особенности  развития  детей  второго  года  жизни  в  доме  ребёнка"

                                    СПб  2015 год.

       Второй  год   имеет  особое  значение  в  жизни  ребёнка. Овладение  ходьбой,  которая  меняет  весь  его  облик  и  способствует  быстрому  сенсорному  развитию,  формирование  второй  сигнальной  системы  выделяют  второй   год  как  особый  период  раннего  детства.

       Необыкновенно  высокая  ориентировочная  реакция,  большая  потребность  в  получении  новых  впечатлений,  в  действиях  с  предметами  создают  необходимость  таких  условий,  которые  бы  удовлетворяли  эти  потребности  ребёнка,  способствовали  его  умственному  развитию,  обогащению  эмоциональной  жизни.  Индивидуальные,  эмоционально-деловые  контакты  взрослого  с  ребёнком  формируют  у  него  такие  начала  личностных  качеств,  как  глубокая  привязанность  к  близким

    ( воспитателям,  няням- всем,  кто окружает  малыша)  и  адекватное  отношение  к  их  оценке  его  поведения,  умение  сочувствовать  сверстникам, самостоятельность,  инициативность,  стремление  довести  начатое  до  конца.  

      В  этом  возрасте  увеличивается  время  бодрствования  ребёнка,  что  следует  учитывать  при  построении  режима  дня.

      Психическое  развитие  ребёнка  можно  разделить  на  4  периода:

    1-й- от  1года  до  1года 3  мес.

    2-й- от 1года 3 мес. до 1года 6 мес.

    3-й- от 1года 6мес. до 1года 9 мес.

    4-й- от 1года9 мес. до2-х лет.

       Можно  выделить  линии  развития,  которые  на  втором  году  жизни  формируются  наиболее  интенсивно.  Это  понимание  речи  взрослого  и  развитие  активной  речи; сенсорное  развитие;  развитие  игры  и  действий  с  предметами;  развитие  движений;  развитие  навыков  самостоятельности. Естественно,  что  такое  разделение  условно,  так  как каждая  линия  развития  формируется  в  связи  со  всеми  остальными.  Например,  развитие  игры  и  действий  с  предметами  прочно  связано  с  развитием  движений  ребёнка,  а  после  1года  6  мес. -  и  с  пониманием  речи.  Эти  линии  развития  особенно  важны  в  данном  возрасте,  так  как  они  являются  наиболее  сильными,  меньше    подвергаются  влиянию  неблагоприятных  факторов  ( плохой  анамнез,  заболеваемость,  недостаток  педагогических  воздействий  и  др.).  Развитие  активной  речи - линия  новая,  наиболее  чувствительная  к  влиянию  неблагоприятных  факторов,  о  действии  которых  говорит   задержка  в  развитии  активной  речи  детей.

       Что  же  характерно  для  сенсорного  развития  ребёнка  2-го  года  жизни?

       Ребёнок  встречается  с  разнообразием  предметов  и  их  свойств  в  природе,  быту.  Особенно  много  новых  впечатлений  дети  получают  в  природе,  поэтому  важно,  чтобы  воспитанники  дома  ребёнка  гуляли  не   только   на  своём  участке,  но и  выходили  за  его  пределы,  например  в  парк. Особенно  интересен  для  детей  выезд  на  дачу- их  окружают  яркие  цветы,  деревья,  животные  и  птицы.

       Играя  с  различными  дидактическими  игрушками,  малыши  учатся  сравнивать,  различать  качества  предметов,  их  форму,  величину,  цвет.

       Выделение  формы  предмета  как  его  основного  опознавательного  признака  имеет  большое  значение  для  развития  восприятий  ребёнка: уже  в  этом  возрасте  рекомендуется  учить  малыша  различать  форму  шара,  куба,  сравнивать  предметы  контрастных  и  близких  форм,  подбирать  по  образцу  предметы  такой  же  формы.

      Довольно  рано  дети  начинают  выделять  в  предметах  величину,  которая  также  является  для  ребёнка  сильным,  бросающимся  в  глаза  признаком.  С  этим  признаком  малыша  знакомят  прежде  всего  при  проведении  режимных  процессов ( сравнивая  одежду,  посуду,  овощи,  фрукты).  Уже  в  1год 3 мес.  дети,  играя  с  дидактическими  игрушками ( вкладышами ), различают  две  контрастные  величины;  в  1год 9 мес.  подбирают  три-четыре  контрастных  по  величине  предмета (  а затем  и  предметы,  близкие  по  величине ).

