Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Формирование представлений детей о времени года (зима).

Формирование представлений детей о времени года (весна).

Формирование представлений детей о времени года (осень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_osen.docx16.15 КБ
Файл tema_zima.docx13.77 КБ
Файл tema_vesna.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Времена года. Осень».

Цель: Формирование представлений детей о времени года (осень).

Задачи:

коррекционно-образовательные:

расширение словаря по теме (осень, похолодание, изменение окраски литьев, опадение листьев,тучи, дожди, сбор урожая, перелет птиц на юг)

коррекционно-развивающие:

 развитие зрительного внимания, общей, тонкой моторики, тактильных ощущений.

коррекционно-воспитательные:

формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Сюжетная картинка «Осень», картинно-графические схемы признаков осени.

 Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Логопед: Садится на место тот, кто закончит предложения:

-Моросит мелкий………..дождь

-Часто дует холодный………….ветер

-Листья на деревьях стали……желтыми,красными

-С деревьев падают………….листья

2. Упражнение «Посмотри и объясни»

Рассмотреть сюжетные картинки с изображением осени, спросить:

-Какое это время года?

-Как вы догодались,что это осень?

3. Игра «Отгадайка»

Дождик поливает,

Листья опадают,

Птицы улетают,

Когда это бывает?

(Дети отвечают :осенью)

 Игра  «Назови ласково»

Дождь-дождик

Ветер-ветерок

Птица-птичка

Туча-тучка

Солнце-солнышко

Лист-листочек, листик

Сад- садик

4. Упражнение «Послушай и найди»

 Рассмотреть картинно-графические схемы признаков осени, предложить послушать фразы и найти к ним картинки.

-Часто моросит холодный ветер.

-На дорогах лужи, грязь, слякоть.

-На деревьях желтеют, краснеют и опадают листья.

-Дует холодный холдный ветер.

-Люди убирают урожай.

-Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед указкой обводит все картинки и спрашивает:

Какое это время года?

Дети: это осень.

5.Физкультминутка

-Ветер  дует нам в лицо(дети энергично обмахивают лицо руками)

-Закачалось деревцо( дети поднимают руки вверх, наклоны в стороны)

-Ветер дует тише, тише( дети медленно обмахивают руками лицо)

-Деревце растет все выше, выше (дети поднимают руки вверх, тянутся на носочках)

-Ветер сильный набежал( дети поднимают руки вверх, энергичные наклоны в стороны)

-И все листики сорвал( дети наклоняются, бросив расслабленные руки вниз)

6. Игра « Рисуем осень»

Предложить детям движениями рук в воздухе «нарисовать» признаки осени.

Логопед:

Мы рисуем серое,хмурое небо.

Дети:

Поднимают руки вверх, кистями рук «раскрашивают» небо вправо-влево.

Логопед:

Мы рисуем большие холодные лужи.

Дети:

Наклоняются и свободно двигающимися руками внизу «рисуют» круги.

 Логопед:

Мы рисуем мягкий моросящий дождь.

Дети:

Хаотично двигают пальцами, опуская руки сверху вниз, до самого пола.

7. Окончание занятия.

Логопед:

Занятие подошло к концу.Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня?

Дети:

1-й ребенок. Мы отгадывали загадку про осень.

2-й ребенок. Рассматривали картинки об осени.

3-й ребенок. Рисовали в воздухе дождик, лужи, серое небо.

Логопед:

А как все вместе это называется?

Дети хором:

Осень!

Логопед:

Правильно.

Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!



Предварительный просмотр:

Тема: « Зима»

Цель: Формирование представлений детей о времени года (зима).

Задачи:

коррекционно-образовательные:

Дети должны усвоить:

основные признаки зимы, как и когда она наступает (познакомиться с тремя месяцами зимы),свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает).

расширение словаря по теме (зима, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, снег кружиться; снег пушистый, ледяной и т.д )

коррекционно-развивающие: развитие зрительного внимания, общей, сенсорной моторики, мышления, память.

коррекционно-воспитательные:

формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: 

Картинка «Зима», сюжетные картинки о зиме, листы для рисования.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед:

-Садится на место тот, кто назовет признаки зимы.

2.Упражнение «Нарисуем картинки».

 Логопед раздает детям «книжки» (альбомные листы, сложенные пополам).

Милые детишки, откройте свои книжки, их Незнайка читал и картинки украл!

Далее логопед предлагает детям нарисовать на первой странице елочку, а на второй странице — игрушку для елочки. После этого дети по очереди рассказывают, что они нарисовали на первой странице, а что на второй.