       К  2  годам  дети  подбирают  по  образцу  и  словесной  инструкции  взрослого  предметы  по  цвету. Здесь  очень  важно,  чтобы  дети  поняли  задание,  поэтому его  нужно  сделать мотивированным,  например: подобрать  варежки,  носочки,  ботиночки  одного  цвета,  выбирая  их  среди  пар,  имеющих  другой,  контрастный  цвет (  к  красному  носочку подобрать  красный.  отличая  его  от  синих  и  жёлтых.

       Для  детей  2-го  года  характерна  обострённость  восприятия:  ничто  не  проходит  мимо  их  внимания - животные,  птицы,  транспорт,  игрушки,  новая  одежда.  Всё  это  очень  важно  для  малыша - мозг  получает  новую  информацию,  которая  необходима  для  его  развития.  Однако  нужно  помнить,  что  внимание  ребёнка  ещё  носит  непроизвольный  характер.  Малыша  в  этом  возрасте  нельзя  заставить  быть  внимательным,  но  заинтересовать  его  можно  многим.  

       Прежде  всего  его  внимание  привлекают  любые  изменения  в  окружающей  обстановке:  новые  игрушки,  машина,  проехавшая  за  окном,  музыка.  Постоянное  рассматривание  окружающего  переходит  в  наблюдение6 увидев  несколько  раз,  как  воспитатель  кормит  рыбок.  ребёнок  уже  сам  подходит  к  аквариуму  посмотреть,  как  плавают  рыбки.  Дети  не  случайно  бегут  на  горку,  стоящую  у   окна,- они  любят  смотреть  на  проезжающий  транспорт.  Важно  организовать  жизнь  ребёнка  таким  образом,  чтобы  он  не  только  видел  вокруг  себя  разнообразные  предметы,  но  и  действовал  с  ними,  так  как  его  мышление  формируется  в  деятельности.

      Второй  год жизни- это "сензитивный " период  в  развитии  речи,  когда  наблюдается  особая  чувствительность  к  речевому  обучению,  когда  речевое  развитие  протекает  очень  интенсивно.  На  2-м  году  ребёнок  начинает  подражать  словам  и  фразам  взрослого,  понимать  его  речь.  Растёт  его  активный  словарь,  ребёнок  овладевает  грамматическим  строем  языка,  начинает  пользоваться  речью.

       Понимание  речи  приходит  не  сразу.  Для  развития  этого  процесса  характерно  то.  что  до  полутора  лет  интенсивно  устанавливаются  связи  между   предметами,  действиями  и  их  словесными  обозначениями,  правда  связи  эти  сначала  довольно  слабые  и  требуются  специальные  условия,  чтобы  они  упрочились.  Недостаточна  прочна  и  связь  между  отдельными  анализаторными  системами ( двигательными, зрительными,  слуховыми),  этим  и  объясняется, что   иногда,  даже  если  ребёнок  понимает  задание  взрослого,  реагирует  на  него  недостаточно  правильно.  Например: " Покажи,  где  лошадка",- говорит  воспитатель;  ребёнок  смотрит  на  названный   предмет,  а  рукой  показывает  на  другой.  В  работе  с  детьми  при  формировании  связи  слова  с  предметом  необходимо  создавать  разнообразные  условия общения,  постепенно,  но  непрерывно  их  усложняя.

      Что  же  дети  могут  понимать  в  этом  возрасте?  Это  названия  игрушек,  предметов  обихода,  одежды;  названия  действий,  которые  они  сами  могут  выполнить ( " возьми", " принеси", " посмотри", " покорми",

    " покачай"  и т.д. )  Малыши  охотно  выполняют  поручения  взрослых

     ( " Принеси  свои  ботинки"; " Ложись  на  свою  кроватку"),  при  этом  они  хорошо  ориентируются  в  своей  комнате.  

      Постепенно  кругозор  детей  расширяется,  связи  между  предметами  и  словами  становятся  прочнее,  благодаря,  чему  с  полутора  лет  дети  начинают  понимать  речь  взрослого,  не  подкреплённую  ситуацией,  т. е. с  малышом  уже  можно  говорить  о  том,  чего  он  в  настоящий  момент  не  видит (  конечно,  при   этом  нужно  опираться  на  имеющийся  опыт  ребёнка ).  Ему  уже  можно  пересказывать  простые,  но  эмоциональные  рассказы,  читать  четверостишия,  потешки. т Однако  нужно  помнить,  что  по - прежнему  большое  значение  имеет  дальнейшее  обогащение  опыта  ребёнка.  При  рассматривании  окружающего  важно  называть  всё,  что  видит  ребёнок:  действия  взрослых  и  детей,  движения  животных,  транспорта,  картинки  в  книге.  В  дальнейшем  вопросы  взрослого,  обращённые  к  ребёнку,  заставят  его  обозначать  воспринимаемое  своими  словами,  а  к  концу  2-го  года  будут  стимулировать  и  появление  первых  вопросов ( какой?  куда?  что  это?  )

      Если  до  полутора  лет  ребёнок  воспринимает  общее  у  однородных  предметов,  названных  взрослым,  то  после  полутора  лет  эта  способность  к  обобщению  находит  выражение  в  его  собственной   речи.

      Начало  2-го   года  жизни - это  так  называемый  " период  наглядных  обобщений",  когда  ребёнок  обобщает  предметы  не  столько  по  существенным  признакам,  сколько  по  признакам  внешним,  бросающимся  в  глаза:  по  цвету,  величине  и  т. п.  Позже,  приобретя  некоторый  опыт,  ребёнок  по  словесной  инструкции  взрослого  обобщает  предметы  по  существенным  признакам:  сначала  находит  по  просьбе  взрослого,  а  затем  и  называет   однородные  предметы  независимо  от  их  внешних  признаков.

      В  первую  половину  2-го  года  жизни  у  ребёнка  формируется  очень  важное  для  него  умение  подражать  словам,  произносимым  взрослым.  Однако  артикуляционный  аппарат  развит  ещё  недостаточно,  и  в  начале  2-го  года  жизни  малыш  произносит  слова  облегчённо  ( " би-би"- машина, " ав-ав"- собачка ).  Поэтому  очень  важно,  чтобы  взрослый,  давая  для  подражания  такие  облегчённые  слова,  сопровождал  их  словами,  произносимыми  правильно.  Постепенно  дети  начинают  подражать  не  только  словам,  но  и  фразам.  На  основе  подражания  растёт  словарь  ребёнка:  к  году  он  насчитывает  10  слов,  к  1 году  6  мес. - 30  слов,  а  к  2  годам - 300 слов.  Постепенно  изменяется  удельный  вес  речевых  реакций.  Так,  от  1года  до  1года 3  мес.  преобладающей  речевой  реакцией  является  лепет  ребёнка,  который  очень  разнообразен  и  иногда  составляет  целые  "  монологи"  и  его  эмоциональные  возгласы.  В  период  с  1  года  3  мес.  до  1  года  6  мес.  увеличивается  количество    слов,  произносимых  правильно,  т. е.  ребёнок  уже  может  сказать  не  "  ав-ав",  а  " собака",  хотя  само  произношение  слова  ещё  очень  несовершенно  и  понимают  его  лишь  близкие  люди.  С  1  года  6  мес.  до  2  лет  в  речи  ребёнка  возрастает  количество  фраз.  Важный  момент  в  развитии  речи  -  появление  первых  вопросов ( а  это ?  какая ? ),  отражающих  развитие  познавательной  деятельности.

       В  каких  же  ситуациях  у  детей  преобладают  те  или  иные  речевые  реакции?

       Лепет  чаще  всего  возникает  во  время  общей  двигательной  активности.  Слова  же  до  1  года  6  мес.  малыш  произносит  в  момент  сильной  заинтересованности,  при  внезапном  появлении  предметов  в  поле  его  зрения  и  т. п.  Только  после  1 года  6  мес.  дети  начинают  пользоваться  словом  и  во  время  игры,  причём  их  речь  часто  имеет  ненаправленный  характер,  она  ещё  не  обращена  к  объекту  действия:  например,  укладывая  куклу  спать,  ребёнок : " Спит";  кормит  её  и  произносит: " Поела";  построив  дорожку  из  кубиков,  он  ведёт  по  дорожке  машину,  приговаривая : " би-би  поехала".

       Концу  2-го  года  речь  начинает  выполнять  свою  основную  функцию - служить  для  общения  с  окружающими.  Ребёнок  прежде  всего  начинает  пользоваться  речью  при  общении  со  взрослыми.  Ведь  поводов  для  обращения  к  взрослому  бывает  очень  много: это  и  просьба  в  чём - то  помочь,  вместе  поиграть,  и  жалоба,  и  выражение  какого - то  желания,  удивления,  радости.

       Дети  этого  возраста  не  только  понимают  несложный,  хорошо  знакомый  сюжет,  изображённый  на  картинке,  но  уже  умеют  ответить  на  некоторые  вопросы  взрослого,  с  ним  связанные.

       Необходимыми  условиями развития  речи  ребёнка  являются  его  игровая,  двигательная  активность,  общение  со  взрослыми,  организация  специальных  занятий, способствующих  проявлению  речевой  активности.  Важной  задачей  является  формирование  у  детей  потребности  в  речевом  общении  со  взрослыми ;  нужно  помнить,  что  ребёнок  будет  пользоваться  речью,  если  у  него  есть  в  этом  потребность,  желание  что - то  сказать  взрослому.  Обычно  дети  общаются  с  теми  взрослыми,  которые  им  близки,  с  которыми  они  часто  вступают  в  тесный  эмоционально - деловой  контакт.  В  условиях  дома  ребёнка  развитие  активной  речи  довольно  часто  задерживается.  Происходит  это  потому,  что  у  детей   нет  потребности  говорить.  Поэтому  очень  важно  внимательноо  относиться  к  каждому   слову  ребёнка,  обращённому  к  взрослому ;  конечно,  необходимо  также  как  можно  чаще  обращаться  к  детям,  давать  им  разные  поручения  и  т.  п.