Логопед (можно повторить с детьми).

Мы картинки рисовали и о них мы рассказали.

3.Игра «Отгадайка»

Снег выпадает.

Вьюги завывают.

Новый год встречают.

Когда это бывает?

4.Упражнение «Посмотри и объясни»

Рассмотреть сюжетные картинки с изображением зимы, спросить:

-Какое это время года?

-Какие изменения происходят в это время года?

Логопед рассказывает детям о том, какие есть зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

5.Физкультминутка ««Зимой».

Мы погреемся немножко (дети маршируют на месте)

Мы похлопаем в ладошки (дети хлопают в ладоши)

Ножками потопаем

И себя похлопаем (ребенок обхватывает себя руками и хлопает)

6.Упражнение «Ответь правильно». Развитие умения отвечать на вопросы логопеда.

Снег белый или синий?

Лед твердый или мягкий?

Снег капает или идет?

Зимой бывает снегопад или листопад?

Лед скользкий или шершавый?

На улице мороз или жара?

Зимой одеваемся тепло или легко?

Снеговика лепят или строят?

На коньках катаются или качаются?

7.Окончание занятия.

Логопед:  Занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. О чем говорили?

Дети: Мы говорили о зиме.

1-й ребенок. Мы отвечали какой бывает снег

2-й ребенок. Мы отгадывали загадку.

3-й ребенок. Мы рассматривали картинку о зиме и узнали какие есть зимние месяцы.

4-й ребенок. Мы  рисовали елку и новогодние шары.

Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!



Предварительный просмотр:

Тема: «Весна».

Цель: Формирование представлений детей о времени года (весна)

Задачи:

коррекционно-образовательные:

расширение словаря по теме основные признаки весны(весна, солнце, трава, почки, проталины); почему весной радуются люди и животные, учиться отличать весну от других времен года.

коррекционно-развивающие: развитие зрительного внимания, общей, тонкой моторики, тактильных ощущений.

коррекционно-воспитательные:

формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Картинка «Весна», сравнительные картинки времен года( весна и зима)

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед читает детям стихотворение.

Вот пришла весна,  очень теплая она, солнце греет, тает снег, веселится человек!

2.Упражнение «Ответь правильно». Развитие слухового внимания.

Весной солнышко греет или морозит?

Снег тает или застывает?

Ручьи текут или стоят?

Травка зеленеет или вянет?

Жучки прячутся или просыпаются?

Дети катаются на самокате или снегокате?

Люди носят шубы или куртки?

3.Упражнение «К нам пришла весна».

Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

-Что такое весна? (Весна-это время года)

-После какого времени года наступает весна?

-Как начинает пригревать солнце?

-Что от этого происходит?

-Что появляется на земле, где растаял снег?

-Что вырастает на проталинах?

-Что набухает на ветках?

- Что происходит со льдом в реках?

-Кто просыпается после зимы?

-Кто возвращается из теплых краев?

4. Физкультминутка

На-на-на – к нам идет весна(дети делают хлопки)

Но-но-но – на улице тепло( дети шагают на месте)

Ну-ну-ну – встречаем мы весну( дети на слоги –хлопки, на слова выпрямляют руки вперед)

Ны-ны-ны- долго не было весны (на слоги –хлопки, на слова-наклоны в стороны, руки на поясе)

Да-да-да, хороша весна! (шагают на месте)

5.Упражнение « Сравни картинки зимы и осени»

Логопед предлагает сравнить картинки с изображением зимы и весны.

Пример: Зимой солнце тусклое, а весной яркое

Зимой снег на земле лежит, а весной…………..тает

Зимой дети лепят снеговика, а летом……….катаются на самокате и пускают в ручейках кораблики

Зимой дети одеты в шубы и пальто, а весной………….куртки и плащи

6.Составление предложений.

 «Времена года». Формирование представлений о смене времен года.

Наступила теплая... (весна). А была холодная... (зима). После весны придет жаркое... (лето). А потом наступит прохладная... (осень). А после осени опять наступит холодная... (зима).

«Цвета весны». Усвоение основных цветов.

Логопед вместе с детьми рассматривает предметы на картинках и называет цвет этих предметов: солнышко — желтое; небо — синее; травка — зеленая; цветок — красный.

7.Окончание занятия.

Логопед:

Занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. О чем говорили?

Дети: мы говорили о весне.

1-й ребенок. Мы рассматривали картинки о весне

2-й ребенок. Мы повторяли цвета.

3-й ребенок. Мы сравнивали картинки зимы и весны.

Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!