       Особое  значение  для  ребёнка  имеет  развитие  игры  и  действий  с  предметами.  В  начале  2- го  года  игра  сводится  к  различным  манипуляциям  с  предметами,  которыми  малыш  начал  овладевать  в  конце  1 - го  года  жизни:  он  открывает  и  закрывает  матрёшку,  ставит  один  кубик  на  другой,  снимает  и  снова  надевает  кольца  на  стержень  пирамидки.  Манипулируя  с  предметами,  он  практически  знакомится  с  их  свойствами.  Постепенно  действия  с  предметами  благодаря  уже  развитой  способности  подражания  и  развитию  координации  движений  рук  приобретают  более  сложный  характер.  Ребёнок  ставит  кирпичики  на  узкую  грань,  делает  перекрытия,  воспроизводит  знакомые  предметы

    ( поезд,  скамейку )  и т. д.;  действуя  с  предметами,  он  учится  сравнивать  их,  сопоставлять - он  мыслит  в  действии.

      В  период  с  1 года 3 мес.  до  1 года 6 мес.  ребёнок  начинает  выполнять  новые  действия,  которые  ранее  с  ним  не  были  специально  разучены;  малыш  воспроизводит  то,  что  увидел  ранее  сам,  приглядываясь  к  действиям  старших  детей  и  взрослых : укладывает  куклу  в  кроватку,  кормит  её,  копируя  движения  воспитателя,  няни,  прикладывает  бумагу  к  спине  медведя - ставит  ему  горчичники.  Это  так  называемые  отобразительные  действия,  которые  к  концу  2-го  года  переходят  в  сюжетные  игры,  требующие  ряда  последовательных  действий.  Поскольку  до  полутора  лет  ребёнок  находится  во  власти  зрительных  восприятий,  его  опыт  незначителен,  игры  неустойчивы,  а  ситуацию  игры  должен  готовить  взрослый.  В  следующем  полугодии  игра  становится  более  устойчивой,  ребёнок  совершает  разные  действия  с  одним  и  тем  же  предметом ;  если  он  до  полутора  лет  может  заниматься  одним  видом  деятельности  2 - 4  минуты,  то  к  2-м годам  - до  5 - 7 минут,  сопровождая  свои  действия  словом.  

        Постепенно  в  игре  формируется  мышление : играя,  ребёнок  использует  предметы - заменители,  воображаемые  предметы,  при  этом  он  подражает  действиям  взрослого,  переносит  свои  действия  в  другие  игровые  ситуации.  

        В  процессе  самостоятельной  деятельности  дети  овладевают  различными  движениями.  В  начале  2-го  года  ходьба  ещё  недостаточно  координирована : ребёнку  трудно  пройти  по  прямой,  сложными  препятствиями  для  него  являются  ямки,  бугорки,  камешки,  трава.  Детям  ещё  трудно  согласовывать  свои  движения  с  движениями  окружающих,  ориентироваться  в  пространстве,  поэтому  нередко  они  наталкиваются  на  предметы,  могут  и  столкнуться  с  другими  детьми.  Происходит  это  потому.  что  ребёнок  пока  не  научился  соразмерять  свои  движения  с  величиной  препятствий,  которые  встречаются  на  пути,  например  заранее   поднимает  ногу,  чтобы  переступить  через  порог  или  ямку.  На  протяжении  первого  полугодия  2-го  года  жизни  ходьба  постоянно  совершенствуется - дети  начинают  хорошо  ходить  не  только  по  гладкому  полу,  но  и  на  улице,  траве,  взбираются  на  бугорки,  ходят  с  помощью  взрослого  по  лестнице.  Совершенствуется  лазанье,  бросание - малыши  влезают  на  горку,  диван,  стул,  перелезают  через  различные  преграды

    (бревно,  скамейку ), их  движения  становятся  более  ловкими,  координированными.  Постепенно  дети  начинают  согласовывать  свои  движения  с  действиями  других  детей,  овладевать  навыками  движений.

       

         

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

    План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

    Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

    Конспект комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром на тему: Число 5. Порядковый счет до 5 на основе лексической темы «Домашние птицы».

    Особенности формирования математических представлений  у дошкольников с ограниченными  возможностями здоровья  в процессе игровой деятельности.Конспект  комбинированного заня...

    Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

    Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

    Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

    Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....